Установление определенных регулятивных рамок поведения и взаимодействия всех элементов системы всегда сопровождается установлением системы мер по обеспечению соблюдения этих рамок. Любая управленческая деятельность предполагает наличие системы контроля за реализацией управленческих решений и проверки факта и качества их выполнения. Одной из основных функций управления является контроль. "Контроль - постоянно действующий фактор управления, не связанный исключительно с проверкой исполнения управленческих решений. В таком понимании он охватывает все стороны деятельности управляемых объектов" <1>. Органом, создавшим и обеспечивающим систему мер по обеспечению соблюдения регулятивных рамок в национальной платежной системе, является Банк России, а характер деятельности Банка России в данной сфере назван надзором и наблюдением. Однако в научной литературе нет единого мнения относительно как самого понятия надзора, банковского надзора, так и его соотношения с контролем. Что касается наблюдения, то эта составляющая деятельности Банка России является новеллой, привнесенной Законом о национальной платежной системе.
--------------------------------
<1> Грачева Е.Ю. Указ. соч. С. 125 - 126.
Т.Э. Рождественская полагает, что надзор как вид публично-правовой деятельности входит в общую систему контроля <1>. А.Я. Курбатов занимает иную позицию и считает, что "банковский надзор, в отличие от общепринятого понятия надзора, предполагает вмешательство Банка России как надзорного органа в деятельность кредитных организаций и по существу является контролем" <2>. Л.Г. Ефимова, проанализировав полномочия Банка России, делает вывод об их смешанном надзорно-контрольном характере <3>. Н.В. Неверова подвергает сомнению правильность использования понятия "контроль" применительно к деятельности Центрального банка Российской Федерации. Автор полагает, что по признаку содержания терминов "контроль", "надзор" к деятельности Центрального банка Российской Федерации в сфере финансовых рынков более близок надзор, так как поднадзорные субъекты - некредитные финансовые организации не связаны отношениями организационной подчиненности и подведомственности с Центральным банком Российской Федерации, тогда как контроль, как правило, предполагает наличие таких отношений <4>. Высказанная Н.В. Неверовой точка зрения актуальна в свете передачи Банку России дополнительных полномочий в сфере финансовых рынков по надзору за деятельностью некредитных организаций. Однако в национальной платежной системе к организациям, не являющимся кредитными, применяется термин "надзор", а сами организации именуются поднадзорными.
--------------------------------
<1> Рождественская Т.Э. Банковский надзор в Российской Федерации: теоретико-правовые основы: Монография. М.: ЮРКОМПАНИ, 2012. С. 11.
<2> Курбатов А.Я. Банковское право России: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2009. С. 186.
<3> Ефимова Л.Г. Банковское право. Т. 1: Банковская система Российской Федерации. С. 96.
<4> Неверова Н.В. О новых контрольно-надзорных полномочиях Центрального банка Российской Федерации // Банковское право. 2013. N 6. С. 47 - 52.
Как указывает Я.А. Гейвандов, контроль предполагает наличие отношений подчиненности между контролирующим и контролируемым лицом. Кроме того, контроль предполагает оценку деятельности лица с точки зрения не только ее законности, но и целесообразности. В отличие от контроля, надзор характеризуется отсутствием подчиненности надзорных органов с поднадзорным объектом, а деятельность лица оценивается только с точки зрения законности, но не целесообразности. Кредитные организации, подлежащие банковскому надзору, не подчинены Банку России <1>. Предложенный Я.А. Гейвандовым подход представляется верным и может быть экстраполирован на имеющее место в настоящее время распространение надзора Банка России на организации, не являющиеся кредитными.
--------------------------------
<1> Гейвандов Я.А. Государственный банковский надзор в России // Банковское право Российской Федерации. Особенная часть. Т. 1 / Отв. ред. Г.А. Тосунян. М.: Юристъ, 2001. С. 339. Цит. по: Ефимова Л.Г. Банковское право. Т. 1: Банковская система Российской Федерации. С. 94 - 95.
Закон о национальной платежной системе определяет надзор Банка России в национальной платежной системе как деятельность Банка России по контролю за соблюдением операторами по переводу денежных средств, являющимися кредитными организациями, операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры требований Закона о национальной платежной системе и принимаемых в соответствии с ним нормативных актов Банка России. Из приведенного определения следует, что надзор осуществляется как за кредитными организациями, так и за организациями, не являющимися кредитными, например за оператором платежной системы, которым согласно закону может быть организация, не являющаяся кредитной.
Основными формами надзора Банка России в национальной платежной системе следует считать банковский надзор, осуществляемый в отношении кредитных организаций, и надзор, осуществляемый в отношении организаций, не являющихся кредитными.
В соответствии со ст. 56 Закона о Банке России ЦБ РФ является органом банковского надзора: Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных им обязательных нормативов. На основании ст. 73 Закона о Банке России для осуществления функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России наделен правом проводить проверки кредитных организаций (их филиалов), по итогам которых он полномочен направлять им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и применять меры принудительного воздействия.
В литературе не сформировалась единая позиция относительно понятия, форм и содержания банковского надзора.
Существует точка зрения, состоящая в том, что банковский надзор - это деятельность по обеспечению соответствия кредитных организаций распространяющимся на них требованиям в банковском секторе. Регулирование и надзор - взаимодополняющие понятия. При этом под банковским регулированием следует понимать издание Центральным банком Российской Федерации правовых актов, обязательных для исполнения всеми кредитными организациями, а также в силу наличия полномочий совершение юридически значимых действий, которые могут влиять на состав и структуру банковской системы <1>.
--------------------------------
<1> Прошунин М.М. Банковское право: Учебник / Под ред. С.В. Запольского. М.: Эксмо, 2010. С. 61 - 62.
Ряд авторов считают, что банковский надзор с юридической точки зрения является надзором за исполнением норм банковского законодательства. Предметом банковского надзора является исполнение кредитными организациями и банковскими группами требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России (общий надзор), а также обязательных нормативов и требований, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций и банковских групп или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, включая требования по ведению бухгалтерского учета и представлению отчетности (пруденциальный надзор). При этом сам банковский надзор представляет собой постоянно осуществляемую деятельность Банка России по проверке исполнения кредитными организациями и банковскими группами требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, нормативных актов Банка России, выполнениями ими обязательных экономических нормативов и резервных требований, а также требований по ведению бухгалтерского учета и представлению отчетности <1>.
--------------------------------
<1> Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право: Учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2010. С. 105 - 106.
Л.Г. Ефимова выделяет большее число направлений банковского надзора, относя к ним пруденциальный надзор, надзор за соблюдением банковского законодательства, надзор за финансово неустойчивыми кредитными организациями и кредитными организациями после отзыва банковской лицензии <1>.
--------------------------------
<1> Ефимова Л.Г. Банковское право. Т. 1: Банковская система Российской Федерации. С. 97.
Л.Т. Казакбиева полагает, что банковский надзор - это наблюдение Банка России (дистанционное и контактное) за исполнением и соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, установленных Банком России нормативных актов (в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности), а также применение мер государственного принуждения за нарушения банковского законодательства <1>.
--------------------------------
<1> Казакбиева Л.Т. Банковский надзор за деятельностью кредитных организаций как финансово-правовая категория: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 9.
Т.Э. Рождественская выделяет "лицензирование и государственную регистрацию банковской деятельности; дистанционный надзор; контактный надзор" в качестве направлений банковского надзора. При этом формами банковского надзора Т.Э. Рождественская полагает предварительный, текущий и последующий надзор <1>.
--------------------------------
<1> Рождественская Т.Э. Банковский надзор в Российской Федерации: теоретико-правовые основы: Монография. М.: ЮРКОМПАНИ, 2012. С. 172.
Л.Г. Ефимова основными формами банковского надзора считает наблюдение и проверку <1>.
--------------------------------
<1> Ефимова Л.Г. Банковское право. Т. 1: Банковская система Российской Федерации. С. 99.
Д.Г. Алексеева, С.В. Пыхтин, Е.Г. Хоменко различают две основные формы банковского надзора - дистанционную (документарную) и контактную (инспекционную). Дистанционный надзор представляет собой форму надзора на основе представляемой в Банк России отчетности и иных документов, а контактный надзор осуществляется посредством инспекционных проверок кредитных организаций <1>.
--------------------------------
<1> Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право: Учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2010. С. 108.
Таким образом, банковский надзор в национальной платежной системе осуществляется Банком России в качестве регулятора банковской системы. В отношении кредитных организаций будут продолжать применяться действующие нормативные акты Банка России, которые устанавливают порядок осуществления банковского регулирования и надзора.
Что касается организаций, не являющихся кредитными (поднадзорные организации), то здесь осуществление надзора Банком России имеет ряд особенностей. В отношении поднадзорных организаций Банк России осуществляет надзор на основании Закона о национальной платежной системе, а также принятых в развитие данного Закона нормативных актов Банка России. В частности, порядок осуществления надзора за поднадзорными организациями урегулирован Положением Банка России о порядке осуществления надзора за соблюдением не являющимися кредитными организациями операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры требований Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России, от 9 июня 2012 г. N 381-П <1> (далее - Положение N 381-П).
--------------------------------
<1> Вестник Банка России. 2012. N 31.
На основе анализа норм законодательства о национальной платежной системе, а также законодательства, регламентирующего порядок осуществления Банком России надзорных полномочий, представляется целесообразным разграничить надзор в национальной платежной системе по форме его осуществления на дистанционный и контактный. При этом содержание надзора в отношении кредитных организаций и организаций, не являющихся кредитными, имеет свои особенности.
Дистанционный надзор в национальной платежной системе состоит в праве Банка России запрашивать и получать для анализа различные документы и информацию, включая данные отчетности по платежной системе. При этом Банк России самостоятельно определяет формы и сроки представления такой отчетности и методику ее составления. Дистанционный надзор выражается также в анализе документов и информации, которые касаются деятельности поднадзорных организаций и участников платежных систем, а также организации и функционирования платежных систем.
Согласно ст. 57 Закона о Банке России Центральный банк Российской Федерации для осуществления своих функций имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности. Банк России также имеет право устанавливать обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.
Кредитные организации в рамках дистанционного надзора предоставляют данные отчетности в порядке, установленном целым рядом нормативных актов Банка России.
Так, указание Банка России от 12 ноября 2009 г. N 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" <1> устанавливает перечень, формы и порядок составления и представления в Банк России форм отчетности кредитных организаций. Порядок представления кредитными организациями годового отчета регламентирован указанием Банка России от 4 сентября 2013 г. N 3054-У "О порядке составления кредитными организациями годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности" <2>. Указание Банка России от 16 июля 2012 г. N 2851-У "О правилах составления и представления отчетности кредитными организациями в Центральный банк Российской Федерации" <3> устанавливает обязательные для кредитных организаций (их филиалов) общие правила составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности в Банк России.
--------------------------------
<1> Вестник Банка России. 2009. N 75 - 76.
<2> Вестник Банка России. 2013. N 61.
<3> Вестник Банка России. 2012. N 55.
Право Банка России запрашивать и получать сведения и документы не является новым для кредитных организаций, однако Закон о национальной платежной системе ввел в отношении кредитных организаций некоторые дополнительные обязанности. Так, например, в отношении операторов электронных денежных средств установлена обязанность уведомить Банк России в установленном им порядке о начале деятельности по осуществлению перевода электронных денежных средств не позднее 10 рабочих дней со дня первого увеличения остатка электронных денежных средств. В соответствии с указанием Банка России от 14 сентября 2011 г. N 2694-У "О порядке уведомления Банка России оператором электронных денежных средств о начале деятельности по осуществлению перевода электронных денежных средств" <1> оператор электронных денежных средств, осуществляющий деятельность по переводу электронных денежных средств, обязан направить в Банк России почтовым отправлением с уведомлением о вручении или нарочным через Экспедицию Банка России письменное уведомление о начале деятельности по осуществлению перевода электронных денежных средств не позднее 10 рабочих дней со дня первого увеличения остатка электронных денежных средств.
--------------------------------
<1> Вестник Банка России. 2011. N 54.
В отношении организаций, не являющихся кредитными, Банк России также устанавливает порядок представления различных форм отчетности. Так, форма отчетности по платежным системам для операторов платежных систем, методика ее составления и срок представления в Центральный банк Российской Федерации установлены указанием Банка России от 31 мая 2012 г. N 2824-У "Об отчетности по платежным системам операторов платежных систем" <1>.
--------------------------------
<1> Вестник Банка России. 2012. N 30.
Форма отчетности для операторов платежных систем по платежным системам, в рамках которых осуществляется перевод денежных средств по сделкам, совершенным на организованных торгах, в том числе отчетности по внебиржевым сделкам, которые они обслуживают, методика ее составления и срок представления установлены указанием Банка России от 27 июня 2014 г. N 3304-У "Об отчетности операторов платежных систем по платежным системам, в рамках которых осуществляется перевод денежных средств по сделкам, совершенным на организованных торгах" <1>. Указание Банка России от 9 июня 2012 г. N 2831-У "Об отчетности по обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, операторов по переводу денежных средств" <2> устанавливает формы отчетности по обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, операторов по переводу денежных средств, сроки представления отчетности и методики составления отчетности.
--------------------------------
<1> Вестник Банка России. 2014. N 73.
<2> Вестник Банка России. 2012. N 32.
Статья 32 Закона о национальной платежной системе предоставляет Банку России право при осуществлении надзора в национальной платежной системе запрашивать и получать от поднадзорных организаций и участников платежной системы документы и иную необходимую информацию, в том числе содержащую персональные данные. Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой государственными органами, муниципальными органами, юридическими и физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" <1> (далее - Закон о персональных данных). В соответствии с ним персональными данными признается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных). Поскольку законодатель использует словосочетание "любая информация", постольку перечень сведений, составляющих персональные данные, является открытым.
--------------------------------
<1> РГ. N 165. 2006. 29 июля.
Лица, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными, Законом о персональных данных признаются операторами. В контексте нормы ст. 32 Закона о национальной платежной системе операторами являются поднадзорные организации и участники платежной системы.
Персональные данные являются информацией. В этом качестве на персональные данные распространяется Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в соответствии с которым информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на:
- общедоступную информацию;
- информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Персональные данные граждан, кроме тех, которые относятся к общедоступным (ст. 8 Закона о персональных данных), являются информацией, доступ к которой ограничен.
Закон о персональных данных предусматривает различные категории персональных данных, например:
- общедоступные;
- специальные категории;
- категории персональных данных, обрабатываемые в информационных системах персональных данных;
- биометрические персональные данные и т.д.
Банк России может потребовать от поднадзорных организаций, а также от участников платежной системы информацию, относящуюся к персональным данным, то есть речь идет о представлении персональных данных. Закон о персональных данных под представлением персональных данных понимает действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному кругу лиц или определенному лицу. В данном случае речь идет о представлении персональных данных Банку России операторами - поднадзорными организациями, а также участниками платежной системы.
При этом операторы по переводу денежных средств, операторы платежных систем, операторы услуг платежной инфраструктуры и банковские платежные агенты (субагенты) обязаны гарантировать банковскую тайну в соответствии с законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности.
Деятельность Банка России по надзору за соблюдением поднадзорной организацией требований законодательства включает в себя:
- анализ показателей деятельности поднадзорной организации в целях выявления факторов, оказывающих негативное влияние на ее деятельность, бесперебойность функционирования платежной системы и услуги, оказываемые участникам платежной системы и их клиентам;
- проверку деятельности поднадзорной организации на соответствие требованиям к порядку обеспечения бесперебойности функционирования платежных систем и к системе управления рисками в платежной системе;
- проверку соблюдения требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств;
- проверку соответствия представленных в Банк России документов и информации (в том числе данных отчетности) фактической деятельности поднадзорной организации и своевременности их представления;
- проверку реализации оператором платежной системы порядка осуществления контроля за выполнением правил платежной системы;
- выявление фактов приостановления (прекращения) в одностороннем порядке оказания услуг платежной инфраструктуры участнику (участникам) платежной системы и его (их) клиентам и т.д.
Перечисленные направления деятельности Банка России в отношении поднадзорных организаций могут применяться не только при дистанционной форме надзора, но и при контрактной форме.
Контактная форма банковского надзора предполагает проведение инспекционных проверок организаций, подлежащих надзору со стороны Банка России.
Инспекционная деятельность Банка России - составная часть надзора, которая включает в себя непосредственное (с выходом на место) проведение инспекционных проверок и их организационное, информационное, методическое и иное обеспечение. Основной целью проведения Банком России инспекционных проверок является оценка на месте общего состояния объекта надзора либо отдельных направлений в его деятельности.
Порядок проведения инспекционных проверок поднадзорных организаций установлен Законом о НПС, а также Положением N 381-П. Порядок их проведения, а также порядок проведения проверок кредитных организаций рассмотрен далее.
Наблюдение в национальной платежной системе осуществляется Банком России в соответствии с Законом о НПС, а также Положением Банка России о порядке осуществления наблюдения в национальной платежной системе от 31 мая 2012 г. N 380-П <1>.
--------------------------------
<1> Вестник Банка России. 2012. N 31.
Наблюдение является новым институтом в российском праве. Исходя из анализа содержания деятельности Банка России по осуществлению наблюдения в национальной платежной системе можно утверждать, что наблюдение является формой дистанционного надзора, осуществляемого в национальной платежной системе в отношении организаций, не являющихся кредитными (поднадзорных организаций). В рамках наблюдения Банк России осуществляет:
1) сбор, систематизацию и анализ информации о деятельности наблюдаемых организаций, других субъектов национальной платежной системы и связанных с ними объектов наблюдения (мониторинг);
2) оценку деятельности наблюдаемых организаций и связанных с ними объектов наблюдения (оценка);
3) подготовку по результатам указанной оценки предложений по изменению деятельности оцениваемых наблюдаемых организаций и связанных с ними объектов наблюдения (инициирование изменений).
Приоритетным является наблюдение за значимыми платежными системами, которое осуществляется Банком России посредством всех видов деятельности, указанных выше. В отношении наблюдаемых организаций, других субъектов национальной платежной системы, платежных систем, не являющихся значимыми, а также других объектов наблюдения Банк России осуществляет мониторинг.
При осуществлении мониторинга Банк России использует информацию, полученную в рамках надзора в НПС, а также информацию, полученную при взаимодействии с субъектами НПС. Банк России вправе запрашивать и получать от организаций федеральной почтовой связи информацию об осуществлении ими почтовых переводов денежных средств, за исключением сведений, отнесенных Законом о почтовой связи к тайне связи. Банк России может использовать информацию, получаемую при взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, центральными банками и иными органами надзора и наблюдения в национальных платежных системах иностранных государств.
Взаимодействие Банка России с субъектами НПС в целях получения от них информации проводится в формах направления запросов Банка России и представления субъектами НПС необходимой информации по запросу Банка России в установленные им сроки ее представления; рабочих встреч с уполномоченными представителями субъекта (субъектов) НПС и т.п.
Результаты мониторинга субъектов НПС обобщаются Банком России на ежегодной основе и используются для подготовки общего обзора результатов наблюдения в НПС.
Оценка деятельности наблюдаемых организаций и связанных с ними объектов наблюдения осуществляется Банком России в отношении значимых платежных систем. Она осуществляется Банком России не реже одного раза в два года и проводится в срок, не превышающий шести месяцев с даты начала Банком России оценки.
При оценке значимой платежной системы Банк России осуществляет:
- отбор и анализ информации о наблюдаемых организациях, обеспечивающих функционирование значимой платежной системы;
- выявление фактов, препятствующих проведению оценки значимой платежной системы;
- проведение оценки степени соответствия (несоответствия) организации и функционирования значимой платежной системы рекомендациям для значимых платежных систем на основании методик оценки;
- подготовку выводов о соответствии (несоответствии) организации и функционирования значимой платежной системы рекомендациям;
- выявление наилучшей практики в области платежных систем;
- определение недостатков (негативных факторов) в деятельности наблюдаемых организаций, обеспечивающих функционирование значимой платежной системы.
По результатам оценки значимой платежной системы Банк России формирует отчет, который включает в себя информацию о результатах оценки, материалы оценки, предложения по изменению деятельности оцениваемых наблюдаемых организаций.
Разработка предложений по изменению проводится в случае выявления в ходе оценки значимой платежной системы недостатков (негативных факторов) в деятельности наблюдаемых организаций, обеспечивающих ее функционирование, а также в организации и функционировании значимой платежной системы, которые могут привести к неблагоприятным последствиям с учетом размера причиняемого ущерба.
Банк России для проведения оценки значимой платежной системы разрабатывает методики оценки на основании стандартов или лучшей мировой и отечественной практики. В методиках оценки устанавливаются оценочные критерии, касающиеся, например, раскрытия правил и информации, необходимой для определения участниками значимой платежной системы возможной подверженности их рискам; защиты информации при осуществлении переводов; порядка осуществления переводов денежных средств и т.п.
Банк России разрабатывает предложения по изменению в случае выявления недостатков (негативных факторов) в деятельности наблюдаемых организаций, а также в организации и функционировании связанной с ними значимой платежной системы, которые могут привести к возникновению неблагоприятных последствий с учетом размера причиняемого ущерба.
Банком России могут быть разработаны следующие предложения по изменению:
- внесение соответствующих изменений в правила значимой платежной системы, внутренние документы наблюдаемых организаций, договоры с наблюдаемыми организациями;
- внесение соответствующих изменений в систему управления рисками значимой платежной системы;
- совершенствование информационно-коммуникационных технологий наблюдаемых организаций в части обеспечения защиты информации при осуществлении переводов денежных средств;
- изменение механизмов платежного клиринга и расчетов.
Банком России могут быть разработаны иные предложения по изменению.
Банк России опубликовывает обзор результатов наблюдения за значимыми платежными системами и общий обзор результатов наблюдения в национальной платежной системе не реже одного раза в два года.
Наконец, третьей составляющей деятельности Банка России по надзору в национальной платежной системе наряду с дистанционным и контактным надзором является применение действий и мер принуждения в случае выявления нарушений в деятельности поднадзорных организаций, а также мер воздействия в случае выявления нарушений в деятельности кредитных организаций. Указанные вопросы рассмотрены в рамках следующего параграфа.
|