В современном обществе существует много различных видов профессиональной и служебной тайн, для которых жизненно необходимо обеспечить надлежащую правовую защиту.
В настоящее время необходимо криминализировать деяния, касающиеся конфиденциальной информации и разработать институт защиты таких прав, включающий в себя организационно-техническую и правовую базу. Необходимо введение уголовной ответственности за посягательства на профессиональную и служебную тайну. Отсутствие специальных норм в уголовном законодательстве порождает трудности в квалификации составов преступлений, связанных с посягательствами на различные виды конфиденциальной информации, способствует тому, что виновные лица уклоняются от справедливого наказания.
Н сегодняшний день статьи УК РФ, частично охраняющие профессиональную и служебную тайну, не учитывают всех особенностей различных видов конфиденциальных сведений. Тем самым они не могут обеспечить должного уровня защиты.
Особенности правовой охраны и защиты служебной тайны определяются конкретными типами составляющих ее сведений. Так, уголовно-правовая охрана служебной тайны предусмотрена в отношении: о сведений, полученных из переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан (статья 138 УК РФ);
о сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну (статья 137 УК РФ).
Данные сведения имеют лишь косвенное отношение к служебной тайне. К примеру, следователь может получить сведения о подозреваемом в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий при прослушивании телефонных разговоров. При этом полученные сведения можно рассматривать в качестве объекта служебной тайны.
Статья 155 УК РФ предусматривает ответственность за разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну.
Действующее уголовное законодательство нуждается во внесении ряда дополнений и изменений, связанных с установлением уголовной ответственности за посягательства на служебную тайну. В настоящее время имеются несколько предпосылок для этого.
Во-первых, можно заметить, что немалое количество законодательных актов, в том числе и уголовно-правового характера вменяет должностному лицу в обязанность сохранение в тайне сведений, ставших ему известными в связи с исполнением его профессиональных обязанностей. В то же время в УК РФ нет нормы, прямо указывающей на ответственность в случае посягательства на заявленный вид тайны.
Во-вторых, в основополагающем «Законе об информации» дается размытое определение профессиональной тайны. Под такой информацией имеется в виду информация, полученная физическими лицами, сотрудниками различных организаций и учреждений при исполнении ими своих должностных обязанностей или организациями при осуществлении ими некоторых видов деятельности, которая подлежит защите в случаях, если федеральным законодательством на эти лица распространяются обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации (п. 5 ст. 9). При этом законодательство не содержит четкого определения понятий служебной тайны, субъектов служебной тайны, а также сведений, которые к ней относятся.
Уголовный Кодекс РФ содержит целый ряд норм, в которых упоминается защита информации в связи с исполнением профессиональных обязанностей. К сожалению, уголовное
законодательство не обеспечивает в полной мере защиты сведений, составляющих служебную (профессиональную) тайну. В связи с этим ряд авторов в исследованиях этой проблемы указывают на необходимость дополнения УК РФ новой нормой об ответственности за посягательства на служебную тайну.
Так, например, С.Н. Меркулова в своей работе отмечает, что в механизме уголовно-правовой защиты служебной информации, действующем в настоящее время, нет единообразного подхода к закреплению в нормах уголовного права признаков и конкретно обозначенных составов преступлений и нарушений относительно конфиденциальности сведений, являющимися служебной тайной, нет определения мер государственного принуждения и наказания в отношении лиц, разгласивших такую тайну. Разглашение одних видов конфиденциальных сведений почему-то признается более опасным в сравнении с разглашением других. В связи с этим С.Н. Меркулова предлагает выделение в рамках уголовного права единой, общей нормы, предусматривающей основание ответственности за нарушение профессиональной тайны.
В действующем российском законодательстве в области уголовного права информация в ряде конкретных составов вполне сформировалась как отдельный предмет, отражающий социально-правовые характеристики объекта.
Например:
о информация, составляющая тайну следствия, согласно ст. 310 УК РФ является предметом преступления;
о сведения о мерах безопасности, применяемых к судьям, и должностным лицам, осуществляющим правоохранительную и контролирующую деятельность, также является предметом преступлений, согласно ст. 311 и ст. 320 УК РФ.
Таким образом, предусмотренные ст.310, 311, 320 УК РФ предметы преступлений, безоговорочно относятся к категории профессиональной тайны и обладают всеми ее признаками.
Данные предварительного следствия, как один из подвидов служебной тайны, согласно ст. 310 УК РФ, обладают обязательными признаками:
о сведения, относящиеся к предмету доказывания вины; о информация имеет непосредственное значение для квалификации преступления и установления виновности определенного лица или группы лиц, в инкриминируемом им преступлении;
о информация задокументирована в материалах уголовного дела (актах следственных действий - протоколах, заключениях, постановлениях и т.п.) с соблюдением норм УПК РФ; о тайна следствия носит определенный во времени характер и ограничивается рамками определенного этапа уголовнопроцессуальной деятельности.
Если говорить о мерах безопасности, применяемых к судьям, и другим должностным лицам правоохранительных или контролирующих органов, то тут имеют место самостоятельные признаки, позволяющие выделить и обособить их в отдельный подвид служебной тайны, которые возникают на основе специального решения уполномоченных лиц и органов, которые обязаны обеспечить меры безопасности в отношении всех участников уголовного процесса.
Согласно ст.311, 320 УК РФ разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, участников уголовного процесса, должностных лиц правоохранительных или иных контролирующих органов закон относит к тяжким последствиям, например:
о причинение вреда здоровью либо убийство лица, подвергнутого мерам специальной защиты; о уничтожение или повреждение его имущества; о причинение вреда здоровью либо убийство близких лица, подвергнутого специальным мерам безопасности; о несохранение тайны в отношении лиц, сотрудничающих с правоохранительными органами на конфиденциальной основе;
о изнасилование лиц, подвергнутых специальным мерам безопасности, либо их близких;
о дополнительные финансовые затраты, повлекшие за собой повышение уровня затрат на осуществление безопасности защищаемых, а также иные последствия, перечень которых может быть расширен по усмотрению следователя, прокурора, судьи, исходя из фактических обстоятельств дела.
|