Охрана окружающей среды в сфере природопользования
Природопользование понимается как совокупность всех форм воздействия человека на природу, включая ее охрану, освоение и приобретение .
Поэтому право природопользования представляет собой совокупность установленных законодательством норм и правил, обуславливающих деятельность физических и юридических лиц по использованию земли, ее недр и других природных объектов, экологических и иных жизненно важных интересов и потребностей граждан, общества и государства.
Так, охрана окружающей среды в сфере природопользования предусматривается на общегосударственном уровне. Конституция РФ в ч.1 ст.9 провоз- [1] глашает: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территории». Данная норма содержит оценку природных ресурсов как основа жизни и деятельности народов и указывает на два вида отношения к природным ресурсам - их использования и охрану. Конституционная оценка имеет абсолютный характер, юридически объявляя землю, воду, воздух, равно как и леса, животный мир, недра тем, без чего невозможно человеческая жизнь, т.е. необходимы, неотъемлемым условием поддержания жизни, объектом деятельности человека и средством обеспечения его потребностей. Адресатом данной нормы являются народы, проживающие на территории Российской Федерации - суверенного государства. Поэтому использование и охрана природных ресурсов - неотъемлемое право и обязанность Российской Федерации. Именно это норма самым непосредственным образом обосновывает экологическую функцию государства[2].
Для охраны окружающей природной среды в сфере природопользования необходимы не только правовые основы информационного обеспечения, но и содержание проблемы и необходимые сведения о ней.
Информационное обеспечение охраны окружающей среды - это сбор, переработка, хранение и обязательно подготовка к использованию информации, которая необходима для оценки состояния собственно окружающей среды, экологической деятельности и принятия различного рода решений в этой области. Наиболее показательными примерами одного из направлений информационного обеспечения являются слежение за погодой, подготовка метеопрогнозов и другие связанные с этим виды работ.
Информационное обеспечение охраны окружающей среды включает в себя:
- необходимую информацию к объектам обеспечения;
- процессы работы с информацией, завершающиеся ее подготовкой к использованию;
-распределение или предоставление информации возможным пользователям;
- использование информации, влекущее оценку ее качества и полноты.
Вся эта деятельность регламентируется правом. Правовое регулирование
информационного обеспечения необходимо, так как оно:
-может задеть различные интересы, включающие безопасность страны;
- нуждается в четких процедурах и установление ответственности за возможную неуплату, искажение, сокрытие информации, что может повлечь принятие неверных решений и огромный ущерб.
Информация о взаимодействии с окружающей средой и ее охране возникает уже в результате деятельности человека и существует либо как общедоступная, либо как латентная, нуждающаяся в выявлении, фиксации и осознании. Трудности, здесь существующие, состоят в том, что:
- правильно определить информационную потребность, т.е. установить, какая информация действительно является экологической, относящейся к охране окружающей среды, нужна людям и может быть ими использована;
-создать эффективные структуры и четко наладить процессы, необходимые для собирания, закрепления и обработки этой информации;
- реально обеспечить возможности доступа к информации для ее надлежащего использования;
- создать все необходимые условия правильной (для данного уровня знаний) оценки информации;
-своевременно и эффективно использовать информацию на благо общество, а не во зло ему.
Экологическое право частично решает эти задачи, создавая правовые основы, условия для всех этапов работы с экологической информацией, т.е. для информационного обеспечения охраны окружающей среды[3].
При этом охрана окружающей среды в сфере природопользования во многом от того как исполняются права и обязанности по пользованию природными объектами так как оно тесно связано с экономикой, является правовой формой содержания экономических отношений пользования.
Права и обязанности по пользованию природными объектами тесно связаны с экономикой, являясь правовой формой содержания экономических отношений природопользования. Одновременно праву природопользования присущи собственная форма и содержание, между которыми существует неразрывная связь. Изучение их имеет важное значение для правильной характеристики права природопользования.
Содержание права природопользования понимается как совокупность основанных на законе и взаимосвязанных между собой правомочий владения и пользования природными объектами, которыми наделяют в установленном порядке граждан и юридических лиц.
Владение и пользование являются двуединым правомочием, поскольку пользоваться природным объектом можно только при условии одновременного владения им. Правомочие владения служит предпосылкой осуществления любого природопользования. Формами его проявления являются, например: право на огораживание полученного в пользование земельного участка, установление порядка пользования либо запрета на пользование им иными лицами.
Правомочие природопользования представляет основанную на законе возможность хозяйственной эксплуатации или иного использования природного объекта путем извлечения из него полезных свойств, его потребления для производственных или личных нужд. Правомочие природопользования проявляется в правах и обязанностях по использованию природного объекта.
Объем и состав прав и обязанностей, входящих в содержание права природопользования, которыми наделяются конкретные природопользователи по использованию предоставляемых им природных объектов, множественностью их целевого назначения, различным статусом субъектов права природопользования. Между отдельными конкретными видами прав и обязанностей в области природопользования имеются существенные различия.
Основным общим правом землепользования, например, является право самостоятельного хозяйствования на земле. К этой категории прав относится право собственников и владельцев земельных участков по своему усмотрению в их границах осуществлять в установленном порядке без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых (песок, глина и т.д.), не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.
Основными общими правами пользователей недр являются использование предоставленного им участка недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии; самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие законодательству; использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией и действующим законодательством; использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии; ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах предоставленного ему горного отвода; проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией; обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была представлена[4] [5].
Водопользователи по своему усмотрению осуществляют принадлежащее им право пользования водным объектом. Вмешательство со стороны органов исполнительной власти в деятельность водопользователей, связанную с использованием водных объектов, запрещается, за исключением случаев, предусмотренных Водным кодексом и иными федеральными законами . Аналогичные права защиты имеют все природопользователи, независимо от того, каким природным объектом они пользуются[6].
Пользователь животным миром осуществляет принадлежащее ему право владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, представляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром[7].
Обязанности, входящие в содержание права природопользования, по их значению для природопользователей можно свести к двум основным видам - позитивным и негативным.
Позитивные обязанности предписывают совершать определенные действия. Примерами их являются обязанности рационально использовать природные объекты в соответствии с их целевым назначением; применять экологически совместимые технологии; осуществлять природоохранные мероприятия; своевременно и правильно производить плату за пользование природными объектами и загрязнение окружающей природной среды.
Негативные обязанности состоят в запретах осуществлять определенные действия. Примерами их могут быть запрещение ухудшения состояния окружающей природной среды на территории в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности, несоблюдение установленного порядка природопользования, нарушения прав и законных интересов третьих лиц.
Права и обязанности, входящие в содержание права природопользования, подразделяют на общие, предназначенные для всех или большинства природопользователей, и специальные, предназначенные для отдельных определенных видов использования природных объектов.
Важное значение в числе природопользователей не собственников имеет пользование природными объектами в соответствии с целями предоставления их в пользование. Это право является одновременно также обязанностью природопользователей - не собственников. Каждый природопользователь имеет право на возмещение причиненного ему ущерба и вместе с тем обязан возместить ущерб, причиненный им другим субъектом права.
К общим правам природопользователей можно отнести право на выброс и сброс вредных веществ и на захоронение отходов. Однако осуществление данного права допускается на основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей среды.
Общими обязанностями природопользователей являются несовершенные действия, нарушающие законы, права и законные интересы других природопользователей, пользование предоставленными природными объектами в соответствии с установленными законом нормами и правилами, в том числе экологическими.
К рассматриваемой категории обязанностей относятся общие экологические требования, которые необходимо выполнять при эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов и осуществлении другой деятельности. В соответствии с ними юридические лица и граждане обязаны принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству
45
природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды .
Юридические и физические лица должны обеспечивать соблюдение установленных нормативов качества окружающей природной среды на основе соблюдения утвержденных технологий, внедрения экологически опасных технологий и производств, надежной и эффективной работы очистных сооружений, установок и средств контроля, обезвреживания и утилизации отходов, проведения мероприятий по охране природных объектов и воспроизводству природных ресурсов. [8]
Общей обязанностью всех природопользователей является выполнение заключений, постановлений, представлений и иных законных решений органов государственного управления, в том числе специально уполномоченных на то органов государственного контроля за соблюдением законодательства в обла-
46
сти охраны окружающей среды и использования природных ресурсов .
Одной из основных обязанностей природопользователей по законодательству об охране окружающей природной среды является ведение совместно с государственными природоохранными органами и органами государственной статистики количественного и качественного учета природных ресурсов и вторичного сырья и определение их экологической и экономической оценки.
По водному законодательству, например, водопользователь обязан вести в установленном учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них, а также систематическое наблюдение за водными объектами и их водоохранными зонами и представлять указанную информацию бесплатно и в установленные сроки в специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда. По подземным водным объектам информация должна представляться также и в государственный орган управления использованием и охраной недр.
Запрещаются или в установленном порядке признаются неправомерными действия природопользователей так же, как и органов государственной власти, нарушающие антимонопольные требования законодательства.
Основные специальные права природопользователей установлены законодательством и зависимости от вида природопользователя и целевого назначения природного объекта, предоставляемого в пользование, и субъекта права природопользования. К числу этих прав можно отнести, например, следующие.
Некоторые категории субъектов права природопользования (колхозы, совхозы и т.д.), ведущие хозяйственную деятельность, наделены правами, являющимися в большинстве случаев одновременно и обязанностями, по внутрихозяйственному управлению закрепленными за ними природными объектами. Это управление представляет собой, в основном, распределение и перераспределение природных объектов, передаваемых первичными природопользователями во вторичное пользование, учет и контроль в случаях, непосредственно предусмотренных законом.
Предприятия и организации - природопользователя при обращении в органы государственной власти и управления имеют право на получение от них на договорной основе информации о состоянии окружающей природной среды[9] [10].
Специальные обязанности, предусмотренные законом, можно показать на следующих примерах. Такие природопользователи, как предприятия и организации, обязаны, например, разрабатывать и проводить мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию загрязнения окружающей среды. Временный землепользователь обязан привести нарушенный им участок земли в состояние, пригодное для использования по целевому назначению. Специальной обязанностью является рекультивация земель, то есть приведение земельных участков в состояние, пригодное для сельскохозяйственных или иных нужд, земельных участков по окончании использования их для строительства, добычи полезных ископаемых.
Правомочия природопользователей на осуществление определенной деятельности, входящие в содержание права природопользования, могут быть ограничены в порядке, установленном законом. Это делается для обеспечения соблюдения прав и законных интересов других природопользователей и граждан, а также интересов общества и государства. Природопользователи при реализации предоставленных им правомочий не имеют права осуществлять свою деятельность вне пределов установленных ограничений.
Наряду с конституционно установленными ограничениями осуществления права свободного использования природных ресурсов, которые изложены выше, существует множество других ограничений права природопользования.
Ограничения прав и обязанностей природопользователей могут вводится при необходимости в том порядке, установленном законом, для обеспечения экологической безопасности населения, охраны окружающей природной среды и ее отдельных объектов. Ограничения могут устанавливаться вплоть до запрета отдельных видов природопользования. Так, запрещены распашка земель и применение ядохимикатов в пределах водоохранных зон источников питьевого водоснабжения. Запрещается любая деятельность, противоречащая целям, задачам и правовому режиму особо охраняемых природных территорий и объектов. Ограничены либо полностью запрещены на определенной территории или на определенные сроки в порядке, установленном законодательством, могут быть осуществление отдельных видов пользования животным миром, а также использование отдельных видов животных. Такие ограничения и запреты могут устанавливаться в целях сохранения и воспроизводства животных. Не допускаются действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных.
Право пользования ограничивается посредством установления в законе так называемых особенностей прав его осуществления. Такие субъекты права, как собственники, владельцы и пользователи земельных участков, примыкающих к поверхностным водным объектам, например, могут использовать водные объекты только для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и законные интересы других лиц. Эти субъекты права не должны препятствовать использованию указанных водных объектов и их берегов для организации судоходства и иных нужд, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ. Приведенные особенности установлены Водным кодексом РФ.
Право ограничения природопользования может выражаться в форме сервитутов (водные, земельные и т.д.). Водный кодекс РФ, в частности, установил, что право ограниченного пользования водными объектами выступает в формах публичного и частного водных сервитутов. Публичный водный сервитут означает, что каждый может пользоваться водными объектами общего пользования, если иное не установлено законодательством РФ.
Частный водный сервитут означает, что в силу договора или на основании судебного решения права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц. При этом общие положения о сервитутах, предусмотренных гражданским законодательством, применяются к водным сервитутам в той мере, в какой это не противоречит требованиям Водным кодекса РФ.
В этом кодексе определены и виды водных сервитутов через цели, для которых они могут устанавливаться. Видами водных сервитутов является забор воды без применения сооружений, технических средств и устройств; использование водных объектов для водопоя и прогона скота, в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств. Водным законодательством РФ могут быть установлены и другие виды водных сервитутов. Для осуществления водных сервитутов получение лицензии на водопользование не требуется.
Законами установлены гарантии осуществления и защиты прав природопользования. Природопользователи по своему усмотрению осуществляют принадлежащее им право пользования природным объектом. Действия природопользователей, осуществляемые с нарушением прав и законных интересов других лиц или наносящие вред состоянию природного объекта, не допускаются. Вместе с тем вмешательство со стороны органов исполнительной власти в деятельность природопользователей, связанную с использованием природного объекта, запрещается, за исключением случаев, предусмотренных экологическими и иными федеральными законами.
Этими законами могут быть ограничены отдельные права природопользования, приостановлены или запрещены в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны здоровья населения, окружающей природной среды, историко-культурного наследия, прав и законных интересов иных лиц.
Водным законодательством запрещается, например, сброс сточных и дренажных вод в водные объекты, отнесенные к содержащим природные лечебные ресурсы, особо охраняемым, а также в зоны и округа санитарной охраны водозаборов, в первую и вторую зоны округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, в места туризма, спорта и массового отдыха населения, в местах нереста и зимовки ценных и особо охраняемых видов рыб, в места обитания ценных и занесенные в Красную книгу видов животных и растений.
[1] См.: Реймерс, Н. Ф. Охрана природы и окружающей человека среды. Словарь-справочник. М.: Просвещение, 1992. С.203-204.
[2] См.: Дубовик, О. Л. Чолтян, Л. Н. Экологическое право в вопросах и ответах: учебное пособие. 4-е изд. перераб. и доп. М. : Проспект, 2017. С.56.
[3] См.: Там же. С. 67-68.
[4] См.: Федеральный закон от 3 марта 1995 г. №27-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах»» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №10.Ст.823.
[5] См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №47.Ст.4471.
[6] См.: Там же.
[7] См.: Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. №52-ФЗ «О животном мире»// Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №17.Ст.1462.
[8] См.: Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. №2060 - 1 «Об охране окружающей природной среды» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. №10.Ст.457.
[9] См.: Там же.
[10] См.: Закон РСФСР от 19 апреля 1991 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1961. №20.Ст.641.
|