Понятие «служебная тайна» не является исключительно порождением отечественной юридической доктрины. По данным ряда исследований большинство юрисдикций развитых стран используют систему ограничения в доступе к информации с таким (или схожим) названием для защиты внутрисистемной информации в своих государственных администрациях. К таким странам, в частности, относятся Испания, ФРГ, Франция и США.
В отличие от начинающей складываться в России практики заключения трудовых договоров (контрактов), учитывающих условия неразглашения ряда сведений, зарубежное законодательство имеет более продолжительную историю, а, соответственно, и ряд преимуществ в практике его применения.
Во многих иностранных государствах к настоящему моменту имеется система регулирования уголовной ответственности за разглашение профессиональной и служебной тайн. Это говорит о заботе государств относительно обеспечения безопасного обращения в обществе конфиденциальной информации.
Например, в Швейцарии с давнего времени существует институт охраны банковской тайны, и хотя в уголовных нормах нет прямого указания на банковскую тайну. Однако уголовным законом обозначена ответственность за ее нарушение, например, ст. 162 УК Швейцарии. Данная норма считает разглашение коммерческой тайны преступным деянием. Ст. 320 УК Швейцарии касается нарушения служебной тайны, согласно которой виновное лицо наказывается уголовно и может быть освобождено от наказания только в случаях, когда информация была разглашена по указанию вышестоящего органа. Также в Швейцарском уголовном кодексе обозначена ответственность за разглашение профессиональной тайны. Но законодатель называет ее служебной, тем самым определяя широкий круг субъектов — лиц, которым сведения известны в связи с исполнением их профессиональных обязанностей (ст. 321 УК).
Испанское законодательство Испании в области уголовного права в 4-х главах уделяет внимание защите служебной информации (415—418), статья 415.
В Испании Уголовное законодательство также предусматривает ответственность должностного лица либо государственного служащего за разрешение доступа, либо разглашение служебной информации. Согласно ст. 417 УК Испании наказание наступает за раскрытие сведений лицами, имеющими доступ к информации в силу своей профессиональной деятельности. Глава IV «О вероломстве в хранении документов и нарушении секретов», раздел XIX «Преступления против государственной власти» охраняет служебную тайну, в которую, в том числе, входит и налоговая тайна. В части 1 статьи 199 ведется речь о разглашении сведений, являющихся чужими тайнами и секретами. Согласно этой норме виновные несут ответственность перед законом.
Во Франции, в уголовном кодексе профессиональная тайна охраняется статьями 226-13 и 226-147.
По законодательству ФРГ конфиденциальные сведения имеют гриф секретности «VS nur fur den dienstgebrauch» («для служебного пользования»). Следует обратить внимание, что раздел 28 УК ФРГ относит разглашение информации, входящую в служебную тайну, к должностным преступлениям. В трудовом соглашении между работником и организацией есть раздел «Секретность». Положения этого раздела обязывают работника хранить служебную информацию и полученные им сведения в строгой секретности. Также это обязательство остается у работника и после увольнения.
В Великобритании в «Статусе гражданской службы», в законе «О свободе информации» 1999 года, в «Практическом кодексе доступа правительственной информации» 1994 года содержатся требования, предъявляемые к защите информации такого рода, как служебная тайна. Данными законодательными актами наложен полный запрет на разглашение служебной информации.
Интересным является опыт Республики Беларусь в области охраны служебной тайны. Ст. 16 Закона Республики Беларусь «О государственных секретах» от 19 июля 2010 г. № 170-З разделяет государственные секреты категории:
о государственная тайна;
о служебная тайна.
Под служебной тайной подразумевается информация, разглашение которой может нанести вред государственному строю и безопасности страны. Также считается, что служебная тайна может являться составной частью государственной тайны, не раскрывая ее в целом. Ст. 17 указанного выше закона предусматривает степень секретности для служебной тайны - «секретно».
Срок засекречивания служебной тайны по белорусскому законодательству - до 10 лет. Защита государственных секретов осуществляется посредством применения правовых, организационных, технических мер, в том числе посредством использования сертифицированных средств защиты государственных секретов, и иных мер в соответствии с Законом и другими актами законодательства Республики Беларусь в целях предотвращения тяжких последствий или существенного вреда национальной безопасности Республики Беларусь. Ст. 53 Трудового кодекса Республики Беларусь закрепляет обязанность работника хранить государственную и служебную тайны, не разглашать без соответствующего разрешения коммерческую тайну нанимателя. Таким образом, указанная норма предполагает независимое существование трех понятий: государственной, служебной и коммерческой тайны.
Таким образом, система организации правовой защиты служебной тайны за рубежом, включает в себя комплекс заранее разработанных на определенный срок мер, охватывающих совокупность всех видов деятельности, направленных на совершенствование обеспечения сохранности информации с учетом изменений внешних и внутренних условий и предписывающих конкретным лицам или подразделений определенный порядок действий.
Разработка эффективных способов защиты служебной информации на предприятии позволяет избежать таких проблем как утечка конфиденциальной информации и соответственно исключить финансовые потери предприятия или государственного учреждения.
|