Воскресенье, 24.11.2024, 13:51
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 20
Гостей: 20
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Законодательство зарубежных стран об охране и использовании лесов

Основным видом растительности в Австрии являются леса. Еще лесными законами и правилами Средневековья было обеспечено сохранение лесов в целях удовлетворения потребностей горнодобывающей промышленности, солеварен и металлургических заводов. В федеральном Лесном законе Австрии 1852 года впервые появились принципы сохранения защитных и породообразующих функций леса. Со временем с растущим осознанием важности проблем охраны окружающей среды постоянно вводились новые правила защиты лесов. Глобальное значение леса в последние десятилетия возросло, и лес теперь рассматривается не только как поставщик сырья, но и как незаменимый элемент окружающей среды.

Специальных законов, регулирующих вопросы охраны не лесной растительности, в Австрии нет; в соответствии с действующим лесным законодательством разграничение между лесной и не лесной растительностью проводится в зависимости от площади, которую такая растительность занимает. Поэтому большая часть озелененных территорий подпадает под действие лесного законодательства или законодательства об особо охраняемых природных территориях.

Действующий федеральный Закон Австрии о лесе, который принят в 1975 г. и существенно изменен в 1987 г., имеет целью обеспечить защиту лесов и непрерывное выполнение основных функций и других полезных свойств. Одним из главных требований ведения лесного хозяйства является то, что новый молодой лес всегда должен заменять старый. Лишь в исключительных случаях разрешается вырубка леса, например, для развития населенных пунктов, дорог и т.д.

Защита леса в Австрии является центральным общественно-экономическим фактором и обеспечивается лесным законодательством, профессиональной работой высококвалифицированных лесоводов, организацией устойчивого развития лесного хозяйства и неуклонным предотвращением повреждений и уничтожения лесов. В Законе о лесе установлены размеры федеральных субсидий на улучшение состояния леса, а также виды лесохозяйственных льгот, которые способствуют выплате кредитов, взятых на проведение лесохозяйственных мероприятий. Благодаря этому ежегодно выполняются работы по лесоразведению и лесовосстановлению на площади свыше 30 тыс. га (залесение вырубок, высаживание леса на пустырях и горных склонах, озеленение мест отдыха и т.п.).

В Германии поддержка лесного хозяйства, защита оборота лесохозяйственных посевных и посадочных материалов, защита растений и животных, а также хозяйственное право относятся к предметам совместного ведения федерации и федеральных земель (соответственно N 17, 20, 11 п. 1 ст. 74 Основного закона (Конституции) ФРГ). Этим объясняется то, что в каждой федеральной земле имеется свой закон о лесе, а на федеральном уровне определены лишь рамочные условия <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Информационные материалы по законодательству Федеративной Республики Германия в области лесного хозяйства и охоты / Пер. с нем. Н.В. Дюрр; под ред. С.И. Герасина. М.: Международная академия оценки и консалтинга, 2005. С. 12 - 15.

Федеральный закон устанавливает основы в данной сфере и содержит общие предписания для законодательства федеральных земель. Основное внимание при этом уделяется вопросам сохранения леса, в частности лесохозяйственному планированию, сохранению и освоению леса, лесоразведению в безлесных зонах.

Практически половину объема Федерального закона о лесе составляют правовые нормы о юридических лицах, действующих в сфере лесного хозяйства (лесохозяйственные общества, союзы и объединения). Следует отметить, что в Германии, в отличие от России, существует множество различных организационно-правовых форм юридических лиц, некоторые из которых создаются для деятельности в определенных сферах, в том числе в сфере лесного хозяйства.

Федеральный лесной закон разделяет леса на государственные, корпоративные и частные. Лес, принадлежащий федерации и федеральным землям, считается государственным лесом. Корпоративным лесом в смысле указанного Закона является лес, находящийся в единоличной собственности органов местного самоуправления, союзов органов местного самоуправления, целевых объединений (нескольких населенных пунктов для осуществления совместных задач), а также иных органов, учреждений и фондов публичного права (за некоторыми исключениями). По данным федеральной лесной инвентаризации 2002 г., лес занимает 11,1 млн га и покрывает, таким образом, около 31% площади Германии. Согласно Аграрно-политическому отчету германского бундестага за 2005 год, лесные площади в ФРГ так распределены по формам собственности: государственный лес - 33%, корпоративный лес - 20%, частный лес (включая так называемый трастовый лес) - 47% <1>. Разделение лесной собственности на эти группы обусловлено историческими традициями. Церковный лес может в одних федеральных землях относиться к частным, а в других - к корпоративным лесам <2>.

--------------------------------

<1> Agrarpolitischer Bericht der Bundesregierung 2005. С. 33.

<2> См. также: Agrarpolitischer Bericht der Bundesregierung 2011. С. 47 и далее.

Собственники лесов (в том числе частные) не вправе существенно ограничивать посещение леса гражданами. Во всех лесах разрешается сбор для личного потребления и в разумных пределах грибов, ягод, цветов, некоторых иных продуктов леса.

В законах федеральных земель особое внимание уделяется вопросам сохранения леса, лесохозяйственному планированию, сохранению и освоению леса. Предусматриваются разработка и утверждение лесохозяйственных рамочных планов для отдельных лесных районов, территории федеральной земли или ее частей. Например, в части шестой "Особые предписания для государственного, муниципального и частного леса" § 50 Лесного закона федеральной земли Баден-Вюртемберг предусматривается составление регулярного (обычно на 10 лет) и ежегодного производственного плана.

В лесных законах подробнейшим образом регулируется ответственность за нарушения предписаний этих законов. Предусмотрены санкции, например, за такие правонарушения, как проведение сплошной вырубки без разрешения, проезд на велосипеде по узкой дороге (неуважение к пешеходам), выгул собак без ошейника, разрушение муравейников, невыполнение обязанности по профилактической защите леса от пожара, создание помех отдыху в лесу других посетителей леса, в частности, путем неприличного шума, и т.д.

Лесное законодательство Канады включает в себя Лесной закон 1985 года (Forestry Act) <1>, Положение о деревообработке 1993 года (Timber Regulations), Закон о коренных народах 1985 года (Indian Act), Первый национальный закон об управлении землей 1999 года (First Nations Land Management Act) и Закон о национальных парках (National Parks Act) <2>.

--------------------------------

<1> http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/F-30/index.html

<2> http://www.nrcan.gc.ca/forests/canada/laws/17497

Лесные земли в Канаде преимущественно (93%) принадлежат государству (77% - собственность провинций, 16% - федерального правительства). При этом распределение функций между федеральным центром страны и провинциями в области ведения лесного хозяйства осуществлено следующим образом:

- в компетенции федеральных органов власти находится организация научно-исследовательской работы, принятие мер, обеспечивающих охрану окружающей среды и защиту прав коренных народов страны, вопросы внешней торговли и контроля за соблюдением международных соглашений в сфере ведения лесного хозяйства и торговли лесопродукцией;

- все прочие вопросы, затрагивающие регулирование лесного хозяйства, в том числе и воспроизводства лесов, являются прерогативой правительства провинций <1>.

--------------------------------

<1> Хозяинов А.С., Большаков Н.М. Изучение зарубежного опыта организации государственного управления воспроизводством лесов: США, Канада, Финляндия // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера. Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2012. N 2.

Согласно Конституции Канады <1>, природные ресурсы, расположенные на территории каждой из провинций, находятся в собственности данной провинции. Таким образом, леса, лесное законодательство, правовые механизмы владения/пользования лесами и лесоуправление относятся к юрисдикции провинций. Следовательно, провинции получают лесной доход, образуемый за счет попенной платы, платы за право освоения государственных ресурсов и иных платежей.

--------------------------------

<1> Данные приведены по книге: Институциональные преобразования в управлении лесами. Опыт стран с переходной экономикой: проблемы и решения: Материалы семинара (Москва, Россия. 25 февраля 2003 г.). М., 2003. С. 54 - 55.

В собственности провинций находится свыше 90% лесных земель, и лишь 1 - 2% - в федеральной собственности. В большинстве провинций на долю частной собственности приходится незначительный процент лесов - 1 - 2% в западных провинциях и Ньюфаундленде и 10 - 11% в Квебеке и Онтарио. И только в трех приморских провинциях - Новой Шотландии, Нью-Брансуике и Острове Принца Эдуарда - частная собственность на леса достигает 50%-ного уровня. Муниципальные лесные земли составляют крайне малую часть земель.

Федеральное правительство осуществляет контроль и управление природными ресурсами на федеральных землях, в северных территориях и зонах за пределами Канады с участием провинций и территорий или в рамках передачи полномочий. В настоящее время идет переговорный процесс по землям, на которые претендуют коренные народы, и этот процесс может привести к изменению структуры собственности на леса и полномочий в области лесоуправления за счет предоставления лесных земель в собственность группам коренных народов и повышения их роли в управлении лесами.

Лесное законодательство Канады основано на следующих принципах: эффективное землеустройство; учет и уважение прав и интересов коренных народов; сохранение среды обитания диких животных; регулирование заготовки древесины и деревообработки; обеспечение воспроизводства лесов <1>.

--------------------------------

<1> http://www.nrcan.gc.ca/forests/canada/laws/17497310

На уровне провинций в основном принимаются подзаконные нормативные правовые акты, например, "Руководство по осуществлению лесной политики" Британской Колумбии представляет собой крупноформатный толстый двухтомник, а Сборник норм и правил и Инструкции по лесному хозяйству той же провинции занимают на книжной полке несколько метров и являются типичным примером такого подхода к регулированию. Этот подход подвергается критике со стороны лесопромышленников в связи с "зарегулированностью" их деятельности. Лесопромышленники утверждают, что выполнение требований, содержащихся в Сборнике норм и правил ведения лесного хозяйства, приводит к значительному повышению затрат на лесные работы.

Управление лесами провинций регулируется также законодательством в других областях: планами землепользования на уровне провинций (хотя практически во всех провинциях отсутствуют системы комплексного планирования землепользования), законодательством провинций в области охраны окружающей среды, федеральным законодательством в области охраны окружающей среды и федеральными законом и нормативными актами о рыбном хозяйстве.

В Канаде применяются самые разные формы владения/пользования лесами, включая продажу леса на корню для краткосрочного пользования, более долгосрочные лесные концессии, предусматривающие предоставление в пользование определенного участка леса (площади) или предоставление права на заготовку древесины в установленных объемах и включающие различные по диапазону обязанности по хозяйственному управлению лесами и т.д. В силу разнообразия форм владения/пользования лесами и различий в условиях лесопользования и организации лесного хозяйства между десятью провинциями богатый опыт Канады позволяет другим странам сделать для себя полезные выводы в отношении лесных концессий, проблем, конфликтов преодоления трудностей.

Финляндия - самая лесная страна Европы. Ее территория на три четверти (23 млн га) покрыта лесами. Кроме того, малолесных территорий, безлесных открытых болот и скальных поверхностей еще 3 млн га, в результате чего все лесное хозяйство охватывает 86% территории страны.

В 1886 г. В Финляндии был разработан первый Закон о лесе, который запрещал уничтожение лесов и обязывал после рубки обеспечить восстановление леса. Позднее в Закон о лесе был внесен принцип устойчивого лесного хозяйства, который подразумевал лишь неистощительное производство древесины. Лесная политика Финляндии основательно изменилась в 1990-х годах, когда понятие устойчивости лесного хозяйства приобрело новое значение, и в один ряд с неистощительным производством древесины встали вопросы экологической и социальной устойчивости. Обновленный принцип был внесен в лесное законодательство Финляндии <1>.

--------------------------------

<1> Лесная статистика. 19 декабря 2014 г. // http://nacles.ru.

Закон Финляндии о лесе от 12.12.1996/1093 направлен на то, чтобы лес давал устойчивую прибыль и обеспечивал биоразнообразие; он не распространяется на особо охраняемые природные территории и тундровые леса, которые охраняются отдельными законами (например, Закон об охране природы от 20.12.1996/1096 и Закон о финансировании устойчивого лесного хозяйства от 17.12.1997/1178, который в настоящий момент не действует) <1>.

--------------------------------

<1> По данным Министерства сельского и лесного хозяйства Финляндии // http://www.mmm.fi/en/index/frontpage/forests/legislation.html.

В Финляндии на долю частных лесов приходится 61%, леса частных компаний составляют 9%, государственные леса - 25%, в других формах собственности находится 5% лесов. Площадь лесов, ежегодно отводимых для заготовки древесины, составляет 550 тыс. га, а площадь лесовозобновления составляет 160 - 170 тыс. га, причем на естественное лесовосстановление приходится 37%. Ответственность за лесовозобновление несут владельцы земель. В Законе Финляндии о лесе определены сроки по созданию молодняков - это не более 5 лет от начала рубки или в течение 3 лет после ее завершения. Для обеспечения этих мероприятий в отдельных случаях созданный государством Центр по развитию лесного хозяйства может потребовать внесение залога <1>.

--------------------------------

<1> Хозяинов А.С., Большаков Н.М. Указ. соч.

В 2013 году был разработан законопроект о внесении изменений в Закон о лесе <1> с учетом ранее принятой Национальной лесной программы 2015, которая содержит основные направления лесной политики всей Финляндии. Кроме того, на региональном уровне были разработаны лесные программы с учетом особенностей их перспективного развития.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Чернов С.Н., Чернова Т.И. Лесное законодательство России и Финляндии. Сравнительная характеристика. СПб.: Юридический центр, 2015. С. 42 - 45.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (24.04.2018)
Просмотров: 325 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%