Поскольку действующее законодательство является недостаточно проработанным, охрана служебной тайны находится в ведении конкретного субъекта той или иной профессиональной деятельности. Именно поэтому важно уделять достаточно внимания разработке внутренних организационных методов охраны служебной тайны.
В аспекте соотношения организационных и правовых методов охраны служебной тайны целесообразно рассмотреть особенности дисциплинарной ответственности работника за разглашение сведений, полученных им в ходе реализации должностных обязанностей либо при выполнении задания работодателя. Правовой режим служебной тайны, его структура, включают в себя особый порядок получения,
документирования, хранения, обработки информации, а также определяет обязанности лиц по сохранению конфиденциальности, ограничению доступа к информации такого рода и иные меры защиты.
Правовой режим служебной тайны включает целый ряд аспектов. В него входят цели введения правового режима служебной тайны и ограничения доступа к служебным сведениям. На данный момент в условиях, когда в законодательстве положения о служебной тайне являются весьма размытыми, цели охраны служебной тайны определяются на уровне конкретной организации.
Как следствие, в случаях, при которых невозможно достичь управленческих и организационных целей, без ограничения доступа к отдельного рода сведениям и возникает проблема. В настоящее время целесообразно рассматривать в качестве субъектов служебной тайны сотрудников любых предприятий и любых должностных лиц, получивших доступ к сведениям об управленческой деятельности организации, а также об организационно-правовых основах ее функционирования. Важным аспектом правового режима является характер правоотношений, складывающихся по поводу защиты сведений, составляющих служебную тайну. Сюда же следует отнести и комплекс методов и средств правового регулирования и юридического воздействия.
Структура правового режима служебной тайны также включает порядок получения, документирования, хранения, установления порядка обработки и обязанности по сохранению конфиденциальности, ограничение доступа к данной информации и иные меры ее защиты.
Отсутствие четко регламентированного правового режима служебной тайны влечет отсутствие юридических гарантий возможности обеспечения конфиденциальности объекта правоотношений в процессе его создания и использования. Как следствие, возникает проблема невозможности достижения тех управленческих и организационных целей, которые не могут быть решены без ограничения доступа к некоторой части служебных сведений. Особенность правового режима служебной тайны состоит в том, что на данный момент его законодательное закрепление достаточно размыто, что, как уже было отмечено, приводит к необходимости использования организационных средств защиты служебной тайны в рамках конкретной организации.
Руководствуясь результатами анализа правового регулирования служебной тайны, можно сформировать следующий перечень мер, которые могут быть предприняты обладателем информации, составляющей служебную тайну:
• формирование перечня сведений, составляющих служебную тайну;
• ограничение доступа к сведениям, составляющим служебную тайну путем использования технических средств и регламентации порядка доступа к ней на уровне внутренних нормативных документов учреждения;
• учет лиц, получивших доступ к сведениям, составляющим служебную тайну, а также лиц, которым данные сведения были предоставлены или переданы;
• регулирование отношений по использованию информации, составляющей служебную тайну (на уровне трудовых, гражданскоправовых договоров и т.д.);
• нанесение на материальные носители сведений, составляющих служебную тайну, грифа «для служебного пользования», с указанием обладателя информации.
Информация такого рода, приобретенная в ходе исполнения трудовой функции сотрудниками (физическими лицами) или юридическими лицами и государственными учреждениями при осуществлении ими определенного рода деятельности является профессиональной тайной. В случаях, когда законодательством предписано осуществлять правовой контроль за ней, подлежит защите со стороны государства.
П. 6 ст. 9 «Закона об информации», указывает на то, что: «Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда». Но при этом в Законе отсутствуют четкие указания, касающиеся служебной тайны.
На практике же это часто приводит к отказу от предоставления сведений, запрошенных на законном основании.
Меры по охране служебной информации могут быть признанными разумно достаточными в случаях, когда:
о полностью отсутствует доступ к информации, которая составляет коммерческую тайну, сторонних лиц без согласия на то ее обладателя;
о у работников имеется возможность использования данных, составляющих коммерческую тайну и передачи их контрагентам, не нарушая особого режима тайны.
Режим, обычно применяемый для сохранения служебной тайны, не может быть реализован в следующих случаях:
о противоречия Конституции РФ, в рамках требований к защите основ конституционного строя;
о для обеспечения безопасности и обороноспособности страны в целом;
о для обеспечения нравственности и здоровья населения страны; о для обеспечения законных прав и интересов иных лиц. Федеральные органы власти, а также органы власти муниципальных образований в соответствии с действующим законодательством в этой сфере обязаны создавать условия, обеспечивающие сохранность конфиденциальности информации, переданной им юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями.
Лица, выполняющие свои профессиональные обязанности указанных выше органов, а также служащие государственных или муниципальных органов - субъектов права не имеют права предоставлять другим лицам, в том числе и государственным органам, без полученного согласия от правообладателя информации, которая является служебной тайной, ставшей известной им в ходе выполнения своих профессиональных (служебных) обязанностей, за исключением случаев, обозначенных законом, а также они не имеют права использовать эти сведения в личных и корыстных целях.
При нарушениях, связанных с соблюдением конфиденциальности информации, указанные выше лица будут нести ответственность в соответствии с Российским законодательством.
Регулятивно-правовой механизм защиты сведений, которые подпадают под понятие «служебная тайна», по мнению П. Н. Кораблева, в принципе должен быть похож на тот, который был ранее сформирован для защиты государственной тайны. Также было бы целесообразно делегировать организацию схожей по процессуальной деятельности работу и контроль над ней на межрегиональном уровне на те же ведомства, которые ныне занимаются схожей деятельностью, но в области защиты государственной тайн. А органам государственной власти в региональных подразделениях, организациях и учреждениях, которые осуществляют оперативную работу по ее защите (делопроизводство, осуществление комплекса технических мер защиты) было бы целесообразно поручить
работу и по защите служебной тайны, сформировать отдельные подразделения, работающие в этом направлении.
Аргументы в пользу такого подхода следующие.
Во-первых, преобразования последних лет привели к тому, что совокупный объем информации, составляющий государственную тайну, существенно сократился, а штатный состав служб по защите государственной тайны остался практически на прежнем уровне, поэтому делегирование дополнительных типовых обязанностей на данные службы не будет сильно обременительным, с учетом схожей специфики профессиональных компетенций.
Во-вторых, организационные и технические способы защиты для государственной тайны, как для любого другого вида информации с ограниченным доступом, во многом схожи.
В-третьих, - и это основное обоснование - государственная и служебная тайны должны образовывать единый комплекс.
В полном объеме, конечно, спроецировать систему защиты государственной тайны на систему защиты служебной тайны нецелесообразно, прежде всего, из соображения финансовых затрат. Поэтому применительно к защите служебной тайны необходимо исключить некоторые меры, такие как:
о процедура оформления допусков граждан как отдельный
комплекс мероприятий;
о процедуру допуска предприятий и учреждений как комплекс мероприятий по проверке на случай готовности к осуществлению работ со сведениями, составляющими служебную тайну, органами, исполняющими регулирование деятельности по защите информации с ограниченным доступом на федеральном уровне; о ряд высокозатратных организационно-технических мер
защиты, типа установления зон вокруг объектов, в которых исключается нахождение лиц, не имеющих допуск, и т. п.
Тем не менее, следовало бы сохранить разрешительный порядок предоставления полномочий по обращению с информацией, входящей в служебную тайну, который регулировался бы органами государственной власти, в деятельности которых такая информация образуется. Помимо всего, целесообразно, чтобы службы защиты государственной тайны в своей нормотворческой и правоприменительной деятельности могли осуществлять контролирующую и регулятивную функции по отношению к системе защиты служебной тайны.
|