Статья 11 Закона о трансплантации предусматривает, что изъятие органов и (или) тканей у живого донора для их трансплантации может осуществляться только в интересах здоровья реципиента и в случае отсутствия пригодных для трансплантации органов и (или) тканей трупа или альтернативного метода лечения, эффективность которого сопоставима с эффективностью трансплантации органов и (или) тканей.
Данное правило указывает на исключительность трансплантации как вида медицинской деятельности. Ее нельзя использовать в косметических или профилактических целях. Трансплантология - это не новый вид платных услуг, подчиняющийся лишь принципам товарно-денежных отношений.
Изъятие органов (тканей) у живого донора для трансплантации реципиенту допускается при соблюдении следующих условий:
- донор должен быть предупрежден о возможных осложнениях для его здоровья в связи с предстоящим оперативным вмешательством по изъятию органов и (или) тканей;
- донор свободно и сознательно в письменной форме выразил согласие на изъятие своих органов и (или) тканей;
- донор прошел всестороннее медицинское обследование, и имеется заключение консилиума врачей-специалистов о возможности изъятия у него органов и (или) тканей для трансплантации.
Статья 48 Закона об ООЗ предусматривает: "Консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом".
Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.
Изъятие у живого донора органов допускается, если он находится с реципиентом в генетической связи, за исключением случаев пересадки костного мозга.
Статья 13 Закона о трансплантации устанавливает общие требования к изъятию органов (тканей) у живого донора. Во-первых, определено, что могут быть изъяты только парный орган, часть органа или ткань. Во-вторых, данное изъятие не должно влечь за собой необратимого расстройства здоровья. Таким образом, объектами трансплантации могут быть: одно легкое, одна почка, ткани, в том числе костный мозг и части органов (печень). Печень - орган, способный регенерировать. Для ее пересадки выбирают правую долю печени (около 60% органа), орган достигает дооперационных размеров в течение относительно непродолжительного времени. В течение первых двух месяцев после операции она это делает максимально быстро, в течение года она полностью заканчивает регенерацию. У чуть более 10% доноров печени могут возникнуть послеоперационные осложнения.
Несмотря на распространенность трансплантации печени, именно данная операция считается одной из самых сложных. Заведующий отделением трансплантации и хирургии печени Национального института хирургии и трансплантологии им. А. Шалимова, доктор медицинских наук О.Г. Котенко отмечает: "Во-первых, технология забора и реимплантация органа связаны с техническими сложностями и трудностями для хирурга. Если сравнивать различные виды трансплантаций - комплекса "сердце - легкое", кишечника или поджелудочной железы, то самая сложная трансплантация - это трансплантация печени. Дело в том, что во время операции нужно накладывать много анастомозов (соединений между двумя сосудами, органами, волокнами) - сосудистых, желчных и других в силу анатомического строения печени. Даже трупная трансплантация целой печени - более простая операция, чем трансплантация печени от живого родственника. Потому что при трансплантации от живого родственного донора печень донора нужно разделить на две равные полноценные части - и чтобы донор выжил, и чтобы пациенту досталась та часть печени, которая в его организме будет полностью автономно функционировать. То есть нужно забрать печеночную артерию, часть воротной вены, желчные протоки, печеночные вены, при этом все нужно сшить точно так же для полноценного функционирования органа в организме реципиента. При трансплантации от живого родственного донора от хирурга требуется филигранная техника, чтобы таким образом разделить донорскую печень" <1>.
--------------------------------
<1> Интервью с заведующим отделением трансплантации и хирургии печени Национального института хирургии и трансплантологии имени А. Шалимова, доктором медицинских наук, практикующим хирургом-трансплантологом Котенко Олегом Геннадьевичем // LIKAR.INFO. Портал о здоровье. URL: http://www.likar.info/pro/article-43599-intervyu-s-zaveduyuschim-otdeleniem-transplantatsii-i-hirurgii-pecheni-natsionalnogo-instituta-hirurgii-i-transplantologii-imeni-ashalimova-doktorom-meditsinskih-nauk-praktikuyuschim-hirurgom-transplantologom-kotenko-olegom-gennadevichem/.
При простоте описываемой ситуации и допустимости изъятия органов (тканей) у живого донора нельзя не учитывать, что с точки зрения уголовного права при трансплантации органов формально причиняется тяжкий вред здоровью (в виде утраты органа) практически здоровому человеку. Иными словами, врач, проводящий соответствующую операцию по пересадке органа, полученного от живого здорового донора, совершает умышленное преступление, предусмотренное ст. 111 Уголовного кодекса РФ. Согласие лица на причинение тяжкого вреда его здоровью является, по сути, главным условием, по которому врач не привлекается к уголовной ответственности. Однако обращаем внимание: в российском Уголовном кодексе таких обстоятельств, исключающих преступность деяния медицинских работников, не предусмотрено <1>.
--------------------------------
<1> Савинов А.В. Причинение вреда с согласия лица или по его просьбе // СПС "КонсультантПлюс". 2013.
Именно поэтому ст. 12 Закона о трансплантации закрепляет специальные права донора, изъявившего согласие на пересадку своих органов (тканей): право на получение полной информации о состоянии здоровья и право на бесплатную медицинскую помощь. Раскрытие содержания данных прав невозможно без обращения к нормам Закона об ООЗ. Статья 22 указанного Закона предусматривает: "Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи".
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <1> дает ряд понятий, которыми следует руководствоваться, в том числе в деятельности медицинских учреждений: информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; предоставление информации - действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц; документированная информация - зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель. Необходимо учитывать, что информация о состоянии здоровья гражданина охватывается понятием "персональные данные", правовой режим которых определяется нормами Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" <2>.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.
<2> Там же. Ст. 3451.
Этические документы также исходят из общего правила об информировании пациента. Статья 7 раздела II Кодекса врачебной этики <1> указывает, что пациент имеет право на исчерпывающую информацию о состоянии своего здоровья, но он может от нее отказаться или указать лицо, которому следует сообщать о состоянии его здоровья. Информация может быть скрыта от пациента в тех случаях, если имеются веские основания полагать, что она может нанести ему серьезный вред. Однако по четко выраженному пациентом требованию врач обязан предоставить ему полную информацию. В случае неблагоприятного прогноза для больного необходимо проинформировать его предельно деликатно и осторожно, оставив надежду на продление жизни, на возможный благоприятный исход. Статья 9 Этического кодекса российского врача <2> устанавливает, что врач должен строить отношения с пациентом на основе взаимного доверия и взаимной ответственности, стремясь к "терапевтическому сотрудничеству", когда пациент становится терапевтическим союзником врача. В оптимистичном ключе и на доступном для пациента уровне следует обсуждать проблемы его здоровья, разъяснять план медицинских действий, дать объективную информацию о преимуществах, недостатках и цене существующих методов обследования и лечения, не приукрашивая возможностей и не скрывая возможных осложнений. Врач не должен обещать невыполнимое и обязан выполнять обещанное <3>.
--------------------------------
<1> Одобрен Всероссийским Пироговским съездом врачей 7 июня 1997 г. URL: http://www.mma.ru/clinicalcenter/etika.
<2> Утвержден 4-й Конференцией Ассоциации врачей России, ноябрь 1994 г. URL: http://www.med-pravo.ru/Ethics/EthCodRF.htm.
<3> Романовская О.В. Этические документы в медицинском праве // Здравоохранение. 2014. N 9. С. 96 - 101.
Законодательство об охране здоровья специально содержит подробные правила информирования пациента, которое должно касаться не только диагноза заболевания, но и его прогноза, методов лечения, связанного с ним риска, возможных вариантов вмешательства (включая альтернативные), их последствий и результатов проведенного лечения (в том числе если они не удачны), сведений о результатах обследования (включая различные лабораторные исследования, а также рентгенологические, флюорографические, полученные с помощью томографии, УЗИ, с помощью визуального осмотра и т.д.).
Информация должна быть предоставлена в доступной для пациента форме, что следует понимать более широко, а не в требовании ее доведения на соответствующем понятном языке. В соответствии со ст. 68 Конституции РФ и Федеральным законом от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" <1> государственным языком нашего государства является русский. В то же время согласно ст. 5 Закона РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" <2> государство гарантирует гражданам России осуществление основных политических, экономических, социальных и культурных прав вне зависимости от их знания какого-либо языка.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 23. Ст. 2199.
<2> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 50. Ст. 1740.
Информация должна быть понятна пациенту с учетом уровня его общих знаний и представлений. Она должна быть приспособлена к пониманию. При этом медицинский работник не должен загружать больного незнакомыми ему терминами, а добиться у него формирования целостного представления о том, каково заболевание, насколько оно серьезно, как и почему будет происходить лечение. Информация должна быть предоставлена пациенту вне зависимости от формы и вида оказания медицинских услуг <1>.
--------------------------------
<1> Романовская О.В. Особенности профессиональной деятельности медицинских работников в Российской Федерации // Трудовое право в России и за рубежом. 2013. N 3. С. 38 - 41.
Выше уже говорилось, что информация о состоянии здоровья подпадает под понятие персональных данных и находится под особой охраной со стороны закона. Она ограничена в доступе для посторонних лиц, на нее распространяется режим врачебной тайны. Гражданин также имеет право на непосредственное ознакомление с медицинскими документами, отражающими состояние его здоровья, на получение копий с них, для чего не требуется какого-либо обоснования. Единственное основание, позволяющее ограничить право пациента: если медицинская документация затрагивает интересы третьей стороны. Но и в этом случае медицинская организация должна оформить документы таким образом, чтобы исключалась возможность такого ознакомления, при котором бы затрагивались права третьих лиц <1>. Кроме того, пациент имеет право на получение консультации по медицинской документации у других специалистов - так называемое право на альтернативное мнение.
--------------------------------
<1> Денисова Е.В., Улугова З.Э. Актуальные вопросы электронного документооборота в здравоохранении. В чем проблема внедрения электронных инициатив в медицинскую практику? Вопросы защиты персональных данных пациентов // Правовые вопросы в здравоохранении. 2015. N 1. С. 56 - 65.
Статья 12 Закона о трансплантации устанавливает право донора получать бесплатное лечение, в том числе медикаментозное, в учреждении здравоохранения в связи с проведенной операцией <1>. В соответствии с Законом об ООЗ лечение - это комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни. Соответственно, медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.
--------------------------------
<1> Соколова Н.А. Реализация права на бесплатную медицинскую помощь в современных условиях // Правовые вопросы в здравоохранении. 2014. N 2. С. 58 - 65.
Статья 19 Закона об ООЗ устанавливает, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования. Указанная программа утверждена Постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2015 г. N 1382 (утверждается на каждый год). Она определяет, что за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение закупки лекарственных препаратов, предназначенных для лечения больных после трансплантации органов и (или) тканей, по перечню лекарственных препаратов, утверждаемому Правительством Российской Федерации. За этот же счет осуществляется финансовое обеспечение медицинской деятельности, связанной с донорством органов и тканей человека в целях трансплантации (пересадки). За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение медицинской деятельности, связанной с донорством органов и тканей человека в целях трансплантации (пересадки), в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации <1>.
--------------------------------
<1> О значении программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи см.: Романовский Г.Б. Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи: плюсы и минусы // Правовые вопросы в здравоохранении. 2014. N 2. С. 26 - 38; Он же: Правовые основы территориальной программы государственных гарантий // Правовые вопросы в здравоохранении. 2014. N 6. С. 16 - 29.
|