Юрисдикция Суда ЕС.
1. Иски о нарушении обязанностей к государствам-членам (ст. ст. 258 - 260 ДФЕС).
Комиссия и каждое государство-член при подозрении в нарушении учредительных Договоров может обратиться в Суд ЕС. Самыми частыми причинами обращения в Суд ЕС являются иски Комиссии на несвоевременное или неполное применение права ЕС государством-членом. Если Суд ЕС установит, что государство-член нарушает обязанность, вытекающую из учредительных Договоров, и государство-член не выполнит решение суда или государство-член нарушит обязанность по извещению, например о трансформации директив, то на государство-член могут быть наложены штрафные санкции в виде фиксированной суммы или пени.
2. Иски об аннулировании (ст. ст. 263 - 264 и 266 ДФЕС).
Для того чтобы обеспечить законность законодательных актов, а также действий Европейского парламента, Европейского совета, Совета ЕС, Комиссии, Европейского центрального банка и иных органов и учреждений Союза, можно в отношении актов этих институтов, учреждений или органов подать иск в Суд Европейского союза при наличии определенных причин (отсутствие компетенции, нарушение существенных процедурных требований, нарушение первичного или вторичного права, злоупотребление полномочиями).
Иск может быть предъявлен (круг истцов) государствами-членами, Европейским парламентом, Советом ЕС, Комиссией, Палатой аудиторов, Европейским центральным банком, Комитетом регионов (последние три - только в защиту своих прав), а также любое физическое или юридическое лицо может подавать иски против актов, адресатом которых оно является либо которые непосредственно и индивидуально его затрагивают, а также против регламентарных актов, которые непосредственно его затрагивают и не требуют исполнительных мер.
3. Иски из бездействия к институтам, учреждениям или органам (ст. 265 ДФЕС).
Государства-члены, органы Союза и физические или юридические лица (в ограниченных случаях) могут в случае бездействия со стороны Европейского парламента, Европейского совета, Совета ЕС, Комиссии, Европейского центрального банка и органов или учреждений Союза подать иск в Суд ЕС при условии, что такое бездействие может быть квалифицировано в качестве нарушения положений учредительных договоров. До подачи иска должно быть подано требование о совершении действий.
4. Иск о возмещении ущерба (ст. 268 в сочетании со ст. 340 ДФЕС).
Европейский суд обладает юрисдикцией в отношении решений о возмещении вреда в рамках внедоговорной ответственности ЕС, например за ущерб, который причинили органы и служащие при выполнении своих обязанностей.
5. Преюдициальная юрисдикция (ст. 267 ДФЕС).
Важным инструментом для применения права ЕС является рассмотрение дел в преюдициальном порядке.
Суд Европейского союза имеет возможность очень эффективно обеспечить в государствах-членах единообразное применение и толкование права Европейского союза.
Суд Европейского союза решает в рамках рассмотрения дел в преюдициальном порядке о:
а) толковании договоров и б) действительности и толковании актов, принимаемых институтами, органами и иными учреждениями ЕС (т.е. в основном в отношении вторичного права).
Если при разбирательстве в суде государства-члена возникает вопрос об оценке права Европейского союза и этот вопрос, как представляется, требует принятия решения Суда ЕС, текущий процесс может быть прерван, чтобы соответствующий вопрос передать на рассмотрение Суда Европейского союза для принятия решения.
Национальный суд высшей последней инстанции обязан передать такой вопрос на рассмотрение Суда Европейского союза.
Решение Суда ЕС в преюдициальном порядке учитывается при принятии решения национальным судом.
Термин "Суд" следует толковать в смысле права Союза.
В области ОВПБ суд Союза в принципе не имеет юрисдикции (исключение см. ст. 275 ДФЕС).
В отношении положений о сфере свободы, безопасности и правосудия Суд ЕС применяет свою юрисдикцию ограниченно (см. ст. 276 ДФЕС).
|