Административные правонарушения в области защиты служебной тайны можно рассматривать как действия, посягающие на конституционные права граждан и отношения в обществе, связанные с выполнением трудовой функции, а также на отношения, обусловленные обеспечением различного рода безопасности. Составом административного правонарушения принято считать разглашение информации, к которой законодательно ограничен доступ, за исключением более серьезных правонарушений (преступлений), влекущих за собой уголовную ответственность лиц, у которых имеется доступ к сведениям в связи с исполнением профессиональных либо служебных обязанностей.
Объективная сторона таких правонарушений выражается в активных действиях, связанных с незаконным использованием (разглашением) определенной информации, касающейся граждан, юридических лиц или иных субъектов права.
Объектом посягательства на нарушение права для правонарушения, связанного с использованием информации с ограниченным доступом, служат отношения, непосредственно связанные с использованием информации в области информатизации и хранении конфиденциальных данных.
Субъектами, согласно Кодексу об административных правонарушениях (КоАП РФ), являются как граждане, так и сотрудники организаций и учреждений. Достаточно часто субъектом такого рода правонарушений выступают должностные лица, а также лица, осуществляющие определенную профессиональную деятельность: врачи, нотариусы, адвокаты, другие специалисты, оказывающие те или иные услуги.
В качестве субъектов КоАП РФ обозначает физических (должностных) и юридических лиц. В наше время этого явно недостаточно, поскольку часто встречаются случаи, когда субъектом административного правонарушения является лицо, осуществляющее определенную профессиональную деятельность (нотариусы, врачи, консультанты и т.п.). Данных лиц нельзя признавать просто гражданами, кроме того, они не подпадают под категорию должностных лиц, определение которых указано в ст. 2.4 КоАП РФ. Целесообразным было бы внесение дополнений в КоАП РФ, например, внедрение ст. 2.5.1, определяющую, что субъектами административной ответственности являются лица, осуществляющие профессиональную деятельность в соответствии с набором служебных полномочий. Закрепление такой нормы позволит четко определить круг субъектов, ответственных за сохранение конфиденциальности сведений, составляющих служебную тайну.
К административной ответственности так же могут быть привлечены должностные лица организаций, имеющие доступ к инсайдерской информации (защищенные сведения о положении дел юридического лица, разглашение которых способно привести к падению стоимости ценных бумаг и снижению активов), а также организаторы публичных торгов (должностные лица организации - государственного заказчика).
Статья 13.14 КоАП РФ «Разглашение информации с ограниченным доступом», является общепринятой нормой, устанавливающей ответственность должностных лиц, в сфере оборота такой информации.
Меры, предусмотренные в КоАП, призваны обеспечивать охрану различного рода правоотношений, в которых используются сведения конфиденциального характера, они тесно связаны и перекликаются с Гражданским кодексом РФ. Так, например, согласно Гражданскому Кодексу РФ, нотариус либо другое лицо, удостоверяющее завещание, а также исполнитель завещания, свидетели переводчик, и гражданин, подписывающий завещание вместо завещателя, не имеют права разглашать информацию до открытия наследства. В случаях разглашения такой информации к ним применяются нормы административного права. Если же тайна завещания нарушается, то виновное в этом лицо будет нести административную ответственность за разглашение сведений, доступ к которым ограничен законом согласно ст. 11.23 КоАП РФ. Основы законодательства РФ «об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. определяют, что сведения о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья, диагнозе заболевания и иные сведения, полученные при обращении обследовании и лечении гражданина, составляют врачебную тайну. Гарантия конфиденциальности передаваемых гражданином сведений должна быть подтверждена должностным лицом.
Исходя из норм, указанных в Трудовом законодательстве РФ, государственные инспекторы по труду также обязаны хранить тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при исполнении своей трудовой функции. Эта норма распространяется не только в период работы, но и также после того, как они должностные лица оставят занимаемую должность. Они обязаны считать источник любой жалобы на недостатки или нарушения трудового законодательства конфиденциальным. Если проверка проходит по обращению (требованию) заявителя, то сотруднику службы необходимо сохранять тайну в отношении лица, заявившем о нарушении (если лицо, заявившее о нарушении, против разглашения работодателю данных об источнике поступившей жалобы). При неисполнении государственным инспектором обязанности по сохранности такой информации он может быть привлечен к ответственности за разглашение информации, доступ к которой ограничен законом (ст. 358 КоАП РФ).
В заключение необходимо отметить, что меры административной ответственности в настоящее время не обеспечивают надлежащего уровня информационной безопасности. В самом механизме применения мер административной ответственности за разглашение такого рода информации имеется достаточно много правовых и организационных проблем и пробелов, которые необходимо устранить, разработав более действенные механизмы реагирования на нарушения прав.
|