Анализ применения государственно-частного партнерства за рубежом показывает, что наибольшее распространение получило ГЧП в развитии транспортной инфраструктуры. В развитых странах концессии используются не только в коммунальной и транспортной инфраструктуре, но и в социальной инфраструктуре (таблица 3).
Интересным для российского законодателя представляется опыт развитых стран в области создания нормативной базы для использования концессионных механизмов. Это связано с тем, что эффективность применения концессионных механизмов в развитых странах обусловливается не столько высоким качеством законодательной базы в области концессий, сколько развитостью всей правовой системы и общей эффективностью государственных институтов.
Наибольшее развитие механизмы государственно-частного партнерства, особенно концессии, получили во Франции. Единого закона, который объединял бы в себе все формы ГЧП, во Франции нет. Каждая форма регулируется различными нормативно-правовыми актами и нормами административного права.
Таблица 3
Сферы применения потенциала ГЧП и концессий за рубежом
Страна
Автомоб. дороги
Железные дороги
Коммунальная
инфраструктура
Отходы
Энергетика
Здравоохранение
(D
NH
§
СС
Я
о
со
сс
Он
ю
О
Тюрьмы
ВПК
Строит.
администрат. здашш
Аэропорты
Культура, спорт
В еликобритания
X
X
X
X
X
X
X
X
X
Г ермания
X
X
X
X
X
X
X
X
X
США
X
X
X
X
X
Канада
X
X
X
X
X
X
X
X
Япония
X
X
Франция
X
X
X
X
Австрия
X
X
X
X
X
X
Бельгия
X
X
X
X
X
Италия
о
X
X
Ирландия
X
X
X
X
X
Испания
X
X
Филиппины
X
X
Аргентина
X
X
Мексика, Чили, Южная Корея
X
Китай
X
X
ЮАР
X
X
Основным нормативно-правовым актом, регулирующем концессии во Франции, является вступивший в силу в 1993 году закон Сапена. Документ предусматривает большое количество мер по борьбе с коррупцией, а также обязательное участие в рассмотрении и утверждении концессий представителей гражданского общества, а именно представителей оппозиции и Генеральной дирекции по вопросам конкуренции и потребления.
Концессионное законодательство Франции является одним из самых разработанных в мире и состоит из сложной системы правовых норм, содержащихся в самых разнообразных нормативных актах - от законов о реформе местного самоуправления до инструкций в области
21
водоочистки. Кроме того, в регулировании концессионных отношений огромное значение имеет соответствующая судебная практика.
Французское законодательство содержит огромное количество разнообразных требований к концессионеру, касающихся повышения образовательного уровня персонала, страхования, проведения научно- изыскательных работ и так далее. При этом неисполнение данных требований, а также разнообразных предписаний различных административных органов может повлечь аннулирование
17
концессии .
Самое серьезное влияние на французское законодательство о государственно-частном партнерстве оказало введение в 2004 году новой процедуры реализации крупных инфраструктурных проектов, так называемой концепции ЕС о «конкурсном диалоге», которая позволяет участникам конкурса участвовать в выработке оптимального решения, отвечающего требованиям всех заинтересованных сторон - и частного, и публичного партнеров. Необходимо отметить, что национальные законодательства стран - участниц Евросоюза с 2004 года базируются на специальных директивах ЕС[1] [2]. В них указывается, что Директивы основаны на судебной практике, в частности на прецедентной практике по определенным критериям, которые определяют возможности договаривающихся сторон удовлетворять требованиям общества.
Концессионные соглашения во Франции претерпели значительные изменения за последние 20 лет, прежде всего в сторону увеличения финансовых обязательств государства. Благодаря этому концессионные механизмы стали чаще использоваться в крупномасштабных инфраструктурных проектах, особенно в транспортном секторе. Вместе с тем концессии не универсальны. Их применение связано со значительными ограничениями. Например, в случае проектов в области здравоохранения, когда частный партнер отвечает за финансирование, проектирование и строительство больницы, но не за предоставление услуг здравоохранения. Кроме того, часть финансирования гарантируется государством[3].
Для инвесторов самыми важными элементами в законодательстве по ГЧП Франции являются прозрачность, согласованность и стабильность. В особенности оно должно обеспечивать справедливый процесс отбора участников проектов, а также предоставлять доступ иностранным инвесторам, которые должны иметь равные права с национальными игроками. Законодательство должно оставаться гибким в отношении того, какие положения должны быть включены в соглашение о ГЧП, и должно оставлять как можно больше положений соглашения на усмотрение сторон.
Как уже отмечалось, за рубежом особенно существенную роль государственно-частное партнерство играет при реализации крупных проектов. Финансирование таких инфраструктурных проектов между частным и государственным партнерами в разных странах распределено крайне неравномерно. Так, в Польше 76 % всех инфраструктурных инвестиций осуществляет государство, а в Швейцарии 84 % финансируется частными инвесторами. В Великобритании, где наиболее развито государственно-частное партнерство, объем проектов ГЧП составляет 23 %. Для широкого применения государственно-частного партнерства существуют ограничения в виде больших транзакционных издержек, ограниченной возможности успешно структурировать и управлять проектом. Например, в США только 40 % от всех запланированных проектов ГЧП в транспорте с 1985 г. полностью профинансированы к концу 2012 г.[4]
Опыт концессионных отношений в развивающихся странах представляет интерес для российского законодателя в силу того, что данные страны находятся на одинаковой с Россией ступени экономического развития и имеют сходные экономические и социальные проблемы. Основными такими проблемами являются низкий уровень развития государственных институтов и связанные с этим коррупция и административные барьеры, а также высокие политические риски.
Чрезвычайно широкое применение получили концессии в Испании, Аргентине, Египте, Мексике, на Филиппинах[5].
Одним из основных мотивов принятия концессионного закона в Испании послужило осознание государством невозможности создания своими силами и за свой счет необходимых объектов инфраструктуры, обеспечивающих развитие страны и способствующих улучшению качества жизни жителей. При этом не умаляется роль государства в удовлетворении публичных интересов его граждан. 23 мая 2003 года в Испании принят Закон № 13 «О концессии государственной
недвижимости», опубликование которого повлекло внесение изменений в ряд других нормативных актов. В основу указанного Закона были положены следующие основные постулаты: «строительство имущества, являющегося государственной собственностью», «концессионный риск», «баланс экономических интересов концессии» и «способ финансирования».
Интересен концессионный опыт Мексики. В настоящий момент использование Мексикой концессионных механизмов опирается на обширную нормативную и правовую базу. Основы функционирования концессионных механизмов определяются на уровне конституции страны. В ней закрепляется возможность предоставления концессий на определенные объекты, а также обозначаются сферы деятельности, концессии в которых не допускаются. Особенности применения концессионных соглашений в отдельных отраслях экономики Мексики регулируются соответствующими отраслевыми законами.
Среди развивающихся стран Филиппины обладают одной из лучших систем нормативного и правового регулирования и одним из самых удачных опытов применения концессионных механизмов в сфере создания и управления инфраструктурой. Основой филиппинского концессионного законодательства стал принятый в 1990 г. так называемый Закон о BOT (от англ. «Build, Operate, Transfer» - «строй - управляй - передай»), который создал детальную нормативную базу для широкого участия частного капитала в развитии экономической инфраструктуры. Закон о ВОТ представляет огромный интерес хотя бы с той точки зрения, что он является едва ли не единственным нормативным актом, дающим юридическое определение различных видов инфраструктурных концессий.
В законодательстве Филиппин можно выделить следующие интересные механизмы: органы государственной власти Филиппин разделяют концессионные проекты на приоритетные, т.е. предложенные правительственными агентствами и местными органами власти, и те, идея реализации которых была выдвинута частным инвестором (последние могут заключаться без проведения конкурсных процедур, по предложению претендентов на основе прямых переговоров). Одним из условий заключения соглашений на основе инициативы частным капиталом является также отсутствие потребностей в каких-либо прямых государственных гарантиях и субсидиях для реализации соглашения. Первые инвестиционные соглашения на Филиппинах по типу ВОТ в области энергетики были заключены без проведения конкурсных процедур в ситуации, когда стране угрожал острый дефицит электроэнергии[6]. Интересным также представляется положение об обязанности концессионера в случае использования высокотехнологичного оборудования создать необходимую кадровую базу из филиппинских граждан, передав им необходимые знания и навыки[7].
В целом можно утверждать, что партнерство государственного и частного секторов в области строительства и управления инфраструктурой и объектами коммунального хозяйства в зарубежных странах доказало свою полезность и эффективность. И некоторый опыт может быть использован в развитии механизмов государственночастного партнерства в нашей стране.
[1] Варнавский В. Г. Концессионные формы управления государственной собственностью // Проблемы теории и практики управления. - 2002. - № 4. С. 66.
[2] URL: http: //www.europarl.eu.int/.
[3] Ле Шателье Ж. Новости государственно-частного партнерства в России // Право и инвестиции. - 2011. - № 2 (47).
[4] Шарипова Е. Аналитические материалы Внешэкономбанка Как запустить конвейер долгосрочных инвестиций в инфраструктуру? // Роль институциональных инвесторов. - 2013. - 16 июля.
[5] Зусман Е. Концессии - перспективная форма приватизации. // Слияние и поглощение. - 2008. - № 7-8.
[6] Kleiner M. Infrastructure Concessions - to auction or not to auction // Public policy for the private sector. - 1998. - № 159.
[7] Приходько Д. Г. Концессия как форма привлечения инвестиций в российскую экономику // Банковское право. - 2005. - № 3. С. 12.
|