В психологии воздействие трактуется как целенаправленный перенос движения и информации от одного участника взаимодействия к другому, сопровождаемый изменением установок, намерений, представлений, оценок, состояния и поведения человека, на которого оно было направлено[1].
Психологическое воздействие может бьггь только направленным, т.е. имеющим целью изменение состояния и поведения человека. При отсутствии цели воздействие является психическим и реализуется двумя способами:
заражением — нецеленаправленной передачей определенного психического состояния (паника, раздражение, смех и т.п.) другому человеку или группе людей, основанной на обращении к бессознательной сфере психики человека;
подражанием — способе усвоения поведенческих моделей и традиций, механизме сознательного или бессознательного воспроизведения опыта действий и поступков другого человека.
И психологическое и психическое воздействие можно осуществить в двух формах — прямой и косвенной. Прямое воздействие состоит в открытом предъявлении требований, косвенное предполагает изменение условий.
По различным основаниям выделен ряд типологий психологического воздействия:
по характеру воздействия — простое (один сеанс общения), сложное (включает ряд простых, преследует стратегическую цель);
по направленности воздействия — индивидуальное (направлено на одного человека), социально-психологическое (направлено на группу людей);
по форме осуществления — открытое (обращено к сознанию), закрытое (обращено к подсознанию), комбинированное (сочетает обе формы);
по технической оснащенности — субъектное (воздействие личности), инструментальное (опосредовано материальными объектами и условиями).
В правоприменительной сфере психологическое воздействие включает разноплановые и разноуровневые компоненты — принципы, цели, стратегии и методы[2] (рис. 1.1).
Рис 1.1. Феноменология психологического воздействия в правоприменительной сфере
Стратегия воздействия понимается как способ оперирования информацией в целях изменения поведения объекта в направлении, планируемом субъектом воздействия. Иными словами, стратегия трактуется как линия поведения, которую юрист избирает для достижения своих целей во взаимодействии. В большинстве случаев существует несколько способов достижения цели, для чего используется инструментальное понятие «тактика»'.
1. По функциям различают следующие виды стратегий психологического воздействия:
основные — семантические[3] [4] или когнитивные[5];
вспомогательные (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Виды стратегий психологического воздействия по функциям
Как основная рассматривается стратегия, которая на данном этапе взаимодействия является наиболее значимой в контексте мотивов и целей.
Семантические (или когнитивные) стратегии выполняют решающую роль в построении «картины дела» в судопроизводстве. К ним относятся:
убеждение — сознательное, аргументированное воздействие на интеллектуально-познавательную сферу человека, основанное на логических приемах доказательств, имеющее своей целью изменение его состояния или намерений. Основывается, как правило, на рациональной аргументации, однако может иметь и исключительно эмоциональный или нравственный характер;
деконструкция — понимание посредством разрушения (изменения) стереотипа или включения его в новый смысловой контекст, что обусловит у допрашиваемого сомнения в целесообразности занятой позиции;
интерпретация — толкование действительности, заключающееся в акцентировании или сокрытии (затушевывании) информации, чем приуменьшается нанесенный ущерб, степень угрозы, наличие преступного умысла.
К вспомогательным относятся прагматические, диалоговые и риторические типы стратегий. Следует отметить особую значимость прагматических стратегий, реализующихся в конкретных ситуациях юридического общения.
На этапе судебного следствия максимально эффективны диалоговые стратегии, а риторические необходимы в судебных выступлениях. Важно, однако, отметить, что в обоих этих видах актуально использование психолингвистических приемов построения образной речи[6], которые носят инструментальный характер и связаны с внушением.
2. По направленности различают следующие виды стратегий психологического воздействия:
императивные (объектные);
манипулятивные (субъектные);
развивающие (субъект-субъектные).
Использование императивной стратегии психологического воздействия наиболее уместно и эффективно в оперативных ситуациях и в условиях временного дефицита. Манипулятивная стратегия предполагает использование ресурсов другого субъекта не в его интересах. Развивающая стратегия воздействия помогает понять основные психологические предпосылки эффективности межличностных контактов. Принципиальное условие этой стратегии — открытый диалог между субъектами взаимодействия[7].
Методы и средства психологического воздействия. В психологии профессионального взаимодействия еще не достигнута терминологическая точность в разделении понятий «стратегия» и «метод»[8]. Под методами воздействия традиционно понимается совокупность приемов, реализующих воздействие: (1) на потребности, мотивы и ценности — источники активности человека; (2) на установки, групповые нормы, самооценки людей — регуляторы активности;
на психические состояния человека (тревога, возбужденность или депрессия и т.п.), корректирующие его поведение.
Таким образом, группа методов психологического воздействия отличается разнообразием и, помимо убеждения, включает:
внушение (от лат. suggestio — суггестия) — сознательное неаргументированное воздействие на личность, основанное на некритическом восприятии ею информации, которая помимо воли интроецируется (встраивается) в сознательную и бессознательную сферу. Внушение может происходить без включенности внимания и без осознания воспринимающего. В процессе внушения познавательные процессы осуществляются на уровне восприятия и запоминания;
самопрезентацию — открытое предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации в целях их оценки и получения преимуществ в микросреде;
просьбу — обращение с призывом удовлетворить потребности или желания;
принуждение — психологическое давление, требование выполнять распоряжения, подкрепленное открытыми или скрытыми угрозами;
критику — высказывание замечаний в отношении результатов деятельности или свойств личности, снижающие ее самооценку и самоуважение;
игнорирование — умышленное невнимание по отношению к партнеру, его чувствам или действиям, воспринимаемое как проявление неуважения или пренебрежения.
Под приемом воздействия понимают совокупность средств и алгоритм их использования. В качестве средств воздействия используются:
вербальная (словесная) информация;
невербальная информация, к которой, помимо воспринимаемых признаков внешности человека, относят целых ряд важных факторов (табл. 1.1).
Таблица 1.1. Области невербальной информации
Область невербальной информации
Источники невербальной информации
Кинесика
Коммуникативные функции телодвижений (жесты, мимика, походка, поза)
Такесика
Жесты-прикосновения (рукопожатия, похлопывания, удары, поцелуи и т.д.)
Ольфакция
Коммуникативная роль запахов (парфюма, табака, еды и др.)
Проксемика
Расположение собеседников и дистанция между ними
Окулесика
Визуальное поведение (направление и продолжительность взгляда, частота зрительного контакта)
Просодика
Акцентуационно-ритмическое оформление речи (фразовое и логическое ударение, интонирование)
Экстралингвистика
Включение в речь пауз, вздохов, плача, кашля
Паралингвистика
Вокализация (использование голосового аппарата для произведения звуков), тональный диапазон голоса Темп речи
Каждый тип воздействия допускает использование нескольких различных средств.
Общеизвестно, что в процессе общения 60—95% информации о собеседнике поступает именно из невербальных источников. Безусловно, любые поведенческие проявления индивидуальны и во многом ситуативны, в связи с чем популярные рекомендации по их анализу являются только ориентирующими. Однако в профессиональной деятельности важно придерживаться нормативного стандарта взаимодействия, потому что наблюдающий собеседник всегда склонен к традиционным нелицеприятным выводам. Для следователя это правило особенно важно в связи с повышенными этическими требованиями в профессии, поэтому обязательным для него является контроль собственных источников невербагтики.
[1] См.: Еникеев М.И., Образцов В.А., Эминов В.Е. Следственные действия: психология, тактика, технология. М., 2011.
[2] См.: Боруленков Ю.П., Дмитриева Л.А. Психологическое воздействие как инструмент юридического познания и доказывания // Библиотека криминалиста: Науч. журн. № 2(13) 2014. С. 148-154.
[3] См.: Боруленков Ю.П. Юридическое познание (некоторые методологические, теоретические и праксеологические аспекты): Монография / Под науч. ред. проф. В.Н. Карташова. М.: Юрлитинформ, 2014.
[4] Семантический (гр. semantikos — значащий) — лингв, относящийся к значению или смыслу слова, содержательный.
[5] Когнитивный (лат. cognitio — восприятие, познание) — относящийся к познанию, к функциям мозга, которые обеспечивают формирование понятий, оперирование ими и получение выводных знаний.
[6] См. подробнее § 1.4 пособия.
[7] См.: Ковалев Г.А. Психологическое воздействие: теория, методология, практика: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. 19.00.01. М., 1991. С. 10—13, 18, 20, 23—25.
[8] См.: Боруленков Ю.П. Общение — эвристический инструмент юридического познания // Мировой судья. 2014. № 6. С. 16—22.
|