Воскресенье, 24.11.2024, 14:02
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 25
Гостей: 25
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Использование лесов в Российской Федерации

Правовое регулирование использования лесов занимает центральное место в системе правового регулирования лесных отношений и неоднократно становилось предметом научных исследований <1>.

--------------------------------

<1> Об использовании лесов см. подробнее: Быковский В.К. Использование лесов в Российской Федерации: правовое регулирование. М., 2009; Природоресурсное законодательство в условиях модернизации экономики России: современные проблемы развития: Монография / В.Б. Агафонов, В.К. Быковский, Г.В. Выпханова и др.; под ред. Н.Г. Жаворонковой. М., 2014.

Использование лесов в соответствии со ст. 25 ЛК РФ осуществляется при условии обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного пользования и соблюдения их целевого назначения, с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.

Основными видами использования лесов как биологического ресурса являются: заготовка древесины (ст. ст. 29 - 30); заготовка живицы (ст. 31); заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (ст. ст. 32 - 33); заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (ст. ст. 34 - 35); создание лесных плантаций и их эксплуатация (ст. 42); выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений (ст. 39); выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) (ст. 39.1); переработка древесины и иных лесных ресурсов (ст. 46), а также иные виды, определенные в соответствии с ч. 2 ст. 6 ЛК РФ.

Отдельные авторы отмечают, что, поскольку в ЛК РФ нет определения целевого назначения лесов, достаточно сложно провести разграничение между целевым назначением и разрешенным использованием земельного участка лесного фонда (или в составе иной категории земель) и целевым назначением и разрешенным использованием самого леса как природного объекта и ресурса <1>.

--------------------------------

<1> Анисимов А.П., Мельников Н.Н. Системно-структурный анализ категорий "целевое назначение" и "разрешенное использование" в природоресурсных отраслях права // Журнал российского права. 2013. N 11. С. 27 - 35.

Леса могут использоваться для одной или нескольких указанных целей, если иное не установлено ЛК РФ и другими федеральными законами. Однако, поскольку заключение нескольких договоров аренды на один и тот же лесной участок (объект недвижимости), по мнению отдельных авторов, не соответствует нормам гражданского законодательства, следует искать иные механизмы (например, заключение договора аренды лесного участка с множественностью лиц на стороне арендатора или заключение договора субаренды лесного участка) <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации: Аналитический доклад - 2012 / В.В. Бакаев, А.Г. Зуев, М.Г. Киржиманов и др. М., 2013. 148 с.

Указанная правовая неопределенность возникла в том числе и в результате опубликования письма Рослесхоза от 2 апреля 2008 г. N МГ-03-28/2198, в котором прямо указано, что, поскольку гражданским законодательством не предусмотрена возможность заключения с различными лицами отдельных договоров аренды на один и тот же объект недвижимости, следует исходить из того, что норма ч. 2 ст. 25 ЛК РФ подразумевает предоставление лесного участка для одной или нескольких целей использования лесов только одному арендатору <1>.

--------------------------------

<1> Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".

Однако Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 27 июля 2010 г. N 2111/10 по делу N А05-7607/2009 <1> указал: системное толкование норм гражданского и лесного законодательства показывает, что ограничение как по виду лесопользования, так и по числу лесопользователей возникает только в том случае, когда одновременное многоцелевое лесопользование одним земельным участком невозможно. Таким образом, один и тот же лесной участок может быть передан на праве аренды для двух и более видов использования лесов нескольким субъектам предпринимательской деятельности, т.е. может возникать двойная, тройная и более аренда <2>.

--------------------------------

<1> Вестник ВАС РФ. 2010. Ноябрь. N 11.

<2> Глибко О.Я. Проблема двойной аренды земельных участков в законодательстве России // Российский юридический журнал. 2015. N 2. С. 80 - 87.

Лесным законодательством запрещаются монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция в области использования лесов. С целью недопущения монополизации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти может устанавливаться максимальный объем древесины, подлежащей заготовке лицом, группой лиц, за исключением случаев, предусмотренных ч. 8 ст. 80 ЛК РФ.

В настоящее время максимальный объем древесины, подлежащей заготовке лицом, группой лиц, в лесах, расположенных в границах субъекта Российской Федерации, должен составлять не более 35% от суммы утвержденных в установленном порядке расчетных лесосек в отношении лесов, расположенных в границах всех лесничеств и лесопарков на территории субъекта Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 22 июня 2007 г. N 395 "Об установлении максимального объема древесины, подлежащей заготовке лицом, группой лиц" <1>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2007. N 27. Ст. 3283.

Государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3434.

Использование лесов может ограничиваться только в случаях и в порядке, которые предусмотрены ЛК РФ и другими федеральными законами (ст. 27). Допускается установление таких ограничений использования лесов, как запрет на осуществление одного или нескольких видов использования лесов, запрет на проведение рубок и др.

Лесным законодательством предусмотрена возможность приостановления использования лесов в случаях, предусмотренных федеральными законами. Так, приостановление использования лесов в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществляется только в судебном порядке. Тогда как в иных случаях оно может осуществляться органами исполнительной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии с федеральными законами.

Ежегодно в органы государственной власти, органы местного самоуправления лесопользователями, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, подается лесная декларация, т.е. заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждены Приказом Минприроды России от 16 января 2015 г. N 17 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме" <1>.

--------------------------------

<1> Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 2 марта 2015 г.

Основным видом использования лесов является заготовка древесины, представляющая собой связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом древесины из леса предпринимательскую деятельность, которая осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено ЛК РФ и другими федеральными законами.

Площадь арендованных для заготовки древесины участков, например, в 2012 году составила почти 177 млн га, или примерно 76% всей площади арендуемых участков, и она постоянно увеличивается <1>.

--------------------------------

<1> Ежегодный доклад о состоянии и использовании лесов Российской Федерации за 2012 г. С. 47.

Для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения. Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.

Возрасты рубок, порядок исчисления расчетной лесосеки, порядок определения видового (породного) и сортиментного состава древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время действует Приказ Минприроды России от 30 марта 2015 г. N 154 "Об утверждении Порядка определения видового (породного) и сортиментного состава древесины" <1>.

--------------------------------

<1> БНА. 21.09.2015. N 38.

Также Приказом Рослесхоза от 5 декабря 2011 г. N 513 <1> устанавливается Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

--------------------------------

<1> Российская газета. 30.01.2012. N 18.

Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в указанных в ст. 23 ЛК РФ лесничествах, лесопарках устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Приказ Рослесхоза от 1 августа 2011 г. N 337 "Об утверждении Правил заготовки древесины" <1>).

--------------------------------

<1> Российская газета. 20.01.2012. N 11.

В случае если федеральными законами допускается осуществление заготовки древесины федеральными государственными учреждениями, лесные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться этим учреждениям для указанной цели в постоянное (бессрочное) пользование.

В исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

При осуществлении мероприятий, предусмотренных ст. 19 ЛК РФ, заготовка соответствующей древесины осуществляется на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в ч. 5 ст. 19 ЛК РФ контракта.

В лесничествах, лесопарках, расположенных на землях лесного фонда, допускается осуществление заготовки древесины юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относящимися к субъектам малого и среднего предпринимательства, на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. При этом в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и ведущих традиционный образ жизни, эти лица имеют право бесплатно осуществлять заготовку древесины для собственных нужд исходя из нормативов, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Одной из проблем, возникающих при заготовке древесины гражданами, выявленной после принятия ЛК, стало то, что недобросовестные предприниматели "скупали" у граждан право на заготовку древесины или уже заготовленную древесину без оформления разрешительной документации. Поэтому Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 415-ФЗ в ЛК РФ была включена норма, устанавливающая, что древесина, заготовленная гражданами для собственных нужд, не может отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами. Купля-продажа, мена, дарение и иные сделки с древесиной, заготовленной для собственных нужд, с 1 февраля 2014 г. являются недействительными. Данная норма распространяется на все договоры купли-продажи лесных насаждений, на основании которых граждане заготавливают древесину для собственных нужд, в том числе в отношении древесины, заготовленной до 1 февраля 2014 г. <1>.

--------------------------------

<1> Письмо Рослесхоза от 23 января 2014 г. N НК-03-54/597 "О запрете на отчуждение древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд".

Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями федерального законодательства <1>.

--------------------------------

<1> Определение Верховного Суда РФ от 06.02.2013 N 44-АПГ13-1.

На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения соответствующий порядок определяется федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся эти территории. В настоящее время действует Приказ Минприроды России от 2 апреля 2015 г. N 169 "Об утверждении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, осуществляемой на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения" <1>, которым нормативы устанавливаются равными нормативам заготовки гражданами древесины для собственных нужд, устанавливаемым законами субъектов Российской Федерации.

--------------------------------

<1> Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 04.09.2015.

Отдельные нормы ЛК посвящены заготовке живицы <1>. Заготовка живицы представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с подсочкой хвойных лесных насаждений, хранением живицы и вывозом ее из леса, и осуществляется в лесах, которые предназначаются для заготовки древесины, на основании договоров аренды лесного участка. Правила заготовки живицы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (см. Приказ Рослесхоза от 24 января 2012 г. N 23 "Об утверждении Правил заготовки живицы" <2>).

--------------------------------

<1> Живица - смолистое вещество, густая масса, выделяющаяся из разрезов на хвойных деревьях. Застывает при выходе на поверхность, тем самым предохраняет древесину от проникновения короедов, грибов и других вредоносных влияний. Это основное сырье для получения канифоли и скипидара (около 75% канифоли, 18% скипидара и 6% воды). Для добычи живицы на стволах растущих деревьев делают ряд неглубоких надрезов (т.н. подсочка). См.: Атаманчуков Г.Д. Живица и применение продуктов ее переработки. Москва: Лесная промышленность, 1968. 31 с.

<2> БНА. 07.05.2012. N 19.

Осуществляется в лесах и заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, к которым относятся пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели или деревья других хвойных пород для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы.

В исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников гражданами, юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесных участков.

Правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов устанавливаются в настоящее время Приказом Рослесхоза от 5 декабря 2011 г. N 512 "Об утверждении Правил заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов" <1>.

--------------------------------

<1> Российская газета. 02.05.2012. N 96.

Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, за исключением елей и деревьев других хвойных пород для новогодних праздников, а также заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений гражданами для собственных нужд осуществляются в соответствии со ст. 11 ЛК РФ.

К пищевым лесным ресурсам, заготовка которых осуществляется в соответствии с ЛК РФ, относятся дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, семена, березовый сок и подобные лесные ресурсы.

Граждане, юридические лица осуществляют заготовку пищевых лесных ресурсов (к ним относятся дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, семена, березовый сок) и сбор лекарственных растений на основании договоров аренды лесных участков и вправе на предоставленных им лесных участках размещать сушилки, грибоварни, склады и другие временные постройки.

Правила заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений устанавливаются Приказом Рослесхоза от 5 декабря 2011 г. N 511 "Об утверждении Правил заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений" <1>.

--------------------------------

<1> Российская газета. 02.05.2012. N 96.

Порядок заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд, так же как и порядок заготовки ими пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Еще один вид предпринимательской деятельности в лесах - выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений. Правила использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений устанавливаются Приказом Рослесхоза от 5 декабря 2011 г. N 510 "Об утверждении Правил использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений" <1>.

--------------------------------

<1> БНА. 23.04.2012. N 17.

В целях воспроизводства лесов и лесоразведения в лесах осуществляется как вид предпринимательской деятельности выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев).

Приказом Рослесхоза от 19 июля 2011 г. N 308 утверждены Правила использования лесов для выращивания посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) <1>.

--------------------------------

<1> Российская газета. 07.10.2011. N 225.

На землях лесного фонда и землях иных категорий могут создаваться лесные плантации. Создание лесных плантаций и их эксплуатация представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с выращиванием лесных насаждений определенных пород (целевых пород), к которым относятся лесные насаждения искусственного происхождения, за счет которых обеспечивается получение древесины с заданными характеристиками.

Гражданам, юридическим лицам для создания лесных плантаций и их эксплуатации лесные участки предоставляются в аренду в соответствии с ЛК РФ, земельные участки - в соответствии с земельным законодательством.

На лесных плантациях проведение рубок лесных насаждений и осуществление подсочки лесных насаждений допускаются без ограничений.

Использование лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с производством изделий из древесины и иной продукции такой переработки в соответствии со ст. 14 ЛК РФ. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для переработки древесины и иных лесных ресурсов предоставляются в аренду, а в случае, если федеральными законами допускается осуществление переработки древесины и иных лесных ресурсов федеральными государственными учреждениями, лесные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться этим учреждениям для указанной цели в постоянное (бессрочное) пользование.

Правила использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов устанавливаются Приказом Минприроды России от 1 декабря 2014 г. N 528 "Об утверждении Правил использования лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов" <1>.

--------------------------------

<1> БНА. 29.06.2015. N 26.

В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, при использовании лесов обеспечиваются защита исконной среды обитания этих народов и их традиционный образ жизни в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации".

При осуществлении любых видов лесопользования должен быть предоставлен отчет об использовании лесов (информация об объеме изъятых лесных ресурсов, их товарной структуре, другая информация) в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий - непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг. Форма отчета об использовании лесов и порядок его представления, а также требования к формату отчета об использовании лесов в электронной форме устанавливаются Приказом Минприроды России <1>.

--------------------------------

<1> Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 6 мая 2015 г.

Проверка состояния и использования лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях обороны и безопасности, а также расходования средств федерального бюджета на осуществление полномочий в области лесных отношений регулярно проводится Счетной палатой Российской Федерации. По итогам проверки выносится представление об устранении выявленных нарушений. Примером такого акта может служить представление Счетной палаты РФ от 16 декабря 2014 г. N ПР 09-333/09-03 "О результатах контрольного мероприятия "Проверка состояния и использования лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях обороны и безопасности, а также расходования средств федерального бюджета на осуществление полномочий в области лесных отношений" в Министерстве промышленной политики и лесного комплекса Иркутской области".

Результатом рассмотрения данного представления стало письмо заместителя председателя Правительства Иркутской области от 20 марта 2015 г. N 02-11-205/15, в котором представлен отчет об исправлении выявленных нарушений.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (25.04.2018)
Просмотров: 349 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%