Договор о функционировании Европейского союза и Договор о Европейском союзе выступают в качестве Договоров, на которых основывается Союз. Эти два Договора, имеющие одинаковую юридическую силу, обозначаются термином "Договоры".
Основные положения (ст. 2 Договора о Европейском союзе, Лиссаб. ред.). Союз основан на ценностях уважения:
человеческого достоинства,
свободы,
демократии,
равенства,
правового государства и соблюдения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам.
Эти ценности являются общими для государств-членов в рамках общества, характеризующегося плюрализмом, запретом дискриминации, терпимостью, справедливостью, солидарностью и равенством женщин и мужчин.
В разд. II ст. ст. 9 - 12 Договора о Европейском союзе (Лиссаб. ред.) отражены положения о демократических принципах. Союз соблюдает принцип равенства своих граждан. Гражданином Союза является каждое лицо, имеющее гражданство государства-члена. Гражданство Союза дополняет собой национальное гражданство и не подменяет его.
Функционирование Союза основано на представительной демократии: граждане непосредственно представлены на уровне Союза в Европейском парламенте.
Государства-члены представлены в Европейском совете своими главами государств или правительств, а в Совете - своими правительствами, которые являются демократически ответственными перед их национальными парламентами либо перед их гражданами.
Каждый гражданин имеет право участвовать в демократической жизни Союза. Процесс принятия решений является открытым и максимально приближенным к гражданам.
Политические партии на европейском уровне способствуют формированию европейского политического сознания и выражению воли граждан Союза (ст. 10 ДЕС).
Институты адекватными способами обеспечивают возможность гражданам и представительным ассоциациям ставить в известность о мнениях и публично обмениваться ими по всем сферам деятельности Союза.
Институты поддерживают открытый, прозрачный и регулярный диалог с представительными ассоциациями и гражданским обществом.
С целью обеспечить последовательность и прозрачность действий Союза Европейская комиссия проводит широкие консультации с заинтересованными сторонами.
Граждане Союза в количестве не менее одного миллиона человек, принадлежащие к гражданству значительного числа государств-членов, могут выступать с инициативой пригласить Европейскую комиссию в рамках ее полномочий внести соответствующее предложение по вопросам, в отношении которых, по мнению этих граждан, необходимо издание правового акта Союза в целях применения Договоров.
Процедуры и условия, требуемые для представления подобной инициативы, устанавливаются в соответствии с п. 1 ст. 24 Договора о функционировании Европейского союза (ст. 11 ДЕС).
Национальные парламенты активно способствуют надлежащему функционированию Союза (ст. 12 ДЕС), а именно:
а) получая информацию со стороны институтов Союза и уведомления о проектах законодательных актов Союза в соответствии с Протоколом о роли национальных парламентов в Европейском союзе;
б) следя за соблюдением принципа субсидиарности в соответствии с процедурами, предусмотренными в Протоколе о применении принципов субсидиарности и пропорциональности;
в) в рамках пространства свободы, безопасности и правосудия участвуя в механизмах оценки осуществления политики Союза в отношении этого пространства в соответствии со ст. 70 Договора о функционировании Европейского союза и привлекаясь к участию в политическом контроле за Европолом и к оценке деятельности Евроюста в соответствии со ст. ст. 88 и 85 ДФЕС;
г) принимая участие в процедурах пересмотра Договоров в соответствии со ст. 48 ДЕС;
д) получая информацию относительно заявок о присоединении к Союзу в соответствии со ст. 49 ДЕС;
е) участвуя в межпарламентском сотрудничестве между национальными парламентами и с Европейским парламентом в соответствии с Протоколом о роли национальных парламентов в Европейском союзе
|