Понедельник, 25.11.2024, 08:30
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 29
Гостей: 29
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Сравнение статьи 120 УК РФ с зарубежными аналогами

Изучение состава преступления было бы неполным без сравнения его со схожими правовыми запретами, имеющими место в законодательстве иностранных государств.

Начнем с обзора уголовных законов ближайших соседей - стран СНГ.

В целом их анализ показал, что во многих государствах признаки аналогичных по смыслу составов преступлений сформулированы более удачно, чем в нашей стране.

К примеру, в Уголовном кодексе Украины <1> имеется ст. 143 "Нарушение установленного законом порядка трансплантации органов или тканей человека". Уже само это название дает основания предположить, что при формулировании признаков деяния тамошний законодатель пошел по несколько иному пути, нежели российский. Если в нашей стране упор делается исключительно на действия насильственного характера, то там в качестве преступления рассматривается прежде всего любое "нарушение установленного законом порядка трансплантации органов или тканей человека" (ч. 1 ст. 143). Адресована эта статья в большей степени медицинским работникам, а не злостным "торговцам органами", а потому и наказания ею предусматриваются не очень жесткие. Лишение свободы в санкции нормы в принципе отсутствует, а есть только штраф (в размере до пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан), исправительные работы (на срок до двух лет) и ограничение свободы (на срок до трех лет). Кроме того, предусмотрена возможность (но не обязанность) суда применить дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

--------------------------------

<1> Уголовный кодекс Украины от 5 апреля 2001 г. (ред. от 16 июля 2015 г.) // Официальный веб-портал Верховной Рады Украины. URL: http://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/2341-14/.

Содержание ч. 2 ст. 143 УК Украины уже ближе к российским реалиям. Она предусматривает изъятие у человека путем принуждения или обмана его органов или тканей с целью трансплантации. Обращает на себя внимание факт расширения перечня способов принуждения, по сравнению с российским законом: помимо насилия, прямо предусмотрен также обман, что представляется весьма уместным дополнением. Что касается санкции за такое преступление, то она немного мягче российской и предусматривает возможность назначения ограничения свободы на срок до трех лет или лишения свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. В терминологии УК РФ деяние подпадало бы под критерии преступления небольшой тяжести (в нашей стране, как мы помним, аналогичное деяние является преступлением средней тяжести).

Имеется в ст. 143 УК Украины и квалифицированный состав, который в точности соответствует формулировкам российского законодательства. Деяние в отношении лица, находившегося в беспомощном состоянии или в материальной либо иной зависимости от виновного, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ч. 3 ст. 143). Как видим, в этом случае совпадают не только диспозиции норм, но и максимальные сроки предусмотренных наказаний.

На этом, однако, украинский законодатель не останавливается и предусматривает еще один вид запрещенного деяния - незаконную торговлю органами или тканями человека с санкцией в виде ограничения свободы на срок до пяти лет или лишения свободы на тот же срок (ч. 4 ст. 143).

Более того, в ч. 5 ст. 143 предусмотрен еще один квалифицированный состав, главным дополнительным признаком которого выступает совершение преступления в соучастии - "действия, предусмотренные частями второй, третьей или четвертой настоящей статьи, совершенные по предварительному сговору группой лиц, или участие в транснациональных организациях, занимающихся такой деятельностью". Наказание здесь устанавливается самое жесткое - лишение свободы на срок от пяти до семи лет с лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Таким образом, ст. 143 УК Украины охватывает куда больший круг преступных деяний, чем ст. 120 УК РФ. Внесение в уголовный закон дополнительных квалифицированных признаков (группа лиц и обман как способ совершения деяния), а также наличие в нем отдельных составов, не известных российскому законодательству, но весьма уместных в правоохранительной практике, поднимает УК Украины на ступень выше отечественного Уголовного кодекса. Тамошние формулировки следует признать более удачными, и они вполне могут послужить если не образцом, то хотя бы предметом для размышлений.

Раздвоение состава на "принуждение к изъятию" и "нарушение правил трансплантации" имеет место и в ряде других стран. В частности, в Уголовном кодексе Киргизии <1> наряду со ст. 114 "Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации" имеется ст. 115 "Нарушение правил проведения операции по трансплантации". Последнее подразумевает нарушение условий и порядка изъятия органов и (или) тканей человека либо условий и порядка трансплантации, предусмотренных законом, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или менее тяжкого вреда здоровью реципиента. В этой статье предусмотрен и квалифицированный состав преступления - то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть реципиента.

--------------------------------

<1> Уголовный кодекс Кыргызской Республики от 1 октября 1997 г. N 68 (ред. от 28 июля 2015 г.) // Веб-версия ИПС "Законодательство стран СНГ". URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fWx?rgn=233.

В качестве положительного момента здесь можно отметить упоминание в числе способов совершения деяния не только насилия, но и обмана. К числу неудачных формулировок мы относим лингвистическую неточность при определении признаков преступного действия ("принуждение к изъятию", как уже было рассмотрено применительно к российскому закону, в буквальном смысле не включает принуждение донора), а также материальную конструкцию состава, содержащегося в ст. 115 (в отсутствие предусмотренных Уголовным кодексом последствий ответственность за нарушение правил трансплантации не наступит).

Интересно, что в среде киргизских правоведов закрепилось суждение об ограничительном толковании норм их Уголовного кодекса. В частности, некоторые из них считают, что поскольку сферы донорства и трансплантации напрямую связаны с медицинской деятельностью, то преступления, предусмотренные ст. ст. 114 и 115 УК Кыргызской Республики, следует однозначно рассматривать в качестве профессиональных преступлений, которые могут совершаться исключительно специальными субъектами (медицинскими работниками) <1>. Подобные выводы несколько странны, поскольку в самом тексте уголовного закона ничто на специальный субъект не указывает.

--------------------------------

<1> См., например: Азыкова Ж.М. Классификация преступлений в сфере медицинского обслуживания по законодательству Кыргызской Республики // Евразийская адвокатура. 2015. N 3. С. 62 - 65.

Уголовным кодексом Республики Армения <1> также предусмотрены две нормы об ответственности за общественно опасные деяния в сфере трансплантации органов и тканей человека: ст. 125 "Нарушение правил проведения операции по трансплантации" и ст. 126 "Принуждение к отдаче частей тела или тканей (донорству)". При этом, как и в УК Киргизии, первый состав является материальным, предусматривая в качестве необходимых последствий "тяжкий или средней тяжести вред отдающему (донору) или получающему (реципиенту) части тела или ткани" (ч. 1) либо "смерть потерпевшего" (ч. 2).

--------------------------------

<1> Уголовный кодекс Республики Армения от 29 апреля 2003 г. N ЗР-528 (ред. от 30 декабря 2008 г.) // Веб-версия ИПС "Законодательство стран СНГ". URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fWx?rgn=7472.

Если рассматривать запрет на принуждение к донорству, то здесь необходимо выделить следующие позитивные особенности:

- расширение перечня целей изъятия органов и тканей (не только трансплантация, но и "научные эксперименты");

- формулирование особо квалифицированного состава преступления (ч. 2 ст. 126) посредством внесения признака совершения деяния организованной группой (в то время как основной состав предусматривает в качестве наказания лишение свободы на срок до четырех лет, эта норма в санкции прописывает лишение свободы на срок от четырех до десяти лет).

В остальном запрет схож с правилами, установленными ст. 120 УК Российской Федерации.

Примерно таким же образом регулируются эти уголовно-правовые отношения и в УК Беларуси <1>. С одной стороны, ст. 163 устанавливает ответственность за принуждение лица к даче его органов или тканей для трансплантации, совершенное с угрозой применения насилия к нему или его близким (ч. 2 дополняет основной состав указанием на способ (применение насилия) и потерпевшего (в отношении лица, находящегося в материальной или иной зависимости от виновного)). С другой стороны, ст. 164 предусматривает наказание за нарушение условий и порядка изъятия органов или тканей человека либо условий и порядка трансплантации, предусмотренных законом (состав сконструирован как материальный и включает в себя причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения донору или реципиенту по ч. 1 и использование своих служебных полномочий либо смерть донора или реципиента по ч. 2).

--------------------------------

<1> Уголовный кодекс Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. N 275-З (в ред. от 28 апреля 2015 г.) // Веб-версия ИПС "Законодательство стран СНГ". URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fWx?rgn=1977.

Как правильно указывает Д.Д. Бабич, использованные в белорусском законе формулировки дают возможность применять уголовную ответственность в более широком спектре случаев нарушения порядка осуществления любого вида трансплантаций, а расширение перечня возможных потерпевших "позволяет учесть интересы всех участвующих в трансплантации лиц, что соответствует этическим установкам, содержащимся в международных документах, принятых по вопросам трансплантации" <1>.

--------------------------------

<1> Бабич Д.Д. Система преступлений в сфере трансплантации в уголовном законодательстве Украины и Республики Беларусь // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2012. N 4. С. 136.

Уголовный кодекс Казахстана <1> хотя и называет соответствующую норму весьма схожим с российским образом ("Принуждение к изъятию или незаконное изъятие органов и тканей человека"), также предусматривает наряду с непосредственно принуждением еще и "совершение незаконных сделок в отношении органов и тканей живого лица" (ч. 1 ст. 116). Кроме того, санкция даже за основной состав преступления в этой стране жестче - лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

--------------------------------

<1> Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 г. N 226-У (ред. от 2 августа 2015 г.) // ЮРИСТ - комплекс правовой информации (законодательство) Республики Казахстан. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31575252#sub_id=1160000.

Что касается квалифицированных составов, то здесь наблюдается довольно широкий перечень дополнительных признаков (ч. 2 ст. 116), которые затрагивают самые разные аспекты преступной деятельности. Среди них можно условно выделить следующие:

- потерпевший:

совершение преступления в отношении лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии (п. 1);

в отношении заведомо несовершеннолетнего (п. 2);

в отношении двух и более лиц (п. 3);

в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности (п. 7);

- соучастие в преступлении - совершение группой лиц, группой лиц по предварительному сговору (п. 4);

- неоднократность (п. 5);

- способ совершения преступления:

с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия (п. 6);

путем обмана или злоупотребления доверием (п. 8);

с использованием своего служебного положения (п. 9);

с использованием материальной или иной зависимости потерпевшего (п. 10).

Санкция за такого рода деяния достигает невиданной российским уголовным законом жесткости - лишение свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Кроме того, в ст. 116 имеется и особо квалифицированный состав преступления (ч. 3). Выделяется он:

- по признаку наступления общественно опасных последствий (если деяние повлекло по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия);

- по признаку соучастия в преступлении (совершение деяния преступной группой).

Наказание здесь предусмотрено еще более жесткое - лишение свободы на срок от восьми до двенадцати лет с конфискацией имущества или без таковой, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

Трудно сказать, все ли из приведенных выше признаков являются на практике действительно оправданными. В российском уголовном законе многие из них и без того включены в перечень отягчающих обстоятельств, что, впрочем, не даст возможности перевести преступление в число квалифицированных составов, а только позволит суду назначить наказание ближе к предусмотренному максимальному размеру (каковой, как мы помним, также отличается у нас в меньшую сторону).

Следует, пожалуй, согласиться с мнением Тихоновой С.С., которая считает, что формулировка УК Казахстана является более удачной также по той причине, что предусматривает последующее использование изъятых органов и тканей не только для трансплантации, но и в форме "иного использования" <1> (исследователь, правда, имела в виду текст ранее действовавшего уголовного закона, однако в новой версии Кодекса он, применительно к рассматриваемому составу преступления, изменился только в части санкций). Действительно, уголовно-правовой потенциал защиты прав и свобод человека в этом случае куда выше того, что обеспечивает российский уголовный закон, поскольку подобное положение дает возможность привлекать к ответственности также и лиц, применяющих насилие к потерпевшему в целях получения согласия на отчуждение фрагментов организма для проведения научных экспериментов, изготовления лекарственных препаратов, косметических средств, осуществления всевозможных противозаконных ритуалов и т.д.

--------------------------------

<1> См.: Тихонова С.С. Прижизненное и посмертное донорство в Российской Федерации: вопросы уголовно-правового регулирования. СПб., 2002. С. 97.

В то же время вряд ли стоит уделять особое внимание непосредственному перечислению случаев "иного использования", как это предлагают сделать А.С. Якименко, вводящий в собственный проект ст. 120 УК РФ прямое указание на "проведение опытов, обрядов" как вида "иных целей" <1>, и В.И. Коваленко, обосновывающий добавление в текст нормы целей "научных экспериментов, медицинских опытов, изготовления лекарственных или косметических препаратов, ритуальных обрядов" <2>. Общая формулировка и без того, по нашему мнению, охватывает все эти случаи и не ограничивает восприятия содержания нормы только лишь упомянутыми примерами.

Статья 137 "Купля-продажа и принуждение к изъятию для трансплантации органов или тканей человека" Уголовного кодекса Азербайджана <1>, как видим из ее наименования, делает акцент на материальной выгоде преступника и заключаемой им сделке. В норме содержатся сразу два основных состава преступления:

- незаконная купля-продажа органов или тканей человека (137.1 - наказывается штрафом в размере от двух тысяч до пяти тысяч манатов либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью);

- принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения (137.2 - наказывается лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет).

Применительно ко второму случаю имеется также квалифицированный состав, устанавливающий ответственность за то же деяние, совершенное с использованием беспомощного состояния потерпевшего либо его материальной, служебной или иной зависимости от виновного (137.3 - влечет наказание в виде лишения свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет).

За исключением запрета на куплю-продажу объектов трансплантации, формулировки азербайджанского уголовного закона идентичны российской норме. Они даже повторяют ту же стилистическую ошибку: расценивают "принуждение к изъятию" как "насильственное изъятие", хотя по языковым правилам оно таковым не является.

Несмотря на аналогичную стилистическую неточность, Уголовный кодекс Таджикистана <1> имеет немало особенностей в установленном им уголовно-правовом запрете. Статья 122, в частности, признает в качестве возможного потерпевшего не только лицо, у которого изымаются трансплантаты, но и "его близких". К ним также могут применяться насилие и угроза насилия с целью принудить донора к изъятию органов или тканей для трансплантации. Кроме того, некоторой спецификой отличается способ совершения деяния: помимо насилия и угрозы насилия, в качестве такового рассматривается и угроза уничтожения имущества.

--------------------------------

<1> Уголовный кодекс Республики Таджикистан от 21 мая 1998 г. (в ред. от 18 марта 2015 г.) // Веб-версия ИПС "Законодательство стран СНГ". URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx? rgn=2324#A4630VORUX.

Что касается санкции, то она чуть мягче российской - лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до трех лет. В терминологии УК РФ такие пределы наказания переместили бы деяние в разряд преступлений небольшой тяжести.

Часть 2 ст. 122 УК Таджикистана расширяет принятый в нашей стране перечень квалифицирующих обстоятельств за счет добавления в него еще двух признаков, характеризующих потерпевшего: совершение преступления в отношении заведомо несовершеннолетнего и в отношении двух и более лиц. В качестве наказания предусмотрено лишение свободы сроком от трех до пяти лет. Пределы дополнительного наказания оставлены без изменений.

Особо квалифицированный состав в ч. 3 ст. 122 устанавливает ответственность за совершение деяния в любой из форм соучастия. Сроки наказания в этом случае существенно увеличены - лишение свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на пять лет.

Кроме рассмотренной, в уголовном законе Таджикистана содержится еще одна норма, касающаяся нарушения правил трансплантации. Под таковым понимается "нарушение условий и порядка изъятия органов или тканей человека либо условий и порядка трансплантации, предусмотренных законом". Состав сконструирован как материальный, с двумя формами вины. В основание ответственности включен признак последствий, наступивших по неосторожности, - причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью донора или реципиента (ч. 1 - до трех лет лишения свободы) либо смерть потерпевшего (ч. 2 - то же наказание на срок от трех до пяти лет).

Статья 158 Уголовного кодекса Республики Молдова <1> также носит название, указывающее на более широкий, чем в России, перечень наказуемых деяний - "Торговля человеческими органами, тканями и клетками". Основной состав преступления в ч. 1 сформулирован немного сумбурно и охватывает сразу несколько различных видов деяний:

- незаконное изъятие человеческих тканей и/или клеток путем извлечения их из тела живого или неживого человека не уполномоченными на это лицами и/или в не уполномоченных, согласно законодательству, учреждениях;

- аналогичное деяние, совершенное с нарушением правовых положений, касающихся согласия лица на донорство;

- аналогичное деяние, совершенное в целях получения дохода;

- продажа, покупка, хищение, незаконные использование, хранение, владение, передача, получение, импорт, экспорт или транспортировка человеческих тканей и/или клеток.

Как видим, данный состав, во-первых, предусматривает такой неизвестный российскому уголовному закону предмет преступления, как "человеческие клетки". С учетом новейших достижений медицины и положений международных конвенций (также упоминающих "клетки" в качестве возможного объекта трансплантации) такой подход представляется вполне оправданным. Во-вторых, законодатель уделил самое пристальное внимание подробному описанию признаков незаконного изъятия: среди них упомянуты осуществление операций неуполномоченными лицами и учреждениями, а также отсутствие согласия донора. В-третьих, обращает на себя внимание факт распространения положений данной статьи не только на живого потерпевшего, но и на случаи нарушения телесной неприкосновенности умершего лица. В остальном норма, на наш взгляд, сформулирована не вполне удачно, поскольку смешивает в одном составе слишком разные по своему содержанию деяния.

Что касается наказания, то оно довольно сурово - лишение свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет. Поскольку УК Молдовы считает возможной уголовную ответственность и для юридических лиц, для них в качестве наказания предусмотрен штраф в размере от одной до трех тысяч условных единиц с лишением права осуществлять определенную деятельность или с ликвидацией юридического лица.

Выше мы уже обратили внимание на то, что рассматриваемый уголовный закон иначе определяет предмет преступления. Эта особенность проявляется также и в том, что органы в Молдове считаются более ценным объектом, по сравнению с тканями и клетками, а потому посягательство на них образует квалифицированный состав преступления. Часть 2 ст. 158 устанавливает наказания за те же самые действия, если они совершены с человеческими органами или их частями, и ее санкция значительно суровее той, что содержится в ч. 1: лишение свободы на срок от пяти до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, а для юридического лица - штраф в размере от трех до пяти тысяч условных единиц с лишением права осуществлять определенную деятельность или с ликвидацией юридического лица.

Таким образом, нарушение правил трансплантации органов и проведение с ними сделок образуют в Молдове, в терминологии российского уголовного закона, особо тяжкие преступления. УК РФ, как мы помним, относит ст. 120 к числу преступлений средней тяжести.

Часть 3 ст. 158 Уголовного кодекса Республики Молдова конструирует квалифицированный состав из деяний, предусмотренных предыдущими частями. Упомянутые в этой норме признаки можно условно разделить на несколько групп:

- касающиеся виновного (лицо, ранее совершившее аналогичное деяние - пункт "a"; публичное или должностное лицо, международный служащий, лицо, исполняющее ответственную государственную должность - пункт "f");

- касающиеся потерпевшего (в отношении беременной женщины или ребенка - пункт "d"; в отношении двух или более лиц - пункт "c");

- касающиеся способа совершения деяния (путем физического или психического принуждения - пункт "b"; совершенное двумя или более лицами - пункт "e").

Пределы наказания в виде лишения свободы в этом случае достигают сроков от семи до пятнадцати лет. Размеры штрафа (для юридических лиц) также увеличены и установлены в диапазоне от пяти до семи тысяч условных единиц.

В качестве особо квалифицированного состава в части 4 рассматриваются те же деяния, совершенные организованной преступной группой или преступной организацией (пункт "a") либо повлекшие причинение тяжкого телесного повреждения или иного тяжкого вреда здоровью либо смерть или самоубийство лица (пункт "b"). Сроки лишения свободы, предусмотренные в соответствующей санкции, составляют от десяти до двадцати лет. Повышены и предельные размеры штрафа для юридических лиц - от семи до девяти тысяч условных единиц. Дополнительные наказания, как и в ч. 3, оставлены без изменений, в сравнении с ч. ч. 1 и 2 той же статьи.

Суровость рассмотренных санкций, безусловно, впечатляет. Возможно, такое решение законодателя связано с тем, что в государстве, неоднократно признававшемся "беднейшей страной Европы", торговля органами очень развита. В середине 2000-х гг. было расследовано несколько громких уголовных дел, в том числе раскрыта подпольная сеть по торговле почками. Средства массовой информации тогда облетела новость, что в деревне Менжир не менее 17 человек одновременно продали по одной своей почке из-за состояния крайней нищеты, а всего в клиниках побывали не менее 100 человек из этой деревни <1>. Потерпевшие по таким делам, как правило, отказывались сотрудничать с полицией, а многие даже оставались довольны полученной материальной выгодой. Так что жесткие меры наказания, похоже, пока не очень помогают. Молдавия до сих пор занимает третье место в мире после Бразилии и Индии среди стран-поставщиков внутренних органов на "черный рынок". По данным международной организации Organs Watch, портрет типичного донора в наши дни выглядит так: житель Индии, Китая, Молдавии или Бразилии, возраст - 29 лет, пол - мужской, годовой доход - 370 евро. Портрет же типичного получателя трансплантата выглядит совсем иначе: гражданин США, Саудовской Аравии, Австралии или Израиля, возраст - около 48 лет, средний годовой доход - 41 тысяча евро <2>.

Прямой противоположностью УК Республики Молдова с его жесткими санкциями служит, пожалуй, Уголовный кодекс Туркменистана <1>, который вообще не содержит никаких составов преступлений, связанных с нарушением правил трансплантации.

Уголовный кодекс Узбекистана <1> конструирует основной состав преступления совершенно по иному принципу. Не используя термина "принуждение", ст. 133 устанавливает ответственность за изъятие органов или тканей только у умершего человека "без прижизненного согласия на это умершего или без согласования с его близкими родственниками". Тем самым из круга преступных деяний выпадает изъятие тех же органов и тканей у живого лица, и это, думается, не идет на пользу правоприменительной практике.

Довольно интересно выглядит и описание субъективной стороны деяния - "в целях трансплантации, консервации в научных или учебных целях". Дополнение вызвано, скорее всего, тем, что противозаконное изъятие органов или тканей человека может происходить только у трупа, а такой "расходный материал" подойдет в том числе и для обучения.

Квалифицированный состав в ст. 133 дополнен указанием на особые мотивы преступника (корыстные и иные низменные), а также неоднократность деяния (совершение преступления повторно или опасным рецидивистом).

Поскольку состав преступления, предусмотренный ст. 133 УК Узбекистана, подразумевает меньшую общественную опасность деяния, чем в нашей стране, вполне оправданными являются и существенно сниженные размеры наказания. Так, основной состав вообще не содержит указания на возможность назначения преступнику лишения свободы (наказывается штрафом от двадцати пяти до пятидесяти минимальных размеров заработной платы или лишением определенного права до пяти лет либо исправительными работами до трех лет), а квалифицированный хотя и устанавливает такую возможность, но предусматривает также и два альтернативных вида наказания (арест до шести месяцев, ограничение свободы на срок от трех до пяти лет либо лишение свободы на срок от трех до пяти лет).

Что касается стран дальнего зарубежья, то там уголовно-правовые запреты, как правило, также сформулированы немного удачнее, чем это сделано в российском уголовном законе.

К примеру, в ФРГ уголовная ответственность предусмотрена самим законом о трансплантации. Статья 18 этого нормативного акта устанавливает противоправность и наказуемость торговли органами, а ст. 19 запрещает под угрозой наказания проведение соответствующих операций без согласия донора либо с иным нарушением существующего порядка трансплантации <1>. К числу преступлений относится и незаконное распространение, обработка либо использование личной информации, полученной в связи с трансплантацией, если такие действия противоречат установленным в законе предписаниям. Безусловно, объективная сторона описанных деяний требует особого толкования, поскольку подразумевает бланкетные диспозиции. В то же время даже в таком виде правовые нормы выглядят более широкими по своему содержанию и, следовательно, лучшим образом защищают права граждан в рассматриваемой сфере.

Уголовный кодекс Франции разграничивает ответственность за незаконное изъятие органов (ст. 511-3) и ответственность за деяние, сопряженное с изъятием ткани или клеток либо сбором продуктов жизнедеятельности живого человека (ст. 511-5) <1>. Различная степень значимости предмета преступления подчеркивается разницей санкций: если за изъятие органа предусмотрено наказание в виде семи лет тюремного заключения и штрафа в размере 700000 франков, то за те же действия, совершенные в отношении человеческой ткани, может последовать тюремное заключение на меньший срок (до пяти лет) и штраф в меньшем размере (500000 франков). Такое разграничение уровня ответственности представляется довольно логичным, поскольку вред, наносимый организму в этих двух случаях, действительно сильно различается.

Следует отметить, что уголовная ответственность за незаконное изъятие органов или тканей человека для трансплантации предусмотрена не во всех странах мира. В частности, наказания за такого рода деяния отсутствуют в Уголовных кодексах Китая, Японии и Швеции <1>.

С учетом зарубежного опыта уголовно-правового регулирования трансплантации органов и тканей человека считаем возможным изменить формулировку ст. 120 УК РФ, чтобы расширить сферу ее применения и охватить больший круг возможных противоправных деяний. Предлагаемая нами редакция закона выглядит следующим образом:

"Статья 120. Принуждение к трансплантации

1. Принуждение лица к отдаче его органов, тканей или иных биологических фрагментов организма для трансплантации либо иного использования, а равно принуждение законного представителя к трансплантации органов или тканей находящегося на его попечении несовершеннолетнего или лица, страдающего психическим расстройством, совершенное путем обмана, злоупотребления доверием либо под угрозой уничтожения или повреждения имущества, а также распространения сведений, которые могут причинить существенный вред правам или законным интересам потерпевшего или его близких, -

наказывается лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Принуждение лица к отдаче его органов, тканей или иных биологических фрагментов организма для трансплантации либо иного использования, а равно принуждение законного представителя к трансплантации органов или тканей находящегося на его попечении несовершеннолетнего или лица, страдающего психическим расстройством, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения по отношению к потерпевшему или его близким, -

наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Принуждение медицинского работника к проведению операции по изъятию органов, тканей или иных биологических фрагментов организма человека для трансплантации, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения к потерпевшему или его близким, -

наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные:

а) в отношении двух или более лиц;

б) в отношении лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного;

в) в отношении заведомо несовершеннолетнего либо женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности;

г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия;

д) группой лиц или группой лиц по предварительному сговору;

е) лицом с использованием своего служебного положения;

ж) из корыстных побуждений, -

наказывается лишением свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

5. Деяния, предусмотренные частями первой, второй, третьей или четвертой настоящей статьи, если они:

а) повлекли по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия;

б) совершены организованной группой, -

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового".

Данный проект статьи, в отличие от действующей редакции УК РФ, учитывает выявленные нами пробелы в уголовном законодательстве. Думается, что с момента возникновения в медицине такого направления, как трансплантация органов и тканей, прошло достаточно времени, чтобы проанализировать возможные нарушения в данной области и подготовить оптимальный текст статьи, признаки состава преступления в которой наиболее полно охватывали бы преступные деяния в этой сфере.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (11.03.2017)
Просмотров: 345 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%