Воскресенье, 24.11.2024, 14:17
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 30
Гостей: 30
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Система охраны водных биоресурсов и их среды обитания в динамике

С точки зрения естественной науки водные биоресурсы составляют важное звено в кругообороте веществ и энергии в природе (в том числе, в водной среде), они могут влиять на качество воды, но сами страдают от негативного воздействия человека на водную и иные среды.

Индустриализация, мелиорация и гидротехническое регулирование привело к увеличению антропогенной нагрузки на водный фонд и водные биоресурсы. Так, в упоминавшемся выше Постановлении Совмина СССР "О воспроизводстве и об охране рыбных запасов во внутренних водоемах СССР" отмечалось снижение запасов осетровых рыб, леща, судака, сазана и других ценных пород в Каспийском и Азовском морях и в других водоемах в связи с уменьшением стока речных вод в Каспийское и Азовское моря, загрязнением водоемов неочищенными сточными водами промышленных предприятий, отходами лесосплава и нарушениями правил рыболовства. Признавалось, что при строительстве гидротехнических сооружений на внутренних водоемах страны неудовлетворительно осуществляются мероприятия по воспроизводству рыбных запасов: строительство рыбоводных заводов и нерестово-вырастных хозяйств, работы по рыбохозяйственной мелиорации осуществляются крайне медленно и в ряде случаев не заканчиваются к моменту ввода в эксплуатацию гидротехнических сооружений.

Весь XX век и первое десятилетие XXI века наблюдается процесс разрушения водных экосистем России. Его основной причиной служит бесконтрольный сброс сточных вод. Большой вред водным биоресурсам причинило строительство плотин и гидроузлов мелиоративного назначения. При этом рыбопропускные устройства на этих сооружениях не были эффективными. Все это привело к процессам длительной деградации ресурсной базы рыбного хозяйства, не только сокращению размеров добычи, но и значительному ухудшению видового состава уловов (замена ценных промысловых объектов малоценными) <1>.

--------------------------------

<1> Правовой механизм государственного регулирования и поддержки агропромышленного комплекса / Под ред. С.А. Боголюбова. М., 2009. С. 278 - 299.

Названная деградация водных биоресурсов есть одно из проявлений экологического кризиса и в какой-то мере продовольственного кризиса. Деградацию водных биоресурсов необходимо минимизировать, а также компенсировать с помощью научно обоснованного рыбоводства. В этих целях строятся рыбоводные хозяйства и возводятся искусственные нерестилища.

Кроме того, в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования могут устанавливаться ограничения рыболовства, такие как: запрет рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов; установление минимальных размера и веса добываемых (вылавливаемых) водных биоресурсов, а также видов и количества разрешаемых орудий и способов добычи (вылова), размера их ячеи, установление периодов добычи (вылова), количества и типов судов, которые могут осуществлять промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство одновременно в одном районе и т.д.

Ограничения рыболовства устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

В целях сохранения водных биоресурсов и среды их обитания запрещается ввоз на территорию Российской Федерации рыболовных сетей из синтетических материалов, электроловильных систем.

Применяется рыбохозяйственная мелиорация - мероприятия по улучшению показателей гидрологического, гидрогеохимического, экологического состояния водных объектов в целях создания условий для сохранения и рационального использования водных биоресурсов, а также обеспечения производства продукции аквакультуры.

Порядок проведения рыбохозяйственной мелиорации устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Осуществляется она рыбоводными хозяйствами в соответствии с договорами пользования рыбоводным участком <1>.

--------------------------------

<1> Постатейный научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" / Под общ. ред. А.В. Габова. М., 2014.

Рыбохозяйственная мелиорация может осуществляться путем проведения следующих мероприятий: дноуглубительные работы, удаление водных растений из водного объекта, изъятие хищных видов и малоценных видов водных биоресурсов (их перечень для каждого рыбохозяйственного бассейна утверждается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства) и др.

Согласно ст. 45 Закона о рыболовстве искусственное воспроизводство водных биоресурсов осуществляется в соответствии с планами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Оно может производиться как с предоставлением рыбоводного участка, так и без его предоставления. Порядок организации искусственного воспроизводства водных биоресурсов устанавливается Правительством Российской Федерации, а федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства утверждены соответствующие методики и инструкции.

Государственный контракт на выполнение работ по искусственному воспроизводству водных биоресурсов заключается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства с признанным по итогам размещения государственного заказа на проведение указанных работ победителем или единственным исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Акклиматизация водных биоресурсов - деятельность по вселению водных биоресурсов ценных видов в водные объекты рыбохозяйственного значения и созданию их устойчивых популяций в водных объектах рыбохозяйственного значения, в которых водные биоресурсы данных видов не обитали ранее или утратили свое значение.

Порядок осуществления мероприятий по акклиматизации водных биоресурсов определяется федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Важное направление акклиматизации - реакклиматизация, заключающаяся в восстановлении в среде обитания ранее вымерших видов и подвидов водных животных и растений.

Законом о рыболовстве предусмотрены нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, которые разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Сброс в водные объекты рыбохозяйственного значения и рыбоохранные зоны вредных веществ, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены, запрещается.

Установление требования к водному режиму водных объектов рыбохозяйственного значения (ограничение объема безвозвратного изъятия поверхностных вод, обеспечение оптимального уровня воды и сбросов вод в рыбохозяйственных целях) должно обеспечивать сохранение водных биоресурсов.

В целях сохранения условий для воспроизводства водных биоресурсов устанавливаются рыбоохранные зоны, на территориях которых вводятся ограничения хозяйственной и иной деятельности. Рыбоохранной зоной является территория, которая прилегает к акватории водного объекта рыбохозяйственного значения. Порядок установления рыбоохранных зон, ограничения осуществления хозяйственной и иной деятельности и особенности введения таких ограничений в рыбоохранных зонах определяются Правительством Российской Федерации.

Границы рыбоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".

Водные объекты рыбохозяйственного значения или их участки, имеющие важное значение для сохранения водных биоресурсов ценных видов, могут быть объявлены рыбохозяйственными заповедными зонами.

Рыбохозяйственной заповедной зоной является водный объект или его часть с прилегающей к ним территорией, на которых устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности в целях сохранения водных биоресурсов и создания условий для развития аквакультуры и рыболовства.

В рыбохозяйственных заповедных зонах хозяйственная и иная деятельность может быть запрещена полностью или частично либо постоянно или временно.

Порядок образования рыбохозяйственных заповедных зон, виды хозяйственной и иной деятельности, которые могут быть запрещены или ограничены в рыбохозяйственных заповедных зонах, определяются Правительством Российской Федерации.

Исходя из ст. 50 Закона о рыболовстве при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Названная деятельность осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, а меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно недавно введенной ст. 50.2 Закона о рыболовстве в целях обеспечения сохранения анадромных видов рыб на миграционных путях к местам нереста запрещается применение плавных (дрифтерных) сетей при осуществлении промышленного рыболовства, рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях и прибрежного рыболовства анадромных видов рыб во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Ответственное рыболовство было предложено наукой для построения эффективной практической модели экономного использования водных биоресурсов. Она отражена в Международном кодексе ведения ответственного рыболовства, принятом на Конференции ФАО 31 октября 1995 г. <1>.

--------------------------------

<1> См.: Вылегжанин А.Н., Зиланов В.К. Международно-правовые основы управления морскими живыми ресурсами (теория и документы). М., 2000. С. 537 - 571.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (25.04.2018)
Просмотров: 340 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%