Любая наука как система научного знания, и юридические науки не являются исключением, немыслима без деятельности ученых, направленной на получение новых знаний и развитие науки. Полученное знание с помощью языковых средств выражается на материальных носителях, получает объективную форму, содержанием которой являются результаты научных исследований. Фиксация данных результатов позволяет не только использовать научное знание, но и исследовать историю той или иной отрасли науки. Единство знания и научной деятельности обусловливает необходимость обращения при изучении истории развития какого-либо правового явления к истории развития научной мысли о данном явлении. Изучая исторические аспекты того или иного правового института, требуется не только исследовать различные документальные источники, но и провести анализ взглядов ученых соответствующего периода.
Исследование российской науки гражданского права XIX - начала ХХ в. представляет особый интерес, поскольку именно в этот период она сформировалась как самостоятельная правовая наука1. Систематизация законодательства, находившегося ранее в хаотическом состоянии, экономические и правовые реформы второй половины XIX в., в первую очередь судебная реформа 1864 г.[1] [2], создание системы юридического образования[3] явились причинами развития научной юридической мысли в России. Результатом этого процесса и одновременно условием его дальнейшего развития можно считать издание специальных юридических журналов (Журнал Министерства Внутренних Дел (1829), Журнал Министерства Юстиции (1859), Юридический Вестник (1867), Журнал гражданского и торгового права (1871, с 1873 - Журнал гражданского и уголовного права), Вестник гражданского права (1913)).
Именно в этот период, благодаря трудам таких российских цивилистов, как К. Н. Анненков, К. И. Малышев, Д. И. Мейер, К. П. Победоносцев, В. И. Синайский, Г. Ф. Шершеневич и других ученых дореволюционной России, были теоретически обоснованы многие институты гражданского права, в том числе институт пользовладения.
В конце ХК в., отмечая недостаточность законодательных положений о правах на чужую вещь1, К. Н. Анненков указывал также на сравнительно слабую и недостаточную разработанность данных прав в научных трудах наших ученых[4] [5] [6]. Для оценки соответствия данного утверждения уровню состояния научных представлений об узуфрукте проанализируем работы отечественных правоведов XIX - начала ХХ в., акцентируя при этом внимание на определении понятия указанного правового явления.
Но прежде следует обратиться к используемой в то время терминологии. «Известно, - отмечал К. П. Победоносцев, - какие затруднения представляет русская терминология юридическому писателю: для многих понятий невозможно и подыскать русские термины,
3
соответствующие иностранным» .
В научной литературе либо применялось латинское «узуфрукт», либо «ususfructus» заменяли русскими словами «срочное содержание», «плодонаслаждение», «пользовладение», «пользование», «право пользования полное». Термин «плодонаслаждение» критиковали за юридическую неопределенность слова «наслаждение», неудобство термина «пользовладение» видели в том, что указанное словосочетание не отражает особенностей владения при узуфрукте[7].
В общероссийском законодательстве слово «узуфрукт» не упоминалось, но в местном законодательстве это понятие использовалось (ст. 1199 Свода гражданских узаконений губерний остзейских (прибалтийских): под именем пользования (usus fructus) разумеется предоставленное кому-либо право на получение выгод от чужой вещи посредством употребления ее и получения от нее плодов1).
При разработке проекта Гражданского уложения Российской империи было предложено назвать этот институт правом отдельного временного владения и пользования[8] [9]. Но Редакционная комиссия данное название отклонила по причине его сложности и неопределенности и посчитала возможным ввести термин «пользовладение» как более удобный для употребления и уже использовавшийся при переводе на русский язык местных гражданских законов Привислен- ских губерний.
Следуя приведенному мнению Редакционной комиссии, в настоящем исследовании термины «узуфрукт» и «пользовладение» используются как равнозначные.
Первая работа, посвященная систематическому изложению русского гражданского права, автором которой является профессор Г. Терлаич, содержит краткие сведения о праве собственности, но в ней ничего не говорится об иных вещных правах[10]. В изданном позднее (1815) сочинении В. Г. Кукольника «Российское частное гражданское право» уже идет речь о правах, относящихся к вещным. Среди вещных прав («прав в вещи») им выделялись: обладание (имеется в виду право собственности), наследство, повинность (сервитуты) и закладное право[11]. Не выделяя отдельно узуфрукт как вещное право, В. Г. Кукольник разделяет право собственности (обладание) на полное и неполное. Последнее имеет место тогда, когда «право располагать сущностью вещи, или так называемая собственность принадлежит одному; право же владения со всею пользою, или по крайней мере с частью оной принадлежит другому лицу»1. В качестве обстоятельства, при котором обладание становится неполным, автор приводит «дожизненное» владение, какое имели по древним правам вдовы в родовом и выслуженном имении, оставшемся после их мужей. Отметим, что именно пожизненное владение родовым имуществом является разновидностью пользовладения (узуфрукта) в русском праве. Таким образом, можно утверждать, что В. Г. Кукольник первым из отечественных цивилистов упоминает об отдельном от права собственности вещном праве владения и пользования чужим имуществом (фактически о пользовладении, с учетом указания им конкретного примера). Но при этом следует отметить, что право владения и пользования, отделенное от права собственности, ученый не соотносил с личными сервитутами: в разделе о повинностях он пишет о разделении их на личные и вещные, но примеров личных повинностей не приводит, объясняя, что данный вид прав нашими действующими законами в точности не определен[12] [13].
До издания Свода законов Российской империи (1832, введен в действие с 1 января 1835 г.) в русской юриспруденции работы, посвященные русскому праву, практически отсутствуют[14]. Во второй половине 30-х гг. XIX в. русская юридическая наука обращается к историческим исследованиям. Вызвано это влиянием главы исторической школы Фридриха Карла фон Савиньи, у которого обучались многие будущие профессора российских университетов, составившие славу отечественного правоведения[15]. Результаты исследования представителями данного направления древнерусских памятников права, вещных прав и порядка наследования в их историческом развитии, касающиеся предмета настоящей монографии, использованы в отдельной части данной работы, посвященной генезису пользовладения в отечественном праве.
Однако среди исторических сочинений встречаются такие, которые содержат разделы, посвященные действующему праву. Таковым является «Начертание российского гражданского права в историческом его развитии» А. И. Кранихфельда (1843). В данной работе к узуфрукту он относит право полного пользования, которое постороннее лицо приобретает по воле собственника и по которому это лицо получает право на все произведения и доходы имущества. Право неполного пользования дает право на получение части произведений и доходов, и рассматривается автором как узус1.
Во второй половине XIX в. появляются догматические труды в сфере гражданского права, среди которых следует отметить исследование Н. В. Варадинова о вещественных правах по русскому законодательству (1855). В данной работе автор рассматривает помимо права собственности право владения и право пользования. Хотя исследование посвящено русскому законодательству, ученый обращает также внимание на взгляды римских юристов, итальянских и немецких теоретиков права. Для настоящего исследования представляют интерес разделы, посвященные пользованию, отделенному от права собственности. Н. В. Варадинов определяет пользование по русскому праву следующим образом: «Самостоятельное или отдельное пользование или право такого пользования есть власть извлекать выгоды из чужого имущества на точном основании Высочайшего повеления, договора, земской давности и закона»[16] [17] [18]. Следует отметить, что исследователь выделяет отдельные виды пользования в отечественном законодательстве по различным критериям; узуфрукту наиболее соответствует пользование полное, под которым понимается извлечение из чужого имущества свойственных ему произведений и употребление как имущества, так и произведений и непременных доходов его в свою пользу. При этом ученый в отличие от римского узуфрукта ограничивает объем прав пользователя извлечением только свойственных имуществу произведений и доходов, а не всех выгод, которые можно из него извлечь. Доходы, не свойственные имуществу, могут извлекаться пользователем только в том случае, если это предусмот-
3
рено актом, устанавливающим пользование .
В 1868 г. была издана первая часть «Курса гражданского права» - «Вотчинные права» - К. П. Победоносцева, составленная по лекциям, которые он читал в московском университете. К. П. Победоносцев рассматривает узуфрукт, который обозначает термином «право пользования полное», как полнейшее из личных прав на чужую вещь и определяет его как «право употреблять чужую вещь себе на пользу, без вреда и ущерба для экономической ее сущности»1. Экономическое значение этого права ученый видит в том, что пользователю предоставляются все хозяйственные выгоды от вещи. Особенностью взглядов К. П. Победоносцева на узуфрукт является то, что в отличие от большинства исследователей он считает предметом данного права не саму вещь, а пользование ею, в то время как сама вещь остается предметом права собственности - при «голой» собственности собственник сохраняет право владеть вещью, право истребовать ее от третьих лиц, а также может передать право собственности.
К. Н. Анненков, уделявший большое внимание институту пользовладения в российском праве, также рассматривает узуфрукт в качестве права полного пользования чужим имуществом, определяя его «как право такого полного пользования чужим имуществом, в силу которого пользователю должно принадлежать не только пользование самой чужой непотребляемой вещью, но и извлечение из нее плодов»[19] [20]. Личный характер этого права, по его мнению, проявляется в том, что пользовладелец не может выбыть из юридического отношения с собственником, передав право пользовладения третьему лицу.
Как и К. П. Победоносцев, он начинает анализ отношений пользовладения с описания узуфрукта в римском праве, ссылаясь при этом на Пандекты Ю. Барона. Говоря об узуфрукте по римскому праву, К. Н. Анненков подчеркивает его личный характер: «пользовладение или узуфрукт был относим к категории так называемых личных сервитутов и был определяем как, хотя и вещное, но чисто личное полное право пользования и извлечения плодов из чужой непотребляемой вещи, без изменения ее существа»[21]. Подробно рассматриваются им положения об узуфрукте в современных автору итальянском и саксонском кодексах.
На основе анализа понятия узуфрукта в римском, итальянском и саксонском праве исследователь приходит к выводу, что отечественное законодательство также содержит положения об узуфрукте (пользовладении), и предлагает следующее его определение: пользовладение - это «такой личный сервитут, которым пользовладелец управомочивается лично пользоваться чужим имуществом и извлекать из него в свою пользу, как сказано в 536 ст. Х т., ,,все произведения имущества и доходы с оного“, т. е. все плоды имущества, как естественные, так и гражданские, но с обязанностью сохранения находящегося в пользовании его имущества в целости и возвращения, затем, собственнику без изменения его существа»1.
Е. В. Васьковский называет пользовладением или узуфруктом пожизненное владение, которое считает видом права полного пользо- вания[22] [23]. При этом права отдельного владения и пользования он относит к категории личных сервитутов, которые представляют собой вещные права на чужое имущество, принадлежащие индивидуально определенным лицам.
Личным сервитутом пользовладения именуется узуфрукт и в «Учебнике русского гражданского права» Г. Ф. Шершеневича, в котором положения о пользовладении содержатся в параграфе о сервитутах. Г. Ф. Шершеневич дает следующее определение данного сервитута: «Пользовладение есть обусловленное сроком или продолжительностью жизни вещное право определенного лица пользоваться чужою вещью и извлекать плоды без изменения ее существа»[24].
Как видим, во многих из приведенных определений подчеркивается обширный объем предоставленных узуфруктуарию прав: «полнейшее из прав на чужую вещь», «извлечение из нее (вещи - А. С.) выгод на таких же началах, на каких извлекало бы из нее выгоды это другое лицо (собственник - А. С.)», «извлекать все произведения и доходы с чужого имущества», «полное право пользования».
В конце XIX в. вышел целый ряд работ, в которых обращается внимание на институт пользовладения. В монографии И. Гороновича «Исследование о сервитутах» (1883), посвященной сервитутам в римском частном и русском гражданском праве, уделено внимание не только вещным, но и личным сервитутам. В своей работе автор дает общее определение сервитутов, под которыми понимает вещные (различные по объему и содержанию) права на частное господство над вещью, установленные для пользы лица или другого имущества[25]. Рассматривая экономическую и юридическую стороны сервитутов,
И. Горонович определяет фактическое содержание узуфрукта как пользование, которое включает в себя употребление вещи и извлечение плодов, что свидетельствует о частичном господстве узуфруктуария над вещью. Юридическое содержание узуфрукта заключается в том, что такое частичное господство дает право пользования только некоторыми сторонами ценности вещи (допускается употребление вещи без ее потребления).
Н. А. Полетаев и В. Умов провели сравнительный анализ пользовладения и найма имущества, первый по проекту Гражданского уложения Российской империи («Пользовладение и наем имущества в их взаимных отношениях» (1903)), второй - по римскому праву и французскому законодательству («Договор найма имуществ по римскому праву и новейшим иностранным законодательствам» (1872)).
В результате такого анализа Н. А. Полетаев приходит к выводу, что пользовладение есть, по сути, имущественный наем, так как никакими признаками от последнего не отличается1. Исследователь указывает на общность таких признаков, как срочность действия права, равный объем правомочий, возможность возмездного и безвозмездного пользования, основания установления права, возможность передачи осуществления права при пользовладении, которая не отличается от передачи самого права. При этом ученый считает, что имущественный наем является вещным правом, и предлагает объединить два института в один под названием имущественный наем (пользовладение)[26] [27] [28].
В. Умов, напротив, утверждает, что, несмотря на сходство в содержании, наем и узуфрукт различаются по своей экономической
3
сущности, что влечет много различий и в правовом регулировании . Наем позволяет собственнику извлекать доход от имущества, интересы нанимателя и собственника совпадают, в то время как узуфрукт лишает на время имущество производительной силы для собственника, который никак не заинтересован в эффективности пользования вещью узуфруктуарием.
внимание отечественные правоведы уделяли изучению римского права. Положения о личных сервитутах содержатся в работах Д. Д. Гримма, Л. Б. Дорна, В. В. Ефимова, Б. П. Иванова,
С. А. Муромцева, И. А. Покровского, В. М. Хвостова1. Классическое определение римского юриста Павла («Ususfructus est ius alienis rebus utendi fruendi sаlva rerum substantia (D. 7.1.1). - Узуфрукт есть право пользоваться вещами и извлекать из них плоды с сохранением в целости субстанции вещей»[29] [30]), данное им в третьей книге «Комментариев к Вителлию», приводится в трудах многих российских романистов.
На основании анализа данного определения Л. Б. Дорн формулирует понятие узуфрукта следующим образом: «Узуфрукт есть право, доставляющее определенному лицу непосредственное господство над чужими телесными вещами, господство, направленное на пользование этими вещами согласно с их назначением и на извлечение (получение) из них всевозможных произведений и доходов, с сохранением однако физического состава вещи»[31]. Узуфрукт имеет персональный характер, который обусловлен целью его установления: данное право основывается на желании одного лица доставить другому какие-нибудь определенные вещи с тем, чтобы дать ему пожизненный периодический доход, или сделать ему возможным удовлетворение какой-нибудь потребности, но без того, чтобы самая вещь перешла из рук хозяина в собственность пользователя[32].
В. В. Ефимов выделяет следующие признаки узуфрукта: это право 1) вещное, 2) пожизненное, 3) неотчуждаемое, 4) пользования и 5) извлечения плодов, 6) salva rei substantia[33].
Д. Д. Гримм в работе «Проблема вещных и личных прав в древнеримском праве» анализирует вопрос о том, составлял ли узуфрукт по римскому праву pars dominii или нет[34]. В процессе изучения соотношения узуфрукта и права собственности ученый приходит к выводу о том, что узуфрукт римскими юристами рассматривался как часть собственности, когда он облекался в форму фидуциарной собственности, и как самостоятельное вещное право, отличное от права собственности.
Помимо работ, посвященных непосредственно римскому праву, положения об узуфрукте в римском праве содержатся в трудах, касающихся либо системы гражданского права вообще, либо вещных прав в частности. Авторы традиционно начинают описание того или иного института с того, как он понимался в римском праве, изучают, как советовал К. И. Малышев, «свой предмет сначала на римской поч- ве»1. Подобный прием встречается в упоминавшихся уже исследованиях К. Н. Анненкова, Н. В. Варадинова, который кроме общих положений об узуфрукте достаточно подробно объясняет отличие ususfruc- tus causalis (пользование соединенное с собственностью; право собственности складывается из proprietas et ususfructus) от ususfructus for- malis (отдельное пользование, jus in re aliena), И. Гороновича, использовавшего при анализе личных сервитутов не только высказывания римских юристов, но и произведения таких зарубежных авторов, как Арндтс, Дернбург, Ортолан, Пухта, Рогрон, Шенеман.
Многие исследователи, описывая узуфрукт в римском праве, относят его к личным сервитутам (servitutes personarum). Вместе с тем в римском классическом праве узуфрукт к числу сервитутов не относили; римское право «не знает общего абстрактного понятия сервитута, оно признает лишь типичные, точно определенные случаи сервитута: в классическом праве термин servitutes или iura praediorum означает только земельные сервитуты»[35] [36]. С. А. Муромцев, рассуждая о видах сервитутов, предупреждал: «... что же касается отдельных видов сервитутного права, то следует остеречься от заблуждения видеть в римской системе сервитутов нечто строго законченное; сами римские юристы так на нее не смотрели. . Заметим также, что так как поземельные сервитуты тоже содержали в себе различные виды пользования чужой вещью, то практика не провела строгой грани между сервитутами личными и поземельными, и нередко первые назначались в чью-либо пользу в терминах, которые относились ко вторым»[37]. Позднее в римском праве стали выделять четыре вида личных сервитутов: ususfructus, usus (право пользования без потребления плодов), habitatio (право пользования строением), орегае servorum et animalium (право пользования рабами и животными). По мнению Г. Ф. Пухты, два последних вида личных сервитутов возникли в результате употребления завещателем вместо юридических терминов usus и ususfruc- tus обыденных выражений habitatio и орегае, и нежелания юристов применить к этим завещательным распоряжениям принципы первых двух сервитутов1. Habitatio, или право пожизненного проживания в чужом доме или его части, выделилось в качестве самостоятельного в праве Юстиниана: субъект этого права мог не только жить в чужом доме, но и отдавать его внаем, так, легатарий, получивший право на жилище, мог сдавать его в аренду за плату. В виде личных сервитутов устанавливались также servitutes personales irregulares (неправильные личные сервитуты), например, право арендатора черпать воду на соседнем участке, право прогона скота, т. е. в этом случае такое право устанавливалось не в пользу господствующего участка, а в пользу конкретного лица.
На смешение в категории сервитутов разных прав обращает внимание и Л. Б. Дорн: «Другое затруднение при определении понятия сервитутов происходит от того, что у римлян под этим общим именем приводятся самые разнородные права пользования. В особенности трудным представляется подведение под одно общее понятие двух различных видов сервитутов - servitutes praediorum и servitutes personarum... »[38] [39].
Предположительно, разделить сервитуты на личные и земельные (предиальные) предложил Марциан: «Servitutes aut personarum sunt, ut usus et usus fructus, aut rerum, ut servitutes rusticorum praediorum et urbanorum (D. 8.1.1.). - Сервитуты суть или сервитуты личные, как то: пользование и узуфрукт, - или сервитуты вещные, как-то: сервитуты сельских и городских имений»[40]. Д. В. Дождев отмечает, что узуфрукт рассматривался как личный сервитут «только в структуре юстиниа- новской компиляции»[41]. На это указывают и И. А. Покровский: «Сервитуты предиальные и личные на первых порах не сливались теоретически в одну категорию сервитутов; этот последний термин республиканскими юристами прилагался только к сервитутам предиаль- ным.»1, и М. Бартошек: «Только юстиниановское право включает в понятие servitutes также ususfructus и родственные им права.»[42] [43].
Сущность земельных сервитутов заключается в том, что один земельный участок служит другому, при личном сервитуте чужая вещь служит определенному лицу, которое не является собственником вещи, для его установления не требуется наличие господствующей вещи. Соответственно, продолжительность личного сервитута зависит от продолжительности жизни того лица, в пользу которого он установлен, и срок действия земельного сервитута может значительно превышать срок действия сервитута личного. Содержание личных сервитутов шире, чем предиальных. Л. Б. Дорн выделял два признака, по которым личные сервитуты отличались от вещных: «во 1) в субъективном отношении тем, что личные сервитуты суть права нераздельно связанные с специально определенным физическим или юридическим лицом, между тем, как вещные сервитуты связаны с определенным недвижимым имением (praedium dominans), так что последние могут быть осуществляемы не только определенным индивидуально лицом, но каждым законным владельцем господствующего имения. Во 2) в объективном отношении тем, что личные сервитуты могут быть установляемы в любой телесной вещи, движимой или недвижимой, между тем как объектом вещественных сервитутов могут быть только одни недвижимые имения (praedium serviens)»[44].
Однако в дореволюционном российском праве большинство ученых относили узуфрукт к сервитутам. К представителям данной точки зрения относятся: К. П. Победоносцев, отмечавший, что узуфрукт является главным и самым существенным видом личных серви- тутов[45], К. Н. Анненков, чье исследование так и называется «Сервитут пользовладения», Е. В. Васьковский, И. Горонович, Г. Ф. Шершене- вич. Сам Л. Б. Дорн полагал, что для предиальных и личных сервитутов возможно общее определение, под которое подходили бы оба вида сервитутов. В подтверждение им приводятся следующие доводы: все сервитуты относятся к ограниченным вещным правам, оба вида сервитутов неотчуждаемы, имеется сходство способов их установления, прекращения и защиты. Кроме того, личные и земельные сервитуты имеют меньший объем правомочий по сравнению с правом собственности и не содержат положительных действий обязанного лица в пользу управомоченного. С. А. Муромцев называет поземельные сервитуты «образованиями того же рода», что и личные сервитуты1. Данный подход совпадал с определением сервитутов, которое было закреплено в Своде гражданских узаконений губерний остзейских (прибалтийских), действовавшем в губерниях Лифляндской, Эстлянд- ской и Курляндской с городом Нарвой. Ст. 1089 указанного Свода содержала следующее понятие сервитута: «Под названием сервитута или повинности разумеется такое право на чужую вещь, которое подвергает ее собственника известным в пользу другого лица, или другого имения, ограничениям в пользовании оною». В ст. 1090 устанавливалось разграничение сервитутов на личные и вещные: «Сервитут, установленный в пользу определенного лица, физического, или юридического, именуется личным; установленный же в пользу имения, т. е. обращающийся в пользу того лица, в чьей собственности имение находится, называется вещным или имущественным»[46] [47]. С. В. Пахман отмечал, что в данном случае и понятие о сервитуте, и разделение сервитутов на виды вполне соответствует римскому учению[48]. Главная особенность остзейского права состояла в том, что в нем много заимствований из римского права, канонического и общегерманского права. Профессор Новороссийского университета А. Ф. Федоров подчеркивал, что с XII в. до половины XVI в. история развития остзейского права представляет собой только отрасль истории германского частного права[49]. Вместе с германским правом проникли в этот край и элементы римского и канонического права.
Противоположных взглядов, согласно которым узуфрукт является особым вещным правом, придерживался Н. В. Варадинов. Он полагал, что пользование (как он называет узуфрукт) не может рассматриваться как сервитут (сервитуты он называет угодьями), поскольку последний есть ограничение собственности, а узуфрукт есть отдельное и самостоятельное право1. Включение пользования в число сервитутов оценивается им как недостаток иностранных кодексов.
Подобное разделение мнений относительно принадлежности узуфрукта к сервитутам сохраняется и в настоящее время[50] [51] [52].
Одним из дискуссионных вопросов в отечественной науке гражданского права относительно пользовладения являлся вопрос о том, относится ли данное право к вещным правам или обязательственным. Отметим, что проблема определения субъективного права как вещного до сих пор остается предметом научных дискуссий и привлекает
3
внимание ученых .
Большинство дореволюционных цивилистов - Н. В. Варадинов, И. Горонович, К. П. Победоносцев, Г. Ф. Шершеневич, - относили право пользования чужим имуществом вообще и право пожизненного владения в частности к категории вещных прав. Узуфрукт как вещное право обеспечивает господство лица над вещью, которая не находится в его собственности.
В научной литературе высказывались и другие мнения. Так, в отношении отдельного права владения и пользования чужим имуществом, каковым и является пользовладение, К. Н. Анненков приходит к выводу о том, что это право имеет двойственный характер: в отношениях пользовладельца с третьими лицами выступает как право вещное, в отношениях с собственником - как право обязательствен- ное[53]. Пользовладение он рассматривает как вещно-обязательственное право владения и пользования чужим имуществом.
М. В. Шимановский в статье «К вопросу о пожизненном владении» высказывает крайне категоричную точку зрения о том, что только право собственности может рассматриваться как вещное право, а права на чужие вещи - это обязательственные права1.
Таким образом, в отечественной правовой науке исследуемого периода преобладало мнение, что хотя узуфрукт и может возникать из договора между собственником и будущим узуфруктуарием, но при этом обязательственным правом не является. В результате исполнения собственником обязательства у узуфруктуария возникает вещное право, и его право не зависит от собственника вещи, являющейся предметом узуфрукта. После предоставления вещи в пользование узуфруктуария обязательство между ним и собственником прекращается. Как справедливо отмечает Е. А. Манько, относительность правоотношения, возникающего при реализации вещного права, не говорит о том, что данное право следует считать обязательственным[54] [55]. То же самое можно сказать и в отношении возникновения вещного права: относительность правоотношения, в результате которого возникает вещное право, не дает оснований считать последнее обязательственным правом[56] [57].
В связи с этим интересно высказывание К. Н. Анненкова о том, что узуфрукт, как и другие личные сервитуты, по римскому праву долгое время выступал в качестве «обязательственного правоотношения между пользовладельцем и собственником имущества, и только в позднейшем периоде его развития, порождаемому им правоотношению был придан характер вещного права на чужую вещь, в значении jus in re aliena, наравне с сервитутами реальными, которые сперва только одни признава-
4
лись правом римским за права вещные» .
Е. А. Манько полагает, что дореволюционные цивилисты не допускали смешения понятий о вещных и обязательственных правах[58].
К. Д. Кавелин, говоря о сближении вещных и обязательственных прав, отмечал, что «между теми и другими навсегда останется существенное различие, которое состоит в том, что непосредственным предметом имущественных юридических отношений всегда будут реальные вещи или, по крайней мере, исключительное право их производить; а непосредственным предметом юридических отношений по обязательствам всегда останутся действия лиц, хотя бы эти действия и имели значение имуществ в виде ценностей или заслонялись теми реальными предметами, которые ими доставляются»1. В то же время ученый отмечал, что в российском законодательстве нет четкого разграничения между правами на чужое имущество и обязательственными правами[59] [60].
В современной науке этот вопрос также не нашел однозначного разрешения. Одни авторы обосновывают существование смешанных, вещно-обязательственных правоотношений[61]. Другие придерживаются теории строгого разделения прав на вещные и обязательственные. «Судьба каждого права, - пишет К. И. Скловский, - каждого спора изначально зависит от того, какое это право - вещное или обязательственное. Нередко предпринимаемые с частными целями попытки примирения этих прав, устранения их дискретности приводят к трудностям, не сопоставимым с получаемым эффектом»[62]. О возможной замене вещных прав правами обязательственными в процессе развития юридического быта упоминал еще Д. И. Мейер[63], но в отечественной правовой системе наблюдается обратная тенденция - перечень вещных прав предполагается существенно расширить.
Следует согласиться с мнением И. В. Сиваракши о том, что при узуфрукте «основной механизм - отсутствие отношений обязательства. . Идеальная стена разделяет юридически голого собственника и узуфруктуария в исполнении своих соответствующих прав без взаимных обязательств. Голый собственник должен «терпеть» пользование узуфруктуария. Узуфруктуарий не должен наносить вред сущности вещи. Обещание, даваемое при установлении узуфрукта, обязывает его также не злоупотреблять своим пользованием»1. Последнее утверждение в приведенной цитате не может поставить под сомнение тезис об отсутствии обязательства после установления узуфрукта между пользовладельцем и собственником. Обосновать это можно следующим. В результате исполнения обязательства у узуфруктуария возникает вещное право, и он не зависит от собственника вещи, являющейся предметом узуфрукта. Обязанность узуфруктуария не причинять вреда предмету узуфрукта не что иное как «обязанность» каждого соблюдать права собственника, не причиняя вреда чужому имуществу. Говорить об обязанности возвратить вещь по истечении срока узуфрукта также некорректно: не обладая правом на вещь, субъект не имеет оснований удерживать вещь. Если узуфруктуарий не будет добровольно выполнять эти условия, то ему придется возместить собственнику причиненный вред или принудительно возвратить чужое имущество. Соблюдение условий пользования имуществом в данном случае обеспечивается наличием механизма защиты прав собственника, а не вытекает из принципа надлежащего исполнения обязательства.
Содержание узуфрукта (пользовладения) определялось отечественными учеными по-разному. По мнению Л. Б. Дорна, применительно к узуфрукту речь идет только о правомочии пользования, «так как и пользование само по себе предполагает в лице пользователя естественное владение вещью, а об этом естественном владении конечно тут только и может быть речь, так как известно что, по римскому праву по крайней мере, фруктуарий не получал юридического владения относительно той вещи, которой он пользуется»[64] [65]. Д. И. Мейер, Е. В. Васьковский, помимо правомочия пользования, признавали за пользовладельцем и правомочие владения без права распоряжения.
Известную сложность представляет то обстоятельство, что термин «владение» в русском законодательстве употреблялся для обозначения и права собственности, и пользования, и владения.
Во взглядах представителей юридической науки на то, признается за пользовладельцем юридическое владение или нет, отразились два подхода к владению - римский и германский. Последний не делал различия между владением и держанием, предоставляя юридическую защиту фактическому обладателю вещи. Первоначально в науке и законодательстве преобладало римское понимание владения, но в начале ХХ в. наблюдалась тенденция в пользу германского начала1.
На основании изложенного можно выделить следующие признаки, которые признавали принадлежащими узуфрукту большинство российских правоведов дореволюционного периода:
узуфрукт есть вещное право, относящееся к личным сервитутам. Узуфруктуарию принадлежит хотя и ограниченная, но непосредственная власть над вещью. Он может воздействовать на вещь с устранением всех третьих лиц, включая собственника, который не может ограничивать права пользовладельца. Как субъект вещного права пользовладелец не зависит от собственника;
узуфрукт - это право владения и пользования чужой непотребляемой телесной вещью, движимой или недвижимой, включая право извлечения плодов из этой вещи (jus in re aliena);
узуфрукт есть право личное. Узуфрукт имеет строго персональный характер, не может отчуждаться, переходить по наследству;
узуфрукт предполагает пользование с сохранением вещи, без изменения материального состава вещи и ее формы, в этом и заключается сама сущность узуфрукта. Узуфруктуарий не вправе производить действия, имеющие целью изменение, порчу или уничтожение вещи;
узуфрукт есть право срочное, при этом срок действия права ограничен периодом жизни узуфруктуария.
Наличие личных сервитутов в гражданском законодательстве Российской империи отмечают в своих работах многие дореволюционные ученые. Л. Б. Дорн утверждает, что существование подобных личным сервитутам институтов в русском праве не подлежит сомнению, и в качестве таковых называет пожизненное владение, а также пользование в виде отделенного от собственности самостоятельного права[66] [67]. При этом пожизненное владение он называет «аналогическим явлением» в русском праве по отношению к узуфрукту[68].
В курсе «Русское гражданское право» Д. И. Мейера термины пользовладение, узуфрукт не используются. Вместе с тем в разделе о праве собственности говорится о предусмотренной законодательством возможности выделения из права собственности права владения и права пользования. В результате такого выделения возникает вещное право. Таким правом, в частности, является право пожизненного владения, которое включает в себя право владения и право пользования без права распоряжения. Представляется, что Д. И. Мейер рассматривал пожизненное владение именно как вещное право, а не в качестве ограничения права собственности, как считает М. В. Ксенофонтова1. Известный цивилист дает четкое разграничение вещного права на чужую вещь и ограничения права собственности: «Ограничения не составляют права на чужую вещь, потому что право на чужую вещь есть уже выдел из права собственности, а ограничения составляют его предел: ограничения устанавливают для сторонних лиц только право на совершение известных действий, которые не считаются нарушениями права собственности»[69] [70]. Мера пользования пожизненного владельца определяется не перечнем действий, а обязанностью сохранения существа вещи - salva rei substantia. То обстоятельство, что положения о пожизненном владении излагаются в параграфе об ограничении права собственности относительно каждой составной его части, не является определяющим при решении вопроса о том, как Д. И. Мейер рассматривал право пожизненного владения. Окончательный вывод может быть сделан только из содержания данной части его работы, в которой говорится, что право пожизненного владения нельзя отождествлять с правом собственности, ограниченным относительно распоряжения[71]. По нашему мнению, учитывая взгляды Д. И. Мейера на ограничения права собственности, право пожизненного владения определяется им как самостоятельное вещное право, отличное от права собственности.
К. П. Победоносцев утверждал, что в системе русских гражданских законов нет узуфрукта в виде отдельного и цельного учрежде- ния[72]. Очевидно, что основанием для подобного утверждения послужила недостаточность и бессистемность норм гражданского законодательства, не имеющего общих положений о пользовладении. Тем не менее известный русский цивилист относил к разряду узуфрукта пожизненное или срочное владение, возникающее вследствие воли частного лица, как правило, на основании завещания.
И. Горонович также полагал, что встречающиеся в русском законодательстве и в жизни такие личные сервитуты, как право на жилище и узуфрукт в виде временного владения, «не представляют законченного особого института с определенною юридическою формою, а нечто крайне неопределенное и случайное»1.
Г. Ф. Шершеневич в качестве норм общего характера признавал установленные законом от 27 февраля 1862 г. положения Свода законов гражданских о пожизненном владении родовым имением, предоставленным одним супругом другому по духовному завещанию, которые могут применяться по аналогии на другие случаи пользовладения, когда данный личный сервитут устанавливается не супругом в пользу другого супруга, не на родовое имение[73] [74].
К. Н. Анненков при описании прав на чужую вещь по российскому законодательству разделял эти права на личные, указывая, что согласно ст. 514 Свода законов гражданских собственник предоставляет права отдельного владения и пользования имуществом определенному лицу, и вещные, которые устанавливаются в пользу определенных имений (права угодий в чужом имуществе)[75]. Такие права, по его мнению, являются правами, соответствующими сервитутам по римскому праву. В качестве аналога римского узуфрукта ученый называл право пользования полное, которое определял как хотя и вещное, но исключительно личное временное право полного пользования чужим имуществом, неотделимое от лица, им управомоченного и не подлежащего передаче кому-либо другому, в силу которого данное лицо имеет право пользоваться как самой непотребляемой вещью, так и всеми приносимыми ею плодами и доходами, но с непременным сохранением ее существа и целости. Анализируя положения т. Х ч. 1 Свода законов, он пришел к выводу о том, что «предоставление другому лицу, отдельно от права собственности, права пользования имуществом, в виде полного права пользования, указанного в 536 ст. Х т., и есть ничто иное, как предоставление пользовладения»[76]. При этом, в отличие от взглядов Г. Ф. Шершеневича, он считал общими правилами о пользовладении положения ст. 514, 535-536 Свода законов гражданских, а к специальным правилам относил ст. 533-533° (о праве пожизненного владения родовым имуществом, предоставляемым одним из супругов другому по духовному завещанию). Кроме того, в категорию полного права пользования чужим имуществом К. Н. Анненков включал право владения залогодержателем переданным ему заложенным имением для пользования его доходами - денежными, хлебными и другими - вместо процентов по просроченной закладной с обязанностью сохранить его в том устройстве, в каком оно было принято, не вывозя в другие места скот, строения, лес и прочее, что принадлежит к целости имения, а не к заведенному годовому доходу, и не повреждая никаких угодий и действующих хозяйственных заведений (ст. 615 т. XVI ч. 2 Законов о судопроизводстве гражданском). Указанное право он полагал подобным пользованию при пожизненном владении, т. е. относил его к разновидности пользовладения1. Отдельные разновидности узуфрукта находил К. Н. Анненков и в праве наследственном: «Так, правилом 1011 ст. Х т. имения благоприобретенные дозволяется вообще завещать во временное владение и пользование кому бы то ни было, а правилом 1070 ст. дозволяется завещать в пожизненное владение одним из супругов другому и имения родовые, а правилами 1141 и 1145 ст. предписывается еще, наконец, имущества и капиталы, оставшиеся после бездетно умерших детей, отдавать в пожизненное владение и пользование их родителям»[77] [78].
По мнению В. И. Синайского, к узуфрукту относятся вещные права пользования полного и неполного: «Пользование полное предполагает извлечение всех плодов и доходов чужой вещи без изменения ее существа, неполное же - лишь некоторых (ст. 536). Наше право не говорит о пользовании вещью без извлечения плодов, но нет оснований не признавать и такого неполного пользования чужим сервитутом. Тем более что ст. 514 предоставляет на волю собственника устанавливать «пространство» отдельного от собственности пользования (ст. 514)»[79]. И право пользования полное, и право пользования неполное В. И. Синайский, не соглашаясь с К. П. Победоносцевым, считает узуфруктом.
В. И. Синайский, описывая право пожизненного владения, указывал, что это право является по своей сущности и содержанию пользовладением (узуфруктом)[80]. Существенной чертой пожизненного владения он считал не только временный характер владения, но и связанность с личностью владельца - право пожизненного владения не могло быть передано другим лицам и прекращалось со смертью владельца.
Таким образом, по мнению В. И. Синайского, узуфруктом являлись следующие права, предусмотренные гражданским законодательством: право пожизненного владения, право пользования полное, право пользования неполное. При этом два последних вещных права он рассматривает как сервитутные права, содержание которых ограничивается пользованием чужою вещью без изменения существа и назначения вещи. В данном случае наблюдается некоторое противоречие в том, что право пользования есть узуфрукт и относится к сервитутам, а пожизненное владение, которое тоже есть в сущности узуфрукт, к таковым не относится.
К. П. Победоносцев к правам, соответствующим узуфрукту, относил также право владения церковных причтов (священнослужителей и церковных причетников) церковной землей, на которой причт имеет двор, дом и пашню с угодьями. Однако данное право не отвечает признакам узуфрукта, и совершенно справедливо возражение К. Н. Анненкова о том, что в данном случае имеет место не установление права на чужую вещь, а осуществление права собственности
1
церковными учреждениями в лице служителей церкви .
Не может рассматриваться как разновидность узуфрукта посессионное владение. Посессионное владение есть вещное право условного и зависимого владения казенной землей и лесами, которые были отведены горнозаводчикам (приписаны к заводам), под условием постоянного действия горных заводов2. К узуфрукту данное право не может быть отнесено по следующим причинам: данное право привязано к определенному имуществу - горному заводу, а не к определенному лицу, и, соответственно, при отчуждении данного имущества право посессионного владения переходило к другому лицу. В судебной практике посессионное право на частные горные заводы понималось как право частной собственности, но не полное, ограниченное условиями, выте-
3
кающими из назначения горнозаводской деятельности .
Чиншевое право, существовавшее в некоторых местностях Западного, Юго-Западного и Новороссийского края, также не является разновидностью узуфрукта. «Чиншевое право есть право «вечного», потомственного, с правом отчуждения, владения и пользования землей за определенный в пользу собственника чинш, размер которого определен раз навсегда - и не может быть изменяем по произволу собственника, за исключением лишь случаев, предусмотренных в установивших чинш договорах и «привилегиях» владельца»[81]. Чиншевое право в отличие от пользовладения носит бессрочный, «вечный» характер.
В науке гражданского права XIX - начала ХХ в. в качестве разновидностей узуфрукта рассматривалось право пользования полного и неполного, а также пожизненного владения родовым имуществом, установленного одним супругом в пользу другого по духовному завещанию, пожизненного владения и пользования родителями имуществом и капиталами, оставшимися после бездетно умерших детей, пожизненного или срочного владения благоприобретенным имуществом, которые входили в группу прав отдельного владения и пользования, относившейся к категории прав на чужое имущество.
Кроме того, отдельные ученые включали в указанный перечень и другие права, в том числе не соответствующие по своим признакам и содержанию узуфрукту (например, право владения церковных при- чтов). Это свидетельствует о сложности определения соответствующих узуфрукту прав по российскому законодательству XIX в. Вызвано это тем, что, во-первых, отсутствовали само понятие «пользовладение» в законодательстве и общие четко сформулированные положения об этом праве; во-вторых, использовался многозначный термин «владение», который употреблялся и как синоним права собственности, и как пользование, и как владение; в-третьих, законодательно не был закреплен перечень вещных прав, в связи с чем категория прав отдельного владения и пользования не исчерпывалась правами, аналогичными узуфрукту, а включала в себя также и другие, отличающиеся от узуфрукта, права, например, чиншевое владение, владение ленными имениями, право владения и пользования казенными имениями в губерниях Западных и Прибалтийских.
Анализ работ российских ученых дореволюционного периода опровергает распространенное мнение о том, что в юридической литературе не уделялось внимания данному институту. Начиная с 70-х гг. XIX в. узуфрукт выступал непосредственным предметом исследования в трудах отечественных романистов и цивилистов. Несмотря на то, что среди отечественных научных работ не встречаются труды, подобные фундаментальному трактату французского ученого, декана факультета права в Дижоне, Ж.-Б.-В. Прудона об узуфрукте, узусе, праве проживания и суперфиции, опубликованному в течение 18231825 гг. в девяти томах[82], степень научной разработанности узуфрукта в российской юридической науке значительно превосходила уровень законодательного регулирования отношений пользовладения. В отличие от гражданского законодательства в правовой доктрине была выработана терминология, сформулированы общие положения о пользовладении, систематизированы правила о правах и обязанностях пользовладельца, основаниях возникновения и прекращения данного права. Обращение отечественной юриспруденции к проблемам прав на чужие вещи в указанный период имеет объективные причины: к этому времени российская наука гражданского права сформировалась как самостоятельная наука, соответственно, имелись подготовленные ученые и практики, готовые заниматься разработкой данных вопросов, в научной среде осознавалось неудовлетворительное состояние действующего гражданского законодательства, не соответствовавшего быстро развивающимся после отмены крепостного права экономическим отношениям. Итогом научной деятельности в этом направлении можно считать подробную регламентацию института пользовладения в проекте Гражданского уложения (разрабатывался в период с 1882 г. по 1905 г.), в котором пользовладению была посвящена глава четвертая раздела четвертого книги третьей (ст. 951-993).
|