Данную форму взаимодействия условно можно разделить на два направления: первое из них предусматривает последовательное задействование реализации отдельных полномочий государственных органов в изучаемой сфере; второе - совместное выполнение отдельных функций с учетом специфики деятельности каждого органа <1>.
--------------------------------
<1> Считаем необходимым сделать оговорку об условности такого подразделения.
Наиболее ярким примером первого направления взаимодействия является осуществление бюджетного процесса, когда деятельность одного органа, выполнившего свои полномочия, последовательно сменяется деятельностью другого органа, но лишь в единстве они могут обеспечивать системность и комплексность выполнения поставленной задачи по осуществлению бюджетного процесса РФ <1>.
--------------------------------
<1> Подробнее см. часть третью БК, регламентирующую бюджетный процесс РФ.
В рамках реализации данного направления взаимодействия Государственная Дума: рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, направляемые Банком России, на предстоящий год (ст. 45 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"); принимает решение (только по предложению Национального финансового совета), на основании которого Счетной палатой РФ будут проведены проверки финансово-хозяйственной деятельности Банка России и его подразделений (ст. 23 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации") и др.
Осуществлению контроля за использованием Счетной палатой РФ средств федерального бюджета предшествует решение Президента РФ, постановление Совета Федерации и (или) постановление Государственной Думы (п. 3 ст. 41 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации"). В свою очередь, деятельность Счетной палаты РФ предшествует деятельности Следственного комитета РФ при решении задач по обеспечению защиты государственных и общественных интересов от преступных посягательств в финансово-бюджетной сфере и в сфере использования и сохранности государственной собственности, а также по выявлению, пресечению и расследованию преступлений (см. Положение о порядке взаимодействия между Счетной палатой Российской Федерации и Следственным комитетом Российской Федерации, принятое Счетной палатой РФ, Следственным комитетом РФ 05.05.2011 <1>).
--------------------------------
<1> СПС "КонсультантПлюс".
Обслуживание единого счета федерального бюджета, осуществляемое Банком России, происходит только после совершения Федеральным казначейством соответствующих операций, направленных на содействие открытию данного счета. При этом управление данным счетом осуществляет Минфин России.
В рамках второго направления (совместного осуществления отдельных функций) можно выделить деятельность Банка России (в лице Совета директоров) и Правительства РФ по разработке проекта основных направлений развития финансового рынка и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. В дальнейшем последующие действия в большей степени осуществляются в рамках первого направления: подготовленные проекты представляются для рассмотрения в Национальный финансовый совет, а также Президенту РФ, в Правительство РФ и Государственную Думу. Кроме этого, Банк России консультирует Минфин России по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг РФ и погашения государственного долга Российской Федерации с учетом их воздействия на состояние финансового рынка, в том числе на состояние банковской системы, и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики (ст. 21 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"); совместно с Минфином России в необходимых случаях заключает соглашения о проведении операций с золотовалютными резервами по поручению Правительства РФ (ст. 23 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)").
Счетная палата РФ при ненадлежащем исполнении ее предписаний может по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам объектов аудита (п. 4 ст. 27 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации").
Отпуск ценностей золотого запаса РФ осуществляется по решению Президента РФ, принимаемому на основании мотивированного представления Председателя Правительства РФ.
|