Правовая система Евросоюза объединяет несколько правовых семей (романо-германскую, общего права, бывшую социалистическую). В праве Евросоюза в ранг задач возведено сближение национальных правовых систем.
Евросоюз и его правовая система возникли эволюционным путем. Именно постепенный характер формирования послужил причиной того, что правовая система была учреждена не сразу в целостном виде, а создавалась по частям. Проведена очень сложная работа. Право 28 стран, входящих в Евросоюз, сформулировано на разных языках, использует различную юридическую технику и создано для обществ с различными структурами, нравами, верованиями. Отсутствие совпадения между понятиями и даже между принятыми там и здесь правовыми категориями представляет собой одну из самых больших проблем в формировании правовой системы Евросоюза.
Система права Европейского союза впервые была отражена в Договоре об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) 1957 г. К 1992 г. ЕЭС переросло рамки исключительно экономического сотрудничества и, как отмечено в Договоре о ЕС (Маастр. ред.), превратилось в универсальное объединение под названием Европейское сообщество. С этого времени стал употребляться термин "право Европейского сообщества", официальный термин права ЕЭС. Интеграционный блок государств-участников получил название Европейского союза с момента заключения Договора о ЕС (Маастр. ред.), который вступил в силу 1 ноября 1993 г. Он консолидировал три сложившиеся сферы интеграции, а именно экономическую, внешнеполитическую и правоохранительную. Единое политико-правовое образование "имеет своей задачей организовать на основе сплоченности и солидарности отношения между государствами-членами и между их народами" (ст. 1 Договора о ЕС (Маастр. ред.)).
Договор о Евросоюзе (Лиссаб. ред.) знаменует собой новый этап в процессе создания все более сплоченного союза народов Европы, в котором принятие решений осуществляется при как можно более полном соблюдении принципа гласности и в максимально возможной степени приближено к гражданам.
Союз основывается на Договоре о Европейском союзе и на Договоре о функционировании Европейского союза (далее - Договоры), которые de jure являются "старыми" договорами. Внесены лишь изменения и дополнения в их тексты. Однако масштаб поправок очень велик, и поэтому de facto можно утверждать о появлении новых по содержанию учредительных документов, а на их основе - "нового" Европейского союза <1>.
--------------------------------
<1> См.: Европейский союз: основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями. М.: Инфра-М, 2008. С. 37 - 38.
Эти два Договора имеют одинаковую юридическую силу. Союз заменяет собой Европейское сообщество и является его правопреемником (ст. 1 Договора о Евросоюзе (Лиссаб. ред.)).
Аналогичное положение содержит и ст. 1 Договора о функционировании Европейского союза, согласно которой "договор организует функционирование Союза и определяет сферы, границы и порядок осуществления его компетенции". Договор о функционировании Европейского союза является наиболее важным по значению и самым крупным по объему учредительным документом Союза. В нем закреплена почти вся компетенция этой организации и установлены основы экономической системы, статус граждан и руководящих институтов Союза в целом.
С принятием Договора о Европейском союзе и Договора о функционировании Европейского союза признана идентичность природы права Европейского сообщества и Европейского союза. Термины "Европейское сообщество", "ЕС", "Европейский союз", "Евросоюз", "Союз" являются идентичными.
Регулирование деятельности Европейского союза как рамочной структуры в целом и регулирование в областях сотрудничества в частности имеет классическую международно-правовую природу. Правовая природа Европейского союза состоит из элементов международно-правовой организации и элементов государственности <1>.
--------------------------------
<1> См.: Основы права Европейского союза: схемы и комментарии: Учебное пособие / Под ред. С.Ю. Кашкина. М.: Инфра-М, 2002. С. 17 - 19.
Усиливающиеся элементы государственности в Европейском союзе проявляются в наднациональной форме, как в рамках каждого института Союза, так и в любой отрасли его права.
Итак, понятие "право Европейского союза" вошло в употребление с начала 1990-х гг., с момента появления Европейского союза. Правовой массив, сложившийся до этого, обозначался как "право Европейских сообществ", "право Европейского сообщества", "европейское право", хотя последнее понятие не всегда совпадает по значению с понятием "право Европейского союза".
Европейское право объединяет правовые установления европейской системы защиты прав человека и интеграционное право ЕС. Европейская интеграция выражена в двух инстанциях - Совете Европы и Европейском союзе. Обе организации основывают европейскую интеграцию на правах и свободах человека.
Обе организации принимают нормы для того, чтобы влиять на законодательство государств-членов. Эти нормы имеют различную эффективность и юридическую силу.
Совет Европы черпает возможности своего поведения из международного права. Совет Европы не может непосредственно устанавливать нормы для государств-членов. Его нормы требуют имплементации в национальное право, а этого уже полномочия национальных законодательств.
Право Европейского союза - результат нормотворчества организации "Европейский союз". Субъектами этой деятельности выступают государства - члены Союза, действующие совместно, и его руководящие органы (институты), в том числе относящиеся к судебной власти. Государства-члены являются субъектами нормотворческой деятельности главным образом при заключении и пересмотре учредительных договоров. Эти документы основополагающего характера составляют категорию первичного права Союза. Аналогично правовым системам суверенных государств, наибольшая часть норм Европейского союза содержится в регламентах, директивах и иных правовых актах органов политической власти - институтов Союза, прежде всего в актах Европейского парламента, Совете Европейского союза, Европейской комиссии, а также Европейского центрального банка. Самостоятельную группу источников права Европейского союза образует прецедентное право. Европейский союз является правовым Сообществом, которое путем издания регламентов и директив непосредственно может вытеснять национальное право путем установления своего права.
С целью подчеркнуть своеобразие права Европейского союза и его отличия от классических правовых систем (внутригосударственного и международного права) в научной литературе оно часто характеризуется как наднациональное (надгосударственное) право. В западной доктрине получил распространение термин "транснациональное право", который делает акцент на способности норм Европейского союза действовать через государственные границы <1>.
--------------------------------
<1> Conseil . Einfluence internationale du droit . Paris: La documentation , 2001. P. 13.
Термин "европейское право" используется: для обозначения совокупности правовых норм, регулирующих взаимоотношения, складывающиеся в рамках Европейского союза. Но данным термином охватывается и совокупность национальных правовых систем европейских государств. Используется он и для обозначения той части международно-правовых норм, посредством которых регулируются отношения между европейскими государствами в различных областях <1>.
--------------------------------
<1> Европейское право. М.: НОРМА, 2001. С. 34.
Н.Б. Шеленкова употребляет в качестве синонима понятия "европейское право" - интеграционное право <1>.
--------------------------------
<1> Шеленкова Н.Б. Европейская интеграция: политика и право.
Предметом права Европейского союза являются общественные отношения, которые оно регулирует. Содержание права складывается из отдельных норм, среди которых особое место занимают нормы-принципы.
В западной доктрине содержание права Европейского союза принято делить на две части: институционное и материальное право.
Предметом институционного права является Европейский союз как интеграционная организация, статус его руководящих институтов.
Материальное право создано Европейским союзом в целях регулирования общественных отношений, которые складываются на его территории между гражданами, юридическими лицами, государствами-членами и другими субъектами. Материальное право Союза неоднородно по характеру и включает нормы разных отраслей права.
В праве Европейского союза используются те же методы регулирования общественных отношений, какие характерны современным государствам. К ним относятся методы управомочивания, позитивного обязывания и запреты, императивный и диспозитивный, а также коллизионный.
Наряду с этими методами для него характерны специальные методы воздействия - методы унификации и гармонизации.
Метод унификации предполагает установление Союзом единых правил поведения, которые непосредственно регулируют общественные отношения на всей его территории. Инструментом унификации служат регламенты - нормативные правовые акты, сходные по своим признакам с федеральными законами.
Метод гармонизации означает издание Союзом основ законодательства, в соответствии с которыми государства-члены приводят внутренние законы и подзаконные акты. Посредством гармонизации Союз сближает правовые системы государств-членов друг с другом, но не вводит полное единообразие. Инструментом гармонизации служит директива.
|