В качестве второго концептуального принципа единой национальной платежной системы следует назвать ее сплошной характер.
Ни один субъект, оказывающий платежные услуги, не может не быть субъектом национальной платежной системы, и ни один субъект, оказывающий платежные услуги или желающий их оказывать, не может осуществлять такую деятельность вне национальной платежной системы. В рамки национальной платежной системы объединены все организации независимо от организационно-правовой формы, целей деятельности, статуса и иных факторов, осуществляющие оказание платежных услуг.
Большинство переводов денежных средств осуществляется через банковские счета в кредитных организациях. Однако специализированные организации, действующие на основании агентских договоров, составили значительную конкуренцию банковскому сектору. Эти организации захватили такой крупный сегмент рынка платежей, как платежи физических лиц. Население получило возможность пополнять счета операторов связи и оплачивать коммунальные услуги через терминалы, установленные в магазинах, аптеках, на заправочных станциях, даже в подземных пешеходных переходах.
Подчеркнем, что деятельность указанных субъектов долгое время осуществлялась в условиях полного правового вакуума. На все требования правоохранительных органов о прекращении незаконной банковской деятельности владельцы платежных терминалов обосновывали законный характер своей деятельности. Они доказывали, что отношения между ними и клиентами - получателями средств опосредует агентский договор, на основании которого они собирают платежи в пользу получателя средств. Наконец, в 2006 г. в Закон о банках была внесена ст. 13.1 <1>, установившая порядок осуществления банковской операции по осуществлению переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов без лицензии Банка России коммерческой организацией, не являющейся кредитной. Однако полностью проблему решить не удалось. Росфинмониторинг неоднократно указывал на возможность использования платежными агентами схем по обналичиванию денежных средств, а также участия агентов в деятельности по отмыванию преступных доходов. По данным газеты "Коммерсант" в 2009 г., то есть незадолго до вступления в силу всех норм Закона о платежных агентах, рынок приема наличных платежей через терминалы оценивался в 700 млрд. руб. <2>. Упомянутый Закон позволил усилить контроль за операциями с наличными и сократить возможность отмывания преступных доходов через платежные терминалы, а также обязал банковских платежных агентов принимать платежи только с использованием контрольно-кассовой техники с выдачей кассовых чеков.
Еще одним серьезным "игроком" на рынке платежных услуг выступает Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" (далее - Почта России).
Почта России создана распоряжением Правительства РФ от 5 сентября 2002 г. N 1227-р <1> и основана на праве хозяйственного ведения.
Целью создания Почты России было предоставление услуг почтовой связи на территории Российской Федерации, предприятие "Почта России" находится в ведении Минсвязи России. Почта России включает в себя 42 000 отделений по всей стране и охватывает почти 100% территории России. "Причем почти три четверти отделений расположены в сельской местности и труднодоступных удаленных районах и часто являются единственным каналом оказания не только почтовых, но и финансовых и государственных услуг" <1>. Возможно, отчасти по этой причине спектр услуг, оказываемых Почтой России, вышел далеко за пределы почтовых.
В числе своих основных услуг, помимо почтовых (прием, обработка, хранение, перевозка и доставка почтовых отправлений и посылок, подписка, доставка периодических печатных изданий и т.п.), Почта России оказывает финансовые услуги и прочие услуги <1>.
К числу прочих услуг в соответствии с Уставом Почты России <1> можно отнести такие услуги, как: оказание услуг по хранению почтовых отправлений, грузов и товаров, оказание складских услуг, оказание транспортных и экспедиционных услуг физическим и юридическим лицам, оказание рекламных услуг путем размещения рекламы на почтовых отправлениях и объектах почтовой связи, организация и осуществление выставочной деятельности, осуществление розничной и оптовой торговли продукцией производственно-технического назначения, продовольственными товарами (в том числе алкогольной продукцией), товарами народного потребления, открытие торговых точек.
Особый интерес представляет спектр оказываемых Почтой России финансовых услуг. Почта России развивает финансовые сервисы для предоставления финансовых услуг как населению, так и корпоративным клиентам.
Основываясь на Уставе организации, а также на информации, размещенной на ее официальном сайте, можно составить перечень финансовых услуг, оказываемых Почтой России.
|