В соответствии с законодательством об охране окружающей среды в смежных к фаунистическому и лесному праву актах устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, для оценки состояния окружающей природной среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира.
С учетом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, национальных парков, курортных и рекреационных зон) для них устанавливаются более строгие нормативы предельно допустимых вредных воздействий на природную среду: нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, обеспечиваются посредством регулирования нормирования предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ.
Нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, устанавливаются с учетом производственных мощностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта и иных вредных последствий по каждому источнику загрязнения, согласно действующим нормативам предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей среде.
Разновидностью нормативов предельно допустимых воздействий являются предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве. Предельно допустимые нормы применения минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и других агрохимикатов в сельском хозяйстве устанавливаются в дозах, обеспечивающих соблюдение нормативов предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания, охрану здоровья, сохранение генетического фонда человека, растительного и животного мира.
Законами и подзаконными нормативными правовыми актами регулируются экологические требования при использовании химических веществ в народном хозяйстве, а также меры защиты от вредного биологического воздействия, в частности, запрещается применение и разведение биологических объектов, не свойственных природе соответствующего региона, а также полученных искусственным путем, без разработки эффективных мер предотвращения их неконтролируемого размножения.
Ряд федеральных законов оказываются смежными по отношению как к фаунистическому, так и к лесному законодательству.
В Федеральном законе от 30 марта 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" среда обитания человека рассматривается как совокупность объектов, явлений, факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющей условия жизнедеятельности человека, устанавливаются основные требования к водным объектам, питьевой воде, атмосферному воздуху, а также к обращению с отходами производства и потребления как к компонентам среды обитания, которые не должны оказывать вредное воздействие на человека: среда обитания человека не может не быть средой обитания объектов животного мира.
В соответствии со ст. 18 этого Закона водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятия спортом, отдыха и в лечебных целях, не должны являться источником биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются согласованные с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
В ст. 20 Закона предусматривается, что атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и безвредности для человека атмосферного воздуха, в том числе предельно допустимые концентрации химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов санитарным правилам.
Требования, касающиеся сохранения биоразнообразия и охраны живой природы, предусматриваются в нормах Федерального закона от 24 июня 1998 г. "Об отходах производства и потребления", например в статье 1 "Основные понятия": опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней.
Согласно ст. 3 Закона охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия относится к основным принципам государственной политики в области обращения с отходами.
В соответствии со ст. 22 ФЗ от 19 июля 1997 г. "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" порядок применения пестицидов и агрохимикатов определяется федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами с учетом фитосанитарной, санитарной и экологической обстановки, потребностей растений в агрохимикатах, состояния плодородия земель (почв), а также с учетом рационов животных.
Важнейшим для сохранения биологических ресурсов является Федеральный закон от 4 мая 1999 г. "Об охране атмосферного воздуха", согласно ст. 11 которого устанавливаются требования к нормированию качества атмосферного воздуха и вредных физических воздействий на атмосферный воздух; в целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.
Законом запрещаются проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя Земли, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и генетического фонда животных, наступлению необратимых последствий для людей и окружающей природной среды.
Признание ряда законов смежными к фаунистическому праву определяется частью 2 ст. 3 Закона о животном мире, согласно которой отношения в области охраны и использования объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания в целях сохранения ресурса и генетического фонда объектов животного мира и в иных научных и воспитательных целях, регулируются Законом о животном мире, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ.
В части 3 ст. 3 Закона о животном мире предусматриваются смежные с фаунистической сферы регулирования - сохранение ресурсов и генетического фонда объектов животного мира, охрана и использование сельскохозяйственных и других одомашненных животных, охрана и использование объектов животного мира континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, имущественные отношения в области охраны и использования объектов животного мира.
Огромное значение в современный период имеет применение норм Федерального закона "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности", который регулирует отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, возникающие при осуществлении деятельности с использованием методов генной инженерии и генно-инженерно-модифицированных организмов <1>.
--------------------------------
<1> Генно-инженерно-модифицированный организм - организм или несколько организмов, любое неклеточное, одноклеточное или многоклеточное образование, способные к воспроизводству или к передаче наследственного генетического материала, отличные от природных организмов, полученные с применением методов генной инженерии и содержащие генно-инженерный материал, в том числе гены, их фрагменты или комбинации генов (ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности").
Генная инженерия, согласно приводимому в данном Законе определению, - это совокупность приемов, методов и технологий, в том числе технологий получения рекомбинантных рибонуклеиновых и дезоксирибонуклеиновых кислот, по выделению генов из организма, осуществлению манипуляции с генами и введению их в другие организмы.
Генно-инженерная деятельность включает в себя такие работы, как генетические манипуляции на молекулярном, клеточном уровнях с участием рекомбинантных рибонуклеиновых и дезоксирибонуклеиновых кислот для создания ГМО или для целей генодиагностики и генной терапии (генотерапии) применительно к человеку, все виды испытаний ГМО, в том числе лабораторные, клинические, полевые, опытно-промышленные, утилизацию отходов генно-инженерной деятельности, покупку, продажу, обмен, другие сделки и иную деятельность, связанную с генно-инженерными технологиями.
Такая деятельность может осуществляться: а) в замкнутой системе, когда генетические модификации вносятся в организм или ГМО, обрабатываются, культивируются, хранятся, используются, подвергаются транспортировке, уничтожению или захоронению в условиях, предотвращающих контакт ГМО с населением и окружающей средой; б) в открытой системе, предполагающей контакт ГМО с населением и окружающей средой при их намеренном выпуске в окружающую среду, применении в медицинских и алиментарных (то есть для питания) целях, экспорте и импорте, при передаче технологий.
Для замкнутых систем в зависимости от степени потенциальной опасности устанавливается четыре уровня риска потенциально вредного воздействия генно-инженерной деятельности на здоровье человека. Например, работы, проводимые с микроорганизмами в замкнутых системах в масштабе, превышающем лабораторные исследования, относятся к III или IV уровню риска. IV уровень риска соответствует работам, которые представляют опасность для здоровья человека, и сопоставим с опасностью при работах с возбудителями особо опасных инфекций. Генно-инженерная деятельность III и IV уровней риска, осуществляемая в замкнутых системах, подлежит лицензированию.
Генно-инженерно-модифицированные организмы, предназначенные для выпуска в окружающую среду, а также продукция, полученная с применением таких организмов или содержащая такие организмы, подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. С 1 июля 2017 года вступает в силу в полном объеме (в настоящее время действуют только некоторые пункты) Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2013 г. N 839 "О государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, а также продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы".
В соответствии с ним модифицированные организмы подлежат государственной регистрации с учетом их целевого использования, видами такого использования являются: а) производство лекарственных средств для медицинского применения; б) производство медицинских изделий; в) производство продовольственного сырья и пищевых продуктов; г) производство кормов и кормовых добавок для животных; д) производство лекарственных средств для ветеринарного применения; е) разведение и (или) выращивание на территории Российской Федерации модифицированных растений и животных, а также микроорганизмов для сельскохозяйственного назначения. В зависимости от указанных целей для государственной регистрации предоставляются заключения о результатах исследований, например исследования биологической безопасности для целевого использования, названного выше в пунктах "г" - "е"; для последней цели использования необходимо также наличие положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Сведения о зарегистрированных модифицированных организмах и продукции размещаются в сводном государственном реестре генно-инженерно-модифицированных организмов, а также продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы.
Регистрирующими органами выдаются свидетельства о государственной регистрации ГМО, предназначенных для выпуска в окружающую среду, и свидетельства о государственной регистрации продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, срок действия которых не устанавливается.
Существенным для понимания места законодательства о биологических ресурсах является положение рассматриваемого Федерального закона о том, что юридические лица и граждане (физические лица), осуществляющие генно-инженерную деятельность, обязаны обеспечить биологическую и физическую защиту работников организаций, осуществляющих генно-инженерную деятельность, населения, окружающей среды в соответствии с уровнями риска потенциально вредного воздействия генно-инженерной деятельности на человека и окружающую среду; устанавливаются требования к лицам, которые осуществляют генно-инженерную деятельность <1>.
--------------------------------
<1> См.: Малофеев А.О. Правовое регулирование оборота генно-модифицированных организмов в Российской Федерации // Право и экономика 2015. N 4. С. 25 - 29; Лякишева Ю.А. Правовое регулирование генно-инженерной деятельности: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.
В предыдущей главе подробно рассматривались такие законодательные акты, затрагивающие вопросы использования биологических ресурсов, как Федеральные законы "О племенном животноводстве", "О семеноводстве", часть четвертая ГК РФ, регулирующая в том числе вопросы прав на селекционные достижения.
Из краткого перечня положений этих смежных к регулированию использования и охраны животного мира законов следует их сопряженность с требованиями административного, финансового, трудового, аграрного и иных отраслей российского законодательства.
В Лесном кодексе напрямую не перечисляются смежные отношения (как в Законе о животном мире), но предусматривается, что лесное законодательством регулирует лесные отношения, а имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством и Земельным кодексом, если иное не установлено в ЛК РФ.
В ЛК РФ содержатся ссылки на участвующие в регулировании лесных отношений Федеральные законы: "О пожарной безопасности", "О геодезии и картографии", "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "О землеустройстве", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", "О защите конкуренции", "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Упомянутые Законы можно считать смежными с ЛК, занимающими свою нишу в регулировании лесных отношений.
Кроме того, лесные отношения регулируются Федеральными законами от 21 декабря 1994 г. "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", 25 февраля 1999 г. "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации", от 30 апреля 1999 г. "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации, от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 15 июля 2000 г. "О карантине растений", от 4 декабря 2006 г. "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Важные вопросы охраны и использования лесов урегулированы в Постановлениях Правительства РФ о перечне видов (пород) деревьев и кустарников (заготовка древесины которых не допускается), о правилах пожарной безопасности в лесах, правилах определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, о правилах санитарной безопасности в лесах, порядке организации и осуществления авиационных работ по охране и защите лесов, о порядке проведения лесоустройства, о порядке проведения государственной инвентаризации лесов, о ведении государственного лесного реестра.
Имеется также ряд ведомственных нормативных актов в данной области: приказы Минприроды России и Рослесхоза о количестве и границах лесничеств и лесопарков, о формах лесной декларации, порядке ее заполнения и подачи, о правилах заготовки древесины, правилах заготовки живицы, о правилах заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, о правилах заготовки пищевых лесных продуктов и сбора лекарственных растений, о правилах использования лесов для ведения сельского хозяйства, для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных, лекарственных растений, для осуществления научно-исследовательской, образовательной, рекреационной деятельности, о порядке использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки полезных ископаемых, о правилах использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, о правилах использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов, о форме отчета об использовании лесов и порядке его представления, о порядке организации и проведения лесопатологического мониторинга, о форме отчета об охране и о защите лесов, о порядке его предоставления, о правилах ухода за лесами, о форме отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, порядке его предоставления и иные подзаконные нормативные правовые акты.
Таким образом, выстраивается многоуровневая, регулирующая лесные отношения в соответствии с ЛК РФ система законодательных и иных нормативных правовых актов.
В нее входят законы, иные акты субъектов Российской Федерации, например о порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд, о порядке заготовки гражданами недревесных, пищевых лесных ресурсов, сбора ими лекарственных растений для собственных нужд, о правилах использования лесов для ведения охотничьего хозяйства, предусмотренные в ч. 5 ст. 30, ч. 4 ст. 33, ч. 4 ст. 35, ч. 5 ст. 36 ЛК РФ.
Субъекты РФ широко пользуются своей компетенцией и для регулирования вопросов обращения с животными. Так, в Республике Крым принят Закон РК от 17 июля 2014 г. N 33-ЗРК "О ветеринарии" <1>.
--------------------------------
<1> Ведомости Государственного Совета Республики Крым. 2014. N 1. Ч. 1. Ст. 6.
Российская правовая система включает также имеющие отношение к сохранению биологических ресурсов и среды их обитания Гражданский <1>, Земельный, Водный, Градостроительный кодексы РФ <2>, Федеральные законы "О недрах", "О радиационной безопасности населения", "О мелиорации земель", "Об экологической экспертизе", "Об особо охраняемых природных территориях", "О континентальном шельфе Российской Федерации", "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации".
--------------------------------
<1> См.: Анисимов А.П., Копылов Д.Э., Мохов А.А. Правовой режим животных как объекта гражданских и иных правоотношений // Современное право. 2007. N 4. С. 93 - 98; Анисимов А.П. Права животных в российском и зарубежном праве // Аграрное и земельное право. 2015. N 1. С. 103 - 108; Устименко А.А. Определение "животное" в гражданском праве // Вестник Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина. Серия: Право. 2014. N 1106. Вып. 17. С. 264; Заулочная С.А. Животные как объекты гражданских прав: сравнительная характеристика законодательства Российской Федерации и Украины // Аграрное и земельное право. 2015. N 11. С. 66 - 69; Захаров Д.Е. Животные как объекты гражданских прав: Дис. ... канд. юрид. наук. УрГЮА. Екатеринбург, 2010. В дореволюционной России дикие животные, птицы и рыбы рассматривались в качестве принадлежности земельного участка, являлись объектом гражданских отношений и относились к категории вещей. См.: Мейер Д.И. Русское гражданское право. Тип. современных известий. 5-е изд. 1873. С. 288; Победоносцев К. Курс гражданского права. Первая часть. СПб.: Синодальная тип., 1896. С. 412.
<2> См.: Боголюбов С.А. Соотношение градостроительного и экологического законодательства // Тезисы докладов научно-практической конференции "Эколого-правовые проблемы устойчивого развития поселений" / Под ред. Е.Л. Мининой; ИЗиСП, Моск. гос. университет леса. М., 2013. С. 10 - 17; Андреев М.Н., Краев Н.В., Краева В.Н. Государственная политика в сфере охоты и охотничьего хозяйства: история и современность: Монография. Киров: РАСХН, МГЮА им. О.Е. Кутафина, 2013.
Регулирующие соответствующие, то есть примыкающие к фаунистическим и лесным отношениям, законы можно считать по отношению к фаунистическому и лесному законодательству смежным законодательством, занимающим свое место в системе регулирования использования и охраны биологических ресурсов. Соответственно им выстраиваются отношения законодательства о биологических ресурсах с гражданским, градостроительным, земельным, природоохранным и природоресурсным законодательством Российской Федерации, с международным правом.
Складывающиеся правовая практика, правовые явления и традиции в области фаунистического, лесного и смежного законодательства, имея свои особенности, обладают общими для всей российской правовой системы признаками, заключающимися в развитом, достаточно полноценном законодательстве и отстающем от него правоприменении, когда предусмотренные в праве требования вследствие ослабления публичного (общественного, производственного, муниципального) контроля и государственного надзора, отсутствия надлежащей атмосферы и культуры в обществе, неполного выполнения требований ч. 1 ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом и судом свидетельствуют о недостаточной правореализации и нуждаются в усилении обеспечения законности и формирования экологического правопорядка <1>.
--------------------------------
<1> См.: Боголюбов С.А. Реализация экологической политики посредством права. М., 2015; Экологическое право: Учебник для академического бакалавриата / Н.В. Кичигин, Е.Л. Минина, М.В. Пономарев, Ю.И. Шуплецова; рук. авт. коллектива С.А. Боголюбов. М., 2016.
|