Как показывает практика реализации проектов государственночастного партнерства в социальной сфере, большинство этих проектов заключается в форме концессионных соглашений. Большое количество проектов реализуется на муниципальном уровне преимущественно в сфере социального обслуживания, культуры, досуговой деятельности и в образовании. А на региональном уровне отмечается значительное количество концессий в сфере здравоохранения (таблица 15). Также в сфере здравоохранения и санаторно-курортного лечения достаточно часто применяются иные формы ГЧП, а именно инвестиционные соглашения, что связано со сложностью выстраивания организационно-экономической схемы обеспечения инвестиционного процесса этих проектов.
Таблица 15
Статистика реализации проектов ГЧП в России в развитии социальной
инфраструкту
ры
Отрасль реализации проекта
Уровень
реализации
проекта
115-ФЗ
СГЧП
Иные
формы
Общий
итог
Здравоохранение и
санаторно-курортное
лечение
Федеральный
1
1
Региональный
34
5
37
76
Муниципальный
8
1
5
14
Культура и досуг
Региональный
1
1
2
Муниципальный
16
9
25
60 Об утверждении ведомственной целевой программы «Информационная и внутренняя политика Калужской области»: приказ Министерства внутренней политики и массовых коммуникаций Калужской обл. от 22.12.2015 № 133-од [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/446170442; Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Калужской области: закон Калужской области от 03.11.2004 № 372-03 // СПС «КонсультантПлюс».
114
Образование
Региональный
7
2
9
Муниципальный
19
34
2
55
Реставрация объектов культурного наследия
Региональный
2
6
8
Муниципальный
3
3
6
Социальное обслуживание населения
Региональный
6
1
2
9
Муниципальный
22
7
29
Туризм
Региональный
1
6
7
Муниципальный
12
4
16
Физическая культура и спорт
Региональный
8
4
1
13
Муниципальный
5
6
11
Общий итог
Примечание - 115-ФЗ - это концессионные соглашения, СГЧП - это соглашения о государственно-частном партнерстве в рамках № 224-ФЗ и иные формы - это в основном инвестиционные соглашения и аренда.
Для ряда проектов государственно-частного партнерства в социальной сфере, в частности для объектов спортивной инфраструктуры, сферы культуры, характерен высокий риск спроса на услуги, оказываемые в процессе эксплуатации объекта. При этом проекты государственно-частного партнерства должны быть структурированы с учетом необходимости обеспечения возврата инвестиций частной стороне, экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала и доходности деятельности по эксплуатации. Риск спроса на услуги, оказываемые в процессе эксплуатации объекта, может быть минимизирован путем включения в концессионные соглашения (КС), в соглашения о государственночастном и муниципально-частном партнерстве (ГЧП/МЧП) следующих механизмов[1]:
- право частной стороны осуществлять оказание платных услуг с использованием объекта соглашения;
- участие публичной стороны в расходах на создание и (или) эксплуатацию объекта соглашения.
Кроме того, указанные проекты могут быть структурированы с обязанностью частного партнера (концессионера) предоставлять объект для социальных нужд: проведения некоммерческих мероприятий (соревнования, культурные события и др.), использования объекта социально ориентированными общественными организациями (например, спортивными школами). В этом случае объем предоставления таких услуг и их стоимость должны быть учтены при структурировании проекта (в финансовой модели) для целей обеспечения окупаемости инвестиций частной стороны и экономически обоснованного уровня дохода на инвестиции и доходности деятельности по эксплуатации объектов социальной инфраструктуры.
При этом, когда непосредственно органами государственной власти как на региональном, так и на муниципальном уровне в программах развития территорий отражаются планы проведения различных спортивных и культурных мероприятий на перспективу, это создает дополнительные гарантии для обеспечения окупаемости инвестиций частного капитала.
[1] Delmon J. Указ. соч.
|