Под источниками права в традиционном смысле понимают внешнее выражение права, формы закрепления уполномоченными на то органами соответствующих правил поведения <1>. Формы права Европейского союза образуют целостную систему источников с присущей для такой системы иерархией актов. К "достижениям Союза" (буквально от фр. acquis communautaire) относится совокупность правовых актов, изданных в рамках Европейского союза.
--------------------------------
<1> См.: Кашкин С.Ю. Введение в право Европейского союза: Учебник / С.Ю. Кашкин, П.А. Калиниченко, А. О. Четвериков; под ред. С.Ю. Кашкина. 2-е изд., испр. и доп. М.: Эксмо, 2008. С. 79; Право Европейского союза: В 2 т.: Учебник для бакалавров. Т. 1: Общая часть. С. 134 - 188 (Серия "Бакалавр. Углубленный курс").
Существуют различные классификации источников права ЕС.
Так, Л.М. Энтин считает, что "с определенной долей условности можно выделить четыре главные группы источников европейского права. Во-первых, нормативно-правовые акты, во-вторых, общие принципы права, в-третьих, решения Суда ЕС и, в-четвертых, международные договоры" <1>.
--------------------------------
<1> Европейское право: Учебник для вузов / Под ред. Л.М. Энтина. 2-е изд., пересмотр. и доп. М.: Норма, 2005. С. 101.
Среди источников права Европейского союза различают акты первичного, вторичного и третичного права ЕС. В основу этой классификации положено соотношение источников по юридической силе.
Первичное право ЕС, которое фактически является конституционным правом ЕС, делится на:
а) писаное право, к которому относятся учредительные договоры (ДЕС, ДФЕС), Хартия Европейского союза об основных правах от 7 декабря 2000 г., адаптированная 12 декабря 2007 г. (ст. 6 п. 1 ДЕС), протоколы (ст. 51 ДЕС), поправки и договоры о присоединении (ст. ст. 48, 49 ДЕС);
б) неписаное право, к которому относятся общие принципы права (ст. 340 п. 2 ДФЕС, ст. 6 п. 3 ДЕС), прецедентное право (ст. 19 п. 1 ДЕС)
Вторичное право ЕС является производным правом ЕС. Оно принимается руководящими органами (институтами) ЕС в силу правомочий, закрепленных в первичном праве. Правовые акты
а) регламент;
б) директива;
в) решения;
г) рекомендации и заключения
Законодательный акт может делегировать Комиссии полномочие издавать незаконодательные акты общего действия, которые изменяют или дополняют отдельные элементы законодательного акта, не имеющие существенного значения. Такие незаконодательные акты общего действия называются третичным правом <1>. Законодательные акты, предоставляющие право принять акт, относящийся к третичному праву, четко определяют цели, содержание, сферу действия и срок делегирования полномочий. Элементы, имеющие существенное значение в любой сфере, зарезервированы для законодательного акта и поэтому не могут служить объектом делегирования полномочий (ст. 290 ДФЕС). В заглавие делегированных актов включается прилагательное "делегированный", "делегированная" или "делегированное".
--------------------------------
<1> Streinz R. Europarecht. S. 152.
Третичное право ЕС:
а) делегированные акты (ст. 290 ДФЕС);
б) акты, принимаемые для исполнения юридически обязательных актов Союза (имплементирующие акты) (ст. 291 п. 2 ДФЕС)
Кроме того, выделяют:
законодательные акты (англ. legislative acts), к которым относят правовые акты, принятые посредством законодательной процедуры, например регламенты, директивы и решения, принятые Европарламентом и Советом (ст. 289 ДФЕС);
акты, не являющиеся законодательными (англ. non-legislative acts).
Определение места прецедентного права ЕС является дискуссионным.
Учитывая важность неписаного первичного права, роль Суда ЕС в развитии европейского права значительна. Формально он выступает последней инстанцией рассмотрения соответствия актов вторичного права первичному праву и проверки законодательства государств-членов на соответствие праву ЕС (первичное и вторичное право).
Суд ЕС в исполнении этой задачи, во многих случаях не ограничиваясь интерпретацией первичного права, внес значительный вклад в правовую систему ЕС. В качестве примеров можно привести решения Суда ЕС по признанию правопорядка ЕС особой правовой системой (sui generis) (решение Суда ЕС от 05.02.1963 по делу C-26/62 ван Gend & Loos) <1>, примата права Союза над национальным законодательством (решение Суда ЕС от 15.07.1964 по делу C-6/64 Costa v. ENEL) <2> и для развития фундаментальных прав ЕС (решение Суда ЕС от 15.11.1969 по делу C-29/69 Erich Stauder v City of Ulm) <3>. Эти и другие решения Суда ЕС оказывают существенное влияние на характер права ЕС. Это значение прецедентного права позволяет говорить о прецедентной правовой системе.
|