Ситуация по привлечению инвестиций в России такова, что около 18 % всех инвестиций приходится на государственные капиталовложения, из которых около половины - это инвестиции в инфраструктуру. Общий объем инвестиций в инфраструктуру составил в 2012 г. 1,8 трлн. руб., или 60 млрд. долл. Однако Россия не привлекает столько частных инвестиций в свои проекты в области инфраструктуры, сколько необходимо с точки зрения развития экономики. При этом наблюдается ежегодное сокращение расходов бюджета на финансирование инфраструктуры примерно на 10 %. И по сравнению с другими странами БРИКС уровень частных инвестиций в инфраструктурные проекты крайне низок (рис. 1).
В то же время спрос на инфраструктурные проекты, основанные на соглашениях о государственно-частном партнерстве, в России неуклонно растет, и в настоящее время применяются различные механизмы государственно-частного партнерства для развития инфраструктуры (рис. 2). По оценкам PPI Project Database, объем спроса на проекты государственно-частного партнерства в России в 2012 г. превысил 100 млрд. долл. Поэтому необходимо создание механизмов, условий, при которых частный бизнес стремился бы вкладывать свои средства в инфраструктурные проекты.
Рис. 1. Объем частных инвестиций в инфраструктурные проекты,
млн. долл.
Рис. 2. Динамика спроса на проекты ГЧП в России, млрд. долл.
Анализ зарубежного опыта показал, что наиболее распространенной формой государственно-частного партнерства в мире являются концессии - более 60 % всех проектов. Институт концессионных соглашений за рубежом позволяет реконструировать и модернизировать объекты инфраструктуры как производственной, так и социальной: автодорожной, коммунальной, порты, аэропорты, здравоохранение, обеспечить качество предоставления общественно значимых услуг населению региона, муниципального образования. В России также есть достаточно примеров заключения концессионных соглашений.
Следует подчеркнуть, что реализация этих инфраструктурных проектов стала возможной благодаря созданию значительных условий для привлечения бизнеса и эффективной работы органов государственной власти этих субъектов в сфере реализации проектов, основанных на принципах государственно-частного партнерства.
Анализ использования различных форм государственночастного партнерства в различных регионах показывает, что большинство концессионных соглашений в России заключается в сфере транспорта и коммунальной инфраструктуры (см. табл. 7). Например, систем теплоснабжения г. Иркутска, Курганской, Владимирской областей, Пермского края, Республики Карелии, электросетевого хозяйства Владимирской обл., Республики Карелии, систем водоснабжения в Краснодарском крае, Воронеже, Волгограде, Ростове-на-Дону, комплекса коммунальных систем в Самарской области, транспортной инфраструктуры г. Москва, Санкт-Петербург. Использование концессионного механизма в развитии транспортной инфраструктуры происходит в том числе из-за существования преференций в законодательном регулировании для транспортных концессий. Примеры заключения концессионных соглашений по полигонам твердых бытовых отходов можно отметить в городах Москва, Санкт-Петербург, Вологодской, Волгоградской и Ивановской областях. Именно в коммунальной сфере реализуется большинство проектов ГЧП в России, что объясняется привлекательностью данной отрасли для инвесторов на фоне ее глубокого кризиса, с которым самостоятельно государство справиться не в состоянии. При этом среди инфраструктурных отраслей ЖКХ может занять лидирующие позиции и в проблемных, дотационных регионах. Это связано с тем, что в ЖКХ возмещение затрат частного партнера происходит преимущественно за счет взимания платы с пользователей в виде тарифов. В этом случае не происходит увеличения нагрузки ни на бюджеты пользователей, так как Федеральная антимонопольная служба (ФАС) устанавливает предельные индексы роста тарифов, ни на региональный бюджет, что дает своего рода преимущество проектам государственно-частного партнерства в коммунальной инфраструктуре.
Наряду с концессией часто в качестве механизма государственночастного партнерства в развитии коммунальной инфраструктуры используется аренда. Эти формы используются как на федеральном, региональном, так и на местном уровне. В настоящее время в аренду сдаются системы электро-, теплоснабжения в Амурской, Брянской, Ивановской, Калужской, Кировской, Костромской, Нижегородской, Омской, Оренбургской, Самарской, Свердловской, Тамбовской, Тверской, Томской, Тюменской областях, Краснодарском крае, республиках Карелии и Бурятии (см. табл. 7).
В последние годы в России активизировались процессы преобразований в секторе коммунального водоснабжения и канализации. Несколько частных крупных компаний получили в концессию объекты коммунальной инфраструктуры, как, например, «Российские коммунальные системы» (Благовещенск, Томск, Тамбов, Волгоград), «Росводоканал» (Оренбург), «Новогор-Прикамье» (Пермь), «Евразийское водное партнерство» (Омск). Эти компании осуществляют управление операционной деятельностью на основе концессионных соглашений и на их основе вкладывают привлеченные долгосрочные инвестиции в восстановление, модернизацию и развитие объектов коммунальной инфраструктуры.
Таблица 7
ИспользованиемеханизмовГЧПврегионахРоссии______________
Регион
Дороги
Коммунальная
инфраструктура
Отходы
Строительство
жилья
Здравоохранение
Образование
Аэропорты
Спорт и туризм
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Москва
К
К
К
+
+
К
Московская
область
К
А, К
+
Санкт-Петербург
К
А, К
К
+
К
К
Нижегородская
область
А
К
+
+
Ярославская
область
А
К
К
Тульская область
А
Владимирская
область
К
Ивановская
область
А
К
К
Калужская
область
А
Костромская
область
А
Тюменская
область
А
Самарская
область
А, К
+
Курганская
область
К
Республика
Карелия
К
Краснодарский
край
К
А, К
К
Вологодская
область
А
К
Волгоградская
область
К
К
К
Республика
Татарстан
А
Ханты-
Мансийский
автономный
округ
А
+
Пермская область
К
Свердловская
область
А
К
Омская область
А
Примечание - «А» - форма государственно-частного партнерства - аренда; «К» - форма государственно-частного партнерства - концессия;
«+»- другие формы государственно-частного партнерства.
Кроме того, особенностью рынка проектов государственно- частного партнерства и концессионных соглашений в России является то, что инициатором таких проектов, прежде всего, выступают регионы и муниципальные образования, которые, согласно законодательству, с одной стороны, несут основные обязательства по состоянию общественной инфраструктуры, с другой - могут принимать на себя долгосрочные обязательства по обеспечению возврата инвестиций частному инвестору.
По состоянию на начало 2017 года в Российской Федерации прошли стадию принятия решения о реализации 2446 инфраструктурных проектов, предусматривающих привлечение частных инвестиций на принципах ГЧП. При этом более 480 проектов находятся в доработке органов власти и порядка 1 000, по экспертным оценкам, структурируются частным партнером для запуска, с использованием механизма «частной инициативы». Среди проектов ГЧП, прошедших стадию принятия решения о реализации:
- федерального уровня - 17 проектов;
- регионального уровня - 238 проектов;
- муниципального уровня - 2191 проект[1].
В свою очередь, проектов ГЧП, прошедших стадию коммерческого закрытия (подписания соглашений/договоров) - 2 183, в рамках которых совокупные инвестиционные обязательства (обязательства по финансированию
создания/строительства/реконструкции) публичной и частной стороны составляют 2040 трлн. рублей, из них обязательства частных партнеров - 1,336 трлн. рублей (65,4 %).
Концессия по-прежнему остается основной формой реализации проектов ГЧП в России. 2200 инфраструктурных проектов уже реализуются и будут реализованы в форме концессионного соглашения с начала 2017 года.
Региональные и муниципальные органы власти продолжают перенимать опыт структурирования проектов ГЧП федерального уровня в отрасли автомобильных дорог - спрос на модернизацию автодорожной инфраструктуры в российских регионах остается по- прежнему высоким. В июне 2016 года была заключена первая федеральная концессия в отношении объектов железнодорожного транспорта. Речь идет о строительстве нескольких объектов в сухогрузном районе морского порта Тамань объемом частных инвестиций 500 млн. руб. Примечательно то, что проект был инициирован частным инвестором, а на стороне концедента выступает Федеральное агентство железнодорожного транспорта - Росжелдор.
Одной из наиболее динамичных не только в общеэкономическом масштабе, но и в контуре инфраструктуры считается информационнокоммуникационная сфера[2]. В 2015 году стартовали проекты по созданию систем контроля безопасности ПДД, весогабаритного контроля, комплексной системы взимания платы, проект «Платон».
В 2016 году было уделено внимание возможностям модернизации объектов санаторно-курортного лечения, а также созданию туристско-рекреационных кластеров с помощью механизмов ГЧП. Сейчас проекты ГЧП в отраслях социальной сферы (за исключением здравоохранения) в большей степени ориентированы на возмещение затрат инвестора по строительству/реконструкции объектов, чем на повышение качества оказываемой услуги за счет компетенций оператора. Однако игроками рынка предпринимаются попытки по формированию «инфраструктуры качества» именно в этих отраслях.
В сфере обращения с ТКО инвесторы готовы к долгосрочному партнерству при условиях комплексности проекта на каждом из этапов обращения с отходами, а также включения проекта в отраслевую схему. Спрос на реализацию таких проектов со стороны частных инвесторов постоянно растет. Однако с внедрением новой модели рынка, предусматривающей наличие единого оператора как гаранта исполнения схемы обращения, актуальность применения концессионных соглашений или соглашений о ГЧП/МЧП как инструментов для гибкого распределения рисков между сторонами отошла на второй план. Все чаще участники рынка запускают проекты в отрасли ТКО в рамках обычных инвестиционных договоров.
Развитие регулирования в сфере тепло- и водоснабжения позволяет говорить не только об увеличении числа заключаемых концессионных соглашений, но и о совершенствовании подходов при подготовке и реализации таких проектов. Появление региона как обязательной третьей стороны в концессионных соглашениях в данных отраслях уже дало импульс к увеличению доли более крупных и качественно подготовленных проектов ГЧП в коммунальной сфере, однако на количественных показателях данная новелла, скорее всего, скажется негативно.
Таким образом, использование государственно-частного
партнерства, преимущественно концессионных соглашений, в настоящее время используется на различных уровнях экономики (федеральном, региональном, местном). Самое значительное количество проектов на основе концессий реализуется
преимущественно на муниципальном уровне и в основном в развитии коммунальной инфраструктуры, причем эти проекты не обладают высокой капиталоемкостью. Кроме того, наблюдается увеличение сфер применения концессионных соглашений (информационно-
коммуникационная, санаторно-курортная, туристско-рекреационная), что связано с необходимостью развития этих сфер и в то же время недостаточностью финансовых ресурсов государства для активизации потенциала развития в этих направлениях.
[1] Исследование «Государственно-частное партнерство в России 2016-2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов» / Ассоциация «Центр развития ГЧП». - М. : Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. - 32 с. - С. 2-3.
[2] Там же.
|