При наличии к тому оснований вышестоящий суд вправе изменить назначенный судом вид принудительной меры медицинского характера на менее строгий, если не нарушается право на защиту лица, в отношении которого применена принудительная мера медицинского характера, либо по апелляционной жалобе потерпевшего или апелляционному представлению отменить решение суда первой инстанции и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд иным составом суда, если имеются основания для применения более строгой принудительной меры медицинского характера (в абз. 1 п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О практике применения судами принудительных мер медицинского характера").
Более того, право на защиту лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, нарушается, если из постановления суда следует, что данное лицо совершило иное по своему характеру (по объекту посягательства, форме вины, и т.д.) общественно опасное деяние, чем то, в отношении которого было произведено предварительное расследование.
Допустим, уголовное дело было возбуждено по признакам преступления, предусмотренного п. "г" ч. 2 ст. 161 УК РФ (квалифицированный грабеж). В суд дело было направлено для решения вопроса о применении к лицу принудительных мер медицинского характера в связи с совершением лицом запрещенного п. "г" ч. 2 ст. 161 УК РФ деяния в состоянии невменяемости. А вышестоящий суд посчитал, что лицо, которому назначены принудительные меры медицинского характера, совершил запрещенное п. "а" ч. 2 ст. 115 УК РФ деяние (умышленное причинение легкого вреда здоровью из хулиганских побуждений).
В этой ситуации лицо, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, осуществляло свою защиту от грабежа и было лишено возможности реализовать собственное право на защиту от уголовного преследования за умышленное причинение легкого вреда здоровью из хулиганских побуждений.
У суда апелляционной инстанции нет права самостоятельно даже при наличии к тому фактических оснований изменить назначенный судом вид принудительной меры медицинского характера на более строгий. Ему законодателем оставлена возможность отменить решение суда первой инстанции и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд иным составом суда, если имеются основания для применения более строгой принудительной меры медицинского характера. Да и то только, если проверка законности и обоснованности решения суда первой инстанции осуществляется, во-первых, по апелляционной жалобе потерпевшего и (или) апелляционному представлению прокурора. И, во-вторых, кто-либо из указанных субъектов в своей жалобе (представлении) указал на то обстоятельства, что суд первой инстанции назначил лицу менее строгую, чем следовало, принудительную меру медицинского характера.
А теперь несколько слов о том, кто такой потерпевший, чья жалоба может стать поводом для отмены решения суда первой инстанции и направления дела на новое рассмотрение в тот же суд, когда имеются основания для применения более строгой принудительной меры медицинского характера? Потерпевшим человек или организация (предприятие, учреждение) становится после того, как следователь (дознаватель и др.), судья оформил и подписал соответствующее постановление, а суд - определение о признании его потерпевшим.
Постановление (определение) о признании потерпевшим может быть вынесено только после возбуждения уголовного дела и лишь в отношении физического лица, которому непосредственно преступлением причинен моральный, физический и (или) имущественный вред, или в отношении юридического лица, имуществу и (или) деловой репутации которого преступлением причинен вред. Признание лица потерпевшим не зависит от его возраста, физического и (или) психического состояния.
При фактическом причинении морального, физического и (или) имущественного вреда признание потерпевшим должно производиться и по делам о приготовлении к преступлению или покушении на совершение преступления.
Верховный Суд РФ считает законным вынесение органами предварительного расследования постановлений о признании потерпевшими близких родственников лиц, погибших от преступления.
Лицо может быть признано потерпевшим как при производстве предварительного расследования, так и на стадиях подготовки к судебному заседанию или судебного разбирательства.
Инициатива в признании потерпевшим может принадлежать как непосредственно гражданину (предприятию, учреждению, организации), которому преступлением причинен вред, так и следователю (дознавателю и др.), судье или суду.
Если лицо не было признано потерпевшим путем вынесения специального процессуального документа, вне зависимости от того, имелись или нет на то основания, его жалоба не будет являться жалобой потерпевшего. Соответственно, каково бы ни было ее содержание, данная жалоба не может иметь следствием отмену решения суда первой инстанции и направление дела на новое рассмотрение в тот же суд, в связи с имеющимися основаниями для применения более строгой принудительной меры медицинского характера.
Названное решение может в искомой ситуации быть принято также по представлению прокурора. Представление - это акт реагирования прокурора на судебное решение, вносимый в порядке, установленном УПК РФ. А прокурор - это участник уголовного процесса, осуществляющий в суде государственное обвинение.
Прокурор в уголовном процессе осуществляет от имени государства уголовное преследование, надзирает за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, а также за соблюдением уголовно-процессуального закона администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Прокурор участвует в рассмотрении дел судами, вносит представления на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.
Указанные виды уголовно-процессуальной деятельности осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры субъектов РФ, районные (городские) прокуроры, военные прокуроры и прокуроры специализированных прокуратур и их заместители, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (п. 31 ст. 5, ч. 5 ст. 37 УПК РФ).
|