Понедельник, 25.11.2024, 08:18
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 21
Гостей: 21
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Банковские платежные карты

Банковские карты во всем мире являются одним из самых распространенных инструментов безналичных расчетов, завоевали популярность они и в России. Согласно данным ЦБ РФ из 797 российских кредитных организаций 572 осуществляют эмиссию и (или) эквайринг банковских карт. В стране обращаются свыше 234 млн. карт, подавляющую часть которых составляют карты международных платежных систем <1>. Между тем специальное законодательство о банковских картах в России отсутствует, а существующие правовые конструкции расчетов с использованием банковских карт являются спорными и не до конца разработанными.

--------------------------------

<1> Банк России: официальный сайт. URL: http://www.cbr.ru/ (дата обращения: 12.11.2015).

Гражданское законодательство РФ не содержит в себе специальных норм, регулирующих использование банковских карт. В то же время категорическое утверждение о том, что гражданское законодательство никоим образом не участвует в регулировании отношений, связанных с использованием банковских карт, было бы неверным, так как правовой основой в отношениях банка и клиента в связи с использованием при безналичных расчетах банковской карты является договор (преимущественно договор банковского счета, в соответствии с которым банк открывает клиенту банковский счет и обязуется предоставить комплекс услуг по ведению счета, в том числе услуг, предоставляемых для совершения операций с использованием банковской карты, а клиент обязуется оплачивать такие услуги банка и выполнять иные обязанности, предусмотренные договором). Таким образом, к правовому регулированию расчетов с использованием банковских карт относятся часть первая ГК РФ, закрепляющая общие положения об обязательствах, договоре и др., главы 45 "Банковский счет", 46 "Расчеты" части второй ГК РФ.

В 2010 году в Законе о банках появились положения, урегулировавшие отдельные аспекты операций с банковскими картами. Речь идет о норме ст. 29, в соответствии с которой кредитная организация - владелец банкомата обязана информировать держателя платежной карты до момента осуществления им расчетов с использованием платежной карты, предупреждающей надписью, отражаемой на экране банкомата, о размере комиссионного вознаграждения, установленного кредитной организацией - владельцем банкомата и взимаемого ею за совершение операций, а также отражать по итогам этих операций информацию о комиссионном вознаграждении на чеке банкомата. Таким образом, были защищены финансовые интересы держателей платежных карт при использовании банкоматов.

Специальным нормативным правовым актом, регулирующим обращение банковских карт в России, является Положение N 266-П. Несмотря на большое значение данного Положения для банковской практики, следует признать, что оно не удовлетворяет в полной мере потребностям оборота банковских карт. Пытаясь компенсировать нехватку нормативного правового регулирования, Банк России издал большое количество писем, восполнивших отдельные пробелы, в числе которых можно назвать: письмо Банка России от 2 октября 2009 г. N 120-Т "О памятке "О мерах безопасного использования банковских карт" <1>; письмо Банка России от 12 августа 2010 г. N 115-Т "Об идентификации физического лица при выдаче ему предоплаченной карты" <2>; письмо Банка России от 1 августа 2011 г. N 112-Т "О возврате денежных средств за товар (услугу), ранее оплаченный с использованием платежной карты" <3>; письмо Банка России от 2 июня 2014 г. N 104-Т "Об обеспечении бесперебойного осуществления переводов денежных средств с использованием платежных карт" <4> и др.

--------------------------------

<1> Вестник Банка России. 2009. N 58.

<2> Вестник Банка России. 2010. N 48.

<3> Вестник Банка России. 2011. N 43.

<4> Текст письма официально опубликован не был. Доступ из СПС "ГАРАНТ".

Следует отметить, что и международные, и российские эксперты сходятся во мнении, что банковская карта не средство хранения денежных средств. Даже ее использование с необходимыми мерами предосторожности не гарантирует сохранности находящихся на карточном счете денежных средств.

Таким образом, предлагаемой кредитной организацией услуги пользования банковской картой присущ внутренний недостаток, состоящий в возможности неправомерного получения реквизитов банковской карты, что небезопасно для имущества ее держателя. В связи с этим на основании п. 2.12.3 Положения N 382-П оператор по переводу денежных средств обеспечивает доведение до клиентов информации о возможных рисках получения несанкционированного доступа к защищаемой информации с целью осуществления переводов денежных средств лицами, не обладающими правом распоряжения этими денежными средствами, и рекомендуемых мерах по их снижению <1>.

--------------------------------

<1> Положение Банка России о требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств и о порядке осуществления Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств от 9 июня 2012 г. N 382-П // Вестник Банка России. 2012. N 32.

Переходя далее к исследованию понятия "банковская карта", следует сказать, что единой точки зрения о нем до сих пор не сложилось. Так, одни ученые полагают, что банковская карта - средство (инструмент) управления (распоряжения) денежными средствами ее держателя в целях оплаты товаров и услуг, а также для получения наличных денег и валюты <1>. По мнению других авторов, банковская карта представляет собой документ, выдаваемый кредитной организацией в подтверждение размещения на банковском счете денежных средств в указанной в договоре валюте, на основании которого держатель карты получает возможность неоднократно снимать со счета наличные денежные средства и (или) осуществлять оплату услуг (произведенных работ, приобретенного товара) <2>. Действующее Положение N 266-П (п. 1.5) рассматривает банковскую карту, а точнее ее разновидности: расчетную (дебетовую), кредитную и предоплаченную карты - в качестве электронного средства платежа.

--------------------------------

<1> Иванов В.Ю. Актуальные вопросы правовой квалификации расчетов посредством банковских карт // Банковское право. 2003. N 4.

<2> Кредитные организации в России: правовой аспект / Отв. ред. Е.А. Павлодский. М.: Волтерс Клувер, 2006.

Итак, банковская карта - это инструмент, средство платежа, документ. Думается, что каждое из названных определений характеризует банковскую карту с разных сторон. Считаем, что с практической точки зрения целесообразным является акцентирование внимания на том, кто является собственником банковской карты. Поскольку банковская карта относится к категории вещей в гражданском праве, постольку она, будучи имуществом, принадлежит банку-эмитенту на праве собственности.

Аккумулируя сказанное, банковскую карту предлагается определять как инструмент, принадлежащий на праве собственности банку-эмитенту, при помощи которого клиент распоряжается денежными средствами, находящимися у эмитента, в соответствии с законодательством и условиями договора.

Раскрывая понятие "банковская карта", нельзя не коснуться его соотношения с понятием "платежная карта". Из названия Положения N 266-П, его преамбулы и отдельных норм следует, что, кроме банковских карт, существуют и платежные карты. В преамбуле указывается, что кредитные организации - эмитенты осуществляют на территории России эмиссию платежных карт, которые далее будут называться в тексте Положения N 266-П банковскими картами, т.е. оба этих термина предлагается считать равнозначными. Вместе с тем в преамбуле упоминается и о платежных картах, эмитентом которых может являться кредитная организация, иностранный банк или иностранная организация. Примером последнего служит кредитная карта American Express, эмитент которой - юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией <1>. Отсюда можно сделать вывод, что в объем понятия "платежная карта" включается понятие "банковская карта", а последнюю надлежит рассматривать как ее разновидность, выделенную по территориальному принципу.

--------------------------------

<1> Тарасенко О.А., Хоменко Е.Г. Банковское право: Учебник. М.: Проспект, 2012. С. 274.

Интересным и актуальным является вопрос о критериях классификации банковских карт, позволяющий высветить отличия в использовании банковских карт того или иного вида. Положение N 266-П предусматривает существование трех видов банковских карт: расчетных (дебетовых) карт, кредитных карт и предоплаченных карт.

Под расчетной (дебетовой) картой понимается электронное средство платежа, которое используется для совершения операций ее держателем в пределах расходного лимита - суммы денежных средств клиента, находящихся на его банковском счете, и (или) кредита, предоставляемого кредитной организацией - эмитентом клиенту при недостаточности или отсутствии на банковском счете денежных средств (овердрафт).

Предоставление кредитной организацией денежных средств клиентам для расчетов по операциям, совершаемым с использованием расчетных (дебетовых) карт, осуществляется посредством зачисления указанных денежных средств на их банковские счета.

Кредитной картой является банковская карта, предназначенная для совершения ее держателем операций за счет денежных средств, предоставленных кредитной организацией - эмитентом клиенту в пределах расходного лимита в соответствии с условиями кредитного договора.

Предоставление кредитной организацией денежных средств клиентам для расчетов по операциям, совершаемым с использованием кредитных карт, осуществляется посредством зачисления указанных денежных средств на их банковские счета, а также без использования банковского счета клиента, если это предусмотрено кредитным договором при предоставлении денежных средств в валюте РФ физическим лицам, а в иностранной валюте - физическим лицам - нерезидентам.

Как видим, эти два вида банковских карт различаются по критерию принадлежности денежных средств, за счет которых клиент осуществляет операции с использованием банковской карты. При использовании расчетной карты клиент по общему правилу осуществляет операции за счет собственных денежных средств, находящихся на его банковском счете. При операциях с кредитной картой клиент использует денежные средства, предоставленные кредитной организацией.

Подавляющее большинство банковских карт, эмитированных российскими кредитными организациями, - 86,6% - являются расчетными (дебетовыми). При этом количество карт, полученных держателями по собственной инициативе, незначительно, большинство карт - это карты, выданные в рамках зарплатных проектов.

Доля кредитных карт в общем количестве эмитированных карт - 13,4%. Возрастная категория держателей кредитных карт - это граждане в возрасте от 25 до 44 лет <1>.

--------------------------------

<1> Банк России: официальный сайт. URL: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=psrf (дата обращения: 27.10.2015).

Предоплаченная карта как электронное средство платежа используется для осуществления перевода электронных денежных средств, возврата остатка электронных денежных средств в пределах суммы предварительно предоставленных держателем денежных средств кредитной организации - эмитенту.

Преимуществом банковских предоплаченных карт является их мгновенный выпуск. Иногда это становится единственным выходом для клиентов, у которых нет времени ждать, пока кредитная организация выпустит обычную карту. Потенциальными держателями предоплаченных карт являются школьники, студенты, учащиеся, которые, будучи несовершеннолетними, не могут иметь собственного банковского счета. Вместе с тем наибольшую популярность в России приобрело использование предоплаченных карт в качестве подарочных.

Предоплаченная карта не требует заключения договора на открытие банковского счета. С одной стороны, это позволяет защитить сбережения, поскольку мошенники не смогут воспользоваться всеми средствами, так как карта не привязана к банковскому счету. С другой - в терминологии Закона о страховании вкладов последним считаются денежные средства, размещенные вкладчиком или в его пользу на основании договора банковского вклада или банковского счета. Соответственно, средства на предоплаченной карте не подпадают под обязательное страхование. Кроме того, в соответствии с Законом о банкротстве <1> требования по предоплаченным картам должны включаться в состав третьей (а не первой) очереди реестра требований кредиторов.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.

Последнее положение оспаривалось в судебном порядке. Однако суд признал его соответствующим действующему законодательству на основании следующих выводов.

Заключенный между кредитной организацией и держателем предоплаченной карты договор следует квалифицировать как договор об использовании электронного средства платежа (договор о выпуске и обслуживании предоплаченных карт) без открытия банковского счета, а не как договор банковского вклада или банковского счета. Поскольку в соответствии с законодательством о банкротстве в составе первой очереди удовлетворяются требования физических лиц, являющихся кредиторами кредитной организации по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета (за некоторыми изъятиями), основания включать в эту очередь требования держателей предоплаченных карт отсутствуют <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 февраля 2015 г. N Ф05-482/2015 по делу N А40-88501/2014. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".

Помимо легальной, существуют и иные классификации банковских карт. Так, в зависимости от сферы действия обслуживающей банковскую карту платежной системы можно выделить банковские карты международных и российских платежных систем.

Подавляющее большинство обращающихся в России карт и объема операций приходится на международные платежные системы Visa и MasterCard, которые первыми развили свою инфраструктуру как на территории России, так и за ее пределами. Платежная система Visa - крупнейшая международная платежная система, чьи карты принимаются в 170 странах мира. В России Visa также заняла лидирующие позиции, на ее долю приходится порядка 100 млн. карт. Вторая платежная система на мировом рынке - MasterCard. В России обращаются около 80 млн. карт этой системы. Широко известна и American Express, чьи платежные карты ориентированы на людей, обладающих определенным финансовым статусом.

Отличными темпами работают и российские платежные системы, имеющие возможность в будущем выйти с отечественными картами на мировой уровень, - "Золотая корона" и "NCC".

Следует сказать, что в России долгое время отсутствовал собственный национальный платежный инструмент - национальная платежная карта. Но в декабре 2015 г. Банк России и АО "НСПК" объявили о начале эмиссии первых карт национальной платежной системы (ПС) "Мир". Платежная карта "Мир" будет использоваться в рамках национальной системы платежных карт (НСПК), участниками которой должны являться все кредитные организации, признанные Банком России значимыми на рынке платежных услуг, и все национально значимые платежные системы. В период с 2016 по 2018 г. должны осуществиться мероприятия по насыщению продуктовой линейки НСПК актуальными платежными продуктами и сервисами, их продвижению и развитию на территории России, а также по продвижению национальных платежных карт и иных электронных средств платежа и сервисов НСПК за пределами России. Выпуск и распространение национальных платежных карт рассматриваются как важнейший этап обеспечения финансового суверенитета России.

Актуальной представляется и классификация банковских карт в зависимости от способа записи и хранения информации на банковской карте. По этому критерию выделяют банковские карты с магнитной полосой, которые хранят информацию на магнитном носителе, и карты с интегральной схемой, содержащие микропроцессор, способные производить вычисления. Операции, совершаемые по картам с магнитной полосой, требуют авторизации, которая занимает определенное количество времени, что задерживает работу организации торговли. При этом в связи с использованием средств коммуникации она является достаточно дорогостоящей процедурой. Так как микропроцессорные карты несут информацию о балансе счета держателя, это позволяет совершать операции по ним в реальном времени без авторизации, т.е. без связи с банком-эмитентом в момент совершения операции. Отметим, что Банк России ввел требование, согласно которому расчетные (дебетовые) и кредитные карты, эмитированные кредитными организациями на территории РФ, срок действия которых начинается с 1 июля 2015 г., должны быть оснащены микропроцессором. Поскольку микропроцессорные карты обладают большей гибкостью и защищенностью, чем карточки с магнитной полосой, в будущем может быть разработан и другой метод использования этих карт.

Любопытным является тот факт, что российские платежные системы с начала своей деятельности дальновидно сделали ставку на выпуск защищенных микропроцессорных карт, которые обладают возможностью реализации различных приложений. Например, особенностью банковских карт платежной системы "Золотая корона" (24 млн. карт) является предложение своим клиентам, помимо традиционных банковских услуг, объединения на одной карте ряда приложений: "электронный кошелек", "транспортная карта", мобильные платежи, интернет-коммерция и пр. Пока ни одна платежная система не представляет такого спектра услуг в рамках единой технологии. Немаловажным аспектом является и низкая комиссия за обслуживание этих карт <1>.

--------------------------------

<1> "Золотая корона". Банковская карта. URL: http://koronacard.ru/About_card/Pages/card.aspx (дата обращения: 27.10.2015).

Одним из направлений использования банковских карт являются получившие широкое распространение так называемые зарплатные проекты. Сущность их заключается в том, что кредитная организация заключает договор с организацией-работодателем (главным образом имеющей значительный штат сотрудников), в соответствии с которым организация перечисляет денежные средства, предназначенные для выплаты заработной платы ее сотрудникам, на специальный счет в банке, а банк перечисляет заработную плату на карточные счета работников, которые впоследствии обналичивают ее в банкоматах. Среди держателей банковских карт большинство - 68,4% - владеет ими в рамках зарплатных проектов. Именно операции по обналичиванию денежных средств в банкоматах до сих пор составляют львиную долю транзакций, проводимых с использованием банковских карт.

В связи с усилением конкуренции в банковском секторе потребителям предлагаются разнообразные новые продукты. К их числу относятся и кобрендовые карты, являющиеся обычными банковскими картами, в рамках которых держателям банковских карт при условии оплаты товаров и услуг предоставляются дополнительные услуги, скидки и т.п. в соответствии с программами поощрений в других компаниях (например, в бонусных программах авиакомпаний, АЗС, операторов сотовой связи). Вопреки отсутствию соответствующего правового обеспечения, подобные проекты получили широкое распространение, опираясь на возможности договорного регулирования. Однако, несмотря на многообразие совместных программ, коммерчески успешные проекты в России - редкость. Существует несколько причин, по которым кобрендовые программы не оправдывают ожидаемых результатов, среди которых можно назвать взаимное недовольство партнеров, сильную конкуренцию, несовпадение технологических возможностей. Обычное явление для российского банковского рынка - и банкротство как компании-партнера, так и самого банка. По этой причине канули в Лету кобрендовые проекты Ситибанка и туристической компании "Куда.ru", банка "Русский стандарт" и сети "Арбат-Престиж" и др.

В зависимости от держателя банковских карт операции, совершаемые с их использованием, подразделяются на две группы: операции, совершаемые физическими и юридическими лицами.

Клиент - физическое лицо осуществляет с использованием банковской карты следующие операции:

- получение наличных денежных средств в валюте РФ или иностранной валюте на территории РФ;

- получение наличных денежных средств в иностранной валюте за пределами территории РФ;

- оплату товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) в валюте РФ и на территории РФ, а также в иностранной валюте - за пределами территории РФ;

- иные незапрещенные операции в валюте РФ или в иностранной валюте при соблюдении требований валютного законодательства.

Клиенты - физические лица с использованием расчетных (дебетовых) карт, кредитных карт могут осуществлять операции в валюте, отличной от валюты счета, валюты предоставленного кредита, в порядке и на условиях, которые установлены в договоре банковского счета, кредитном договоре. Клиенты - физические лица с использованием предоплаченных карт могут осуществлять переводы электронных денежных средств в валюте, отличной от валюты остатка электронных денежных средств.

Клиент - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляет с использованием расчетных (дебетовых) карт, кредитных карт следующие операции:

- получение наличных денежных средств в валюте РФ для осуществления на территории РФ расчетов, связанных с деятельностью юридического лица, индивидуального предпринимателя, в том числе оплатой командировочных и представительских расходов;

- оплату расходов в валюте РФ, связанных с деятельностью юридического лица, индивидуального предпринимателя, в том числе оплатой командировочных и представительских расходов, на территории РФ;

- иные незащищенные операции в валюте РФ и на территории РФ;

- получение наличных денежных средств в иностранной валюте за пределами территории РФ для оплаты командировочных и представительских расходов;

- оплату командировочных и представительских расходов в иностранной валюте за пределами территории РФ;

- иные операции в иностранной валюте с соблюдением требований валютного законодательства.

Указанные операции с использованием расчетных (дебетовых) и кредитных карт осуществляются по банковским счетам юридического лица и индивидуального предпринимателя. При этом кредитная организация - эмитент обязана определить максимальную сумму наличных денежных средств в валюте РФ, которая может выдаваться в течение одного операционного дня. Банк России рекомендует устанавливать для юридического лица и индивидуального предпринимателя возможность получения наличных денежных средств в валюте РФ в сумме, не превышающей 100 000 руб. в течение одного операционного дня.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют возможность с использованием расчетных (дебетовых) карт, кредитных карт осуществлять операции в валюте, отличной от валюты счета, в порядке и на условиях, которые установлены в договоре банковского счета.

При наличии соответствующего условия в договоре банковского счета в случае отсутствия или недостаточности денежных средств на банковском счете при совершении клиентом операций с использованием расчетной (дебетовой) карты клиенту в пределах лимита, предусмотренного в договоре банковского счета, может быть предоставлен овердрафт для осуществления данной расчетной операции.

Как видно, перечень операций, установленный для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, содержит такие понятия, как "расходы представительского характера", "расходы, связанные с командированием работников", которые требуют дополнительных пояснений.

Расходы представительского характера обозначены в п. 2 ст. 264 НК РФ, в соответствии с которым к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий. Организация развлечений, отдыха, профилактика и лечение заболеваний в состав представительских расходов не включаются.

Расходы, связанные с командированием работников. Согласно ст. 166 Трудового кодекса РФ служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются. Особенности направления работников в служебные командировки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации <1>. Соответственно, к расходам, связанным с командировкой и подлежащим возмещению (ст. 168 Трудового кодекса РФ), относятся: "расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя". В качестве иных расходов могут учитываться расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами); расходы на оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов; консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 13 октября 2008 г. N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки" // СЗ РФ. 2008. N 42. Ст. 4821.

Операции с предоплаченными картами характеризуются определенной спецификой, что находит свое выражение в следующем:

- ограничен срок исполнения распоряжения клиента - не более трех рабочих дней после принятия оператором электронных денежных средств;

- по отношению к предоплаченным картам установлена возможность применения автономного режима использования электронного средства платежа;

- определены порядок получения наличных денежных средств и ограничения, в соответствии с которыми общая сумма выдаваемых наличных денежных средств не должна превышать 5 тыс. руб. в течение одного календарного дня и 40 тыс. руб. в течение одного календарного месяца;

- в случае если держатель предоплаченной карты пожелает перевести остаток средств на свой банковский счет, ему необходимо пройти упрощенную идентификацию. Перевод средств без проведения идентификации или упрощенной идентификации возможен при условии соблюдения ограничений, установленных Законом о противодействии легализации <1>.

--------------------------------

<1> Москвичев А.А. Предоплаченные карты: скрытый потенциал и большие возможности // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. 2014. N 3.

Объем операций, совершаемых с использованием банковских карт, показывает значительные темпы прироста. Так, за 6 месяцев 2015 года держателями карт было осуществлено 5635,5 млн. операций, в том числе 1591,6 млн. пришлось на операции по снятию наличных денег и 4043,9 млн. - на операции по оплате товаров и услуг <1>. Вместе с тем небывалыми темпами растет и карточное мошенничество. По итогам прошедших лет его основными видами стали:

- операции без присутствия карты: хакерский взлом хранилищ данных платежной информации; создание "копий" различных веб-сайтов с целью заставить пользователя ввести реквизиты и ПИН-код (фишинг);

- подделка карт: установка в банкоматы или POS-терминалы накладок и других устройств, копирующих данные магнитной полосы и запоминающих ПИН-код держателя (скимминг);

- кража карт или использование утерянного пластика (Lost/Stolen). Одна их технологических разновидностей - траппинг ("ливанская петля") - захват карты в картридере с помощью специальных устройств с надеждой на то, что клиент уйдет, не дождавшись ответа, а мошенник извлечет банковскую карту из банкомата;

- получение доступа к мобильному банку картхолдеров, попытки выведать платежные данные по телефону (вишинг) <2>.

--------------------------------

<1> Банк России: официальный сайт. URL: http://www.cbr.ru/statistics/p_sys/print.aspx?file=sheet014.htm (дата обращения: 27.10.2015).

<2> Гуркина Е. Как защищался пластик // Финанс. 2009. N 41. С. 37.

Механизм расчетов с использованием банковских платежных карт наиболее удачно описан И.А. Спирановым <1>. В общих чертах выглядит следующим образом.

--------------------------------

<1> Правовое регулирование и налогообложение операций с банковскими картами. М.: Изд. группа "БДЦ-пресс", 2005. С. 13 - 19.

При оплате товаров (работ или услуг) с использованием банковских карт держатель передает карту кассиру организации торговли. Как правило, кассир вначале осуществляет процедуру авторизации, во время которой он связывается с банком-эмитентом карты. Основное назначение авторизации - убеждение в платежеспособности держателя карты. В основном авторизация осуществляется электронным способом. Если сделка одобряется, банк-эмитент по указанной цепочке, но в обратном направлении передает "код авторизации", идентифицирующий данный запрос, при этом сумма для дальнейшей авторизации уменьшается на авторизованную сумму.

Во время проведения авторизации эмитент блокирует денежные средства держателя на его счете в пределах авторизованной суммы. Эта блокировка предназначена для обеспечения требований эмитента к держателю по уплате сумм совершенных операций. Если авторизация завершена, но товар или услуга по каким-либо причинам не были получены, то организация торговли должна отменить авторизацию. Авторизация может быть отменена как полностью, так и частично.

Технически банк-эмитент может списать сумму операции со счета держателя карты на основании авторизованного запроса. Однако авторизация является лишь запросом о платежеспособности клиента и не свидетельствует о том, что сделка состоялась, поэтому за авторизованным запросом следует обмен расчетными документами.

После проведения авторизации кассиром составляется документ на бумажном носителе и (или) в электронной форме (далее - документ по операциям с использованием платежной карты). Документ по операциям с использованием платежной карты является основанием для осуществления расчетов по указанным операциям и (или) служит подтверждением их совершения.

При составлении документа по операциям с использованием платежной карты может использоваться аналог собственноручной подписи.

Если документ по операциям с использованием платежной карты составляется без осуществления процедуры авторизации, но при этом возникает обязательство эмитента перед эквайрером по исполнению этого документа, код авторизации в нем не указывается.

Документ по операциям с использованием платежной карты составляется в количестве экземпляров, установленном внутрибанковскими правилами или правилами участников расчетов. Он служит основанием для формирования особого состава документов - реестра по операциям с использованием платежных карт (далее - реестр операций).

Положение N 266-П определяет реестр операций как документ, содержащий информацию о переводах денежных средств и других операциях с использованием платежных карт за определенный период времени, составленный юридическим лицом, осуществляющим сбор, обработку и рассылку кредитным организациям информации по операциям с платежными картами, и предоставляемый в электронной форме и (или) на бумажном носителе.

Аналогичным образом происходит и оформляется выдача наличных денежных средств через пункты выдачи наличных. При этом документ по операциям с использованием платежной карты должен обязательно содержать сумму платы эквайреру за совершение операции. При совершении операций с использованием банкоматов и (или) электронных терминалов ими формируется электронный журнал.

Списание или зачисление денежных средств по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления в кредитную организацию реестра операций или электронного журнала.

Следует обратить внимание, что с 1 января 2014 г. введена в действие ст. 9 Закона о НПС, устанавливающая ответственность кредитных организаций в виде полного возмещения клиенту суммы операции в случае утраты банковской карты и (или) ее несанкционированного использования, за исключением случая ненаправления держателем карты уведомления об этом.

Кредитная организация, действуя как оператор по переводу денежных средств, обязана информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом. Как правило, такие уведомления банк направляет либо в день совершения операции, либо на следующий день.

Способы направления уведомлений об операциях, используемые кредитными организациям, различны - это могут быть и СМС-уведомления, и рассылка по электронной почте, и информирование в интернет-банке. При этом хотя бы один из способов информирования должен быть бесплатным для клиента.

Основная обязанность, возложенная на держателя карты, - уведомить банк в случае ее утраты и (или) его использования без его согласия. Законом установлен для клиента жесткий срок для направления в банк указанного уведомления - незамедлительно после обнаружения факта утраты банковской карты и (или) ее несанкционированного использования, но не позднее дня, следующего за днем получения от банка уведомления об операциях (ч. 11 ст. 9 Закона о НПС). Способ информирования устанавливается договором. На практике чаще всего используется звонок в контакт-центр банка с последующим представлением уведомления о несогласии в письменной форме. Следует обратить внимание, что день получения от банка уведомления об операциях - это не день, когда держатель карты физически прочитал уведомление, а день, который определен в качестве такового договором. Традиционным является закрепление в договоре положения, что держатель карты считается получившим уведомление об операциях в день его направления банком установленным договором способом, например на указанный адрес электронной почты или по указанному номеру мобильного телефона. Если держатель карты по каким-то причинам не проверяет электронную почту или отключает свой мобильный телефон, вследствие чего вовремя не прочитает уведомление об операциях, - это его вина. Использование на практике именно такого подхода связано с его максимальной объективностью - информация о направлении банком уведомления об операциях обязательно фиксируется и хранится не менее трех лет, благодаря чему она может быть использована в качестве доказательства при возникновении споров. Факт же получения клиентом такого уведомления не фиксируется и не хранится <1>.

--------------------------------

<1> Журавлева Е.В. Обязан ли банк вернуть деньги в случае несанкционированной операции по банковской карте или через интернет-банк? // Электронный журнал "Азбука права". 2016. 17 февр. URL: http://azbuka.consultant.ru/cons_doc_PBI_214174/.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (11.03.2017)
Просмотров: 1647 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%