Принципы, система экологического права и его источники
История человечества свидетельствует о технократическом пути развития цивилизации. Это выражается в том, что для обеспечения процесса жизнедеятельности человек стремится преобразовать мир в соответствии со своими потребностями, результатом чего являются гигантские производительные силы, способные не только до неузнаваемости изменить облик планеты, но и уничтожить все живое на ней[1] [2].
А если учесть, что государство и право - это социально-политические ин-
п
ституты, вызванные к жизни потребностями ее развития и регулирования . Поэтому от их предназначения основополагающих начал (принципов) во многом будет зависеть система экологического права и охрана окружающей среды.
Рассматривая экологическое право как систему, следует отметить, что она обусловлена ее предметом. Первичными являются экологические отношения, а право производно от них. На наш взгляд, все объекты природы обусловлены единством таких характеристик как:
- все объекты природы в их естественном состоянии не имеют стоимости, так как к ним не приложен труд;
- использование природных ресурсов связано не только с учетом требований, как общественного развития, так и самой природой;
- между объектами природы существуют экологические связи, которые взаимно обусловлены;
- все объекты природы не только взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены, но и невозможны друг без друга.
Например, без земли, воды, атмосферного воздуха не будет фауны и флоры. Загрязнение земли, воды, воздуха или одного из названных объектов может оказать определенное влияние не только на землю, растительность, животный мир, но и на здоровье людей.
Систему экологического права составляют правовые институты, расположенные в определенной последовательности в соответствии с экологическим законодательством. Под правовым институтом понимается группа правовых норм, регулирующая совокупность однородных общественных отношений.
В Общую часть включаются правовые институты, общие и единые для охраны и использования природы, такие как: предмет, система и источники экологического права; право собственности на природные ресурсы и право природопользования; управление в области природопользования и охраны окружающей среды; роль природоохранных и правоохранительных органов в охране природы; юридическая ответственность за экологические правонарушения, их предупреждение.
Особенная часть состоит из таких институтов как: правовой режим земель населенных пунктов; правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, обороны, запаса и иного назначения; правовой режим недр; правовой режим вод; правовой режим лесов; правовое регулирование охраны животного мира и использование его ресурсов; правовая охрана атмосферного воздуха; правовой режим особо охраняемых природных территорий; правовая охрана окружающей среды в промышленности и в сельском хозяйстве; правовой режим особо охраняемых территорий и объектов; правовой режим природных, курортных, лечебно-оздоровительных памятников природы; правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия.
Специальная часть включает в себя такие разделы, как: международное экологическое право; международно-правовое регулирование охраны окружающей среды, его задачи и принципы; организационно-правовой механизм международной охраны окружающей среды; государства как субъекты международного экологического права.
Если рассматривать объекты с позиции собственности, то можно дифференцировать их по следующим позициям:
- правоотношение собственности;
- правоотношение природопользования;
- управленческие правоотношения;
- охранительные отношения.
Стратегическая цель Российского государства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов сводится к следующему:
- обеспечение рационального использования природных ресурсов;
- обеспечение охраны окружающей среды в процессе использования отдельных природных объектов;
- охрана прав природопользователей.
Говоря о задачах, следует сказать и о принципах, так как они не только связаны между собой, но и касаются всех объектов природы. К таким принципам следует отнести:
- комплексный и системный подход к решению вопросов природопользования и охраны окружающей среды;
- сочетание научно-технического прогресса с бережным отношением к природе, рациональное природопользование и охрана окружающей среды;
- оптимальное сочетание в природопользовании, осуществляемое экономическими, экологическими, научными и другими мерами на основе закрепления в законе;
- сочетание национальных задач и интересов с интернациональными задачами и интересами в природопользовании и охране окружающей среды.
Задачи и принципы экологического права должны строиться так, чтобы максимально учитывались все возможности, благоприятствующие охране окружающей среды.
Рассмотрим, какие же факторы влияют на экологическое законодательство, это:
- экологическая ситуация в стране и даже во всем мире;
- уровень развития науки о природе;
- уровень достижения в технике и технологии.
Любая отрасль всегда характеризуется наличием отдельных источников - это признак ее самостоятельности как отрасли права. Тот или иной экологический закон, правительственное постановление, иной нормативный правовой акт государства есть форма выражения экологического права. С изменением материальных условий жизни возникает необходимость изменения действующего экологического законодательства. Правила поведения, облеченные в форму того или иного нормативного правового акта, становятся источником экологического права в формальном юридическом смысле.
Поэтому, когда говорят об источниках права в юридическом их понимании, имеют в виду не саму нормотворческую деятельность государства, обусловленную материальными потребностями жизни общества и не факторы, служащие причиной возникновения и развития правовых норм, выражающих волю законодателя. Под источниками в формальном, юридическом смысле понимаются различные формы закрепления результатов нормотворческой деятельности государства. Источники - это сами нормативные правовые акты, в которых официально выражаются правовые нормы. Выраженные в этих формах правовые положения, нормы, правила приобретают общеобязательный характер. Их исполнение обеспечивается силой государственного воздействия, если есть угроза пренебрежительного к ним отношения. По юридической силе правовых норм законы можно разделить на два вида: конституционные и обычные.
К первому виду законов относится Конституция РФ, а также законы, вносящие изменения или дополнения в те или иные положения Конституции РФ, конституции республик, а также уставы субъектов Федерации, входящих в состав РФ.
Остальные законы издаются на основе и в развитие конституционных. Это означает, что законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Отличие Федеральных конституционных законов от обычных состоит в том, что они принимаются большинством, не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов Г осударственной Думы (ст. 108 Конституции РФ), а обычные законы принимаются простым большинством голосов, то есть за него должно быть подано 50% голосов, плюс один голос от общего числа депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации.
К Федеральным законам, как источникам экологического права России, можно отнести такие как: Федеральный закон «Об охране окружающей среды», Земельный Кодекс, Водный Кодекс, Лесной Кодекс, Градостроительный Кодекс, Федеральные законы «О природных лечебных ресурсах, лечебнооздоровительных местностях и курортах», «О безопасном обращении с пестицидами и ядохимикатами». Эти и другие Федеральные законы составляют основу экологического права.
Значительную группу Федеральных законов, содержащих нормы экологического права, представляют Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс. В них содержится немало предписаний, относящихся к природоохранным отношениям, которые будут рассмотрены ниже. Более того, в КоАП РФ и УК РФ содержатся составы экологических правонарушений (преступлений), за которые установлена и наступает соответственно административная или уголовная ответственность (в зависимости от степени общественного вреда или общественной опасности).
Более того, к законам, регулирующим экологические отношения, относятся и законы субъектов Российской Федерации.
Остальные нормативные правовые акты, именуемые подзаконными, должны приниматься на основе законов, в исполнение их и не противоречить им. Это - указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, положения, указания, приказы и инструкции министерств, комитетов, ведомств, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, а также решения, постановления и распоряжения органов местного самоуправления по вопросам охраны окружающей природной среды. Между подзаконными актами существует соподчиненность, иными словами, правовая иерархия. Так, акты органов местного самоуправления должны соответствовать не только законам, но и указам Президента РФ, нормативным предписаниям Правительства РФ. Нарушение этой иерархии неизбежно ведет к нарушению законности.
Любой нормативный правовой акт, в том числе и в области экологического права, действует в известных пределах времени, территории, круга лиц (субъектов права), на которых он распространяется.
Действие нормативного правового акта по времени начинается, как правило, с даты вступления в силу, которая указана в самом акте, а если даты нет, то через 10 дней со дня его официального опубликования.
По общему правилу, закон обратной силы не имеет, т.е. не распространяется на те отношения и факты, которые возникли до его принятия. Исключением являются нормативные правовые акты, в которых прямо указывается, что они имеют обратную силу.
Пространство (территория) действия нормативного правового акта экологического права зависит от того, каким органом он издан.
Круг лиц (граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций), на которых распространяется данный нормативный правовой акт, зависит от его содержания и назначения.
Законодательство не может находиться в отрыве от развития общества. Оно отражает реальное достижение в обществе. Нельзя ожидать от законодательства большего, чем тот прогресс, которого достигло общество. Право отражает уровень достигнутого в целом и не может быть выше научного, культурного развития общества.
Поэтому рассмотрим основные этапы развития экологического законодательства.
Такая попытка сделана в учебнике под редакцией доктора юридических наук, профессора В. В. Петрова «Природно-ресурсное право и правовая охрана
о
окружающей среды», где названы эти этапы, но не раскрыты . [3]
Наверное, было бы удобнее говорить о периодах, а затем рассматривать этапы.
Под периодами мы понимаем экологические, политические, экономические отношения, т.е. все то, что не может не отразиться на законодательстве. В связи с этим можно выделить два периода и три этапа развития законодательства. Основанием для этого служит качественно новый подход к охране окружающей среды.
Первый период обозначим с 1917 по 1985 г. Это время связано с определенными экономическими и политическими, социальными и экономическими свойствами общества. Они отразились и на отношениях охраны окружающей среды.
Второй период мы связываем с апрелем 1991 г., когда перестроечные процессы в нашей стране потребовали новых подходов в природоохранительном законодательстве. Ибо перестройка - это революция социальных идей, но, к сожалению, она в нашем обществе по ряду причин усложнилась и пока еще не дает желаемых результатов.
А теперь рассмотрим три этапа развития законодательства в нашей стране. Каждый из них является качественно новым подходом к природоохранительной деятельности.
К первому этапу мы относим 1917 по 1957 г., когда была отменена частная собственность на землю, недра, воды, леса, и все передано во всенародное достояние.
Второй этап с 1957 по 1968 г. Он характерен тем, что в это время еще не воспринимали природу как единое целое. Все воспринималось и осуществлялось с позиции экономической, направленной на отдельные природные объекты. На этом этапе впервые природа понимается как единое целое, как комплекс, как система. Поэтому на втором этапе ставится задача в экологизации всего законодательства.
В это время появляется ряд новых природно-ресурсовых актов союзного значения. Так, Совет Министров СССР принял постановление «О воспроизводстве и охране рыбных запасов во внутренних водоемах СССР» от 15 сентября
1958 г.;[4] «О мерах по улучшению ведения охотничьего хозяйства» от 11 мая
1959 г.;[5] «Об усилении государственного контроля за использованием подземных вод и о мероприятиях по их охране» от 4 сентября 1959 г.;[6] [7] «О мерах по упорядочению использования и усилению охраны водных ресурсов СССР» от 22 апреля 1960 г . В этих актах содержатся нормы и положения об охране и использовании отдельных природных ресурсов.
На рубеже 1960-х годов, а точнее с 1963 по 1968 г. во всех союзных республиках были приняты законы об охране природы. В этих законах впервые был отражен юридический режим природных ресурсов, а также руководящие начала организации и обеспечения, и охраны природы и рационального использования. Но и на этом этапе в законах многое оставалось декларативного, носящего призывы, что не улучшало экологическую обстановку и не обеспечивало в полной мере охрану природы, поэтому, существующая действительность вызывала необходимость очередного развития законодательства об охране природы.
На втором этапе были приняты и введены в действие «Основы земельного законодательства Союза СССР и союзных республик» (1968 г.) и «Основы водного законодательства Союза СССР и союзных республик» (1970 г.).
Вскоре состоялась сессия Верховного Совета СССР 1972 г. На ней полностью все вопросы были посвящены охране природы.
В результате вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 декабря 1972 г. «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов».
А сама сессия прошла под влиянием международной конференции ООН в Стокгольме.
Впоследствии были приняты и введены в действие:
- основы законодательства Союза СССР и союзных республик о недрах (1975);
- основы лесного законодательства Союза СССР и союзных республик (1977);
- законы СССР «Об охране атмосферного воздуха» и «Об охране и использовании животного мира» (1980);
- постановление ЦК КПСС от 07 января 1988 г. «О коренной перестройке природы в СССР», Постановление Верховного Совета СССР от 27 ноября 1989 г. «О неотложных мерах экологического оздоровления страны».
Уже в этих постановлениях существенное заключалось в том, что предусматривалась плата за выбросы вредных веществ, за использование земель, вод, недр, лесов и т.д. Выплачиваемые суммы должны вкладываться в восстановление природы. Она просто необходима, так как к природным ресурсам нельзя подходить лишь потребительски.
Если говорить о новом качестве на третьем этапе, то в нем, возможно выделить две глобальные проблемы:
- рациональное использование природы закрепляется в плановом порядке, что до этого не предусматривалось;
- стала финансироваться охрана природы, чего раньше не осуществлялось.
Следует отметить, что на первом и втором этапах шел процесс обновления законодательства. Это вторая кодификация объектов природы.
Третий этап мы обосновываем распадом СССР и появлением достаточного количества новых природно-ресурсовых и природоохранных актов, таких как:
- Конституция Российской Федерации (от 12 декабря 1993 г.);
- Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (от 12 января 2002 г.);
- Земельный кодекс (от 30 октября 2001);
- Лесной кодекс РФ. Принят Государственной Думой 8 ноября 2006 г., одобрен Советом Федерации 24 ноября 2006 г.;
13
- Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; [8]
- Закон «О недрах» с изменениями и дополнениями;[9]
- Закон «Об основах охраны здоровья граждан РФ» (от 21 ноября 2011 г.)[10];
- Водный кодекс РФ и др.[11].
Система источников экологического права представляет собой систему законодательства. Она постоянно совершенствуется в связи с проводимой в России подготовкой и принятием целого ряда Федеральных законов в области охраны окружающей среды.
Это Конституция Российской Федерации как источник федеральных законов в регулировании экологических отношений. Указы Президента Российской Федерации как источники экологического права. Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации и ведомственное регулирование в системе источников экологического права. Большую роль имеет судебная и арбитражная практика в регулировании экологических отношений.
Особо важная роль принадлежит Конституционному Суду РФ, разрешающему дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, конституций республик, уставов субъектов РФ. Так, постановлением Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 г. «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации» было принято, что ЛК РФ по порядку принятия и положения Кодекса о лесном фонде соответствует Конституции РФ.
Таким образом, источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения.
[1]См.: Шимова, О. С., Соколов, Н. К. Экономика природопользования : Учеб.пособие. М.: ИНФРА - М, 2005.С. 35.
[2]См.: Теория государства и права: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп./ под ред. проф. В. М. Корель- ского и проф. В. Д. Перевалова. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. М., 2000.С.62.
[3]См.: Природно-ресурсное право и правовая охрана окружающей среды [Текс] : учебник / под ред. В. В. Петрова. М. : Юридическая литература, 1988. С. 30-36.
[4]См.: СП СССР [Текст]. 1958. № 16. Ст. 127.
[5] См.: СП СССР [Текст]. 1959. № 10. Ст. 62.
[6] См.: СП СССР [Текст]. 1959. № 17. Ст. 135.
[7] См.: СП СССР [Текст]. 1960. № 9. Ст. 67.
[8]СЗ РФ [Текст]. 1999. № 14. Ст. 1650.
[9]СЗ РФ [Текст]. 1995. № 10. Ст. 823.
[10] СЗ РФ[Текст].2011. № 48. Ст.6724.
[11]СЗ РФ [Текст]. 2006. № 23. Ст. 238.
|