Воскресенье, 24.11.2024, 14:56
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 18
Гостей: 18
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Деятельность органов прокуратуры по охране и использованию объектов животного мира

Охрана объектов животного мира в России базируется на системе разнообразных широкомасштабных мер, в том числе правового характера. В настоящем параграфе будут рассмотрены вопросы охраны животного мира через призму деятельности органов прокуратуры, не затрагивая уголовно-правовой сферы.

Чтобы иметь представление о том, какое место в системе охраны и использования животного мира отведено деятельности органов прокуратуры вне уголовно-правовой сферы, необходимо назвать функции, реализуемые прокурором в данной плоскости, перечень которых достаточно внушителен, а именно:

- надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов об охране и использовании животного мира;

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (в контексте соблюдения конституционного права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением);

- участие в правотворческой деятельности по вопросам охраны животного мира;

- участие в конституционном (уставном) судопроизводстве; участие в гражданском процессе, арбитражном процессе, в административном деле в рамках административного судопроизводства;

- правовое сотрудничество с соответствующими органами других государств и международными организациями.

Еще одним важнейшим направлением работы органов прокуратуры вне уголовно-правовой сферы, хотя и не закрепленным в законодательном порядке, но широко используемым на практике, является межведомственное взаимодействие органов прокуратуры с иными органами и организациями по вопросам охраны и использования животного мира.

Одной из ключевых функций органов прокуратуры вне уголовно-правовой сферы, безусловно, является прокурорский надзор и, в частности, такое его направление, как надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании - надзор за исполнением законов об охране и использовании объектов животного мира.

Под предметом прокурорского надзора за исполнением законов об охране и использовании объектов животного мира в соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) необходимо понимать: соблюдение Конституции Российской Федерации, исполнение законов, регламентирующих отношения, возникающие по поводу и в связи с использованием объектов животного мира, организацией их охраны, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти (представительной и исполнительной) субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, если они являются участниками указанных отношений, а также соответствие законам правовых актов, принимаемых указанными органами и должностными лицами в рассматриваемой сфере отношений.

Следовательно, в общем виде прокурорский надзор за исполнением законов об охране и использовании объектов животного мира можно разграничить на два ключевых блока: надзор за исполнением законов поднадзорными прокуратуре органами и организациями, если они являются участниками отношений в области охраны и использования объектов животного мира и надзор за законностью правовых актов, регламентирующих отношения в указанной сфере.

Общие вопросы надзора за исполнением законов об охране и использовании животного мира (как одного из направлений надзора за исполнением законов) регламентируются Приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" (далее - Приказ N 195); от 28 мая 2015 г. N 265 "О порядке исполнения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Последний содержит детальную регламентацию организации надзора за исполнением законов до внесения предусмотренных названным Постановлением Конституционного Суда РФ изменений в Закон о прокуратуре.

Специальным Приказом Генерального прокурора РФ от 1 апреля 2014 г. N 165 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании" надзор за исполнением законов об охране животного мира выделен как отдельное направление. Этим Приказом предписано обеспечить эффективный надзор за исполнением законов об охране животного мира, незамедлительно реагировать на факты необоснованного изменения границ ООПТ, незаконной добычи природных ресурсов. Такое реагирование на нарушения закона прокурором должно осуществляться в рамках предоставленных полномочий.

"Общенадзорные" <1> полномочия прокурора по устранению нарушений законов без исключений и ограничений применяются при выявлении нарушений законов об охране и использовании животного мира и представляют собой систему правовых средств, используемых для пресечения правонарушений, восстановления нарушенных прав, ликвидации вызванных нарушениями закона негативных последствий. К таким полномочиям относятся указанные в п. п. 2, 3 ст. 22, ст. ст. 23 - 25 Закона о прокуратуре полномочия: по возбуждению производства по делу об административном правонарушении, привлечению лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности; по освобождению лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; по опротестованию противоречащих закону правовых актов; по обращению в суд с требованием о признании таких актов недействительными (в рамках административного судопроизводства в порядке ст. ст. 39, 124 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, арбитражного судопроизводства в порядке ст. 29 АПК РФ); по внесению представлений об устранении нарушений закона.

--------------------------------

<1> Данный термин применяется к надзору за исполнением законов.

Данные полномочия реализуются посредством вынесения соответствующих постановлений, представлений, принесения протестов, направления заявлений (исков) в суды - их называют мерами прокурорского реагирования.

По общему правилу, установленному Приказом N 195 (п. 16), в документах прокурорского реагирования прокурор обязан излагать правовую сущность, а также негативные последствия нарушений закона, причины и условия, которые этому способствовали, ставить вопрос об их устранении и об ответственности виновных лиц. При необходимости принимать участие в рассмотрении внесенных актов прокурорского реагирования. Контролировать фактическое устранение нарушений законов, принципиально реагировать на неисполнение требований прокурора.

Руководящие организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры РФ ориентируют прокуроров при внесении актов реагирования на оценивание возможных негативных последствий исполнения своих требований путем направления актов реагирования не на разрушение существующих правоотношений, а на их корректировку и приведение в соответствие с действующим законодательством.

К полномочиям по предупреждению нарушений закона следует относить: объявление предостережения о недопустимости нарушений закона; формирование сводного плана проведения плановых проверок и согласование внеплановых выездных проверок в отношении субъектов предпринимательства.

Так, в соответствии со ст. 25.1 Закона о прокуратуре в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Прокуратура реализует также специальные полномочия в сфере защиты прав предпринимателей, носящие предупредительный характер. Так, на основании ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с 2009 г. органы прокуратуры наделены полномочиями по формированию ежегодного сводного плана проведения органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, согласованию внеплановых выездных проверок предпринимателей, которые детализированы в Приказах Генпрокуратуры России от 27 марта 2009 г. N 93 "О реализации Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", от 11 августа 2010 г. N 313 "О порядке формирования органами прокуратуры ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Применительно к надзору за исполнением законов об охране и использовании животного мира органами контроля в этой сфере необходимо учитывать также и права предпринимателей, участников отношений по охране и использованию животного мира, не допуская их нарушений и согласовывая проведение проверочных мероприятий в отношении представителей бизнес-сообщества.

Прокурорский надзор за законностью правовых актов реализуется органами прокуратуры на постоянной основе, причем число выявляемых органами прокуратуры незаконных правовых актов на протяжении ряда лет остается стабильно высоким. Для их отмены или изменения в целях приведения в соответствие с действующим законодательством широко используется такая мера реагирования, как протест.

Согласно отчетным данным, в 2015 году органами прокуратуры выявлено 462 незаконных правовых акта об охране и использовании животного мира (2014 г. - 563, 2013 г. - 404, 2012 г. - 611, 2011 г. - 526), 458 из которых в 2015 году опротестовано (в 2014 г. - 553, 2013 г. - 386, 2012 г. - 586, 2011 г. - 515 соответственно), что указывает на значительную работу в данном направлении надзора и стабильно высокие показатели "выявляемости" незаконных нормативных правовых актов. По удовлетворенным протестам отменено, либо изменено в 2015 г. 417 незаконных правовых актов (в 2014 г. - 519, в 2013 г. - 309, в 2012 г. - 565, в 2011 г. - 458 актов). В случае отклонения протестов, принесенных на нормативные правовые акты (реже - напрямую в судах, без предварительного принесения протестов), прокуроры оспаривали нормативные правовые акты в рамках гражданского судопроизводства, а с 15 сентября 2015 г. - в рамках административного судопроизводства.

Результаты обобщения практики прокурорского надзора за законностью правовых актов указывают на то, что прокурорами осуществлялись меры реагирования на нормативные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, вынесенные с нарушением законодательства при формировании региональных перечней объектов промысловой охоты, утверждении порядков исчисления размера вреда, причиненного объектам растительного и животного мира, занесенным в красные книги субъектов Российской Федерации, при создании и функционировании особо охраняемых природных территорий ООПТ, при утверждении видов разрешенной охоты и параметров ее осуществления в охотничьих угодьях, лимитов добычи охотничьих ресурсов и распределении квот на их добычу и др.

Так, во исполнение требований прокурора Законом Курской области от 17 июня 2014 г. N 35-ЗКО внесены изменения в Закон области от 28 ноября 2012 г. N 114-ЗКО "О вопросах в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов на территории Курской области", и из перечня объектов промысловой охоты животных исключены сурок степной, горностай и белка обыкновенная, находящиеся под охраной Красной книги Курской области.

По инициативе прокуратуры Республики Хакасия 11 декабря 2012 г. приведено в соответствие с законодательством Постановление главы Республики Хакасия от 10 августа 2012 г. 47-ГШ "Об утверждении видов разрешенной охоты и параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории Республики Хакасия, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения". Им были установлены ограничения по видам используемых орудий охоты на оленя благородного, кабана, косулю сибирскую, бурого медведя, зайца, лисицу, бобра восточно-европейского и барсука, которые противоречили Правилам охоты, утвержденным Приказом Минприроды России от 16 ноября 2010 г. N 512.

При правильной организации прокурорского надзора за законностью правовых актов, регламентирующих отношения по охране и использованию животного мира, прокурорам удается позитивно влиять на процесс правотворчества органов власти: корректировать значительное число нормативных правовых актов, содержащих незаконные нормы, еще до их принятия, убеждать представителей органов власти в недопустимости принятия незаконных нормативных правовых актов в целом, путем внесения замечаний на их проекты. В этом и заключается одна из важнейших задач надзора за законностью правовых актов - упреждение принятия незаконных нормативных правовых актов на стадии разработки их проектов.

Анализируя региональную специфику биоразнообразия, необходимо учитывать различный уровень бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Инициативные подходы субъектов Российской Федерации при исполнении переданных им полномочий в сфере охраны и использования животного мира реализуются в большей степени через принятие и утверждение региональных программ, направленных на сохранение биоразнообразия соответствующих территорий. Результаты анализа прокурорской практики указывают на наличие проблем, связанных с непринятием необходимых региональных программ, либо нефинансированием принятых программ, направленных на охрану и воспроизводство объектов животного мира, что влечет, в свою очередь, невозможность реализации охранных мероприятий в сфере животного мира, осуществления контроля в данной сфере на местах.

К примеру, в нарушение ст. 18 Закона о животном мире Комитетом по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай не были разработаны республиканские программы, направленные на охрану и воспроизводство объектов животного мира, не принято мер для их утверждения и, соответственно, финансирования из республиканского бюджета Республики Алтай, что явилось одной из причин необеспечения инспекторов Комитета служебным оружием, форменной одеждой, необходимыми средствами связи и техникой. Отсутствие необходимой материально-технической базы не позволило активно бороться с незаконной охотой, эффективно проводить мероприятия по воспроизводству охотничьих ресурсов <1>.

--------------------------------

<1> Красилов В.В. Актуальные вопросы надзора за исполнением законодательства в сфере использования и охраны объектов животного мира на территории Республики Алтай // Известия Алтайского республиканского отделения Русского географического общества. С. 88 - 94.

Ситуация с недофинансированием мероприятий в сфере охраны и использования животного мира типична для всех уровней бюджетной системы (федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований). Как правило, мероприятия такого рода финансируются по остаточному принципу, а значит, высок и уровень правонарушений в сфере охраны и использования животного мира.

В случае, если программы, направленные на реализацию функций по охране и использованию животного мира, охоте и сохранению охотничьих ресурсов, на региональном и муниципальном уровнях органами власти приняты, но фактически не реализованы, прокурорам надлежит активизировать надзор за их исполнением и применять меры реагирования по фактам выявленных нарушений, настойчиво добиваясь реализации и финансирования таких программ.

Если же программы органами государственной власти и местного самоуправления не приняты, то прокуроры субъектов Российской Федерации в случае, если они обладают правом законодательной инициативы, указанным в конституции (уставе) субъекта Российской Федерации (районные прокуроры - правом правотворческой инициативы на муниципальном уровне, в соответствии с уставом муниципального образования), вправе вносить в законодательный (представительный) орган государственной власти (местного самоуправления) соответственно, проект программы субъекта Российской Федерации (программы муниципального образования), направленный на проведение необходимых мероприятий по охране и использованию объектов животного мира, охоте и сохранению охотничьих ресурсов за счет средств бюджета соответствующего уровня бюджетной системы, а также за счет средств желающих участвовать в решении экологических проблем представителей бизнеса (при наличии их инициатив) на условиях совместного финансирования на принципах государственно-частного партнерства.

Залогом качественного осуществления надзора в сфере охраны и использования животного мира является анализ состояния законности в указанной сфере, осуществляемый прокурорами на основе полученной информации о биологическом разнообразии - в первую очередь, об объектах животного мира, охоте и сохранении охотничьих ресурсов, о проблемах защиты животных на территориях ООПТ и за их пределами, о результатах работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по охране и использованию животного мира, в том числе органов административной юрисдикции по привлечению к административной ответственности за нарушения законодательства о животном мире, правоохранительных органов, судов, общественных организаций экологической направленности.

При кажущемся разнообразии отношений и поднадзорных объектов охраны животного мира основные ориентиры в осуществлении надзора за исполнением законов об охране и использовании объектов животного мира, его базовые направления, определить, на наш взгляд, необходимо. В ходе научных исследований, обобщения прокурорской практики, типизации нарушений были выделены направления надзора за исполнением законов об охране и использовании животного мира, актуальные для большинства регионов России.

К числу ключевых направлений надзора за исполнением законов в сфере охраны и использования животного мира, в первую очередь, следует отнести надзор за исполнением законов в деятельности органов государственной власти различных уровней и органов местного самоуправления в области охраны и использования животного мира, в том числе органов, наделенных полномочиями по управлению в этой области, порядка передачи и реализации их полномочий <1>.

--------------------------------

<1> См.: информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ от 12 июля 2011 г. N 7/4-09-2011 "О состоянии законности и прокурорского надзора за исполнением законодательства, регламентирующего вопросы охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты".

Учитывая, что наибольшее количество нарушений прокурорами выявляется именно в сфере такого вида пользования животным миром, как охота, особое внимание при организации надзорных мероприятий уделяется исполнению законов об охоте и сохранении охотничьих ресурсов.

Отдельным направлением в сфере охраны объектов животного мира является надзор за исполнением законов об охране объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и региональные красные книги.

Несмотря на наличие проблем, связанных с отсутствием должной правовой регламентации отношений по содержанию диких животных в неволе и полувольных условиях, внимание органов прокуратуры устремлено на содержание животных в цирках, зоопарках, питомниках, океанариумах и др. Проверки исполнения законодательства об охране и использовании животного мира при содержании животных в неволе и полувольных условиях носят распространенный характер, что позволяет выделить в качестве актуального направления данный вид надзора.

При выявлении нарушений по содержанию диких животных, в том числе "краснокнижных", физическими лицами, учитывая, что надзор за исполнением законодательства физическими лицами согласно ст. 21 Закона о прокуратуре не осуществляется органами прокуратуры, информация о данных фактах должна передаваться уполномоченным органам контроля либо в правоохранительные органы.

Важное значение имеет организация надзора за исполнением законов об охране и использовании животного мира на ООПТ. Поскольку в ООПТ входят все компоненты окружающей природной среды: лес, вода, почвы, наземные и водные виды животных (биоресурсы), то и нарушениям режима ООПТ, связанным с нарушениями лесного, водного, земельного законодательства, законодательства об охране и использовании животного мира (в том числе водных биоресурсов), о недрах, должна даваться своевременная оценка в ходе прокурорских проверок.

В пристальном внимании прокуроров нуждается такое направление прокурорского надзора, как надзор за исполнением законов при осуществлении экономического регулирования охраны и использования объектов животного мира (при учете и экономической оценке объектов животного мира; установлении системы платежей за пользование животным миром; исполнении бюджетного законодательства при финансировании мероприятий по охране и воспроизводству объектов животного мира и реализации других направлений экономического регулирования, установленных ст. 51 Закона о животном мире).

На исполнении бюджетного законодательства следует остановиться подробнее. При организации проверок в сфере охраны и использования животного мира вопросы соблюдения бюджетного законодательства при финансировании указанных мероприятий выясняются практически в ходе каждой проверки. Учитывая то обстоятельство, что программное финансирование из бюджетов всех уровней бюджетной системы с каждым годом приобретает все большее распространение, вопросам финансирования федеральных, региональных, муниципальных программ при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране и использовании животного мира следует уделять большое внимание, привлекая к проверкам специалистов в области государственного финансового контроля, в сфере закупок товаров работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Методические наработки, алгоритмы проведения проверок исполнения бюджетного законодательства при реализации государственных, региональных и муниципальных программ, которые могут применяться при организации проверок исполнения бюджетных программ в сфере охраны и использования животного мира, разрабатывались в Академии Генеральной прокуратуры РФ.

К важным направлениям прокурорского надзора за исполнением законов об охране и использовании животного мира можно отнести также надзор за соблюдением прав на применение традиционных методов добычи объектов животного мира и продуктов их жизнедеятельности, в том числе прав на приоритетное пользование животным миром коренными малочисленными народами и этническими общностями.

Указанные ключевые направления прокурорского надзора за исполнением законов в сфере охраны и использования животного мира не носят исчерпывающего характера.

В ходе прокурорских проверок прокуроры реализуют полномочия, направленные, в первую очередь, на устранение нарушений закона, которые были обозначены выше.

Наиболее действенной мерой, направленной на устранение нарушений и восстановление конституционных прав в сфере экологии, вне уголовно-правовой сферы, является, на наш взгляд, обращение прокурора с исковым заявлением в суд, благодаря которому удается разрешить ряд проблем в сфере охраны животных.

Так, актуальную для многих регионов проблему гибели птиц, в том числе "краснокнижных" их видов, на линиях электропередач Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратуре удалось разрешить при выявлении нарушений ст. 28 ФЗ "О животном мире", п. 34 Требований по предотвращению гибели объектов животного мира, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 997, в судебном порядке - путем направления искового заявления об обязании филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Горно-Алтайские электрические сети" оборудовать указанные линии электропередачи специальными птицезащитными устройствами.

Гражданско-процессуальными средствами борются прокуроры с нарушениями содержания животных в неволе и полувольных условиях.

По результатам проверки соблюдения природоохранного законодательства на территории санатория-профилактория "Сосновый бор" в зоопарке прокуратурой Тюменского района Тюменской области был выявлен факт содержания животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в их числе леопарда дальневосточного, тигра амурского, соколов-балобанов (2 особей), орлов-беркутов (2 особей) без разрешительных документов на приобретение и содержание таких животных. По результатам прокурорской проверки прокурором района направлено исковое заявление в суд об обязании собственника получить разрешение на содержание и разведение в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания объектов животного мира, которое рассмотрено и удовлетворено. Также прокурором в следственные органы в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ направлены материалы проверки, по результатам рассмотрения которых возбуждено уголовное дело по ст. 258.1 УК РФ.

Судом удовлетворено аналогичное исковое заявление Горно-Алтайского межрайонного прокурора об обязании ФГУП "Алтайское экспериментальное сельское хозяйство" получить разрешение на содержание и разведение в Чергинском зубровом питомнике в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания 52 особей зубров, занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

Активную позицию занимают органы прокуратуры при решении наиболее актуальных проблем возмещения ущерба Российской Федерации с лиц, осужденных за совершение преступлений в сфере экологии (причинивших ущерб животному миру, среде их обитания), возмещения ущерба в результате дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) с участием диких животных.

В частности, успешно внедрены в практику иски о взыскании ущерба, причиненного среде обитания животных, с лиц, осужденных за совершение преступлений в сфере экологии. Так, Усть-Илимским межрайонным прокурором в суд предъявлялись иски о взыскании ущерба, причиненного среде обитания животных, с лиц, осужденных за совершение незаконной рубки лесных насаждений. На основании судебных решений ущерб взыскивался согласно п. 6 ст. 46 БК РФ и зачислялся в бюджет муниципального образования.

В 2014 году Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратурой направлялись исковые заявления к страховым компаниям о взыскании ущерба, причиненного объектам животного мира, на общую сумму 1 513 тыс. руб.

Например, прокуратурой установлено, что в результате ДТП, произошедшего 5 сентября 2013 г. на автодороге "Гостицы - Старополье - Косколово" Сланцевского района Ленинградской области, погибло дикое животное - лось (самка), но в нарушение ст. ст. 4, 56 Закона о животном мире, ст. ст. 1064, 1079 ГК РФ, ст. 13 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" ущерб на момент проведения проверки со страховой компании ООО "Росгосстрах" не взыскан. По факту выявленных нарушений прокурором направлено исковое заявление к ООО "Росгосстрах" о взыскании ущерба, причиненного животному миру. Требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

Необходимо учитывать, что к правоотношениям, возникшим после 1 сентября 2014 года, применяются новые правила рассмотрения споров. С учетом Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 223-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части установления обязательного досудебного порядка разрешения споров между страховщиком и потерпевшим, взыскание ущерба, причиненного животному, в суде по инициативе прокуроров возможно при недостижении согласия со страховщиком в процессе прохождения претензионного порядка рассмотрения спора о страховой выплате.

При проверках ООПТ прокурорами выявляются множественные факты захламления, загрязнения охраняемых территорий, в связи с чем понуждение к ликвидации свалок на территориях, прилегающих к ООПТ, решается в судебном порядке.

Так, прокурором Кочковского района Новосибирской области в связи с обнаружением на территории государственного биологического заказника областного значения "Маяк", прилегающей к с. Жуланка, двух несанкционированных свалок в суд направлено исковое заявление об обязании администрации Жуланского сельсовета ликвидировать их.

Также в целях сохранения, восстановления природной среды обитания диких животных прокуроры направляют в суды иски к организациям, лицам, использующим лесные участки без правоустанавливающих и разрешительных документов. В частности, калужский межрайонный природоохранный прокурор обращался в суд с иском к индивидуальному предпринимателю З. о прекращении использования лесного участка, отнесенного к зеленой зоне, и сносе объектов охотничьей инфраструктуры. Ввиду добровольного исполнения ответчиком требований прокурора производство по иску прокурора прекращено.

Горно-Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой направлены в суды исковые заявления о понуждении Комитета по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай аннулировать охотничьи билеты у 23 лиц, которые вопреки установленным требованиям имеют на основании действующих охотничьих билетов право на осуществление охоты в охотничьих угодьях при наличии у них непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленных преступлений и о понуждении указанных лиц возвратить охотничьи билеты.

Серьезным действенным рычагом укрепления законности в сфере охраны и использования животного мира помимо надзора за исполнением законов, участия прокуроров в судах, является межведомственное взаимодействие, организованное при участии органов прокуратуры, правоохранительных органов, органов контроля и надзора в сфере животного мира, и взаимодействие с институтами гражданского общества.

Зачастую именно в рамках межведомственного взаимодействия можно организовать более результативные проверки, охватить большее число поднадзорных (подконтрольных) объектов. Хотя формы межведомственного взаимодействия не нашли в законодательстве четкого закрепления, между тем оно осуществляется при активном участии, и зачастую на площадках органов прокуратуры, в формах совместных проверок, межведомственных совещаний, коллегий, обучающих занятий, выездных заседаний, "круглых столов" и др. Отдельные проверки, организованные в рамках межведомственного взаимодействия, могут проводиться только органами контроля, правоохранительными органами, уполномоченными на их проведение в соответствии с действующим законодательством, а органы прокуратуры могут привлекаться по завершении проверок при необходимости принесения протестов либо направления заявлений в суды, то есть при направлении мер реагирования, которые вправе применять в рамках межведомственного взаимодействия только органы прокуратуры.

При отдельных прокуратурах во исполнение Приказа Генерального прокурора РФ от 10.09.2008 N 182 "Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению" создаются на постоянной основе объединения участников - органов прокуратуры и институтов гражданского общества: научных, общественных организаций, работа которых направлена на сохранение биоразнообразия в конкретном регионе.

В качестве примера такого взаимодействия органов прокуратуры с привлечением институтов гражданского общества можно привести работу Общественно-консультативного совета при прокуратуре Республики Алтай по вопросам охраны природы и природопользования, созданного 29 марта 2011 года приказом прокурора Республики Алтай. Работа Совета нацелена на повышение эффективности надзорной деятельности и постоянного мониторинга состояния законности в экологической сфере. Председателем Совета является прокурор республики Алтай. Помимо работников прокуратуры республики в состав совета вошли председатель Алтайского республиканского отделения Русского географического общества, составители Красной книги Республики Алтай, директор Алтайского регионального института экологии, руководитель территориального центра "Алтайгеомониторинг" и др. Ежеквартально проводятся заседания Совета, в ходе которых рассматриваются наиболее актуальные вопросы экологии на территории Республики Алтай, имеющиеся проблемы охраны природы и природопользования, а также пути их решения.

Исходя из изложенного, активизация деятельности прокуратуры вне уголовно-правовой сферы, в том числе при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, участии прокурора в правотворческой деятельности и в судах, в рамках межведомственного взаимодействия и взаимодействия с институтами гражданского общества, является действенным средством укрепления законности в сфере охраны и использования животного мира и профилактики преступлений, посягающих на охраняемые объекты животного мира.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (25.04.2018)
Просмотров: 409 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%