Вступление России в рыночную экономику предполагает прежде всего изменения в правовом регулировании действующего законодательства в предпринимательской деятельности.
В связи с чем и возникла необходимость:
- разработать и сформировать новые организационно-правовые формы субъектов предпринимательской деятельности;
- сформировать новые современные стандарты, СНиП и правила деятельности;
- сформировать новые и современные саморегулируемые рынки во многих общественно значимых сферах деятельности (строительство, ЖКХ и т.д.);
- снизить государственные издержки (финансовые, управленческие, технические и т.д.) на такие правовые институты, как лицензирование, сертификация, квотирование.
Переход от лицензирования к саморегулированию необходим для решения проблем, связанных с ненадлежащим качеством выполнения работ, отсутствием действенных механизмов ответственности хозяйствующих субъектов за исполнением своих обязательств перед заказчиками.
Между тем именно СРО будут осуществлять контроль за деятельностью участников строительного рынка в части соблюдения последними требований к выдаче свидетельств о допуске, а также требований стандартов и правил саморегулирования СРО.
В порядке п. 17 ст. 1 ГрК РФ СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства признаются некоммерческие организации, сведения о которых внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций, основанных на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, осуществляющих данные виды работ.
Исходя из анализа действующего законодательства в области строительства, основными целями создания СРО послужат:
1) предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций;
2) повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Нужно отметить, что саморегулируемой организацией может выступать не любая некоммерческая организация, а только лишь та, которая создана в форме некоммерческого партнерства (п. 1 ст. 55.2 ГрК РФ).
Таким образом, саморегулируемыми организациями не могут быть, например, существующие объединения участников строительного рынка, созданные, как правило, в форме ассоциаций и союзов. Для того чтобы осуществлять функции саморегулируемой организации, им необходимо в порядке реорганизации пройти преобразование.
ГрК РФ предусматривает создание трех видов СРО:
1) СРО, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания;
2) СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации;
3) СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство.
Саморегулируемые организации как некоммерческие организации имеют специфический статус и осуществляют свою деятельность не только в интересах своих членов, но и иных субъектов-клиентов, инвесторов (застройщиков), конечных покупателей недвижимости. СРО обладают правом на отраслевое нормотворчество в отношении своих членов и под их материальную ответственность (компенсационный фонд - финансовую гарантию) за результаты своей деятельности.
Членство в профильной саморегулируемой организации гарантирует, что свидетельство о допуске к работам будет получено без лишних временных издержек, а финансовые затраты не превысят суммы, установленной законодательно.
Содержанием деятельности саморегулируемой организации являются разработка и утверждение документов, предусмотренных ст. 55.5 ГрК РФ, а также контроль за соблюдением требований, установленных членами СРО.
Данные документы можно разделить на две группы: обязательные и дополнительные.
К группе обязательных ст. 55.5 ГрК РФ относит следующие документы.
1. Требования к выдаче свидетельств о допуске - документ, устанавливающий условия выдачи СРО, свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Отметим, что это один из ключевых документов.
В нем СРО определяет квалификационные требования к индивидуальному предпринимателю, желающему получить свидетельство о допуске, требования к численности его работников либо работников юридического лица, претендующего на получение указанного свидетельства, квалификационные требования к таким работникам. Минимально необходимые требования к выдаче свидетельств установлены в ч. 8 ст. 55.5 ГрК РФ. К ним относятся:
1) требование о наличии у индивидуального предпринимателя или юридического лица не менее трех работников с высшим профессиональным образованием соответствующего профиля или не менее пяти со средним профессиональным образованием для выполнения определенных видов работ.
Также стаж работы по специальности таких работников должен составлять не менее трех лет для лиц, имеющих высшее профессиональное образование, и не менее пяти лет для лиц, имеющих среднее профессиональное образование;
2) индивидуальный предприниматель для самостоятельного осуществления работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, должен иметь высшее или среднее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работ по специальности не менее пяти лет.
2. Правила контроля в области саморегулирования - следующий документ, который в обязательном порядке должна разработать и утвердить СРО. В нем устанавливаются правила контроля за соблюдением членами СРО требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования.
3. Документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования.
Признаки саморегулирования в строительстве аналогичны по своему характеру публично-правовым образованиям. Они предназначены для защиты интересов неопределенного круга лиц.
Наряду с указанными выше целями создания саморегулирования в строительстве выделяют также цель по установлению определенных правил и стандартов профессиональной деятельности, контроль за их соблюдением, защиту прав членов и клиентов саморегулирования.
Для осуществления контроля СРО (в строительстве) должна обладать правом проверять профессиональную деятельность своих членов и создавать соответствующие контролирующие органы. СРО обладает правом применять к своим членам меры дисциплинарного воздействия (ответственности), вытекающие из отношений гражданско-правового характера, за нарушение правил и стандартов профессиональной деятельности и законодательства РФ, создавая соответствующий дисциплинарный орган.
Для разрешения споров между своими членами, а также споров между своими членами и их клиентами СРО в строительстве обладает правом создавать третейский суд.
Возможно наделение СРО отдельными техническими функциями органов государственной власти (решением соответствующих органов государственной власти либо по соглашению между органами государственной власти и СРО, аналогично способу передачи государственных полномочий в соответствии с ч. 2 ст. 78 Конституции РФ).
При этом передача государственных технических функций не должна причинять ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства.
Таким образом, государство делегирует часть публично-правовых механизмов правового регулирования в строительной отрасли в частноправовой сектор (между строителями и СРО, а также между строителями и заказчиками), когда предпринимательская среда в правовом аспекте к этому готова.
При этом готовность в правовом аспекте определяется необходимостью отказа государства от реализации функций ведомственного (отраслевого) нормотворчества, а также определению защиты частноправовых интересов в отношениях с государством, при этом индивидуальное противостояние частноправового интереса государства заменяется коллективным противостоянием.
Вместе с тем для достижения поставленной цели исследования целесообразно рассмотреть эффективность правового регулирования предпринимательской деятельности при переходе от лицензирования к саморегулированию.
|