Составной частью банковского регулирования и надзора является инспекционная деятельность Банка России. Правовые основы ее осуществления различны для кредитных организаций и организаций, не являющихся кредитными.
Основным нормативным актом, регламентирующим процедуру инспекционной деятельности в отношении кредитных организаций, является Инструкция Банка России от 25 февраля 2014 г. N 149-И "Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)" <1>.
--------------------------------
<1> Вестник Банка России. 2014. N 23 - 24.
Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями Банка России или по поручению Совета директоров аудиторскими организациями. В проведении проверок банков могут участвовать служащие Агентства по страхованию вкладов.
По общему правилу проверки кредитных организаций проводятся не реже одного раза в 24 месяца.
Проверка кредитной организации осуществляется за период деятельности кредитной организации, который не может превышать пяти календарных лет деятельности кредитной организации, предшествующих году проведения проверки.
Проводимые Банком России проверки кредитных организаций можно классифицировать по различным основаниям.
В зависимости от поднадзорности территориальным учреждениям Банка России структурных подразделений кредитной организации, проверяемых в течение одной проверки, проверки кредитных организаций подразделяются на два типа: региональные и межрегиональные. Региональная проверка - проверка структурных подразделений кредитной организации, надзор за деятельностью которых осуществляется одним и тем же территориальным учреждением Банка России. Межрегиональная проверка - проверка структурных подразделений кредитной организации, надзор за деятельностью которых осуществляют разные территориальные учреждения Банка России.
В зависимости от конфиденциальности информации о проведении проверки могут осуществляться:
- проверки без предварительного уведомления кредитной организации;
- проверки с предварительным уведомлением кредитной организации.
Предварительное уведомление о проведении проверки направляется руководителю кредитной организации и может содержать требования о совершении конкретных действий по обеспечению содействия в проведении проверки, в частности:
- подготовки документов по вопросам, подлежащим проверке, либо необходимых для ее обеспечения;
- проведении организационных мероприятий, в том числе выделении отдельного служебного помещения для рабочей группы, оборудовании его организационно-техническими средствами;
- совершении иных действий.
Проверка по вопросу соблюдения требований законодательства РФ и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма во всех случаях осуществляется без предварительного уведомления кредитной организации.
В зависимости от объема уполномоченные представители Банка России проводят три вида проверок кредитных организаций: комплексные, тематические и специализированные. Комплексная проверка - проверка, проводимая по всем основным направлениям деятельности кредитной организации, за определенный период ее деятельности. Комплексная проверка кредитной организации проводится в срок до 60 рабочих дней.
Тематическая проверка - проверка, проводимая по отдельным направлениям деятельности или видам банковских операций и других сделок, которые осуществляются кредитной организацией, за определенный период ее деятельности. Тематическая проверка кредитной организации проводится в срок до 35 рабочих дней (до 45 рабочих дней в случае проведения проверок системно значимой кредитной организации и кредитной организации - участника банковской группы, головной кредитной организацией которой является системно значимая кредитная организация).
Специализированная проверка - проверка, проводимая исключительно по следующим вопросам за определенный период деятельности кредитной организации, а именно: выполнения кредитной организацией обязательных резервных требований; соответствия активов; наличного денежного обращения; осуществления уполномоченным банком отдельных видов банковских операций с денежными знаками в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящимися в обращении и являющимися законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства, а также с указанными денежными знаками, изымаемыми либо изъятыми из обращения, но подлежащими обмену и операции с наличной иностранной валютой и чеками во внутренних структурных подразделениях уполномоченного банка.
Специализированная проверка кредитной организации проводится в срок до 20 рабочих дней.
При необходимости срок проведения проверки кредитной организации может быть продлен по решению должностного лица Банка России, поручившего проведение проверки, с увеличением общего срока проведения проверки не более чем до:
- 105 рабочих дней - для комплексной проверки;
- 80 рабочих дней - для тематической проверки (90 рабочих дней в случае проведения проверок системно значимой кредитной организации и кредитной организации - участника банковской группы, головной кредитной организацией которой является системно значимая кредитная организация);
- 25 рабочих дней - для специализированной проверки.
Проверки кредитных организаций проводятся в соответствии со сводным годовым планом проверок кредитных организаций, составляемым на очередной календарный год. Сводный план устанавливает обязательный для исполнения структурными подразделениями Банка России перечень проверок кредитных организаций, упорядоченный по срокам их проведения (с указанием вида и типа проверок кредитных организаций). В сводный план при необходимости вносятся изменения или проводятся внеплановые проверки кредитных организаций. В 2014 г. Банк России провел 817 проверок, из них в соответствии со сводным планом проведена 551 проверка, и 266 проверок проведены на внеплановой основе.
Банк России не вправе проводить более одной проверки кредитной организации по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации, за исключением случаев, если такая проверка проводится:
- в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации;
- по мотивированному решению Совета директоров Банка России.
В практику инспекционной деятельности Банка России внедрены технологические карты, которые представляют собой алгоритм пошаговых действий инспектора при проверке отдельных вопросов деятельности кредитных организаций. Их применение обеспечивает повышение качества проверок и сопоставимость результатов проверок по нескольким кредитным организациям, снижает элементы субъективизма в действиях инспектора, оптимизирует и рационализирует его труд.
По результатам проверок Банк России выносит кредитным организациям обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России и применяет меры по отношению к нарушителям.
Основные принудительные меры воздействия перечислены в ст. 74 Закона о Банке России.
Если кредитная организация нарушает федеральные законы, нормативные акты и предписания Банка России, не представляет информацию или представляет неполную или недостоверную информацию, не проводит обязательного аудита, не раскрывает информацию о своей деятельности и аудиторского заключения по ней, то Банк России имеет право требовать от нее:
- устранить выявленные нарушения;
- взыскать штраф в размере до 0,1% минимального размера уставного капитала;
- ограничить проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.
В случае неисполнения в установленный срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов, Банк России вправе:
1) взыскать с кредитной организации штраф. Предельный размер штрафа установлен в размере 1% минимального размера уставного капитала;
2) потребовать от кредитной организации:
- осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов;
- замены определенных должностных лиц либо ограничения размера компенсационных и (или) стимулирующих выплат определенным должностным лицам на срок до трех лет;
- осуществления реорганизации кредитной организации;
3) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов - на срок до одного года;
4) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев;
5) ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации;
6) потребовать от учредителей кредитной организации предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов, в том числе путем ограничения распределения прибыли кредитной организации;
7) ввести ограничение на величину процентной ставки, которую кредитная организация определяет в договорах банковского вклада;
8) отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.
Основным нормативным актом, регламентирующим процедуру инспекционной деятельности в отношении организаций, не являющихся кредитными, является Положение N 381-П.
Проводимые Банком России проверки в отношении организаций, не являющихся кредитными, могут быть классифицированы по разным основаниям.
В зависимости от срока проведения проверок они могут быть плановые и внеплановые.
Банк России проводит плановые инспекционные проверки поднадзорных организаций не чаще одного раза в два года в соответствии с утвержденным Банком России планом проверок.
Внеплановые инспекционные проверки Банк России проводит при нарушении бесперебойности функционирования значимой платежной системы.
В зависимости от объема вопросов, подлежащих проверке, они могут проводиться по отдельным вопросам деятельности поднадзорных организаций либо являться комплексными.
К должностным лицам Банка России, обладающим правом поручать проведение инспекционных проверок, относятся:
- Председатель Банка России либо по его поручению заместитель Председателя Банка России, курирующий структурное подразделение Банка России, осуществляющее функции надзора за поднадзорными организациями;
- руководитель территориального учреждения Банка России по месту нахождения поднадзорных организаций, его заместители.
Для проведения инспекционной проверки формируется рабочая группа в составе не менее двух человек, в которую могут входить представители структурных подразделений центрального аппарата Банка России и (или) территориального учреждения Банка России, назначаются ее руководитель и члены рабочей группы.
Поручение на проведение инспекционной проверки должно содержать информацию о дате начала проверки, дате завершения проверки, виде проверки (плановая или внеплановая), об основании проведения проверки, о вопросах, подлежащих проверке (за исключением проведения комплексных проверок), проверяемом периоде, а также сведения о персональном составе уполномоченных представителей (служащих) Банка России.
Уполномоченные представители (служащие) Банка России вправе:
- получать доступ в места осуществления деятельности поднадзорной организации;
- получать и проверять документы и информацию поднадзорной организации;
- при необходимости получать заверенные подписью уполномоченного представителя поднадзорной организации и оттиском печати поднадзорной организации копии с соответствующих документов для приобщения к материалам инспекционной проверки;
- получать устные и письменные пояснения по вопросам деятельности поднадзорной организации;
- получать доступ в режиме просмотра к информационным системам поднадзорной организации;
- получать информацию из информационных систем поднадзорной организации в электронном виде;
- запрашивать поднадзорные организации и участников платежной системы по вопросам, касающимся функционирования платежной системы.
Банк России вправе при проведении инспекционной проверки запросить у поднадзорной организации документы и информацию для оценки бесперебойности функционирования платежной системы.
В случае отказа со стороны поднадзорной организации предоставить уполномоченным представителям (служащим) Банка России беспрепятственный доступ в места осуществления деятельности поднадзорной организации запрашиваемые информацию и документы, а также соответствующие пояснения по любым вопросам деятельности поднадзорной организации уполномоченные представители (служащие) Банка России составляют акт о противодействии проведению инспекционной проверки.
Срок проведения инспекционной проверки Банка России не может превышать трех месяцев.
По итогам инспекционной проверки уполномоченные представители (служащие) Банка России составляют акт инспекционной проверки, содержащий общую информацию о деятельности поднадзорной организации, информацию о выявленных в ходе проверки нарушениях с приложением подтверждающих документов, сведения о фактах противодействия проверке.
По итогам проверки Банк России может предпринимать определенные действия, а также меры принуждения в случае нарушения поднадзорной организацией требований законодательства.
Решение об осуществлении действий или применении мер принуждения принимается на основании документов и информации, которые получены Банком России в ходе осуществления дистанционного надзора и (или) инспекционных проверок, подтверждающих факты нарушений требований Закона о национальной платежной системе, принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России (подтверждающие документы).
Решение о применении действий или мер принуждения в отношении поднадзорных организаций, допустивших нарушения, принимается руководителем территориального учреждения Банка России, осуществляющего надзор за поднадзорной организацией, или его заместителем, за исключением:
- случаев, предусматривающих принятие мер по ограничению (приостановлению) оказания операционных услуг, услуг платежного клиринга;
- исключения оператора платежной системы из реестра операторов платежных систем.
В обоих перечисленных случаях решение принимается Председателем Банка России, его заместителем, курирующим структурное подразделение Банка России, осуществляющее функции надзора за поднадзорными организациями, или лицами, их замещающими.
В случаях, если нарушения требований законодательства поднадзорной организацией непосредственно не влияют на бесперебойность функционирования платежной системы, а также не влияют на услуги, оказываемые участникам платежной системы и их клиентам, Банк России осуществляет следующие действия:
1) доводит до сведения органов управления поднадзорной организации информацию о выявленном нарушении в письменной форме с указанием допущенного нарушения и срока, в течение которого такое нарушение должно быть устранено, при этом указанный срок не может быть менее 10 рабочих дней;
2) направляет органам управления поднадзорной организации рекомендации надзорного органа по устранению выявленного нарушения и рекомендует им представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение нарушения.
В случаях, если нарушения требований законодательства поднадзорной организацией влияют на бесперебойность функционирования платежной системы либо на услуги, оказываемые участникам платежной системы и их клиентам, Банк России применяет одну из следующих мер принуждения:
1) направляет предписание об устранении нарушения с указанием срока для его устранения;
2) ограничивает (приостанавливает) предписанием оказание операционных услуг, в том числе при привлечении операционного центра, находящегося за пределами Российской Федерации, и (или) услуг платежного клиринга.
Эта мера принуждения вводится на определенный предписанием срок и может включать ограничения предельного размера позиций на нетто-основе участника (участников) платежной системы; предельного количества распоряжений участника (участников) платежной системы и (или) общей суммы указанных распоряжений в течение дня.
Меры принуждения применяются Банком России также в следующих случаях:
1) при повторном в течение последних 12 месяцев нарушении поднадзорной организацией требования законодательства, если в отношении поднадзорной организации Банком России за нарушение этого требования осуществлялись действия Банка России или уже применялись меры принуждения;
2) при действиях (бездействии) поднадзорной организации, повлекших (повлекшем) приостановление (прекращение) осуществления переводов денежных средств в рамках платежной системы либо их несвоевременное осуществление, если в отношении поднадзорной организации Банком России осуществлялись действия Банка России или применялись меры принуждения;
3) если предписание Банка России не было выполнено поднадзорной организацией в установленный срок;
4) при неустранении нарушения, информация о котором была доведена Банком России до сведения поднадзорной организации, в установленный срок.
В случае неоднократного невыполнения предписаний с требованием об устранении нарушения, влияющего на бесперебойность функционирования платежной системы, в течение одного года со дня направления первого предписания Банка России об устранении такого нарушения Банк России исключает оператора платежной системы из реестра операторов платежных систем.
Банк России исключает оператора платежной системы, являющегося кредитной организацией, из реестра операторов платежных систем в случае неоднократного в течение года применения к оператору платежной системы, являющемуся кредитной организацией, за нарушение требований законодательства, если указанное нарушение влияет на бесперебойность функционирования платежной системы, мер, предусмотренных ст. 74 Закона о Банке России.
Решение об исключении оператора платежной системы из реестра операторов платежных систем оформляется в виде приказа Банка России и опубликовывается в официальном издании Банка России "Вестник Банка России". Обжалование решения Банка России об исключении оператора платежной системы из реестра операторов платежных систем, а также применение мер по обеспечению иска (обеспечительных мер) не приостанавливает действия указанного решения Банка России.
Банк России привлекает поднадзорную организацию и ее должностных лиц к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
|