Правовая охрана объектов растительного и животного мира, обеспечиваемая национальным законодательством, предусматривает общие правовые режимы охраны и использования указанных природных ресурсов. Помимо этого, для охраны животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, в международном праве и национальном экологическом законодательстве предусмотрен особый правовой режим, предусматривающий более жесткие правовые ограничения на использование объектов животного и растительного мира. Он заключается в составлении и периодическом обновлении перечней видов животных, растений, грибов, подлежащих особой охране и установлении для них специальных ограничений или запретов на использование. Такие перечни получили наименование красных книг, а животные, включенные туда, часто именуются "краснокнижными" видами. Примерами Красных книг являются Международная красная книга, Красная книга СНГ, Красная книга РФ, красные книги субъектов РФ.
Очевидно, что одно только составление перечней не может обеспечить цельный и эффективный правовой режим охраны и использования объектов животного мира. Для решения данной задачи в различных отраслях российского права предусмотрены необходимые материальные, процедурные и охранительные нормы, в частности:
- установление повышенной уголовной и административной ответственности за незаконную добычу краснокнижных животных и растений, включая установление соответствующих такс;
- установление особого порядка выдачи разрешений на добывание объектов растительного и животного мира, включенных в Красную книгу РФ.
Требование о ведении красных книг установлено в ст. 60 Закона об охране окружающей среды. В соответствии с ней красные книги учреждаются в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования; их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания. Законом запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.
Ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации и транзитная перевозка через Российскую Федерацию, а также оборот редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, их особо ценных видов, в том числе растений, животных и других организмов, подпадающих под действие международных договоров Российской Федерации, регулируется законодательством Российской Федерации с учетом общепризнанных принципов и норм международного права.
Порядок охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, порядок ведения Красной книги РФ, красных книг субъектов Российской Федерации, а также порядок сохранения их генетического фонда в низкотемпературных генетических банках и в искусственно созданной среде обитания определяется законодательством в области охраны окружающей среды. Помимо этого, вопросы, связанные с ведением красных книг, регламентируются законодательством о животном мире и водных биологических ресурсах. Так, в соответствии со ст. 27 Закона о рыболовстве в целях сохранения занесенных в Красную книгу РФ и (или) красную книгу субъекта РФ редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов добыча (вылов) таких видов водных биоресурсов запрещена.
Порядок ведения Красной книги РФ регламентируется Приказом Госкомэкологии России от 3 октября 1997 г. N 419-а "Об утверждении Порядка ведения Красной книги Российской Федерации". Очевидно, что данный нормативный правовой акт уже морально устарел в части регламентации соответствующих процедур и нуждается в серьезном обновлении. В частности, ведение Красной книги РФ возлагается на федеральный орган исполнительной власти, давно прекративший свое существование (Госкомэкологии России).
Согласно указанному Порядку Красная книга РФ является официальным документом, содержащим свод сведений о состоянии, распространении и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов (объекты животного и растительного мира), обитающих (произрастающих) на территории Российской Федерации, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Красная книга РФ в настоящее время ведется Минприроды России. Научное обеспечение ее ведения осуществляется организациями из числа научно-исследовательских организаций и вузов, проводящих исследовательскую деятельность по изучению и разработке мер охраны объектов животного и растительного мира, которые организуют и проводят сбор, хранение, обобщение и анализ информации, а также разработку мер охраны объектов животного и растительного мира, обитающих (произрастающих) на территории Российской Федерации, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Ведение Красной книги РФ включает: сбор и анализ данных об объектах животного и растительного мира; организацию мониторинга состояния объектов животного и растительного мира; создание и пополнение банка данных по объектам животного и растительного мира; занесение в установленном порядке в Красную книгу РФ (или исключение из нее) объектов животного или растительного мира; подготовку к изданию, издание и распространение Красной книги РФ; подготовку и реализацию предложений по специальным мерам охраны, включая организацию особо охраняемых природных территорий и генетических банков с целью сохранения объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ; выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанной с использованием объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ; выдачу разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ.
В Красную книгу РФ заносятся объекты животного и растительного мира, постоянно или временно обитающие или произрастающие в естественных условиях на территории (акватории) Российской Федерации, континентальном шельфе и в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, которые подлежат особой охране.
В Красную книгу РФ включаются объекты животного и растительного мира, отвечающие следующим условиям:
а) нуждающиеся в специальных мерах охраны, а именно:
- находящиеся под угрозой исчезновения;
- уязвимые, узкоэндемичные, эндемичные и редкие объекты животного и растительного мира, охрана которых важна для сохранения флоры и фауны различных природно-климатических зон;
- объекты животного и растительного мира, реальная или потенциальная хозяйственная ценность которых установлена и при существующих темпах эксплуатации их запасы поставлены на грань исчезновения, в результате чего назрела необходимость принятия срочных мер по их охране и воспроизводству;
- объекты животного и растительного мира, которым не требуется срочных мер охраны, но необходим государственный контроль за их состоянием, в силу их уязвимости (обитающие на краю ареала, естественно редкие и т.д.);
б) подпадающие под действие международных соглашений и конвенций;
в) занесенные в Международную Красную книгу и Красную книгу государств - участников СНГ.
Предложения о занесении в Красную книгу РФ, исключении из нее или о переводе из одной категории статуса редкости в другую того или иного объекта животного или растительного мира направляются юридическими и физическими лицами в Минприроды России для последующего их рассмотрения научными организациями. Решение принимает и утверждает Минприроды России по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Российской академией наук.
При этом основанием для занесения в Красную книгу РФ или изменения категории статуса того или иного объекта животного или растительного мира служат данные об опасном сокращении его численности и (или) ареала, о неблагоприятных изменениях условий существования этого объекта или другие данные, свидетельствующие о необходимости принятия специальных мер по его сохранению и восстановлению.
Основанием для исключения из Красной книги РФ или изменения категории статуса того или иного объекта животного или растительного мира служат данные о восстановлении его численности и (или) ареала, о положительных изменениях условий его существования или другие данные, свидетельствующие об отсутствии необходимости принятия специальных мер по его сохранению и восстановлению, а также в случае его безвозвратной потери (вымирания).
Издание Красной книги Российской Федерации осуществляется не реже одного раза в 10 лет.
Соблюдение правового режима охраны обеспечивается средствами законодательства об уголовной и административной ответственности <1>.
--------------------------------
<1> См. об этом также параграфы 2, 3 гл. 9 настоящей работы.
В УК РФ несколько статей устанавливают уголовную ответственность за преступления, связанные с краснокнижными видами, что в совокупности с предпринятым ужесточением мер гражданско-правовой ответственности должно усилить правовую защищенность краснокнижных и других видов животных и растений и сократить масштабы их нелегальной добычи и оборота <1>.
--------------------------------
<1> Краева В.Н. Уголовно-правовая охрана видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2016. N 1.
Так, п. "в" ч. 1 ст. 258 УК РФ признается преступным деянием охота в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена. Указанный пункт распространяется на все виды животных, включенных в Красную книгу Российской Федерации. Как указывается в юридической литературе, под полным запрещением понимается запрещение осуществлять в любое время года все виды охоты на определенные виды птиц и зверей вследствие их особой ценности. Прежде всего это касается добывания птиц и зверей, занесенных в Красную книгу РФ. Полностью запрещена, например, охота на пятнистого оленя, зубра, леопарда, снежного барса, белого медведя, фламинго, аиста, журавлей <1>.
--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) (отв. ред. В.М. Лебедев) включен в информационный банк согласно публикации - Юрайт, 2013 (13-е издание, переработанное и дополненное).
<1> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. 12-е изд., перераб. и доп. М., 2012.
Статья 258.1 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за незаконную добычу, содержание, приобретение, хранение, перевозку, пересылку и продажу особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных.
В юридической литературе отмечаются сложности, связанные с коллизией названных составов <1>. Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 18 октября 2012 г. N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" (п. 13.1) разъяснил: при рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных п. "в" ч. 1 ст. 258 УК РФ и ст. 258.1 УК РФ, судам необходимо иметь в виду, что охота в отношении диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, оборот таких животных (включая их части и производные), допускаются только в исключительных случаях, предусмотренных нормами экологического законодательства (например, в целях сохранения объектов животного мира, осуществления мониторинга состояния их популяции, регулирования их численности, охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от массовых заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных), на основании разрешений (распорядительных лицензий), полученных в установленном порядке, и с соблюдением предусмотренных в них условий. Судам следует иметь в виду, что по п. "в" ч. 1 ст. 258 УК РФ надлежит квалифицировать незаконную охоту в отношении птиц и зверей, занесенных в Красную книгу РФ или Красную книгу субъекта РФ и (или) охраняемых международными договорами Российской Федерации, но не включенных в Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей ст. ст. 226.1 и 258.1 УК РФ <2>. В случае незаконной охоты в отношении птиц и зверей, включенных в указанный Перечень, содеянное должно квалифицироваться по соответствующей части ст. 258.1 УК РФ.
--------------------------------
<1> Максимов А.М. Дифференциация уголовной ответственности за преступления против безопасности животного мира: дискуссионные аспекты законодательной регламентации // Российский следователь. 2014. N 18. С. 27 - 30.
<2> Утв. Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2013 г. N 978.
Под частями диких животных в ст. 258.1 УК РФ в Постановлении Пленума ВС РФ предлагается понимать не подвергшиеся обработке искусственно выделенные фрагменты, органы, вещества (например, внутренние органы, кости, желчь, шкура и т.д.), под производными диких животных - продукты их хозяйственной переработки (например, пищевые продукты, медицинские и биологические препараты, меховые изделия, сувениры).
Статьей 259 УК РФ установлена уголовная ответственность за уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, повлекшее гибель популяций этих организмов. В юридической литературе предлагается изменить ст. 259 УК РФ, поскольку уголовно наказуемыми должны быть любые действия по уничтожению местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, любых мест обитания, а не только критических, и без наступления последствий в виде гибели популяций тех или иных видов. Уничтожение среды обитания животных априори приводит к сокращению их численности <1>.
--------------------------------
<1> Краева В.Н. Уголовно-правовая охрана видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2016. N 1.
Статьей 226.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в том числе особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных.
Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей данной статьи и ст. 258.1 УК РФ утвержден Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2013 г. N 978. В указанный Перечень включены млекопитающие (например, амурский тигр, белый медведь), птицы (сапсан), рыбы (белуга, русский осетр).
Статьей 8.35 КоАП РФ установлена административная ответственность за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации либо охраняемых международными договорами, а равно действия (бездействие), которые могут привести к гибели, сокращению численности либо нарушению среды обитания этих животных или к гибели таких растений, либо добыча, хранение, перевозка, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка указанных животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов без надлежащего на то разрешения или с нарушением условий, предусмотренных разрешением, либо с нарушением иного установленного порядка, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Таким образом, перед правоприменителем в лице правоохранительных органов стоит важная и сложная задача разграничения уголовных деяний (преступлений) и административных проступков, так как это влечет за собой применение не только различных санкций за совершенное нарушение, но и различных процессуальных режимов, мер пресечения, процедур рассмотрения соответствующих дел. При этом четкие критерии разграничения уголовно-правовых и административно-правовых составов, предусмотренных ст. ст. 258, 258.1 УК РФ и ст. 8.35 КоАП РФ, в указанных Кодексах применительно к "краснокнижным" видам не установлены.
Законодательством субъектов Российской Федерации устанавливается административная ответственность за посягательство на объекты растительного и животного мира, включенные в красные книги соответствующих субъектов Российской Федерации.
Установление строгой юридической ответственности и запрет на хозяйственное использование объектов животного и растительного мира, занесенных в красные книги, отнюдь не означает полного их изъятия из хозяйственного оборота. В соответствии с действующим законодательством в исключительных случаях допускается ограниченный оборот "краснокнижных" видов животных в строго определенных целях.
В соответствии со ст. 24 Закона о животном мире оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном Правительством РФ. Содержание указанных животных в неволе и выпуск их в естественную природную среду также допускаются в исключительных случаях, определяемых Правительством РФ.
Согласно ч. 2 ст. 27 Закона о рыболовстве в исключительных случаях добыча (вылов) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов допускается в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Анализ действующего законодательства позволяет выделить следующие направления ограниченного использования "краснокнижных" видов:
- добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации;
- оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу.
Добывание "краснокнижных" объектов животного мира, за исключением водных биологических ресурсов, регламентируется Постановлением Правительства РФ от 6 января 1997 г. N 13 "Об утверждении Правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов".
Добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов, допускается в исключительных случаях в целях сохранения объектов животного мира, осуществления мониторинга состояния их популяций, регулирования их численности, охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от массовых заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, обеспечения традиционных нужд коренных малочисленных народов.
Добывание объектов животного мира производится только на основании разрешения, выдаваемого Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. По факту каждого добывания на месте составляется акт с указанием количества добытых объектов животного мира, времени, места, орудий добывания, фамилий лиц, ответственных и привлеченных для добывания. Сроки и способы добывания объектов животного мира определяются в соответствии с целями добывания и не должны наносить ущерб естественным популяциям этих видов животных и местам их обитания. Орудия и способы добывания объектов животного мира должны обеспечивать избирательность действия и снижать нанесение физических и психических травм животным.
Данная процедура детализирована в Административном регламенте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ, утвержденном Приказом Минприроды России от 18 февраля 2013 г. N 60.
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. N 1017 "О добыче (вылове) редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биологических ресурсов" определено, что добыча (вылов) водных биоресурсов допускается в исключительных случаях в целях сохранения водных биоресурсов, осуществления мониторинга состояния их популяций, осуществления их искусственного воспроизводства или акклиматизации, обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Добыча (вылов) водных биоресурсов осуществляется:
- в отношении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, - на основании разрешений, выдаваемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в порядке, определяемом Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации;
- в отношении иных редких и находящихся под угрозой исчезновения видов водных биоресурсов, - на основании разрешений, выдаваемых Федеральным агентством по рыболовству в соответствии с Правилами оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесения в них изменений, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2008 г. N 775.
Сроки и способы добычи (вылова) водных биоресурсов определяются в соответствии с целями их добычи (вылова) и не должны наносить ущерба естественным популяциям этих водных биоресурсов и среде их обитания. При добыче (вылове) водных биоресурсов орудия и способы добычи (вылова) должны обеспечивать избирательность действия, а при добыче (вылове) морских млекопитающих в живом виде - снижать возможность нанесения им физических и психических травм.
По факту каждой добычи (вылова) водных биоресурсов на месте составляется акт с указанием реквизитов выданного разрешения, объема (количества) добытых (выловленных) водных биоресурсов, времени, места, орудий добычи (вылова), сведений о юридическом лице или гражданине, осуществивших добычу (вылов).
Порядок выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, утвержден Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. N 156. В частности, им установлено, что содержание в неволе таких диких животных допускается только в целях их сохранения и воспроизводства в искусственно созданной среде обитания, а также в научных и культурно-просветительных целях, а выпуск в естественную природную среду - в целях их сохранения и (или) пополнения природных популяций указанных животных.
Право пользования дикими животными, принадлежащими к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, может переходить от одного лица к другому только на основании разрешения (распорядительной лицензии) на оборот указанных животных. Право выдачи таких разрешений (распорядительных лицензий) предоставлено Росприроднадзору, процедура предоставления соответствующей государственной услуги детализирована в Административном регламенте, утвержденном Приказом Минприроды России от 23 апреля 2015 г. N 191; этим же Министерством утверждена форма разрешения (распорядительной лицензии) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации.
Порядок выдачи разрешений на содержание и разведение объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания установлен соответствующим Административным регламентом Росприроднадзора, утвержденным Приказом Минприроды России от 30 января 2013 г. N 36.
|