Режим служебной тайны включает в себя целый круг вопросов, направленных на установление порядка защиты конфиденциальности, определения прав и обязанностей субъектов отношений.
В советский период основная масса служебной информации, не отнесенная к государственной тайне, являлась служебной тайной или могла быть признана таковой в любое время. Изменения в стране меняют диаметрально и подход к служебной тайне. Изменение принципа «запрещено все, кроме того, что разрешено» на «разрешено, всё, кроме того, что запрещено» ведет к постепенному изменению правосознания граждан и общества, а также законодательства.
Содержание служебных сведений, не подлежащих оглашению и по сути входивших в состав служебной тайны, составляли разнообразные сведения, в том числе отражавшие текущую управленческую деятельность государственных структур и ее результаты, широкая огласка которых могла влиять на эффективность данной деятельности и приводить к огласке нежелательных сведений.
Однако в том случае, когда исполнение должностных обязанностей государственными служащими предполагает работу со сведениями, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, допуск к такого рода сведениям становится обязательным условием замещения соответствующей должности. В государственных органах и органах местного самоуправления складывается разрешительная система ознакомления со сведениями, составляющими служебную тайну. Государственный и муниципальный служащий не вправе допускать публичные высказывания, суждения и оценки в отношении деятельности государственного органа, органа местного самоуправления и их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности. Разглашение служебных сведений рассматривается как грубое нарушение должностных обязанностей.
Значение термина «служебная тайна» в настоящее время является довольно размытым. Это обусловлено наличием целого ряда пробелов и противоречий действующего законодательства. В частности, одной из причин этого является подверженность нашего законодательства постоянным изменениям.
Исходя из буквального значения употребленных в этом выражении слов, можно считать, что служебная тайна - это информация, которая стала доступна гражданину при исполнении им своих служебных (трудовых) обязанностей. А служебную тайну целесообразно рассматривать в качестве одной из категорий информации ограниченного доступа.
И. Трубникова обращает внимание, что «вступление в силу Закона Российской Федерации «О государственной тайне» де-факто привело к ликвидации института служебной тайны, так как гриф «секретно» стал использоваться исключительно для обозначения сведений, составляющих государственную тайну определенного уровня важности». Данная позиция является оправданной, поскольку в настоящее время, как уже было отмечено, действующее законодательство не содержит конкретных положений о сущности служебной тайны, и не регламентирует порядок ее защиты и охраны.
И. Ю. Павлов полагает, что служебную тайну следует определить как информацию, не относящуюся к государственной тайне и созданную или полученную государственным органом или органом местного самоуправления, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральным законом в интересах иных лиц. Однако данная точка зрения представляется не актуальной в рамках действующего законодательства, в котором служебная тайна нередко рассматривается в аспекте коммерческой деятельности. Пункт 3 Указа Президента РФ от 6 марта 1997 года № 188 относит к служебной тайне служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти. Однако в соответствии с ГК РФ и Федеральными законами рассматривать в качестве сведений, составляющих служебную тайну, исключительно сведения, полученные в ходе деятельности государственных служащих, не представляется возможным.
В настоящее время вопросы применения режима служебной тайны обсуждаются на межгосударственном уровне. 16 марта 2003 г. был принят Модельный закон1 о государственных секретах. Он содержащий указание, что под служебной тайной следует понимать комплекс сведений о сферах деятельности государственных органов, доступ к которым
ограничивается служебной необходимостью, разглашение или утрата которых может нанести ущерб государственным органам или государству (статья 1). Тем не менее, служебную тайну, как уже было отмечено, невозможно рассматривать только в качестве одной из разновидностей государственных секретов - данное явление имеет место и в коммерческой деятельности.
До 1 января 2008 г. ст. 139 ГК РФ (утратила силу) определяла служебную тайну, как информацию, имеющую действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, при отсутствии на законном основании доступа к ней и обеспечении обладателем такой информации мер по охране ее конфиденциальности. Следует отметить, что указанная норма давала одинаковые определения понятий коммерческой и служебной тайн, не указывая при этом на различия и сходства между ними.
В 2011 г. депутатами Государственной Думы В.В. Бобыревым, А.Н. Волковым, М.И. Гришанковым, В.В. Дятленко, В.И. Илюхиным, Н.С. Леоновым, В.В. Маргеловым, А.М. Розуваном был разработан проект закона «О служебной тайне», в рамках которого предложено следующее определение служебной тайны: «...конфиденциальная информация, образующаяся в процессе управленческой деятельности органа или организации, распространение которой нарушает права и свободы граждан, препятствует реализации органом или организацией предоставленных ему полномочий либо иным образом отрицательно сказывается на их реализации, а также конфиденциальная информация, полученная органом или организацией в соответствии с их компетенцией в установленном законодательством порядке». Законопроект не прошел первое чтение, в результате чего указанное определение не было
Рекомендательный законодательный акт, принимаемый законодательным институтом федеративного государства, государственного объединения или международной организацией в целях согласования нормативной ориентации субъектов законодательной деятельности членов соответствующего объединения.
закреплено на законодательном уровне. И это несмотря на полноту определения и отражение многоаспектного характера служебной тайны.
На данный момент является действующим Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233 (ред. от 18.03.2017) «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности». Это постановление содержит понятие «служебной информации ограниченного распространения». К данному типу информации относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью, а также поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами. Однако допустимость рассмотрения таких понятий, как «служебная тайна» и «служебная информация ограниченного доступа» в качестве синонимов также является спорной.
В Инструкции по делопроизводству в Верховном Суде Российской Федерации (утв. приказом Председателя Верховного Суда РФ от 08.05.2015 № 32-П) (ред. 30.06.2015) указано: «К служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью». При этом, согласно той же Инструкции, к документам ограниченного распространения (с пометкой «Для служебного пользования») относятся поступившие в Суд, а также созданные в Суде документы, содержащие данную информацию (наряды и издания).
В современном праве вопрос о сущности служебной тайны является дискуссионным. По мнению Г.Г. Камаловой, «служебная тайна может пониматься как система, определенная двуединством содержания (сведения) и ее правового режима, в том числе режима использования и защиты». Содержание служебной тайны составляют служебные сведения, доступ к которым ограничен в связи с установлением их конфиденциальности. В.П. Кораблев и Т.М. Митрофанова отмечают, что «...Правовой институт служебной тайны следует рассматривать не как очередной механизм ограничения в доступе к интересующим общество сведениям о деятельности государства, но как один из механизмов, направленных на обеспечение законных интересов личности, общества и государства в информационной сфере». Такая позиция отражает подход к определению служебной тайны, как к системе, состоящей из элементов, представляющих собой другие виды тайн, за исключением государственной.
В настоящее время актуальным становится вопрос соотношения таких категорий, как профессиональная тайна и служебная. Термин «профессиональная тайна» встречается в таких нормативно-правовых актах, как Налоговый кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон от 19.07.2007 № 196-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О ломбардах» (далее - «Закон о ломбардах») и других. Так, согласно ст. 3 Закона о ломбардах, к информации, составляющей профессиональную тайну при осуществлении ломбардом своей деятельности, относится информация, полученная ломбардом от заемщика или поклажедателя в связи с заключением договора займа или договора хранения, за исключением наименования, описания технических, технологических и качественных характеристик невостребованной вещи, на которую обращено взыскание в порядке, установленном действующим законодательством.
В соответствии с п.4 Перечня конфиденциальных сведений, утвержденного Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 к первой категории относится информация, доступ к которой защищен, в первую очередь, Конституцией России. Это тайна исповеди, переписки, телефонных переговоров, врачебная, адвокатская, нотариальная тайны и др.
Безусловная конфиденциальность гарантирована только в отношении адвокатской тайны и тайны исповеди, поскольку, согласно пунктам 3 и 4 статьи 56 УПК России, адвокат и священнослужитель не могут быть допрошены в качестве свидетелей по обстоятельствам, которые стали им известны в ходе оказания правовой помощи или из исповеди соответственно. Это же положение закреплено в статье 69 Гражданскопроцессуального кодекса РФ.
В своей работе М.А. Ершов полагает, что все сведения, которые были доверены представителям некоторых профессий, относятся к профессиональной тайне. В то время как к служебной тайне, по мнению автора, относятся налоговая тайна, а также другие сведения, доступ к которым законодательно ограничен:
о тайна следствия (ст. 310 УК РФ);
о тайна мер безопасности, применяемых к участникам процесса (ст. 311 УК РФ).
о тайна мер безопасности, применяемых в отношении субъектов порядка управления (ст. 320 УК РФ).
Информация при этом, носящая конфиденциальный характер и охраняемая законодательно (ст. 310 и ст.320 УК РФ), такая информация относится к служебной тайне только, если она была доверена или стала известна лицу в связи с его профессиональной деятельностью.
В содержание понятия «профессиональная тайна», прежде всего, входят сведения, доверенные определенному лицу, или если такие сведения он получил в процессе выполнения своих должностных обязанностей. Такое лицо обязывается хранить полученную информацию в
тайне, а в случае разглашения может подвергнуться преследоваться согласно законодательству.
По мнению Г.Г. Камаловой, при первом рассмотрении, легализация режима служебной тайны должна привести к расширению круга сведений ограниченного доступа и к увеличению ограничений прав на неограниченный доступ к информации со стороны государства. Служебная информация де-факто уже является ограниченной в доступе и распространении, а легальное урегулирование послужит признанию их в режиме де-юре.
На сегодняшний день нет чёткой границы между открытой информацией и информацией ограниченного доступа о деятельности государственных и иных органов власти и управления. Существует необходимость проведения анализа процессов и документации, а также исследований, посвященных этому вопросу, а в дальнейшем и регламентация их на законодательном уровне.
Таким образом, в качестве служебной тайны целесообразно рассматривать конфиденциальную, охраняемую законодательством информацию, полученную лицом в ходе осуществления профессиональной деятельности, касающуюся управления и организационно-правовых основ функционирования организации. К служебной тайне следует относить, как сведения, полученные сотрудниками государственных органов, полученные ими в процессе осуществления служебной деятельности, так и информацию, получаемую работниками коммерческих организаций. При этом категорию профессиональной тайны можно рассматривать в качестве одной из разновидности служебной тайны, к которой следует относить информацию, полученную представителем конкретной профессии в рамках осуществления профессиональной деятельности (адвокатская тайна, врачебная тайна и др.).
Анализируя особенности правовых и организационных основ института служебной тайны, можно сделать вывод, что в настоящее время порядок обращения со сведениями, составляющими служебную тайну, регламентируется отдельно в рамках конкретного учреждения (например, внутри ВС РФ порядок обращения со сведениями, составляющими служебную тайну, регулируется Инструкцией и комплексом внутренних приказов).
В таблице 1 представлены различные варианты трактовки понятия «служебной тайны» в российских нормативно-правовых актах.
Таблица 1 - Подходы к определению служебной тайны в современном ____ российском законодательстве и теории___________________________________________
Источник
Определение понятия служебной тайны
Статья 1 Модельного закона о государственных секретах (Принят в г. Санкт-Петербурге 16.06.2003 Постановлением 21-10 на 21-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)
Информация о сферах деятельности государственных органов, доступ к которым ограничивается служебной необходимостью и разглашение или утрата которых может нанести ущерб государственным органам или государству»
Пункт 1.2 Постановления Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233 (ред. от 18.03.2016) «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности»
Несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью, а также поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.
Проект федерального закона № 1248714 «О служебной тайне»
Конфиденциальная информация, образующаяся в процессе управленческой деятельности органа или организации, распространение которой нарушает права и свободы граждан, препятствует реализации органом или организацией предоставленных ему полномочий либо иным образом отрицательно сказывается на их реализации, а также конфиденциальная информация, полученная органом или организацией в соответствии с их компетенцией в установленном законодательством порядке
Камалова Г.Г. О правовом режиме служебной тайны // Вестник УдмГУ . 2014. №2-4 С.145-152.
Служебные сведения, доступ к которым ограничен в связи с установлением их конфиденциальности
Кораблев П.Н., Занина Т.М. Особенности правовой защиты служебной тайны // Вестник ВИ МВД России . 2008. №1 С.31-34.
Один из механизмов, направленных на обеспечение законных интересов личности, общества и государства в информационной сфере». Такая позиция отражает подход к определению служебной тайны, как к системе, состоящей из элементов, представляющих собой другие виды тайн, за исключением государственной
|