Действующее законодательство Российской Федерации не содержит общего понятия тайны, экономическая же информация охраняется в нескольких режимах тайн, в том числе и в налоговой. Стоит отметить слабую разработанность института налоговой тайны в теории публичных правоотношений. Крайне важным представляется законодательное закрепление понятия «тайна», возможно, даже и на конституционном уровне.
Налоговая тайна, которая регулируется ст. 102 НК РФ может быть разглашена только в ряде исключительных случаев, предписанных законодательством. Законодательство жестко ограничивает разглашение налоговой тайны любыми органами и должностными лицами. Исчерпывающий список таковых содержится в указанной выше статье Налогового кодекса. В соответствии со ст. 102 НК РФ установлено, что такой тайной являются любые сведения о налогоплательщике.
Таким образом, к служебной тайне можно было бы отнести себя практически все сведения, получаемые налоговыми, либо иными надзорными органами в сфере налогообложения, финансовые и таможенного законодательства, а также органы внутренних дел и небюджетного фонда. Исключением являются общедоступные сведения, либо ставшие доступными с согласия владельца: об идентификационном номере налогоплательщика; о нарушениях законодательства в области налогообложения; сведения, предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), в которых участвует Россия; сведения, предоставляемые согласно законодательству о выборах, когда такие сведения необходимо предъявлять баллотирующемуся в кандидаты: о размере и об источниках своих доходов и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности. Тем не менее, данная позиция является неактуальной в условиях действующего законодательства, поскольку отнесение таких сведений к налоговой тайне потребует внесения большого количества изменений в десятки нормативно - правовых актов.
С 2013 года к налоговой тайне стали относиться сведения о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков, а с 2014 - сведения, предоставляемые органам местного самоуправления в целях осуществления контроля за полнотой и достоверностью информации, представленной плательщиками местных сборов, для расчета сборов, а также о суммах недоимки по таким сборам.
И.А. Усенков полагает, что «несмотря на очень общую формулировку НК РФ о «специальном режиме хранения и доступа», отсутствуют конкретизирующие ее акты Президента, Правительства или межведомственного характера, поэтому рациональным выглядит предложение не создавать отдельный режим налоговой тайны, а введение единого режима в виде «режима служебной тайны».
Статья 102 НК РФ перечисляет все виды данных, не подпадающих под категорию налоговой тайны. В отношении таких сведений обеспечение конфиденциальности не требуется.
В отношении физических лиц понятие «налоговая тайна» совпадает с определением персональных данных, приведенным в законе «О персональных данных» № 152-ФЗ от 27.07.2006 года. К числу общедоступных сведений, в силу закона № 152-ФЗ, относятся:
• фамилия, имя, отчество;
• дата и место рождения;
• номер телефона (как стационарного, так и мобильного);
• данные о профессии.
Что касается субъектов предпринимательской деятельности, то есть организаций и ИП, общедоступной считается информация о:
• наименовании предприятия (полного и сокращенного);
• форме собственности юридического лица (общество с
ограниченной ответственностью, акционерное общество и т. д.);
• юридическом и фактическом адресе организации или офиса
ИП;
• структуре юридического лица;
• фамилии, имени, отчестве ИП или руководителя юридического лица.
Итак, разглашением данных, составляющих налоговую тайну, является передача или использование коммерческой информации о налогоплательщике, которая стала известна работнику налоговой службы. Данные, поступившие в государственные структуры, имеют определенный режим хранения и специальные технологии защиты. Доступом к ним обладают лишь определенные должностные лица.
С.Ф. Фоминых и О.А. Коротаева полагают, что категории «налоговая тайна» и «служебная тайна» следует отграничивать друг от друга. По мнению авторов, различие понятий «налоговой тайны» от «коммерческой тайны» необходимо осуществлять на основании определений, данных в законодательстве РФ. Часто встречающаяся подмена данных понятий законодателем и правоприменителем, несмотря на четкое их разграничение в двух правовых источниках (НК РФ и ФЗ «О коммерческой тайне»), способствует увеличению судебных разбирательств.
Для разграничения понятий «налоговая тайна» и «служебная тайна» необходимо исходить от того, кто из субъектов данную информацию использует и в каких целях. Такое разграничение необходимо использовать до закрепления в законе (возможно, в отдельном законе) понятия «служебная тайна», определения информации, которая относится к служебной тайне, а так же режима ее использования.
|