В уголовном законодательстве большинство общественно опасных деяний сформулированы как оконченные преступления. Общая часть УК РФ содержит нормы, в которых говорится о неоконченной преступной деятельности, распространяющей свое действие на преступные деяния, отраженные в Особенной части УК РФ.
В этой связи в уголовном праве выделяют стадии преступления, под которыми понимаются этапы осуществления преступления, отличающиеся друг от друга по степени их завершенности.
Существуют три стадии совершения преступления:
приготовление к преступлению;
покушение на преступление;
оконченное преступление.
Стадии преступления рассматриваются применительно к одному общественно опасному деянию, при этом каждая из стадий преступления порождает последующую, которая в свою очередь поглощает предыдущую. Выделение стадий совершения преступления возможно только в преступлениях, совершаемых с прямым умыслом, так как происходит сознательное, волевое и целеустремленное движение от начала преступления и до его завершения.
Если преступление не было осуществлено до конца по обстоятельствам, не зависящим от виновного лица, то возникает необходимость в его квалификации как неоконченного преступления: приготовления или покушения, которые в совокупности образуют понятие неоконченной преступной деятельности. Важнейшим признаком неоконченного преступления является то, что оно не было доведено виновным лицом до конца по не зависящим от виновного лица обстоятельствам.
От стадий совершения преступления необходимо отличать так называемое обнаружение умысла, которое российские ученые справедливо не рассматривают как стадию, предшествующую приготовлению к преступлению [84, с. 218]. Обнаружение умысла - это выраженное вовне любым способом (устно, письменно, жестами) намерение лица совершить общественно опасное деяние. Обнаружение умысла не создает реальных предпосылок к совершению преступления, лицо не совершает каких-либо действий, направленных на совершение преступления, или даже может отказаться от своего преступного замысла. В отличие от этого, при угрозе убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если имелись основания опасаться осуществления той угрозы (ст. 119 УК РФ), лицо всегда совершает конкретные действия, свидетельствующие о намерении привести угрозу в исполнение, вследствие чего данное деяние квалифицируется как оконченное преступление. «Общественная опасность этих действий заключается в воздействии соответствующей угрозы на психику потерпевшего, стремлении виновного запугать его, заставить потерпевшего изменить вследствие этого привычный образ жизни. Для состава данного преступления не имеет значения, был ли у виновного умысел на выполнение указанной угрозы или же такой умысел отсутствовал» [56, с. 264].
Понятие первой стадии (приготовление к преступлению) дано в ч.1 ст.30 УК РФ: «Приготовлением к преступлению признаются приискание, изготовление или приспособление лицом средств или орудий совершения преступления, приискание соучастников преступления, сговор на совершение преступления либо иное умышленное создание условий для совершения преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам». Исходя из законодательного определения приготовления к преступлению, выделяются следующие виды приготовления:
Приискание орудий и средств совершения преступления, которым охватывается все возможные виды получения их преступником для последующего совершения преступления. Способы получения орудий и средств совершения преступления могут быть как законными (лицо использовало для совершения убийства наградной пистолет), так и не законными (лицо использовало для совершения убийства ранее изготовленный им кустарный пистолет). В последнем случае уголовная ответственность наступает по совокупности преступлений - за приготовление к убийству (ч. 1 ст. 30 УК РФ и ст. 105 УК РФ), а также за оконченное преступление - незаконное изготовление оружия (ст. 223 УК РФ).
Изготовление орудий и средств означает создание из заготовок или сырья орудий или средств совершения преступлений заводским или кустарным способом. При этом уголовная ответственность также может наступать по совокупности преступлений: «незаконное изготовление оружия» (ст. 223 УК РФ) и приготовление к убийству (ч. 1 ст. 30 УК РФ и ст. 105 УК РФ).
Приспособление орудий и средств - это обработка предметов, после которой они становятся пригодными для совершения преступления (переделка газового пистолета в боевой). Уголовная ответственность виновного лица также наступает по совокупности преступлений.
Приискание соучастников преступления - завязывание, либо возобновление знакомств с потенциальными соучастниками, побуждение их к участию в совершении преступлении. Приискание соучастников наиболее характерно для организатора преступления или подстрекателя к преступлению.
Сговор на совершение преступления предполагает, что два или более лица заранее договариваются заранее о совместном совершении одного или нескольких преступлений или договариваются об этом непосредственно перед совершением деяния.
Иное умышленное создание условий для совершения преступлений может выражаться как в действиях, не подпадающих под определение
рассмотренных выше видов приготовления (например, устранение препятствий для последующего совершения преступления), так и в бездействии (охранник, действуя по сговору с другими соучастниками, вечером не включает сигнализацию в офисе, тем самым облегчаю кражу своим соучастникам).
Приготовление к преступлению возможно как в материальных составах преступлений, так и в формальных составах (например, лицо собирает сумму взятки с целью ее последующей передаче должностному лицу).
Следует обратить внимание, что законодатель устанавливает уголовную ответственность только за приготовление к тяжкому и особо тяжкому преступлениям (ч. 2 ст. 30 УК РФ).
Таким образом, юридическое значение стадии приготовления к преступлению заключается в следующем:
Действия или бездействие лица при приготовлении не направлены непосредственно на совершение преступления, они лишь создают условия для последующего совершения преступления. Приготовительные действия (бездействие), таким образом, не входят в объективную сторону состава преступления, и деяние не создает реальной угрозы причинения вреда, охраняемым уголовным законом объектам.
Деяние при приготовлении прерывается вынужденно по не зависящим от виновного лица обстоятельствам (например, его задержание правоохранительными органами).
Деяние виновного лица при приготовлении квалифицируется по статье Особенной части УК РФ, предусматривающей ответственность за оконченное преступление, с обязательной ссылкой на ч.1 ст. 30 УК РФ.
Срок или размер наказания за приготовление к преступлению не может превышать 1/2 максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за оконченное преступление (ч. 2 ст.66 УК РФ - «Назначение наказания за неоконченное преступление»).
Смертная казнь и пожизненное лишение свободы за приготовление не назначаются (ч. 4 ст. 66 УК РФ).
Понятие второй стадии неоконченного преступления - покушения, дается в ч. 3 ст. 30 УК РФ: «Покушением на преступление признаются умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам». Данное законодательное определение позволяет выделить следующие признаки покушения:
действия (бездействие) лица непосредственно направлены на совершение преступления, вследствие чего они входят в объективную сторону состава преступления и создают реальную угрозу причинения вреда охраняемым уголовным законом объектам;
деяние прерывается вынужденно и не доводится до конца по не зависящим от виновного лица обстоятельствам.
В науке уголовного права выделяют различные виды покушения. По степени завершенности выделяют оконченное покушение и неоконченное покушение.
При оконченном покушении лицо совершает все действия, необходимые с его точки зрения для совершения преступления, однако, желаемый преступный результат не наступает. Оконченное покушение возможно для преступлений с материальным составом, оно исключается по общему правилу для формальных составов. Но, в исключительных случаях, оконченное покушение возможно и в формальных составах, когда момент окончания преступления не совпадает с моментом выполнения деяния (например, виновное лицо оставило взятку в столе должностного лица в его отсутствии в кабинете, но должностное лицо не приняло предмет взятки и сообщило о даче взятки правоохранительным органам).
Покушение признается неоконченным, если лицо не сумело совершить всех действий, которые считало необходимыми для доведения преступления до конца.
Таким образом, неоконченное отличается от оконченного покушения по субъективному восприятию виновного лица о степени завершенности его действий.
Наряду с приведенной классификацией в юридической литературе выделяется также «негодное покушение»:
покушение на негодный объект;
покушение с негодными орудиями и средствами преступления.
При покушении на негодный объект действия лица направлены на
объект, который отсутствует в данный момент (лицо выстреливает из ружья в темноте в сторону кровати, полагая что на ней лежит жертва, однако, она в этот момент отсутствовала в комнате), или который не обладает признаками «годного» объекта, вследствие чего любое воздействие на него не может привести к желаемому результату (выстрел в труп). Покушение на негодный объект всегда квалифицируется как годное покушение и уголовно наказуемо.
Покушение с негодными орудиями и средствами подразделяется на покушение с относительно негодными орудиями или средствами; покушение с абсолютно негодными орудиями или средствами.
Определения негодных орудий и средств преступления были даны при рассмотрении фактической ошибки. Исходя из материального содержания негодных средств, следует заключить, что покушение с относительно негодными орудиями или средствами всегда уголовно наказуемо, а при использовании абсолютно негодных средств уголовная ответственность исключается.
Юридическое значение стадии покушения на преступление заключается в следующем:
уголовная ответственность за покушение наступает за покушение на любое умышленное преступление, то есть, в отличие от приготовления, нет ограничения по категориям преступлений;
деяние виновного лица при покушении квалифицируется по статье Особенной части УК РФ, предусматривающей ответственность за оконченное преступление, с обязательной ссылкой на ч. 3 ст. 30 УК РФ;
срок или размер наказания за покушение на преступление не может превышать 3/4 максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за оконченное преступление (ч. 3 ст.66 УК РФ - «Назначение наказания за неоконченное преступление»);
смертная казнь и пожизненное лишение свободы за покушение на преступление не назначаются (ч. 4 ст. 66 УК РФ).
На практике преступник может последовательно осуществить все этапы преступной деятельности, доводя преступление до конца. Однако возможны случаи, когда лицо без каких-либо предшествующих действий осуществляет оконченное преступление. Независимо от развития преступной деятельности законодатель выделяет оконченное преступление в качестве самостоятельной стадии: «Преступление признается оконченным, если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим кодексом» (ч. 1 ст. УК РФ).
Юридически значимым при рассмотрении оконченного преступления является вопрос о моменте окончания преступления. В зависимости от особенностей конструкции объективной стороны состава преступления моментом окончания преступления является:
в материальных составах: момент наступления преступных последствий, предусмотренных в уголовном законе;
в формальных составах: момент совершения общественно опасного деяния независимо от наступления преступных последствий;
в усеченных составах: момент окончания преступления переносится на стадии предварительной преступной деятельности: состав бандитизма (ст. 209 УК РФ) предполагает квалификацию деяния с момента совершения приготовительных действий по созданию банды, то есть момент окончания преступления переносится на стадию приготовления; при посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ) момент окончания преступления переносится на стадию покушения.
Моменты окончания для сложных преступлений:
для длящегося преступления - момент совершения действий самого виновного, направленного к прекращению преступления или вмешательство органов власти, например, неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК РФ);
для продолжаемого преступления - момент совершения последнего эпизода, например, наличие нескольких фактов бездействия при халатности (ст. 293 УК РФ);
для альтернативного преступления - момент совершения любого из указанных в законе действий (бездействий), - ст. 228 УК РФ, предполагающая незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов;
- для преступлений с двумя последствиями - момент наступления отдаленного последствия, - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК РФ).
Интерес вызывает и вопрос о возможности добровольного отказа от преступления на разных стадиях его совершения. Законодательное определение добровольного отказа содержится в ст. 31 УК РФ: «1. Добровольным отказом от преступления признается прекращение лицом приготовления к преступлению либо прекращение действий (бездействия), непосредственно направленных на совершение преступления, если лицо осознавало возможность доведения преступления до конца. 2. Лицо не подлежит уголовной ответственности за преступление, если оно добровольно и окончательно отказалось от доведения этого преступления до конца».
На стадиях приготовления и неоконченном покушении добровольный отказ виновного лица возможен всегда, при этом он может быть выражен как в форме действия, так и в бездействии.
Добровольный отказ при оконченном покушении возможен в порядке исключения. В преступлениях с материальным составом добровольный отказ на стадии оконченного покушения может быть в случае сохранения виновным контроля за развитием ситуации и наступлением последствий (лицо, дав жертве медленно действующий яд, а затем в силу жалости к ней дает антидот, который устраняет негативное воздействие яда). При этом лицо будет подлежать уголовной ответственности только в том случае, если фактически совершенное им деяние содержит иной состав преступления. Добровольный отказ должен быть выражен в форме активных действий.
В преступлениях с формальным составом добровольный отказ при оконченном покушении может быть только в случае, когда момент окончания состава не совпадает с моментом выполнения общественно опасного деяния (например, если лицо оставляет взятку в условном месте, а затем забирает ее обратно, до принятия её взяткополучателем). В остальных случаях добровольный отказ при оконченном покушении исключается.
На стадии оконченного преступления добровольный отказ исключается, так как виновное лицо уже полностью выполнило состав преступления, предусмотренный конкретной статьей Особенной части УК РФ.
|