Евросоюз достигает свои цели надлежащими средствами в пределах компетенции, которая предоставлена ему в Договорах (ст. 3 п. 6 ДЕС).
Договор о функционировании Европейского союза определяет сферы, границы и порядок осуществления его компетенции.
В разд. I ст. 2-6 Договора указаны категории и сферы компетенции Союза. Так, ст. 2 закрепляет, что, когда Договоры предоставляют Союзу исключительную компетенцию в определенной сфере, только Союз может законодательствовать и принимать юридически обязательные акты; государства-члены не могут сами осуществлять подобные действия, кроме как в случае, если они уполномочены на это Союзом, или в целях претворения в жизнь актов Союза.
Союз располагает исключительной компетенцией в следующих сферах:
а) таможенный союз;
б) установление правил конкуренции, необходимых для функционирования внутреннего рынка;
в) денежная политика в отношении государств-членов, денежной единицей которых является евро;
г) сохранение морских биологических ресурсов в рамках общей политики в отношении рыболовства;
д) общая торговая политика
Союз также располагает исключительной компетенцией по заключению международных соглашений, когда такое заключение предусмотрено в законодательных актах Союза, когда оно необходимо, чтобы обеспечить возможность Союзу реализовать свою внутреннюю компетенцию, или в той мере, в какой оно способно затрагивать общие правила или изменять их действие (ст. 3 ДФЕС).
Согласно ст. 4 п. 1 ДФЕС Союз располагает совместной с государствами-членами компетенцией в тех случаях, когда Договоры предоставляют ему компетенцию, которая не относится к сферам, предусмотренным в ст. ст. 3 и 6.
Основные принципы вертикального разделения власти (разделение совместной компетенции между ЕС и государствами-членами). Совместная компетенция Союза и государств-членов распространяется на следующие основные сферы:
а) внутренний рынок;
б) социальная политика применительно к аспектам, определенным в настоящем Договоре (ст. 4);
в) экономическое, социальное и территориальное сплочение;
г) сельское хозяйство и рыболовство, за исключением сохранения морских биологических ресурсов;
д) окружающая среда;
е) защита потребителей;
ж) транспорт;
з) трансъевропейские сети;
и) энергия;
к) пространство свободы, безопасности и правосудия;
л) общие проблемы безопасности в сфере здравоохранения применительно к аспектам, определенным в настоящем Договоре
В сферах научных исследований, технологического развития и космоса Союз располагает компетенцией проводить мероприятия, в том числе по разработке и реализации программ, при условии, что осуществление данной компетенции не будет препятствовать государствам-членам осуществлять собственную компетенцию.
В сферах сотрудничества в поддержку развития и гуманитарной помощи Союз располагает компетенцией проводить мероприятия и общую политику при условии, что осуществление данной компетенции не будет препятствовать государствам-членам осуществлять собственную компетенцию (п. п. 2 - 4 ст. 4 ДФЕС).
Понятие дополнительной компетенции и подразумеваемые полномочия и компетенция по достижении цели учредительных договоров - норма о гибкости - дано в ст. 352 Договора о функционировании Европейского союза.
1. Если в рамках направлений политики, определенных в Договорах, действие Союза представляется необходимым для достижения одной из целей, предусмотренных Договорами, а последние не предоставили соответствующих полномочий, то Совет, постановляя единогласно по предложению Комиссии и после одобрения Европейского парламента, принимает уместные положения. Когда эти положения принимаются Советом в соответствии со специальной законодательной процедурой, он также постановляет единогласно по предложению Комиссии и после одобрения Европейского парламента
2. Комиссия в рамках процедуры контроля соблюдения принципа субсидиарности, предусмотренной в п. 3 ст. 5 Договора о Европейском союзе, привлекает внимание национальных парламентов к предложениям, основанным на настоящей статье
3. Меры, основанные на настоящей статье, не могут производить гармонизацию законодательных и регламентарных положений государств-членов в тех случаях, когда Договоры исключают подобную гармонизацию
4. Настоящая статья не может служить основанием для достижения целей, относящихся к общей внешней политике и политике безопасности, а любой акт, принимаемый в соответствии с настоящей статьей, должен соблюдать ограничения, предусмотренные вторым абзацем статьи 40 Договора о Европейском союзе
Аналогичным образом осуществление политики, предусмотренной в ст. ст. 3 - 6 ДФЕС, не затрагивает применения процедур и соответствующего объема полномочий институтов, как эти процедуры и полномочия установлены Договорами для реализации компетенции Союза.
Союз располагает компетенцией осуществлять деятельность, направленную на поддержку, координацию или дополнение действий государств-членов. Сферами этой деятельности в их европейской направленности являются:
а) охрана и улучшение здоровья людей;
б) промышленность;
в) культура;
г) туризм;
д) образование, профессиональное обучение, молодежь и спорт;
е) гражданская оборона;
ж) административное сотрудничество (ст. 6 ДФЕС)
|