Осложняющим фактором оценки правового регулирования финансового контроля в отношении бюджетных и автономных учреждений является то обстоятельство, что в статусе бюджетных и автономных учреждений наблюдается определенная двойственность, поскольку публичный субъект возлагает на них осуществление публичных обязанностей (например, социальные выплаты отдельным категориям граждан - детям-сиротам, многодетным семьям и т.д.). Подобное исполнение публичных обязанностей сопровождается предоставлением субсидий, которые в ст. 78.1 БК РФ именуются "субсидиями на иные цели" и в отличие от общей субсидии (на выполнение государственного (муниципального) задания) подлежат контролю по тем же правилам, которые применяются к казенным учреждениям. Об этом свидетельствует тот факт, что расходование таких субсидий подлежит обязательному санкционированию со стороны финансовых органов <1>.
Имеет значение и тот факт, что бюджетные и автономные учреждения осуществляют закупки товаров, проведение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд в порядке, установленном для участников бюджетного процесса Законом о контрактной системе, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <1>. Эта деятельность также является подконтрольной. Порядок такого контроля установлен Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2014 г. N 89 "Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд". Целью контроля обозначено соблюдение законодательства о закупках. Особенности, связанные с осуществлением закупок бюджетными и автономными учреждениями для выполнения государственного (муниципального) задания, в указанном акте не названы. В актах, изданных федеральными органами исполнительной власти по вопросам организации ведомственного контроля, связь (и зависимость!) закупки и государственного задания также, как правило, не просматривается. В качестве положительного примера можно указать на Приказ Рособрнадзора от 18 июля 2014 г. N 1102 "Об утверждении Регламента осуществления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд" <2>, в котором предусмотрена проверка соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта и соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Таким образом, имеются основания говорить о существовании трех самостоятельных видов контроля за использованием субсидий бюджетными и автономными учреждениями:
- целевой контроль за использованием субсидий, предоставленных на иные цели, и бюджетных инвестиций (абз. 2 п. 1 ст. 78.1 и ст. 78.2 БК РФ);
- контроль эффективности использования субсидий, полученных на выполнение государственного/муниципального задания, а также в форме грантов (абз. 1 п. 1 и п. 4 ст. 78.1 БК РФ);
- контроль за осуществлением закупок для государственных и муниципальных нужд.
Можно сформулировать следующие выводы:
1) правовое регулирование каждого вида контроля требует отдельного (самостоятельного) правового регулирования, основы которого должны быть заложены в БК РФ;
2) в БК РФ необходимо закрепить цели осуществления контроля эффективности использования субсидий, полученных на выполнение государственного/муниципального задания, а также в форме грантов путем определения критериев эффективности с возможностью их дифференциации применительно к отдельным направлениям деятельности бюджетных и автономных учреждений;
3) необходимо устранить все противоречия в действующих актах, устанавливающих право органов внутреннего контроля одного уровня публичной власти осуществлять контроль за бюджетными средствами, переданными на другой уровень публичной власти в форме межбюджетных субсидий и субвенций;
4) самой насущной потребностью является разработка методических рекомендаций по осуществлению контроля эффективности использования субсидий.
|