Право собственности на природные ресурсы и право природопользования
Собственность - основа любого общественного строя и общества. Она возникала еще на заре развития человечества, выразившись сначала в индивидуальном присвоении древними людьми своей добычи, а позднее и в коллективном (в охоте племени на крупных животных, добыча которых была не под силу одному человеку).
Ни о каком обществе не может быть речи там, где не существует той или иной формы собственности, поскольку всякое производство есть присвоение индивидуумом предметов природы в пределах определенной общественной формы и посредством нее.
Собственность - это отношения между людьми (группами людей) по поводу присвоения вещей и через эти вещи. Собственность на вещь может оставаться несмотря на отсутствие вещи (например, вещь была украдена). При этом собственник вправе обратиться за защитой нарушенных прав в соответствующие правоохранительные органы или в суд. И наоборот, собственность может прекратиться в то время, когда вещь имеется в наличии (не выполняются обязательства по договору залога, собственность передается другому лицу).
Для понимания содержания права собственности на природные ресурсы и права природопользования необходимо отметить, что после распада СССР этот важный правовой институт в РФ претерпел изменения.
Так, в республиках бывшего СССР существовало исключительное право государственной собственности на природные ресурсы. Республики, составляющие союз, исключались из числа собственников земли и поэтому не могли претендовать на какую-либо долю в общенародной собственности на природные ресурсы.
Посла распада СССР устранена монополия государственной собственности на природные ресурсы.
Главным элементом собственности является принадлежность ее объекта (вещи, имущества и т.п.) конкретному лицу (лицам), поэтому определяющим в собственности является субъект. По субъекту выделяются государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности (ст. 9 Конституции РФ).
В природе существует правило: чем разнообразнее природная система, тем она устойчивее. Естественное разнотравье лугов редко погибает от неблагоприятных климатических условий, а сеяные травы с монокультурным составом систематически гибнут. Аналогичное положение наблюдается и в экономике: чем шире состав форм собственности, тем устойчивее экономика страны, поэтому законодательством поддерживается разнообразие форм собственности и равным образом обеспечивается их защита (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ) .
Устанавливая многообразие форм собственности, Российская Федерация гарантирует их равенство перед законом и развитие всех форм хозяйствования на природные ресурсы.
Граждане, как это определяется ст. 36 Конституции РФ, владеют, пользуются и распоряжаются землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде, и не нарушает права и интересы иных лиц. Тем самым признаются недействительными все ограничения прав частной собственности на землю, что дает возможность соответствующим собственникам максимально использовать правомочия по владению, пользованию и распоряжению землей.
Центральное место среди экологических норм занимает Конституция РФ. В ст. 9 ч. 1 указывается, что земля и другие природные ресурсы в РФ используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на ее территории. В ч. 2 указывается, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.
Возрождение частной собственности на землю является одним из главных проявлений осуществляемой в России земельной реформы. Этот процесс идет в острейшей политической борьбе сторонников и противников введения частной земельной собственности. [1]
Г лавной российской проблемой последних двух столетий является вопрос о земле: его пытались решить А.Н. Радищев, декабристы, народовольцы, социалисты, революционеры, аграрники-марксисты, приверженцы колхозного строя. Неоднократно проводились в России земельные реформы, но ни одна из них не была доведена до конца. Многие годы в нашей стране не могут окончательно определиться с правом собственности на землю. Хотя следует отметить, что за последние годы в этом направлении мы достигли значительных успехов. Но это совсем не означает, что общество окончательно определилось с частной собственностью на землю.
Дело в том, что по поводу собственности на природные ресурсы особенно существуют различные мнения. Имеются сторонники и противники, это еще раз говорит о важности темы и исключает равнодушие к ней.
Сторонники права частной собственности на землю полагают, что именно она будет способствовать изменению к лучшему ситуации в сельском хозяйстве. Фермерские хозяйства, основанные на частной земельной собственности, призваны стать альтернативой малоэффективной коллективной форме хозяйства. Противники же полагают, что введение частной собственности на землю будет чревато негативными для общества последствиями, связанными со спекуляцией землей, разорением определенной части крестьянства, которая будет вынуждена превратиться в батраков .
Так, М. М. Бринчук считает, что частная собственность на землю призвана способствовать развитию сельского хозяйства. Земля при этом реализует свое главное качество - средство производства. Одновременно земля как операционный базис предоставляется в частную собственность для развития предпринимательства в иных сферах - для создания производственной и социальной инфраструктуры[2] [3].
К отношениям, связанным с движением и использованием природных ресурсов возможно применение норм гражданского законодательства. Неполное совпадение гражданских отношений с природно-ресурсовыми могут иметь свои особенности. Так, например, неполное совпадение гражданских отношений с нормами земельного права вызвано, тем, что не всякие земли могут продаваться как обычный предмет товарного оборота (например, запрещается продажа в частную собственность земельных участков, выполняющих природоохранительные функции, земель общего пользования и т.д.). Закон устанавливает предельные нормы земельных участков, находящихся у одного и того же собственника. Необходимо соблюдение целевого назначения земли, что предусмотрено земельным законодательством. При продаже и наследовании земельного участка нельзя изменять это назначение, особенно когда объектом сделок являются сельскохозяйственные угодья.
Важное значение имеет положение ст. 42 Конституции РФ, которая закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью и имуществу.
Окружающая природная среда - естественное условие жизни человека. Вместе с тем она является объектом хозяйствования людей, объектом их права собственности или пользования ею. Эти формы существуют в единстве своих взаимосвязей. Однако приоритетное значение здесь имеют экологические требования, так как они вытекают из естественных прав человека на жизнь и достойное условие существования.
В связи с этим, экологические и экономические признаки в институте собственности находятся во взаимодействии. Например, нельзя сказать, что земля в одном месте выступает как недвижимость, а в другом как составная часть окружающей природной среды. Она и то и другое в одном качестве - составная часть природной среды.
Однако в одном объекте могут сочетаться не только экономические и экологические признаки, но и порождаться ряд новых, дополнительных признаков, характеризующих этот институт, таких как:
- овеществленность;
- неотделимость.
Рассматривая вопрос права собственности на природные ресурсы по признаку овеществленности, следует иметь в виду, что при этом отсеиваются те природные ресурсы, которые, являясь составными частями природной среды, не могут быть по своим объективным качествам предметом присвоения и обращения в собственность. Например, атмосферный воздух, климатические ресурсы, солнечная энергия и тому подобное, не могут обращаться в собственность.
Так, атмосферный воздух используется для установления зоны юрисдикции государства, внешних и воздушных границ страны. Это обстоятельство имеет отношение не к собственности, а к суверенитету, т.е. не к экономической, а политической категории.
Поэтому, рассматривая воздухоохранное право, можно ли говорить о нем как о праве? Думается, что нет, вернее будет, если мы отметим, что эта отрасль в стадии своего развития. Из-за такой постановки вопроса, наверное, правильно будет, если мы станем говорить о воздухоохранном праве условно. Иногда можно услышать «воздушное право», но это не очень правильно, так как данное понятие ближе в гражданской авиации.
Имеется Воздушный кодекс, но и в этом случае речь идет о гражданской авиации.
В связи с этим правильней будет сказать «воздухоохранное право» или «атмосферное право», так как в этом случае речь идет не только об охране воздуха, но и атмосферы. Из этого следует, что воздухоохранное законодательство имеется, хотя права такого нет.
Воздух атмосферы - «предмет», необходимая среда для жизни не только человека, но и животных и растений. Поэтому стоит поддерживать его в естественном состоянии - в таком состоянии, которое нужно для нормального существования человека, животных и растений.
Собственность на природные ресурсы обусловлена такими признаками, как неотделимость объектов природы и собственности от окружающей природной среды. Потеря такой экологической связи ведет к прекращению состояния собственности на природные ресурсы. Так право собственности на животный мир, как природный субъект, вытекает из принадлежности собственности другому объекту природы - лесу, воде.
Понятно, что дикие звери, рыбы и т.п. находятся в собственности того, у кого находится в собственности среда обитания - лесные и водные угодья.
Право природопользования представляет собой экономическое отношение между людьми по поводу природных благ. Поэтому использование природы не является предметом изучения экологического права. Оно интересует экологию лишь в той степени, в какой мере это влияет на состояние природной среды и особенности ее охраны.
В процессе природопользования человек в своих интересах использует полезные свойства окружающей природной среды:
- экономические;
- экологические;
- культурные;
- оздоровительные.
Это природопользование осуществляется в двух видах использования природы: общего и специального пользования.
Общее природопользование не требует какого-либо специального разрешения. Оно осуществляется гражданами в силу принадлежащих ему естественных прав, возникающих и существующих как результат его рождения и существования. Например, пользование атмосферным воздухом, водой для питьевых, коммунально-бытовых и лечебно-оздоровительных нужд.
Специальное природопользование реализуется гражданами и хозяйствующими субъектами на основе разрешения компетентных органов государства. Оно носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, пользование недрами, животным миром и атмосферным воздухом.
Таким образом, принято различать два основания возникновения природопользования:
- из закона;
- по специальному разрешению.
Право пользования недрами из закона возникает у собственников земельных участков, добывающих общераспространенные полезные ископаемые для своих нужд (песок, камень, глину и др.).
Право по специальному разрешению возникает в отношении иных видов недропользования (геологического изучения, сбора минералогических и других коллекций и т.д.).
Рассматривая вопрос водопользования, следует отметить, что юридические и физические лица вправе пользоваться водоемами, состоящими в государственной собственности, которые представляются в порядке общего и специального водопользования. Признаки общего водопользования не требуют разрешения государственных органов, так как не оказывают серьезного воздействия на состояние водных объектов, тогда как специальное водопользование оказывает сильное воздействие на водные объекты, поэтому оно осуществляется на основе разрешения органов государственной власти.
Лесопользование возникает на основе разовых разрешений или договоров, которые заключаются между субъектами лесного права. Разновидностью права лесопользования является аренда лесных ресурсов. Арендаторы пользуются всеми правами лесопользователей. Субъектами права лесопользования могут быть юридические и физические лица.
Пользователями животного мира могут быть граждане РФ, юридические лица, иностранцы, лица без гражданства. Право пользования возникает на основании разрешения, договора аренды охотничьих угодий, договора о временном пользовании охотничьими и другими угодьями, выдаваемого компетентным органом.
Специальное природопользование связано со значительным потреблением природных ресурсов. В этой части оно соотносится с Конституцией РФ или с отраслевым природоресурсовым законодательством:
- Г ражданским кодексом РФ;
- Земельным кодексом РФ;
- Лесным кодексом РФ;
- Водным кодексом РФ;
- Законом РФ «О недрах»;
- Федеральным законом «О животном мире»;
- Законом «Об охране атмосферного воздуха»;
- Федеральным законом «Об охране окружающей среды».
Таким образом, институт природопользования, как и комплексная отрасль экологического права, в составе которой он рассматривается, является комплексным. Он включает в себя как совокупность норм, регулирующих отношения по использованию отдельных объектов природы (земель, лесов, недр, вод) и составляющих институты земельного, лесного, горного и водного права, так и нормы, устанавливающие правила комплексного природопользования и выходящие за рамки указанных отраслей права. Сюда же относятся и нормы об использовании и охране животного и растительного мира и атмосферного воздуха.
Это соответствует как земельным, лесным, горным, водным фаунистиче- ским отношениям в отдельности, так и природоохранительным отношениям в целом, отражающим существующие экологические связи между отдельными элементами природы и природного комплекса в целом.
В совокупности - это однородные общественные отношения, что позволяет говорить о едином правовом институте - право пользования. Этому отвечает и структура природоохранительного законодательства, которое подразделяется на два вида: отраслевой и общей, находящиеся в органической взаимосвязи.
Служебная роль данного правового института состоит в том, что он должен обеспечивать выполнение трех основных задач охраны природы: рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства и охраны окружающей человека природной среды.
В этом заложен глубокий смысл, который означает рациональное, научно обоснованное природопользование. Но для того, чтобы оно было таковым, необходимо соблюдение ряда условий. К ним в первую очередь относятся: хорошие знания природы, ее законов, их учет во всех сферах хозяйственной деятельности, а также понимание необходимости оптимального соотношения многообразных назначений природы (производственного, научного, оздоровительного, воспитательного, эстетического). Только хорошо зная природу, можно заниматься ее коренной перестройкой и интенсивной эксплуатацией.
Поэтому необходимо изучать и учитывать законы природы. Соблюдение этих условий должно обеспечиваться всеми возможными организационноправовыми мерами, такими как: включение в Государственный план научноисследовательских работ и использования достижений науки и техники в народном хозяйстве специального раздела (программы) «Комплексные проблемы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов»; разработка научно-технического прогноза возможных изменений в биосфере в результате развития отраслей на перспективу ближайших десятилетий и мероприятий по максимальному предотвращению отрицательного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, а также по развитию научных исследований, обеспечивающих решение важнейших проблем охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; разработка государственных планов по рациональному использованию природных ресурсов и по охране природы как составной части планов развития промышленности, сельского хозяйства; включение экологических требований в задания на проектирование предприятий, сооружений, новых технологических процессов.
Что касается непосредственно условий эксплуатации природных ресурсов, то главное в правовом требовании рационального природопользования - это соблюдение данных науки и закрепленных в нормах права научнотехнических правил природопользования. Например, в сельском хозяйстве - агротехнических, в лесном - лесотехнических и т.д.
Обеспечение рационального, научно-обоснованного природопользования организационно-правовыми мерами преследует не только цель охраны природы. Имеется и обратная связь: чем разумнее будут использоваться природные богатства, тем больше успехи будут достигнуты в промышленности, сельском хозяйстве, науке, а также здоровее будут условия жизни человека, ибо природа - и первоначальный источник материальных благ, и естественная среда обитания людей.
Для полного решения проблемы сочетания научно-технического процесса с охраной природы в процессе эксплуатации ее богатств потребуются еще значительные дополнительные условия со стороны общества и государства. Сегодня еще многое во взаимоотношениях общества и природы неясно. Охрана природы в современном понимании - новая область знаний. Пока еще человечество не имеет достаточно целостной теории своих взаимоотношений с окружающей природной средой. В этом направлении еще предстоит много поработать всему человечеству. Свой вклад в решение этой сложной проблемы призвана внести и наука природоохранительного права.
Разумеется, в этом направлении должен работать широкий комплекс всех наук. Иначе говоря, отношения земля-, лесо-, недро-, водопользования и другие отношения природопользования становятся в указанных условиях центральными не только в соответствующих отраслях права, но и в целом общества и государства.
Многообразная роль природы вызывает и многообразие форм ее использования. Природопользование - это не обязательно хозяйственная эксплуатация природных ресурсов. Природа может быть использована в качестве:
- естественной среды жизни и деятельности людей;
- пространственного базиса производственной деятельности;
- источника сырья для производства других продуктов;
- в целях оздоровительных, научных, воспитательных, этических.
Разумеется, между этими формами природопользования имеется определенная связь и зависимость. Поэтому человеку необходимо исключать из хозяйственной эксплуатации и сохранять как эталон отдельные участки ненарушенной природы. Он создает заповедники, заказники, заповедные зоны, природные парки, зеленые и рекреационные зоны и т.п. И чем дальше, тем больше будет в этом необходимость.
Содержание права природопользования есть совокупность прав и обязанностей природопользования, которые дифференцируются в зависимости от целого ряда факторов: видов природных ресурсов, их целевого назначения; субъектов природопользования. Есть и общие права и обязанности всех природопользователей. Например, обязанность использовать природные ресурсы строго по целевому назначению, наиболее рационально и т.д.
Таким образом, природопользование - это проявление таких принципов правовой охраны природы, как:
- сочетание научно-технического прогресса с бережным отношением к природе, экономичным и рациональным использованием ее ресурсов;
- планирование природоохранительных мероприятий;
- комплексность охраны природы;
- сохранение и улучшение природной среды в интересах настоящего и будущих поколений;
- правильное сочетание национальных и межнациональных задач охраны природы.
В заключении хотелось бы отметить, что ограничение права собственности на землю, другие природные ресурсы следует считать как экологическую связанность этого права, т.е. установление экологически обоснованной с учетом состояния науки и техники, юридически оформленной в законодательных и иных нормативных правовых актах системы условий и процедур реализации права собственности на природные ресурсы, которые обеспечивают предупреждение экологических рисков, запреты заведомо негативного воздействия на окружающую среду. Этот принцип формирует и законодательство, и поведение. Предполагается, что данный принцип имеет ведущее значение в сфере права собственности.
Следующее основное ограничение является социальным. Осуществление права собственности на природные ресурсы не может препятствовать праву граждан на благоприятную окружающую среду. Никто не может осуществлять право собственности, создавая необоснованные ограничения отдыху граждан, удовлетворению их эстетических потребностей, охране здоровья и проч [4]
В заключение хотелось бы отметить, что отношение к природной среде, её ресурсам является мерой социальных и технических достижений человеческого общества, характеристикой уровня цивилизации. Современный человек должен понимать свою не свободу (мы зависим всегда и везде от...) и осознавать как высшую ценность для себя состояние гармонии в природе (равновесие, сохранение баланса). Для общества (государства) человек не может быть высшей ценностью, тем более его права и свободы (Конституция РФ). То же касается собственности. Не может земля принадлежать кому-то, так можно скупить всю планету. Это человек принадлежит Земле. Человек есть составляющая биомассы.
На фундаментальном уровне законами наследственности мы подвергаем сомнению принципы нашего существования. Человек может жить только в реальном времени и пространстве. Прошлого нет. Будущее не наступило. Порожденные человечеством частнособственнические отношения не дают нам сегодня прибывать здесь и сейчас. А иногда состояния человек не знает.
Поэтому любая суть закона, правил поведения, морали может быть рассмотрена только в комплексе с природообразующими факторами. А не абстрактно от материального мира[5].
«Именно на уровне планетарного сознания, на уровне мироощущения единства человеческой цивилизации, насущной необходимости духовной интеграции всё ещё существенно различных социумов возможен выход из накопившихся проблем»[6].
Но при этом даже перед собственностью на природные ресурсы конституционное право не противоречит охране окружающей среды, а соответствует их объявлению общественным достоянием.
[1]См.: Ерофеев, Б. В. Экологическое право России: Учебник.Зе изд., перераб. М.: Юрайт - Издат., 2005. С. 97-98
[2]Иконицкая, И. А. Право собственности на землю в Российской Федерации. М., 1993. С.3.
[3]Бринчук, М. М. Экологическое право: Учебник.2е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003. С.151, 152.
[4] Дубовик, О. Л., Чолтян, Л. Н. Экологическое право в вопросах и ответах : Учебное пособие. 4-е издание. М., 2017.
[5] Смородинников, А. В. Где блуждает общество, выделившись из природы или о некоторых аспектах современного познания права. Образовательное право и правовое образование: теоретические и практические аспекты обеспечения единого правового пространства. Материалы 2й межрегиональной научно-практической конференции 14-16 ноября 2002 г., Екатеринбург. Часть 2. Теоретические и практические проблемы правового образования. Екатеринбург 2003.С.159-160.
[6] См.: Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века. М., 1998.С.214.
|