Уголовная ответственность за умышленное убийство в зарубежном законодательстве
Зарубежное уголовное право на протяжении всего своего развития уделяет серьезное внимание вопросам уголовной ответственности, что связано со старанием избежать судебных ошибок. Так, например, в главном суде Древней Иудеи, который состоял из 71 человека, особое правило постановляло, что если члены суда единогласно признали человека виновным в преступлении, караемом смертной казнью — его не казнили, — само единогласие означало, что никто из судей не искал как следует опровергающих обвинение свидетельств. В дни, когда судьи рассматривали преступления, караемые смертью, им запрещалось есть и употреблять спиртное. При открытом голосовании самые молодые, недавно назначенные судьи, высказывались первыми, чтобы не попасть под влияние мнений более опытных коллег.
Такой подход к судопроизводству в настоящее время вызывает улыбку, но в свое время они отражали ценностные ориентиры государства, уровень его цивилизованности и культуры, обеспечивающие справедливость и гуманизм судебной власти, те качества, которые, к сожалению, впоследствии были преданы забвению.
Уже в эпоху Средневековья государства не имели возможности и желания затрачивать свои скудные средства на организацию карательных мер. Отсюда смертная казнь и телесные наказания как самые дешевые — на переднем плане; тюрьма, без которой государство при всем желании обойтись не может, организована так, что тоже почти ничего государственной казне не стоила.
С упоением вспоминая жестокость практики назначения наказания Московского государства, бесчеловечные казни Ивана Г розного, жертвами которых стали две или три тысячи человек, расправу Петра I над стрельцами, когда было казнено 2000 стрельцов, большинство отечественных исследователей забыло о необходимости для объективности оценки давать сравнительный анализ обстановки с другими странами. Хотя, например, в Испании в период инквизиции (XVI—XVII) казнено 72 000 человек, а при Елизавете (1533— 1603 гг.) — 89 000 человек. Во Франции только в течение трех лет и одного месяца с 21 сентября 1722 г. по 25 сентября 1725 г., казнили по разным подсчетам от 16000 до 18613 человек.
Рассматривая современное состояние института уголовной ответственности за убийство, необходимо отметить, что и в настоящее время в уголовном законодательстве отдельных зарубежных государств отсутствует система или перечень видов наказаний, что тоже не является предметом для критики. Уголовным наказаниям посвящены лишь отдельные статьи законодательных актов. Это наблюдается в законодательстве Англии, США, УК Швейцарии, Австрии, ФРГ, Швеции.
Иногда, как, например, в УК КНД, вообще квалифицирующие обстоятельства убийства не предусматриваются, ответственность за него не дифференцируется. Как и за другой вид убийства назначается наказание в виде смертной казни или тюремного заключения пожизненно или на определенный срок.
Действия, совершенные в состоянии необходимой обороны признаются правомерными при соблюдении определенных правил, относящихся как к посягательству, так и к защите. Срочное лишение свободы устанавливается от шести месяцев до 15 лет (ст. 45). В соответствии со статьей 50 в отношении осужденных к смертной казни с отсрочкой исполнения приговора, если во время отсрочки продемонстрировали серьезное искупление вины заслугами, то им по истечении двух лет смертная казнь может быть заменена лишением свободы на срок от 15 до 20 лет. Высшая мера наказания закреплена в УК КНР в 80 из 350 статей Особенной части. 17.01.1986 г. Дэн Саопин заявил: «Приговор к смертной казни тоже одно из средств воспитания». Этот подход видим и в мусульманском праве, где система наказаний демонстрирует ее устрашающий характер. Это проявляется в применении тяжких и чле- новредительных наказаний, квалифицированных видов смертной казни.
В настоящее время при рассмотрении юридического понятия простого убийства сразу обращает на себя внимание принципиально различная его трактовка в уголовном праве стран континентальной Европы и англоамериканском уголовном праве.
При попытке сравнительного анализа различных систем, видов и мер уголовно-правового контроля над убийствами, мы сталкиваемся с рядом затруднений, в первую очередь, юридического права. Они касаются как классификации убийств по видам и составам преступлений, так и по установленным за них законодательным санкциям.
Так, если в ФРГ, Франции законодатель под простым убийством понимает только умышленное убийство, совершенное без квалифицирующих обстоятельств, то в Великобритании, США и т.д. статутное (законодательное) и общее (прецедентное) право наряду с простым, т.е. без квалифицирующих признаков, умышленным убийством признает простым убийством также случаи неумышленного причинения смерти, т.е. причинение смерти по неосторожности. Иногда, впрочем, и англосаксы, подобно континентальным европейцам, причинение смерти по преступной неосторожности (небрежности) выделяют в особый состав.
В УК ФРГ виновным в простом убийстве признается лицо, убившее человека при отсутствии признаков тяжкого убийства. Санкция — лишение свободы на срок не менее пяти лет. УК Франции (ст. 221-1) простым признает только умышленное убийство. Неумышленное, т.е. неосторожное убийство, образует самостоятельный состав преступления (ст. 221-6). Санкция за простое убийство — 30 лет тюремного заключения с обязательным трудом.
По вопросу о понятии простого убийства общая позиция английского уголовного права такова: всякое противоправное лишение жизни другого человека, если оно не относится к разряду тяжкого убийства, является простым убийством. Дела о простых убийствах рассматриваются судами только на основании обвинительного акта. Наказание колеблется от пожизненного тюремного заключения до полного освобождения от ответственности.
Различаются две основные разновидности простого убийства — умышленное и неумышленное (неосторожное). Лицо виновно в умышленном убийстве, если оно, действуя обдуманным злым умыслом, совершило убийство при обстоятельствах, смягчающих тяжесть совершенного им преступления. К таковым относятся: факторы, обусловившие его ограниченную вменяемость, совершение убийства во исполнение договоренности о совместном совершении самоубийства, провокации.
Федеральное уголовное законодательство США (ст. 1112 титула 18 Свода законов США) трактует простое убийство как противоправное лишение жизни другого человека при отсутствии у субъекта злого умысла. То есть речь идет о случаях убийства вслед за внезапно возникшей ссорой или в состоянии аффекта в пределах специальной морской или сухопутной юрисдикции США. Санкция за совершенное деяние — тюремное заключение на срок не менее 5 лет.
Прежде чем перейти к анализу квалифицированных составов убийств в современном уголовном праве, остановимся на нескольких дополнительных моментах, касающихся простого умышленного убийства.
Английский криминалист Кортни Кении, опираясь на проведенный им анализ норм, главным образом, общего права, охарактеризовал понятие простого убийства. Он писал, что простое убийство часто называют «самым эластичным» из преступлений, потому что оттенки виновности при совершении простого убийства могут колебаться от грани тяжкого убийства до границ извинительного лишения жизни.
Более чем через 25 лет после этого в литературе по Особенной части уголовного права выработался взгляд на простое убийство вообще, то есть деяние, которому не присущи ни отягчающие, ни смягчающие вину признаки. Столь строгое для ФРГ (где смертная казнь отменена) наказания за простое убийство (лишение свободы на срок не менее 5 лет) объясняется, видимо, тем, что некоторые виды убийства, которые по действующему законодательству ФРГ расцениваются как простое убийство, по характеру своему ближе к тяжкому убийству. В качестве примера можно указать на предумышленное убийство или убийство с особым цинизмом. Что касается квалификационных убийств, то за одним или двумя исключениями, это только умышленное убийство как в уголовном праве стран европейского континента, так и в англоамериканском уголовном праве.
Сравнительный анализ законодательства зарубежных государств показал, что в системе романо-германского права такой квалифицирующий признак убийства, как особая жестокость, является традиционным, а данное преступление признается тяжким или особо тяжким. В государствах дальнего зарубежья основными видами наказания за его совершение являются пожизненное заключение или заключение на определенный срок.
По источникам англо-саксонского права, убийство с особой жестокостью самостоятельно не выделяется, но при этом оно относится к тяжкому преступлению первой (высшей) степени, поскольку является злоумышленным и преднамеренным и наказывается, как правило, смертной казнью или при наличии смягчающих обстоятельств — пожизненным заключением или заключением на определенный срок.
В УК ФРГ, по относящимся к субъективной стороне признакам преступления в ст. 211 тяжким признается убийство, совершенное на почве полового извращения или для удовлетворения полового влечения. В УК ФРГ мыслимы следующие ситуации: убийство совершается как достаточное средство реализации полового извращения или удовлетворения полового влечения (т.е. вступление в половое сношение); убийство совершается до, в процессе или по завершении полового сношения. В последующих трех случаях убийство является актом сексуальной некрофилии, либо дополнительным средством реализации полового извращения или удовлетворения полового влечения, либо (заведомо или причиненным по небрежности) результатом полового сношения.
В Великобритании, согласно ст. 1 Закона об убийстве 1957 г. квалификация умышленного убийства как тяжкого определяется одним единственным обстоятельством: наличием у виновного заранее обдуманного злого умысла. Он констатируется при наличии у виновного намерения:
• противоправно умертвить другое лицо;
• противоправно нанести другому лицу тяжкое телесное повреждение. В законодательстве США тяжким является противоправное умерщвление человека с заранее обдуманным злым умыслом (ст. 1111 титула 18 Свода законов США).
Тяжкие телесные повреждения делятся на две степени. Среди обстоятельств, квалифицирующих тяжкое убийство первой степени, предусмотрены два, конкретизирующие в казуистической англосакской манере субъективную сторону преступления: «любое другое умышленное, предумышленное, злоумышленное и преднамеренное убийство»; «совершенное по заранее обдуманному намерению противоправно и злоумышленно причинить смерть другому человеку». Любое другое тяжкое убийство является убийством второй степени.
К признакам, характеризующим объективную сторону преступления относятся:
• по статье 211 УК ФРГ — это совершение убийства коварно (из засады и т.п.); жестоко; общеопасным способом;
• по статье 221 — 1 УК Франции к указанным выше признакам относит ситуацию, когда умышленному убийству предшествует, способствует или оно следует за совершением другого преступления.
Отравление по УК Франции (ст. 221-5) имеет значение не просто квалифицирующего признака объективной стороны преступления, а самостоятельного, при этом — усеченного его состава. Для признания посягательства на жизнь другого человека путем отравления достаточно использование или введение в его организм таких веществ, которые могут повлечь смерть.
В УК Франции (ст. 221-4) предусмотрен широкий перечень квалифицирующих признаков, относящихся к характеристике потерпевшего, либо, одновременно, — к характеристике потерпевшего и к субъективной и/или объективной сторонам преступления.
Убийством первой степени по федеральному уголовному законодательству США (ст. 1111 титула 18 Свода законов США) является тяжкое убийство, совершенное со следующими признаками объективной стороны: путем отравления; из засады; в ходе поджога или покушения на поджог, тяжкое убийство, похищение человека, государственную измену, шпионаж, диверсию или сексуальные домогательства при отягчающих обстоятельствах.
В тоже время, согласно Американской конвенции о правах человека, право на жизнь в США признается и защищается с момента зачатия.
Относящееся к характеристике потерпевшего: несовершеннолетний в возрасте до 15 лет; родственник по восходящей линии, по закону или фактически, отчим или мачеха.
Относящееся одновременно к характеристике потерпевшего и к субъективной и (или) объективной сторонам преступления: убийству несовершеннолетнего предшествует или сопутствует изнасилование, пытки или жестокое обращение с потерпевшим; очевидная или известная виновному повышенная уязвимость потерпевшего в силу возраста, болезни, физической или психической неполноценности, либо состояния беременности и т.п.
Таким образом, при всех различиях в понимании видов и конструкций составов убийства, коренные признаки этого опаснейшего из преступлений преобладают повсеместно. И хотя мы отметили некоторые отличия, сходство здесь гораздо важнее, чем различие. Оно свидетельствует о единой природе этой категории.
После отмены смертной казни в Великобритании, Франции, ФРГ резкого сужения сферы ее применения в США, в этих странах значительно выросло число пожизненного тюремного заключения. Такая же тенденция возникла и в России после введения Федерального Закона № 74-ФЗ, установившего мораторий на смертную казнь и последующее принятие Федерального Закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О внесении изменений в ст. 57 и 205 УК РФ.
В США, на фоне широко представленного в уголовном законодательстве пожизненного тюремного заключения, в условиях действия систем неопределенных наказаний (т.е. наказание — лишение свободы на неопределенный срок) и наказания продленных сроков некоторым категориям опасных преступников при назначении окончательного наказания за ту или иную множественность тяжких преступлений, сроки тюремного заключения могут складываться без ограничения по закону возможным пределом, т.е., до 20, 50, 80, 99, 120 и т.д. лет.
Даже по американским правилам при назначении пожизненного заключения вопрос об условно-досрочном освобождении приговоренного может быть поставлен только через 30 лет после вступления приговора в силу. Но в случае с Джеффри Дажжером (1992 г.), коль скоро пожизненное тюремное заключение было назначено ему за каждое из совершенных 15-ти убийств, вопрос о его условно-досрочном освобождении мог бы быть поставлен по истечении 450 лет. Мрачный анекдот в типичном американском стиле. Столько не живут даже такие долгожители как орел или щука.
Согласно разделу 18 Свода законов США предусмотрена смертная казнь за совершение 15 преступлений, в том числе за тяжкое убийство 1 степени. 1 глава 228 Титула 18 Свода законов США достаточно подробно описывает процедуру исполнения смертного приговора. Чаще других применяется смертная инъекция — 22 штата, электрический стул — 11 штатов, газовая камера — в 7 штатах. В некоторых штатах осужденному разрешается выбирать способ смертной казни из числа предусмотренных законодательством. Параграф 3592 содержит перечень смягчающих и отягчающих факторов, которые должны учитываться при назначении приговора.
Однако исследователи видят и определенную схожесть принципов уголовной ответственности. Так, основными отягчающими обстоятельствами, характеризующими особенности субъективной стороны, встречающимся в рассмотренных нормах уголовного законодательства зарубежных стран, предусматривающих ответственность за убийство, являются: корыстные побуждения;
убийство в связи с другим преступлением, намерение скрыть или облегчить его совершение; в связи с изнасилованием или совершенное по сексуальным мотивам.
|