Воскресенье, 24.11.2024, 11:54
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Возникновение права

Возникновение права

Переход от первобытного к цивилизованному обществу непосредственно связан с совершенствованием всех сфер жизнедеятельности, включая сферу регулирования общественных отношений. Еще в догосударственном обществе было понимание необходимости в процессе борьбы и спора найти такое решение, которое в большей или в меньшей степени удовлетворит интересы спорящих сторон. Для этого зачастую обращались к незаинтересованной (третьей) стороне - старейшинам, чей опыт мог подсказать справедливое решение в определенной ситуации. В дальнейшем этот найденный способ разрешения проблемы использовался в других аналогичных ситуациях, что привело к возникновению обычаев как формы урегулирования в обществе таких отношений. Со временем все большее количество ситуаций попадают под определенные, уже когда-то найденные шаблоны их разрешения, благодаря чему общество становится менее конфликтным. Таким образом, когда-то найденное справедливое разрешение определенной спорной ситуации, полностью признаваемое сторонами, со временем переходит в шаблон или обязательную форму в определенных случаях. Затем уже эти шаблоны, получив поддержку извне, со стороны большинства (общины) или старейшины, получают статус обязательных. Постепенно регулирование общественных отношений приобретает черты норм, типичных правил поведения, в самом общем понимании его можно назвать правом. С переходом к письменному обществу эти обычаи фиксируются, превращаясь в норму, обязательную для всех других подобных случаев.

Анализ систем регулирования общественных отношений подтверждает наличие связи между возникновением первых письменных источников права и письменным закреплением правил регулирования, которые признавались большинством на протяжении достаточно длительного периода. Эти первые письменные документы, или источники права, с некоторой условностью можно отнести к первым, примитивным нормативным актам. Что касается способа возникновения, то его можно обозначить как естественный, иначе - обычный путь формирования нормативного акта как источника права. Средством для него стали механизмы социальной памяти, благодаря которой необходимая информация и опыт старшего поколения передается молодому. Нельзя с определенностью назвать день и даже год возникновения государства, права, в том числе и такой его формы, как нормативный акт. Процесс их зарождения происходил постепенно и по протяженности занимает большой промежуток времени: годы, десятилетия, столетия, а иногда и тысячелетия. Исследователи относят возникновение права к заключительному этапу развития первобытного общества, к которому причисляют образование вождеств или протогосударств. В этот период действовали мононормы, у которых отсутствовали многие признаки норм права, например, такие как формальная определенность, общеобязательность, обеспечение исполнения специальными мерами принуждения и определенными органами, а также закрепленность в письменной форме. Так, например, письменная форма уставов и уроков княгини Ольги не обнаружена, они передавались устно в форме повелений. В переходный период от догосударственного этапа развития общества до этапа возникновения государства право находилось в зародышевом состоянии, являлось трудноотличимым от обычаев, представляющих собой основное средство социального регулирования жизни общества этого периода. Со временем отличия проявлялись более четко, но все же до нашего представления о праве как социальном явлении и до возникновения полноценного нормативного акта как его источника прошло длительное время собственно процесса формирования. Основная особенность периода возникновения права - локальный, местный характер норм, которые представляют собой конкретные предписания на определенные случаи жизни, основной функцией которых являлось регулирование человеческих отношений. Это первые примитивные нормативные акты, а право на данном этапе развития общества еще называют архаичным, племенным, народным, обычным, варварским, примитивным. Таким образом, обычаи, господствовавшие в догосударственный период, переходят в разряд правовых регуляторов и получают статус нормативных актов. Безусловно, примитивное право и его нормативные акты далеки от современного права как по форме, так и по сути. Архаичное право отличается отсутствием элементарных правовых понятий, техники разрешения споров, отраслевых разграничений, различий между уголовным и гражданским правом.

В процессе социально-экономического развития человечества право и его нормативные акты, представляющие собой письменный источник, становятся основным средством социального регулирования. Бесспорным является то, что основным носителем социального регулирования как выражения права выступает норма права, возникающая в письменной форме. Именно письменная форма способствует выявлению этих актов и выделению их из других исторических документов и материалов, она позволяет подвергнуть их исследованию в качестве реального объекта правовой действительности.

Обратимся к историческим примерам, подтверждающим высказанные гипотезы. Общеизвестно, что первыми письменными доказательствами существования архаичного права являются источники, обнаруженные в Египте, их возникновение относят к VII в. до н.э. Этот исторический документ до сих пор окончательно не расшифрован, однако из его расшифрованных фрагментов понятно, что речь идет об определенных правилах поведения общества данного периода. Не менее интересные источники были обнаружены, к примеру, в Вавилоне - клиновидные тексты правящей династии древнего Вавилонского государства Хаммурапи (относящиеся к 1790-1752 гг. до н.э.), являющиеся прообразом современного права, регламентировавшего отношения в вавилонском обществе.

К одним из первых письменных источников древнего римского права относятся Законы двенадцати таблиц, датированные 451-450 гг. до н.э., являющиеся важным правовым регулятором своего времени, так как на протяжении многих веков в Риме они считались основным источником права. Эти законы были написаны на двенадцати деревянных досках и выставлены на городской площади. Законы двенадцати таблиц в своей основе представляли собой запись обычного права. По своей форме и по содержанию Законы двенадцати таблиц имеют многие черты, свойственные нормативно-правовым актам, к которым можно отнести письменную форму, институциональность, общеобязательность, целевую ориентацию на регулирование общественных отношений, обеспечение исполнения законов силами государства, определенные санкции вследствие их нарушения. Безусловно, следует уточнить, что эти черты в некоторой степени можно назвать условными, однако несмотря на это, римское право признано совершеннейшим источником письменного права, оказавшим сильное влияние на формирование целых институтов и даже отраслей современного российского права.

Одним из первых письменных источников российского права является Русская Правда, авторство в создании которой приписывают Ярославу I. Причина возникновения этого документа заключалась в необходимости единообразного разрешения возникающих в обществе социальных конфликтов. Князья были призваны для правды вследствие того, что особые роды не могли беспристрастно разбирать дела при враждебных столкновениях своих членов. Главная функция князя была судебная, он был раз- бирателем дел, исправителем кривд, поэтому одною из основных забот его был устав земский.

Русская Правда представляла собой сборник разного рода предписаний и правил поведения с закрепленными и формально определенными санкциями и механизмом реализации закрепленных норм, сгруппированных в три части, включенных в сборник по мере их создания. Данный документ являлся несовершенным по форме, в некоторых моментах в содержании имелись пробелы, по определенным вопросам отсутствовали достаточные указания.

Однако стоит отметить, что такие институты права, как институт вины, и даже формы вины в Русской Правде разработаны достаточно четко. К примеру, убийства и причинение увечий разделялись на совершенные «разбойничьи», «в ссоре», «на пиру, в нетрезвом виде»[1].

Русская Правда вполне может быть обозначена в качестве источника некоторых отраслей зарождавшегося права и складывающейся правовой системы Древнерусского государства.

 

[1] Полное собрание русских летописей. СПб. 1841-1885. Т II. С. 156.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (29.04.2018)
Просмотров: 427 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%