Разграничивая функции государственных органов, нельзя забывать об их взаимодействии. Данный аспект деятельности органов власти, на наш взгляд, основной и весьма принципиальный, поскольку именно во взаимодействии проявляется истинная полнота реализации полномочий всех уполномоченных органов государственной власти и принцип системности финансово-правового механизма обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации. Следует согласиться с В.Е. Чиркиным, утверждающим, что "государственное управление - это системное управление. Оно характеризуется единством и дифференциацией: 1) общих и частных задач, целей, принципов; 2) органов и институтов управления; 3) внутрисистемных и межсистемных связей; 4) материальных и иных условий управления" <1>. Ю.А. Тихомиров также замечает: "Вполне оправданы строгие системные характеристики компетенции с учетом единства государственной власти и всей публичной власти в стране и многообразия форм их осуществления. Между тем увлеченность идеей разделения властей нередко приводила и приводит к утрате таких обобщенных представлений о власти и управлении. В стремлении изолировать власти и детально урегулировать их компетенции кроется опасность утраты общих задач государства и искусственного противопоставления властей и разных структур" <2>. Во избежание данных рисков, не способствующих достижению целей обеспечения финансовой устойчивости как системного явления, следует обратить особое внимание на взаимодействие различных государственных органов в исследуемой сфере. Поскольку все государственные органы находятся в тесной организационно-правовой связи, именно в их взаимодействии проявляется принцип системности функционирования финансово-правового механизма обеспечения финансовой устойчивости.
--------------------------------
<1> Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. С. 14 - 15.
<2> Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. С. 103.
В целях комплексного и наиболее эффективного управления в сфере обеспечения финансовой устойчивости практика выработала множество форм взаимодействия органов между собой.
Можно выделить следующие основные формы взаимодействия уполномоченных органов в исследуемой нами сфере: 1) создание совещательных (консультативных, координационных) органов; 2) участие в деятельности другого государственного органа; 3) последовательная (совместная) реализация функций государственных органов при осуществлении их профильной деятельности; 4) информационное взаимодействие; 5) предоставление отчетов о деятельности государственного органа.
Рассмотрим их более подробно <1>.
--------------------------------
<1> В рамках данного исследования приведены отдельные примеры реализации основных, на взгляд автора, форм взаимодействия государственных органов. Приведенный перечень не является исчерпывающим.
|