Понедельник, 25.11.2024, 08:22
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 19
Гостей: 19
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Совещательные (консультативные, координационные) органы

Придерживаясь подхода, использованного в предыдущем параграфе, первоначально остановимся на совещательных (консультативных, координационных) органах, деятельность которых имеет общий (связанный не только с осуществлением финансовой деятельности), но не менее важный характер для функционирования финансово-правового механизма обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации. Речь идет прежде всего о Государственном совете РФ (см. Указ Президента РФ от 01.09.2000 N 1602 "О Государственном совете Российской Федерации" <1>, Указ Президента РФ от 11.07.2012 N 946 "Вопросы Государственного совета Российской Федерации" <2>). Данный орган является совещательным, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, в том числе и в сфере обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации. Он состоит из представителей законодательной и исполнительной власти РФ и субъектов РФ (см. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" <3>). В частности, в него входят: Председатель Совета Федерации, Председатель Государственной Думы, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, высшие должностные лица - руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, руководители фракций в Государственной Думе <4>.

--------------------------------

<1> См.: Рос. газ. 2000. 5 сент.

<2> См.: СЗ РФ. 2012. N 29. Ст. 4066.

<3> См.: Парламент. газ. 2011. 14 - 20 янв.

<4> См.: Состав Государственного совета // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/structure/state-council/members (дата обращения: 06.05.2016).

Основными задачами Государственного совета РФ являются: содействие реализации полномочий Президента РФ по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, включая вопросы, связанные с обеспечением финансовой устойчивости, а также обсуждение проекта федерального закона о федеральном бюджете и информации, представленной Правительством РФ, о ходе исполнения федерального бюджета.

В процессе осуществления своей деятельности Государственный совет РФ дает поручения, в той или иной степени затрагивающие отдельные проблемы, связанные с обеспечением финансовой устойчивости Российской Федерации и являющиеся обязательными для исполнения <1>.

--------------------------------

<1> См.: Заседание Государственного совета по вопросам развития малого и среднего бизнеса // Президент России. URL: http://kremlin.ru/events/state-council/49214 (дата обращения: 06.05.2016).

Необходимость постоянного анализа и стратегического планирования по всему комплексу вопросов безопасности, а также подготовки проектов решений Президента РФ в соответствующих сферах обусловливает существование при Президенте РФ специального конституционного совещательного органа - Совета Безопасности РФ <1>. Коллегиальность органа обеспечивает участие в нем представителей различных государственных органов. Так, в состав Совета Безопасности РФ входят: Президент РФ, Председатель Правительства РФ, Председатель Совета Федерации, Председатель Государственной Думы, Министр иностранных дел РФ, Министр внутренних дел РФ, Министр обороны РФ, директор ФСБ России, полномочные представители Президента РФ по округам, Генеральный прокурор РФ и др. (см. Указ Президента РФ от 25.05.2012 N 715 "Об утверждении состава Совета Безопасности Российской Федерации" <2>).

--------------------------------

<1> См.: Заседание рабочей группы Экономического совета // Там же. URL: http://www.kremlin.ru/events/councils/by-council/32/20736 (дата обращения: 06.05.2016).

<2> См.: Рос. газ. 2012. 28 мая.

Как уже было отмечено в начале исследования, финансовая устойчивость государства является основой национальной безопасности Российской Федерации, позволяющей обеспечить финансовыми ресурсами все необходимые меры, направленные на достижение национальной безопасности. Непосредственно для интересующей нас сферы следует выделить следующие задачи Совета Безопасности РФ, направленные на обеспечение финансовой устойчивости: прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз национальной безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации (финансирование которых необходимо будет прогнозировать в составе расходов федерального бюджета, либо которые необходимо могут повлечь риски возникновения сверхрасходов федерального бюджета в случае принятия экстренных мер); подготовка Президенту РФ предложений: о применении специальных экономических (в том числе финансовых) мер в целях обеспечения национальной безопасности, об утверждении и уточнении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов в области обеспечения национальной безопасности и обороны (затрагивающих, в том числе вопросы финансового обеспечения реализации данных документов) и др.

Основными функциями деятельности Совета Безопасности РФ в изучаемой нами сфере являются: осуществление стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности, в том числе оценка эффективности работы по реализации документов стратегического планирования, корректировка документов стратегического планирования и стратегических национальных приоритетов; организация контроля за целевым расходованием бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год на финансирование расходов по обеспечению национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности и т.д.

Подготовка решений Президента РФ и Совета Безопасности РФ по разработке и уточнению Стратегии национальной безопасности РФ, иных концептуальных и доктринальных документов в области обеспечения национальной безопасности и обороны на основе выявления внутренних и внешних стратегических рисков, влияющих на устойчивое развитие Российской Федерации, а также угроз национальной безопасности (см. Указ Президента РФ "Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации") непосредственно возложена на аппарат Совета Безопасности РФ. Функции, связанные непосредственно с обеспечением безопасности в экономической (финансовой) сфере, возложены на Межведомственную комиссию Совета Безопасности РФ по безопасности в экономической и социальной сфере (далее - Комиссия). Следует обратить особое внимание на такие функции Комиссии, позволяющие обеспечивать финансовую устойчивость государства, как: анализ состояния и перспектив развития социально-экономической ситуации в стране с точки зрения обеспечения национальной безопасности в экономической и социальной сфере; выявление внутренних и внешних угроз устойчивому развитию Российской Федерации, реализации стратегических национальных приоритетов в экономической и социальной сфере, а также подготовка предложений и рекомендаций Совету Безопасности РФ по их нейтрализации; оценка денежно-кредитной политики и финансовой системы РФ, состояния и перспектив развития отраслей экономики с точки зрения обеспечения национальной безопасности; подготовка предложений и рекомендаций Совету Безопасности РФ по различным направлениям в области обеспечения национальной безопасности в экономической и социальной сфере.

Следующим совещательным (консультативным, координационным) органом, деятельность которого оказывает существенное влияние на обеспечение финансовой устойчивости государства, выступает Экономический совет при Президенте РФ (далее - Экономический совет, Совет). Данный Совет является консультативным органом при Президенте РФ, образованным в целях подготовки предложений по основным направлениям социально-экономической политики Российской Федерации, определению стратегии и тактики ее реализации, механизмов, обеспечивающих устойчивое развитие и технологическое обновление экономики. В отличие от других коллегиальных органов, созданных при Президенте РФ, помимо представителей органов государственной власти в Совет входят и представители банковской системы, науки, образования, бизнеса (см. Указ Президента РФ от 16.07.2012 N 1001 "Об Экономическом совете при Президенте Российской Федерации" <1>). В целях эффективного осуществления своей деятельности в исследуемой сфере Экономический совет создал рабочую группу по направлению макроэкономической и финансовой политики. Первостепенная задача, непосредственно связанная с обеспечением финансовой устойчивости, - выявление системных социально-экономических рисков, прогнозирование их возникновения, подготовка предложений по созданию механизмов управления рисками, предотвращению возникновения рисков и минимизации их возможных негативных последствий. Кроме этого, Совет осуществляет экспертно-аналитическое и информационное обеспечение деятельности Президента РФ по вопросам социально-экономической политики Российской Федерации, в том числе по вопросам макроэкономической ситуации (посредством проведения экспертизы проектов различных нормативных правовых актов, прогнозирования результатов практической реализации содержащихся в них положений, мониторинга результатов наиболее значимых социально-экономических реформ, выявления проблем, препятствующих их реализации, подготовки предложений по устойчивому развитию государства и т.д.) (см. Указ Президента РФ "Об Экономическом совете при Президенте Российской Федерации").

--------------------------------

<1> См.: СЗ РФ. 2012. N 30. Ст. 4254. В настоящее время членами данного органа являются Президент РФ, Министр экономического развития РФ, Председатель Счетной палаты РФ, Первый заместитель Председателя Государственной Думы, президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", президент Торгово-промышленной палаты РФ, Министр финансов РФ, заведующий кафедрой прикладной институциональной экономики федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", президент, председатель правления открытого акционерного общества "Сбербанк России", директор государственного автономного научного учреждения г. Москвы "Институт гуманитарного развития мегаполиса", ректор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", Председатель Банка России, генеральный директор автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и др.

Говоря о специальных совещательных (консультативных, координационных) органах, в первую очередь остановимся на Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период (далее - Комиссия 1), поскольку одним из ключевых принципов функционирования финансово-правового механизма обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации выступает принцип плановости (прогнозирования), в том числе федерального бюджета как основы финансовой устойчивости Российской Федерации. В состав Комиссии 1 входит большинство представителей различных министерств исполнительной ветви власти, что обусловлено возложенной именно на Правительство РФ обязанностью по составлению проекта федерального закона о федеральном бюджете (см. распоряжение Правительства РФ от 04.06.2012 N 887-р "О составе Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период" <1>).

--------------------------------

<1> См.: СЗ РФ. 2012. N 24. Ст. 3221.

Данный координационный орган образован в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при составлении проекта федерального бюджета (внесении изменений в федеральный бюджет) и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период. Основной задачей Комиссии 1 является обеспечение своевременной и качественной подготовки вопросов, связанных с составлением проекта федерального бюджета (внесением изменений в федеральный бюджет) и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период, для их рассмотрения Правительством РФ <1>.

--------------------------------

<1> См.: Правительственная комиссия по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период // Правительство России. URL: http://govemment.ru/department/20/about/ (дата обращения: 06.05.2016).

Правительственная комиссия по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов (далее - Комиссия 2) была создана как координационный орган для согласования действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ при решении вопросов повышения эффективности бюджетных расходов (см. Постановление Правительства РФ от 26.08.2014 N 855 "О Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов" <1>). Аналогично Комиссии 1 в состав Комиссии 2 входит большинство представителей различных министерств исполнительной ветви власти, что также обусловливается возложенной именно на Правительство РФ обязанностью по эффективному расходованию федерального бюджета <2>. Главной целью создания Комиссии 2 выступает подготовка предложений по оптимизации расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, использованию высвобождающихся бюджетных ассигнований для финансирования приоритетных направлений и мероприятий государственной политики, повышению качества и эффективности реализации государственных программ, а также контроль за реализацией соответствующих решений <3>. Приоритетной задачей Комиссии 2 является координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам: а) оптимизации расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ; б) использования высвобождающихся бюджетных ассигнований в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики; в) повышения качества и эффективности реализации государственных программ РФ. Для реализации поставленных задач Комиссия 2 осуществляет следующие функции: а) организует подготовку и анализ предложений об оптимизации расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ; б) организует подготовку и анализ предложений об использовании высвобождающихся бюджетных ассигнований для финансового обеспечения приоритетных направлений и мероприятий государственной политики; в) рассматривает проекты государственных программ РФ, в том числе предложения о внесении изменений в государственные программы РФ, а также подготавливает рекомендации по их доработке; г) рассматривает результаты реализации и оценки эффективности государственных программ РФ за отчетный период и подготавливает рекомендации по внесению изменений в государственные программы РФ; д) рассматривает иные вопросы, связанные с оптимизацией и повышением эффективности бюджетных расходов и т.д. (см. Постановление Правительства РФ "О Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов"). Так, например, по итогам одного их заседаний Комиссии 2 было принято решение о поддержке предложенных Минфином России и Счетной палатой РФ мер по совершенствованию законодательства РФ в части повышения эффективности использования бюджетных ассигнований главными распорядителями средств федерального бюджета и осуществления расходов государственными корпорациями и компаниями с государственным участием (с учетом целесообразности установления разумного переходного периода в отношении действующих контрактов или реализуемых проектов) <4>.

--------------------------------

<1> См.: СЗ РФ. 2014. N 36. Ст. 4846.

<2> См.: Состав Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов // Правительство России. URL: http://govemment.ru/info/14582/ (дата обращения: 06.05.2016).

<3> См.: Об образовании Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов // Там же. URL: http://government.ru/docs/14567/ (дата обращения: 06.05.2016).

<4> См.: О решениях по итогам совещания о повышении эффективности бюджетных расходов // Правительство России. URL: http://govemment.ru/orders/21930/ (дата обращения: 06.05.2016).

Деятельность Национального совета по обеспечению финансовой стабильности (далее - Национальный совет) носит более стратегический характер в сравнении с иными совещательными органами, созданными при Правительстве РФ. Это обстоятельство обусловливает и иной состав данного органа, состоящего преимущественно из равного количества представителей профильных министерств и Банка России (см. распоряжение Правительства РФ от 25.02.2015 N 295-р "Об утверждении составов Национального совета и секретариата Национального совета по обеспечению финансовой стабильности" <1>).

--------------------------------

<1> См.: СЗ РФ. 2015. N 10. Ст. 1548.

Национальный совет является постоянно действующим совещательным органом, образованным в целях рассмотрения вопросов обеспечения стабильности финансовой системы, выявления системных рисков и разработки предложений о мерах, направленных на снижение таких рисков (см. Постановление Правительства РФ "О Национальном совете по обеспечению финансовой стабильности").

Создание Национального совета направлено на обеспечение оперативного и эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и Банка России, проведение анализа общего состояния мировой экономики и результатов его мониторинга, рассмотрение оценки уровня системных рисков и разработку предложений о мерах по восстановлению финансовой стабильности государства (см. указанное Постановление Правительства РФ).

На Национальный совет возложено решение таких задач, как: а) оценка общего состояния мировой экономики и рисков, связанных с ее изменением; б) осуществление анализа результатов мониторинга общего состояния финансовых и товарных рынков, оценка системных рисков, связанных с их развитием; в) оценка методики определения системно значимых финансовых институтов (кредитных организаций, банковских холдингов и групп, небанковских финансовых институтов, объектов инфраструктуры финансового рынка) и их перечня; г) рассмотрение методик выявления и оценок системных рисков и угроз финансовой стабильности; д) оценка уровня системных рисков и угроз финансовой стабильности; е) разработка предложений о мерах, направленных на восстановление финансовой стабильности (см. названное Постановление Правительства РФ).

Национальный совет уполномочен на представление рекомендаций федеральным органам исполнительной власти и Банку России по вопросам наблюдения за состоянием устойчивости финансовой системы, системных рисков и угроз финансовой стабильности, а также характера и (или) режима применения мер, направленных на снижение указанных рисков, в том числе на отдельных сегментах финансового рынка.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (11.03.2017)
Просмотров: 279 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%