Развивая тему государственно-частного партнерства, следует сказать о том, что в условиях рыночной экономики частный капитал, опираясь на идею прибыльности, осуществляет свою деятельность в различных отраслях, действует на свой страх и риск, может разориться, может обогатиться. Но есть виды деятельности, которых частный капитал избегает, или, скажем так, в которые хотел бы идти, но есть определенные ограничения, риски.
Например, опыт НЭПа показывает, что многие концессии того периода не реализовались вследствие неприемлемости условий, которые выставляло советское правительство частному капиталу.
Активизация частного капитала на сегодняшний день востребована в первую очередь в инфраструктурных проектах (особенно крупномасштабных), что объясняется значительной
капиталоемкостью, длительностью сроков окупаемости и высокими эксплуатационными издержками этих проектов. Решить указанные выше моменты только на основе рыночных механизмов хозяйствования маловероятно, так как частный капитал заинтересован в быстрой окупаемости вложенных средств, и не каждый частник имеет возможность доступных долгосрочных финансовых средств. В связи с чем весьма востребованной может быть такая форма взаимодействия государства и бизнеса, как государственно-частное партнерство.
При этом необходимо учесть основные принципиальные моменты использования государственно-частного партнерства, с точки зрения наиболее эффективной их реализации. Кроме того, в качестве основной базы формирования этих принципов мы используем одну из форм государственно-частного партнерства - концессии.
Первый принцип - принцип необходимости установления и разнообразия исключительных прав как предмета концессионных соглашений. При заключении концессии государство предоставляет концессионеру некоторые средства, позволяющие ему действовать, и может оказывать финансовую помощь (дотация, гарантия против чрезмерного риска в случае непредвиденных обстоятельств). Государство может предоставлять исключительное право в виде разрешения на осуществление определенного вида экономической деятельности, иногда не только ее разрешение, но и предоставление ряда дополнительных льгот и изъятий, когда возникает дополнительная гарантия для правительства, что концессионер будет вести предоставленную концессию в направлении, желательном государству, или когда деятельность концессионера специально требует обеспечения интересов третьих лиц (коммунальные концессии)[1]. Следовательно, при формировании модели также необходимо учитывать разнообразие исключительных прав. Под исключительными правами нами понимаются привилегии, льготы, преимущества, преференции. Конечно же, в зависимости от отрасли или вида экономической деятельности могут применяться различные варианты исключительных прав. Это могут быть: разрешение на осуществление определенного вида деятельности, являющегося прерогативой государства; доступ к ресурсам, находящимся в руках государства; субсидии, как производителям, так и потребителям продукции или услуг в рамках концессионного соглашения. Также это
могут быть различного рода уступки, скидки концессионеру, например, по налогам, или освобождение от уплаты концессионных платежей, льготные условия пользования земельным участком. Скидки, уступки необходимы, во-первых, чтобы активизировать частный капитал, во- вторых, чтобы предприятие в случае неэффективного спроса смогло получить необходимую норму прибыли при соблюдении интересов общества.
Второй принцип - принцип защитной функции государства. Как считал французский политэконом Р. Барр, концессия сопряжена с серьезными неудобствами: она выражается в нагрузке, которую возлагает на свои плечи государство, и в преимуществах для частного лица, который пользуется монополией, официально ему переданной. Также опыт Франции показывает, что во время кризиса концессионные общества оказываются в защищенном секторе экономики, не подверженном резкому снижению дивидендов[2] [3] [4].
Третий принцип - соотнесения рисков и гарантии концессий. Когда у банка проблема с размещением денежных средств, то обычно банк вводит штрафы при досрочном погашении кредитов, для того чтобы гарантировать стабильное поступление дохода. Для частника высокой рисковой составляющей является уровень спроса и соответственно уровень доходов. Таким образом, государство должно гарантировать стабильное поступление дохода частного инвестора, даже в случае различных непредвиденных обстоятельств, возникающих при реализации концессионного соглашения.
Четвертый принцип - требование обременения. Обременение - это ограничение возможности действий по распоряжению объектом, а также по изменению его качеств, характеристик и состояния. Как отмечают многие исследователи, «концессия» в общем контексте характеризует передачу государственной собственности частным лицам на различных условиях, но без изменения базовых отношений собственности. Концедент обязан предоставить концессионеру права владения и пользования объектом соглашения, а право распоряжения и контрольные функции остаются в руках государства. Однако, если речь идет об общественно значимых услугах, где государство имеет обременение в виде необходимости обеспечения ими населения в нужном количестве и по общественно приемлемой цене, то,
естественно, переданы в концессию эти объекты могут быть лишь при определенных условиях, с обременением. В данном случае за государством остаются функции определения условий передачи этого имущества частному партнеру и контроль за выполнением этих условий.
Пятый принцип - принцип срочности. Концессии имеют долгосрочный характер действия и обычно устанавливаются на срок более 5 лет, что позволяет, с одной стороны, окупить частному инвестору вложенные инвестиции, с другой - спланировать на перспективу деятельность объекта концессионного соглашения. Указанный принцип также отвечает требованиям рынка в части развития новых технологий, освоения новых видов продукции, которые в условиях краткосрочного характера отношений обеспечить невозможно.
Шестой принцип - возможность выкупа объекта частным инвестором. Это принцип означает использование концессионером преимущественного права на выкуп объекта концессионного соглашения по окончании срока действия концессионного соглашения. Как отмечает Р. Барр, характер контракта о концессии часто вызывает снижение темпов использования по мере того, как приближается срок окончания контракта. Поэтому возможность выкупа и дальнейшая эксплуатация объекта соглашения концессионером, осуществлявшим его создание (реконструкцию) и эксплуатацию, может повысить эффективность его функционирования и представить дополнительный интерес для концессионеров. Однако выкуп объекта концессионного соглашения также необходимо осуществлять с обременением.
Седьмой принцип - сочетания заинтересованности и ответственности как государства, так и частного бизнеса. Категория ответственности представляет собой отношения в области права, каждая из сторон этих отношений обязана отвечать за свои поступки перед другой стороной, государством и обществом. При реализации концессионного соглашения происходит перераспределение задач и рисков между государственным и частным партнером, так как каждый из них принимает на себя те задачи и ответственность, которые он может обеспечить с лучшим качеством и эффективностью. Государство смещает акценты своей деятельности с конкретных проблем строительства, модернизации, эксплуатации объектов на такие функции как целеполагание, контроль, регулирование,
соблюдение общественных интересов[5]. Риски и ответственность за практическую реализацию услуг населению перераспределяются в сторону частного партнера. Заинтересованность государства выражается, прежде всего, в том, что с помощью концессии реализуются общественно значимые проекты, требующие значительного финансирования, а также в эффективности результатов этих проектов и в обеспечении собственной коммерческой (бюджетной) эффективности. А заинтересованность частного бизнеса выражается в получении прибыли. Однако, как показывает опыт, частник реализует свой эгоистический интерес за счет интересов общественных. Например, в жилищно-коммунальном хозяйстве стремление получить прибыль предприятием, окупить вложенные в реконструкцию и модернизацию коммунальной инфраструктуры инвестиции выражается в постоянном росте тарифов для населения. Поэтому, как считает ряд исследователей[6] [7] [8], в процессе реализации проекта по концессионному соглашению должны учитываться не только показатели коммерческой эффективности, но и показатели социальной эффективности, стимулируя социальную ответственность предпринимателя, ответственность чиновников перед населением. Если территории, предприятию бюджет выделяет денежные средства, предоставляются льготы, то в качестве ведущего показателя может выступить показатель формирования рабочих мест с соответствующими условиями труда, уровень заработной платы или усиление привлекательности территории как для физических лиц, так и для инвесторов, снижение уровня тарифов для населения и др. Данный аспект предполагает мотивацию перехода частного интереса в реализацию интересов общественных.
Восьмой принцип - окупаемость проекта. Возврат инвестиций по концессионному соглашению может осуществляться за счет сбора платы с пользователей объекта инфраструктуры, но, однако, при таком механизме концессионер несет либо риски спроса (примеры платных дорог), либо риски неплатежей населения (примеры установления высоких тарифов и неспособности населения, особенно депрессивных
регионов, их оплачивать). Конечно, особую роль играет риск спроса, сокращение уровня спроса ниже прогнозного может привести к снижению выплат также частным кредиторам и инвесторам, сокращению издержек. В случае этих рисков целесообразно предусмотреть возможность установления платежей со стороны государства. Плата со стороны государства, с одной стороны, гарантирует окупаемость инвестиционных и эксплуатационных затрат частного партнера с учетом необходимой доходности, с другой - дает возможность частнику установить более приемлемый для потребителей уровень тарифа. Плата концедента наиболее востребована в инфраструктурных проектах с низкой вероятностью окупаемости, либо в проектах, не предполагающих получение частным партнером для покрытия своих затрат платежей от пользователей инфраструктурой (бесплатные автомобильные дороги). Распространение платы со стороны государства на объекты концессионного соглашения может позволить реализовывать проекты, которые в настоящее время ввиду отсутствия источников возвратности инвестиций не выгодны частным инвесторам.
Девятый - принцип соревновательного характера заключения концессионного соглашения, предполагает конкурентные отношения между претендентами на получение исключительных прав на реализацию проекта. Учет указанного принципа позволяет уполномоченному государственному органу осуществить выбор лучшего концессионера по установленным критериям. Объективно установленные критерии позволят обеспечить прозрачность и открытость проведения конкурсных процедур. Однако следует критично рассмотреть вопрос о том, что конкурентные отношения предполагают и получение возможности реализации проекта частным капиталом, ориентированным на концентрации прибыли, налогов вне территории, на которой реализуется проект. Поэтому необходимо предусмотреть преференциальный характер выбора частного предпринимателя, ориентированного на местные условия работы.
Десятый - принцип инициирования проекта частным партнером. В настоящее время решение об инициировании процедуры заключения концессионного соглашения принимается государственным партнером. Безусловно, участие частного партнера в подготовке к реализации концессионного проекта позволит с учетом интересов обоих партнеров расширить количество реализуемых проектов, а также сократить сроки подготовительной стадии реализации проекта
18
благодаря возможности использования бесконкурсной процедуры заключения концессионного соглашения[9].
Одиннадцатый - принцип участия концессионера в реализации концессионного соглашения как в производственной, так и в социальной инфраструктуре, а также в отраслях и видах экономической деятельности, где необходимы исключительные права, например, лесные концессии, концессии в жилищном строительстве, концессии в сельском хозяйстве или отраслях основного производства.
Двенадцатый - принцип обязательного внесения существенных условий. Таким существенным условием может быть дополнительная обязанность концедента или концессионера, например, обязанность по подготовке территории, необходимой для создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, а также для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, или установление объема валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения (например, в отношении объектов ЖКХ).
Тринадцатый - принцип корректировки. Так как концессия предполагает заключение долгосрочного контракта, в процессе его реализации могут происходить различные изменения внешней среды. С данной точки зрения необходимо предусмотреть механизмы компенсации этих изменений за счет уточнения и корректировки условий реализации долгосрочного соглашения. Например, при ухудшении по объективным обстоятельствам (рост цен на материалы и закупку оборудования, изменение налоговой политики) положения концессионера таким образом, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении концессионного соглашения, концеденту необходимо принять меры, обеспечивающие окупаемость инвестиций концессионера и получение им уровня дохода в объеме не менее объема, изначально определенного концессионным соглашением. К механизмам компенсации этих изменений могут относиться: увеличение размера платежей со стороны государства, если они предусмотрены концессионным соглашением; увеличение
размера принимаемых на себя государственным партнером расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения; предоставление концессионеру дополнительных государственных или муниципальных гарантий; увеличение с согласия концессионера срока действия концессионного соглашения. Или в случае возникновения отрицательных эффектов реализации проекта на основе
концессионного соглашения необходимо внесение изменений, сглаживающих эти эффекты. Например, в случае строительства автомобильных дорог могут наблюдаться отрицательные
экологические последствия (вырубка лесов, нарушение миграции животных и др.).
Четырнадцатый - принцип возможности компенсации в случае разрыва соглашения и в случае невыполнения одной из сторон соглашения своих обязательств, а также принцип разрешения споров.
Таким образом, рассмотренная выше совокупность принципов позволит сформировать теоретическую модель концессии, в которой будут сочетаться интересы государства и частного капитала и достигаться интересы общественные. Данное согласование позволит преодолеть ключевые противоречия основных участников
государственно-частного партнерства, что, в свою очередь, создаст динамику экономического развития и гармонизирует взаимодействие государства и частного капитала.
[1] Бернштейн И. Н. Очерк концессионного права СССР. - М.-Л. : Госиздат, 1930. С. 270.
14
[2] Барр Р. Политическая экономия в 2 т. / пер. с фр. - М. : Международные
отношения, 1994. - Т. 1. - 608 с. С. 377-378.
[4]
[5] Беляева Ю. В., Орлов В. В., Чекмарев В. В. Г осударственно-частное партнерство в системе экономических отношений. - Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. - 186 с.
[6] Актуальные проблемы региональной экономики и активизация территориального фактора социально-экономического развития: монография / под.
ред. Б. Д. Бабаева. - Иваново : ПресСто, 2013. - 174 с. С. 36.
[8]
Практика применения концессионных соглашений для развития региональной инфраструктуры в России. - М. : Центр развития государственно-частного партнерства, 2015 [Электронный ресурс]. URL:
http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/privgovpartnerdev/2014112710 (дата обращения: 05.06.2017).
|