Содержание контрольных полномочий в отношении казенных учреждений определено довольно четко и однозначно: контроль за целевым использованием бюджетных средств и соблюдением лимитов бюджетных обязательств. Такой контроль основывается на использовании бюджетной сметы, кодов бюджетной классификации, лимитов бюджетных обязательств и санкционирования осуществления расходов со стороны финансовых органов <1>.
Бюджетные и автономные учреждения оказывают услуги гражданам и организациям, получая финансирование от публичного субъекта на иной основе - основе субсидирования. Этот способ предполагает более высокую степень самостоятельности учреждений в расходовании полученных бюджетных средств и базируется на формировании государственного (муниципального) задания, что неизбежно требует изменения содержания контроля. Контроль должен быть нацелен на исполнение полученного задания. Следовательно, это контроль эффективности использования бюджетных средств. В настоящее время на законодательном уровне он не имеет обозначенных критериев, и его содержание требует доктринальной разработки. Очевидно, что при формулировании содержания контроля эффективности использования бюджетных средств необходимо учитывать ряд факторов.
Первый фактор - от исполнения государственного (муниципального) заказа невозможно отказаться (ст. 6 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений").
Второй фактор - такие заказы могут размещаться на конкурсной основе <1>, что предполагает контроль за соблюдением условий участия в конкурсе.
Третий фактор - на выполнение полученного задания могут быть использованы не только бюджетные средства, но и средства от приносящей доходы деятельности.
Четвертый фактор - ответственность по своим долгам бюджетные и автономные учреждения несут всеми своими средствами - как бюджетными, так и внебюджетными равным образом в отношении долгов, возникших по обязательствам, финансируемым и бюджетными, и внебюджетными средствами.
Таким образом, применительно к бюджетным и автономным учреждениям положение п. 2 ст. 266.1 БК РФ "органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ" может быть истолковано как контроль за использованием бюджетных средств с достижением максимальных показателей выполняемого задания. Нельзя не признать, что выработка адекватных инструментов контроля эффективности довольно сложна. Привести примеры нормативного регулирования такого контроля в какой-либо сфере, относящейся к образованию, науке или культуре, не представляется возможным. Контроль за использованием бюджетных средств может находиться в плоскости и целевого характера, и рационального, и эффективного <1>. Каждое из этих направлений контроля требует соответствующей методики проверки.
|