Понедельник, 25.11.2024, 08:52
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Правовой режим иммунитета бюджета

Финансовая устойчивость Российской Федерации напрямую зависит от "правильного" формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ. В этой связи в правовом механизме ее обеспечения особое место занимает специальный правовой режим, предусматривающий особые основания и порядок расходования бюджетных средств, - режим иммунитета бюджета. Данный правовой режим впервые был введен в бюджетное законодательство с принятием БК и являлся новеллой для теории финансового (бюджетного) права. С учетом роли и значимости проводимых в настоящее время реформ, направленных на повышение эффективности расходования бюджетных средств, особое внимание привлекают меры, способствующие этому. К ним, несомненно, можно отнести и иммунитет бюджета. Однако до настоящего времени теоретико-правовых исследований, посвященных анализу правового режима иммунитета бюджета не проводилось. На наш взгляд, такое исследование позволит более точно определить правовую природу иммунитета бюджета как правового иммунитета и даст возможность применять данное понятие к регулируемым им бюджетным отношениям, поскольку точность и ясность используемой законодателем правовой терминологии оказывает непосредственное влияние на качество и эффективность всего законодательства <1> (в нашем случае - бюджетного).

--------------------------------

<1> См.: Власенко Н.А. Язык права. С. 21 - 22.

Согласно статье 239 БК иммунитет бюджетов бюджетной системы РФ представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется только на основании судебного акта.

В целях определения правовой природы иммунитета бюджета прежде всего необходимо обратиться к анализу понятия "иммунитет". В научной литературе данный термин понимается неоднозначно. Первоначально данное понятие определялось как явление медико-биологического характера. В медицине "иммунитет" (от лат. Immunitas) - "освобождение, избавление от чего-либо"; это собирательное понятие - комплексная (работают сразу несколько механизмов) реакция, которая направлена на защиту организма от внедрения любого чужеродного материала <1>; невосприимчивость организма по отношению к возбудителям болезней или определенным ядам <2>; невосприимчивость, резистентность, сопротивляемость, способность организма защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность <3>. Впоследствии данная категория была имплементирована в иные сферы науки, в частности экономику, право, политологию. Так, в политологии под иммунитетом понимают необходимую составную часть любой социальной и политической структуры, которой обладает элита <4>.

--------------------------------

<1> См.: Биология - справочник юного натуралиста // Bioлогия: сайт. URL: http://www.bioaa.info/index.php/interesting/33-health/404-chto-takoje-immunitjet-kakije-faktory-na-njego-vlijajut.html (дата обращения: 07.05.2016).

<2> См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 20-е изд., стереотип. С. 258.

<3> См.: Биологический энциклопедический словарь / Гл. ред. М.С. Гиляров. 2-е изд., испр. М.: Сов. энциклопедия, 1986.

<4> См.: Политология: энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю.И. Аверьянов. М., 1993. С. 402 - 403.

Однако наиболее широкое применение данная категория приобрела именно в праве. Отмечается, что категория "иммунитет" имеет юридический смысл и значение <1>. В частности, анализ справочной и учебной литературы позволяет выделить различные виды иммунитета, исследуемые с правовой позиции: иммунитет государства <2>, дипломатический <3>, налоговый <4>, консульский <5>, свидетельский <6>, судейский <7>, депутатский <8> иммунитеты и ряд других.

--------------------------------

<1> См.: Агаев Ф.А., Галузо В.Н. Иммунитеты в российском уголовном процессе. М., 1998. С. 5.

<2> См.: Кураков Л.П., Кураков В.Л., Кураков А.Л. Указ. соч.

<3> См.: Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях. М.: Проспект, 2011.

<4> См.: Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой; Глобальная экономика: Энциклопедия / Под ред. И.М. Куликова, Т.Ф. Рябовой. М.: Финансы и статистика, 2011.

<5> См.: Сухарев А.Я., Крутских В.Е., Сухарева А.Я. Большой юридический словарь. М.: Инфра-М, 2003; Кураков Л.П., Кураков В.Л., Кураков А.Л. Указ. соч.

<6> См.: Авакьян С.А. Конституционное право. М.: Норма, 2001.

<7> См.: Сухарев А.Я., Крутских В.Е., Сухарева А.Я. Большой юридический словарь.

<8> См.: Бойков А.Д. Иммунитет депутатский // Прокурорская и следственная практика. 1998. N 1. С. 159.

С учетом указанной особенности можно полагать, что рассматриваемое понятие может быть отнесено к понятиям, генетически возникающим в других областях знания, но в связи с практическими целями или исследовательскими задачами "втянутым" в сферу права, получившим собственно юридическое содержание и статус правовых в силу их укоренения в понятийном строе юридической науки. Как отмечает Н.Н. Тарасов, понятия такого рода, возникая и существуя в собственных областях, содержательно адаптируются к характеристикам юридической науки и особенностям юридической практики, приобретают отличительный от своего прототипа объем, включаются в систему юридических понятий, т.е. участвуют в формировании предмета науки. Такие понятия можно условно назвать "консолидированными", поскольку они включаются в юридический оборот не механически, а претерпевают серьезные изменения, адаптируются к задачам юридических исследований и приобретают новое содержание <1>.

--------------------------------

<1> См.: Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. Екатеринбург, 2001. С. 165 - 166.

В то же время в праве имеются различные точки зрения относительно данной категории. Одни авторы понимают под иммунитетом только освобождение определенного круга субъектов права из-под действия общих правовых норм <1>, другие вкладывают в понятие "иммунитет" предоставленное кому-нибудь исключительное право не подчиняться некоторым общим законам <2>; третьи полагают, что "иммунитет" - это нераспространение некоторых законов на лиц, занимающих особое положение в государстве <3>; четвертые понимают как право не подчиняться некоторым общим законам <4>, предоставленное в определенных случаях государствам, международным организациям и лицам, занимающим особое положение в государстве <5>; пятые - как освобождение определенного круга субъектов права из-под действия общих правовых норм <6>. Иммунитет понимается также как "независимость", "избавление", "неподверженность" <7>; "освобождение от чего-либо, льгота, свобода, освобожденность" <8>.

--------------------------------

<1> См.: Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М., 1999. С. 239.

<2> См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М., 2003. С. 245; Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Эксмо, 2005. С. 267.

<3> См.: Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб., 2004. С. 242; Словарь иностранных слов. 18-е изд. М., 1989. С. 192 - 193.

<4> См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. 20-е изд., стереотип. С. 258.

<5> См.: Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 1999. С. 177.

<6> См.: Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 263; Большой юридический словарь / Авт.-сост. В.Н. Додонов и др.; под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М.: Инфра-М, 2003.

<7> Николаев А. Дипломатические привилегии и иммунитеты // Международная жизнь. 1983. N 2. С. 152.

<8> Конституционное право: Словарь / Отв. ред. В.В. Маклаков. М., 2001. С. 180.

Как отмечает В.С. Нерсесянц, по своей сущности право есть всеобщая справедливость, формальное равенство <1>. Право гарантирует равенство всех перед законом и равенство закона для всех, выступает как реальное выражение справедливости <2>. При этом всякий принцип - это общее правило с исключениями <3>. Исключения представляют собой неотъемлемый компонент права как особого регулятора общественных отношений. Исключения в праве - это допустимые юридическими нормами и закрепленные в них отличные от общеустановленных правил положения, применяемые уполномоченными на то субъектами при определенных условиях <4>. "Правовые иммунитеты - это особая разновидность юридических исключений, являющихся своего рода отклонениями от единых, типизированных правил нормативного регулирования. По своей сути это правомерное исключение, законное изъятие, установленное компетентными органами в соответствующих актах" <5>.

--------------------------------

<1> См.: Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства: Учебник. М.: Норма, 2004. С. 188.

<2> См.: Бербешкина З.А. Справедливость как социально-философская категория. М., 1983. С. 83.

<3> См.: Якупов Р.Х. Правоприменение в уголовном процессе (юридические проблемы). М., 1993. С. 73.

<4> См.: Гук П.А., Суменков С.Ю. Правовые исключения и их реализация в судебной деятельности // Журнал российского права. 2006. N 8. С. 124.

<5> Юшкова Ю.А. Иммунитет как правовая категория: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 8.

Введение иммунитета было вызвано необходимостью урегулирования существующей коллизии "между нормами, дающими право в бесспорном порядке производить списание денежных средств со счетов физических и юридических лиц, и тем, что расходы утверждаются законодательным актом соответствующего уровня, носят целевой и обязательный характер" <1>.

--------------------------------

<1> Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Е.Ю. Грачевой (комментарий к ст. 239).

Гражданское законодательство закрепляет равенство всех участников гражданских правоотношений, не делая исключения для государства (п. п. 1, 2 ст. 124 ГК) <1>, и даже наличие у него "властных функций не отражается на характере его участия в гражданско-правовых отношениях" <2>. При этом законодатель не закрепляет абсолютного равенства всех субъектов, делая оговорку, что данное равенство применимо, если "иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов" (ст. 124 ГК). Таким образом, государство, вступая в гражданские правоотношения, не может быть полностью освобождено от своего бюджетно-правового статуса как собственника бюджета, который придает государству особый статус в рамках гражданских правоотношений.

--------------------------------

<1> См.: Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301; часть вторая от 26.01.1996 N 14-ФЗ // Там же. 1996. N 5. Ст. 410; часть третья от 26.11.2001 N 146-ФЗ // Там же. 2001. N 49. Ст. 4552; часть четвертая от 18.12.2006 N 230-ФЗ // Там же. 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5496.

<2> Залесский В.В. Гражданское право России: Общая часть. М., 2001. С. 250.

Особый статус государства, его суверенитет <1> и приоритет публичных интересов неоднократно становились предметом судебных разбирательств. Так, в частности, необходимо отметить правовую позицию Конституционного Суда РФ, которая закрепила принцип приоритета публичных интересов в финансовой деятельности государства и согласно которой реализация прав и законных интересов отдельных индивидуальных субъектов или групп не должна оказать чрезмерно негативное влияние на обеспечение бюджетными средствами прав и интересов всех членов общества (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации") <2>. В дальнейшем, развивая эту позицию уже применительно к бюджетным правоотношениям, Суд определил, что федеральный законодатель вправе установить особый порядок исполнения судебных решений в отношении государства за счет средств бюджета, и таким образом признал правомерность закрепленного правового режима - иммунитета бюджета, что в очередной раз разрешило коллизию между публичными и частными интересами в пользу публичных (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 N 8-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов о федеральном бюджете на 2003 год, на 2004 год и на 2005 год и Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти" в связи с жалобами граждан Э.Д. Жуховицкого, И.Г. Пойма, А.В. Понятовского, А.Е. Чеславского и ОАО "Хабаровскэнерго") <3>.

--------------------------------

<1> Классическим трудом, посвященным изучению сущности суверенитета, является работа профессора И.Д. Левина "Суверенитет" (М.: Юрид. изд-во Министерства юстиции СССР, 1948).

<2> См.: Рос. газ. 1998. 6 янв.

<3> См.: Рос. газ. 2005. 21 июля.

Итак, возвращаясь к исследованию правовой природы иммунитета бюджета, отметим, что до настоящего времени в научной литературе не выработано единого определения правового иммунитета. А.В. Малько и С.Ю. Суменков определяют правовой иммунитет как самостоятельное правовое средство <1> государства, через которое оно предоставляет исключительное право лицам, занимающим определенное положение в межгосударственных и общественных отношениях, не подчиняться общим законам <2>. В более поздней своей работе они делают вывод, что "правовые иммунитеты есть особые льготы и привилегии, преимущественно связанные с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, Конституции и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций" <3>. С.В. Мирошник отмечает, что "иммунитет представляет собой совокупность особых правовых преимуществ, предоставляемых в соответствии с нормами международного права и Конституции страны определенному кругу лиц в силу занимаемой ими должности" <4>. По определению Н.С. Сопельцевой, иммунитет - правовая категория, которая представляет собой правомерное изъятие в сфере юридической ответственности, устанавливаемое в специальных нормах, в целях повышенной правовой защиты строго определенного круга лиц для обеспечения эффективной деятельности по выполнению государственно и общественно значимых функций <5>.

--------------------------------

<1> О правовых средствах подробнее см.: Малько А.В. Правовые средства как общетеоретическая проблема // Правоведение. 1999. N 2. С. 4 - 16; Шундиков К.В. Юридические средства реализации правовой политики // Правоведение. 1997. N 4. С. 24 - 32.

<2> См.: Малько А.В., Суменков С.Ю. Правовой иммунитет: теоретические и практические аспекты // Журнал российского права. 2002. N 2. С. 16.

<3> Там же. С. 17.

<4> Мирошник С.В. Правовые стимулы в российском законодательстве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 1997. С. 15.

<5> См.: Сопельцева Н.С. Иммунитеты в конституционном праве Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2003. С. 64.

Являясь особой правовой категорией, иммунитет предоставляет преимущества исключительно юридическим путем. Следует отметить, что, несмотря на специфику понимания и назначения правового иммунитета в различных отраслях права, общим является его восприятие в качестве своеобразного правового средства, регулирующего различные отношения и находящего свое непосредственное выражение в соответствующих изъятиях из действующего законодательства и правомерных исключениях, установленных специальными юридическими нормами <1>. С позиции С.Ю. Суменкова, иммунитет как истинная, реальная правовая категория всегда соответствует объективным закономерностям социально-политического развития общества на конкретном историческом этапе <2>.

--------------------------------

<1> См.: Юшкова Ю.А. Указ. соч. С. 67.

<2> См.: Суменков С.Ю. Привилегии и иммунитеты как общеправовые категории: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2002. С. 134.

Определение понятия правового иммунитета, как справедливо полагает ряд авторов, не может сводиться лишь к выборке существенных признаков этого понятия, предлагаемых энциклопедическими словарями и словарями современного русского литературного языка. Понятие "иммунитет" используется для обозначения правовой категории, и поэтому оно имеет юридический смысл и значение, а также соответствующие правовые признаки. Следовательно, раскрыть понятие иммунитета - значит выявить не столько его общеупотребительский смысл, сколько его правовые признаки, а в силу преходящего характера всякого правового явления - и его этимологию, происхождение <1>.

--------------------------------

<1> См.: Агаев Ф.А., Галузо В.Н. Указ. соч. С. 5.

Исходя из анализа вышеприведенных определений, можно выделить следующие общетеоретические свойства (признаки) правового иммунитета: во-первых, правовой иммунитет является самостоятельным правовым средством; во-вторых, представляет собой правовое изъятие из общих правил; в-третьих, устанавливается исключительно в специальных юридических нормах; в-четвертых, присущ исключительно различным субъектам права.

Сразу следует сделать оговорку, что иммунитету бюджета характерны все из вышеперечисленных признаков (как правовое средство определяет особые основания и порядок расходования бюджетных средств; как правовое изъятие из общего правила закрепляет, что принудительное обращение взысканий на средства бюджета запрещено, несмотря на равенство государства с иными участниками гражданских правоотношений; наконец, данному режиму посвящена ст. 239 БК), кроме последнего, - иммунитетом как правовым режимом в бюджетном праве обладает не субъект, а особый объект иммунитета - "бюджет Российской Федерации, являющейся самостоятельной категорией бюджетных правоотношений" <1>.

--------------------------------

<1> Крохина Ю.А. Базисные категории бюджетного права: доктрина и реальность // Журнал российского права. 2002. N 2. С. 26.

Возникает вопрос: можем ли мы говорить об иммунитете бюджета как о правовом иммунитете? На наш взгляд, можем. Отсутствие в теоретико-правовых исследованиях анализа так называемого исключения из общих правил в отношении иммунитета бюджета объясняется тем, что это довольно молодое явление, введенное в правовой оборот лишь в 1998 г. с принятием БК, в то время как иные виды правовых иммунитетов существуют не одно десятилетие, а порой и столетие. Наиболее близким к иммунитету бюджета по правовой природе выступает такой вид иммунитета иностранного государства, как "иммунитет от принудительного исполнения судебного решения" <1>, который предполагает, что недопустимо обращать на имущество иностранного государства меры для принудительного исполнения судебного решения, и который совокупно с судебным иммунитетом и иммунитетом от предварительного обеспечения иска образуют юрисдикционный иммунитет иностранного государства <2>.

--------------------------------

<1> Хлестова И.О. Юрисдикционный иммунитет государства. М.: Юриспруденция, 2007. С. 12.

<2> См.: Там же. С. 12.

В финансовом праве иммунитет бюджета с позиции определения правовой природы данного понятия является недостаточно изученным. Так, отдельные попытки предпринимались В.Г. Голубцовым <1>, однако его исследование в целом сводилось к анализу оснований и порядка обращения взысканий на средства бюджетов бюджетной системы РФ без акцента на само понятие и правовую природу иммунитета бюджета. Более того, в своей работе автор иммунитет бюджета понимает и как "правовой режим" <2>, и как "институт" <3>, как "принцип" <4>, что явно не способствует единому пониманию данного термина. В то же время в науке финансового права весьма активное внимание уделяется порядку исполнения судебных актов за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ <5> и финансово-правовому режиму казны <6>, за счет которой государство отвечает по своим обязательствам.

--------------------------------

<1> См.: Голубцов В.Г. Иммунитет бюджетов как особый правовой режим публичных финансов // Финансы и кредит. 2006. N 27 (231).

<2> Там же. С. 27.

<3> Там же. С. 29.

<4> Там же. С. 31.

<5> См.: Пауль А.Г. Исполнение судебных актов по требованиям к публично-правовым образованиям и государственным (муниципальным) учреждениям // Адвокат. 2012. N 2; Комягин Д.Л. Исполнение судебных актов о взыскании из бюджета: практика, теория и история вопроса // Реформы и право. 2013. N 1. С. 35 - 52; Он же. Научно-практический комментарий к главе 24.1 Бюджетного кодекса РФ "Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс", 2012; Он же. Общие процедуры исполнения судебных актов о взыскании из казны // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2014. N 11. С. 8 - 15; Гуреев В.А., Селионов И.В. Исполнение судебных актов в отношении государства, муниципальных образований и бюджетных учреждений: Учеб.-практ. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Юриспруденция", "Правоохранительная деятельность". М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2011; и др.

<6> См.: Талапина Э.В. Управление государственной собственностью. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. С. 276 - 282; Сауль С.Н., Бауэр А.В. Бюджет - еще не вся казна // ЭЖ-Юрист. 2005. N 28; Тарло А.Е. Ответственность казны: финансово-правовые аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013; Нуртдинов А.А. Государственная казна как финансово-правовая категория: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008; и др.

О единой правовой природе правового иммунитета и иммунитета бюджета также свидетельствует их единство целей и функций (конечно, с учетом специфики бюджетно-правовых отношений).

Определение целей и функций иммунитета бюджета позволит более полно изучить предназначение и необходимость использования данного правового средства в бюджетном праве.

Цели и функции имеют важнейшее значение при характеристике правовых иммунитетов. Цель в той мере, в какой она четко отражает существующую реальность и определяет направления и пути ее преобразования, свидетельствует об объективной природе иммунитетов, указывает на их соответствие потребностям общественного развития, интересам государства, населения. Поскольку иммунитеты - определенные законодательно закрепленные отклонения от общеустановленного порядка, то эти отклонения должны быть направлены исключительно на благо всего государства (общества) и соответствовать требованиям законности и справедливости. Юридическая цель - модель, идеальный образ предполагаемого результата, на достижение которого направлена деятельность <1>.

--------------------------------

<1> См.: Шундиков К.В. Механизм правового регулирования. С. 26.

Как справедливо отмечает И.П. Корякин, целью иммунитета является предоставление "дополнительных гарантий защиты отдельных категорий лиц посредством устранения противоречий между конкурирующими нормами права и морали, права и права" <1> (с оговоркой на защиту средств бюджетов).

--------------------------------

<1> Корякин И.П. Иммунитет в уголовном судопроизводстве: Дис. ... канд. юрид. наук. Караганда, 2002. С. 38.

Превалирование в иммунитете бюджета публичных интересов над частными и, как следствие, публично-правовой характер данной категории предопределяют и содержание ее целевых установок. Поэтому первостепенное назначение иммунитета бюджета производно от роли и значения бюджета и заключается в обеспечении выполнения всех публичных финансовых обязательств, принятых на себя государством в качестве социального, и усилении роли бюджета как инструмента государственной политики в целях достижения устойчивых темпов экономического роста и повышения уровня жизни российских граждан.

Роль иммунитетов проявляется в их функциях. В теории права выделяют следующие функции правовых иммунитетов: гарантирующую, основную функцию, так как правовой иммунитет гарантирует определенным субъектам беспрепятственное выполнение особо важных международных, государственных и общественных функций; стимулирующую, присущую иммунитетам вследствие того, что обладание ими неизбежно расширяет объем возможностей и свобод, тем самым происходит побуждение субъекта к такому виду деятельности, который оправдывает наличие у него исключительных преимуществ; компенсирующую, обусловленную тем, что отдельные категории субъектов нуждаются в предоставлении льгот компенсационного характера, чтобы восполнить потери, понесенные в силу специфики их деятельности <1>.

--------------------------------

<1> См.: Юшкова Ю.А. Указ. соч. С. 9 - 10.

Отношения по реализации правового режима иммунитета бюджета имеют двойственную природу (с одной стороны, требования судебного акта должны быть исполнены своевременно и в полном объеме, с другой - государство должно обеспечить исполнение всех расходных обязательств), это и определяет несколько отличные от общеправовых функции иммунитета бюджета. При помощи иммунитета бюджета, с одной стороны, защищаются финансовые интересы государства и общества (в форме запрета на принудительное обращение взыскания на средства бюджета), с другой стороны, гарантируются права граждан (например, на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц), а также гарантируется исполнение всех социальных функций и задач в целом. В связи с этим можно выделить защитную (охранительную) и гарантирующую (обеспечительную) функции, характерные для иммунитета бюджета. Стоит отметить, что компенсирующая и стимулирующая функции правовых иммунитетов не характерны для иммунитета бюджета, поскольку исходя из содержания данных функций они присущи только субъектам права, которым предоставляется правовой иммунитет и на которых, как уже было сказано, иммунитет бюджета не обращен.

Иммунитет бюджета определяется как правовой режим, при котором не допускается принудительное обращение взысканий на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

Законодатель, устанавливая такой запрет, предусмотрел возможность выплаты денежных средств за счет бюджетов бюджетной системы РФ, но только на основании судебного акта, при этом установлен порядок абсолютного исполнения судебных решений уполномоченным органом (гл. 24.1 БК), в соответствии с которым уполномоченный орган (Минфин России) не имеет права отказать в выплате в связи с отсутствием денежных средств.

При этом следует сделать оговорку, что в настоящее время БК не предусматривает абсолютного запрета на взыскание бюджетных средств, что дает основания говорить о том, что правовой режим иммунитета бюджета, закрепленный в БК, можно отнести к относительному виду иммунитета, поскольку ст. 239 БК устанавливает исключения <1>, при которых обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ возможно и без наличия судебного акта.

--------------------------------

<1> Исключения предусмотрены ст. ст. 93.3, 93.4, 93.6, 142.2, 142.3, 166.1, 218, 242 и 242.6 БК.

Итак, можно представить наше понимание правового режима иммунитета бюджета в широком и узком смысле. В узком смысле правовой режим иммунитета бюджета является особой разновидностью правового иммунитета и служит защитным механизмом на пути неэффективного расходования бюджетных средств, которое, в свою очередь, оказывает негативное влияние на обеспечение финансовой устойчивости Российской Федерации. В широком смысле правовой режим иммунитета бюджета представляет особую важнейшую форму законодательного закрепления защиты средств бюджета, которая гарантирует выполнение финансовых задач и функций государства и муниципальных образований, обязательств перед третьими лицами, возникающих на основе судебного решения, и которая характеризуется абсолютным характером исполнения финансовых требований со стороны уполномоченного органа и отсутствием принудительного способа исполнения финансовых требований.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что содержание понятия иммунитета бюджета как правового режима характеризуется следующими признаками: существование данного вида правового режима обусловлено необходимостью законодательного закрепления особой формы защиты средств бюджетов бюджетной системы РФ как единственного источника финансирования задач и функций государства (муниципальных образований); гарантирует выполнение возложенных на государство (муниципальные образования) задач и функций в полном объеме, а также выполнение финансовых обязательств перед третьими лицами, право требования которых возникло не на основании закона, а на основании судебного акта; может быть реализован только при наличии судебного решения (исключение лишь подтверждает общее правило); характеризуется абсолютным характером исполнения финансовых требований со стороны уполномоченного органа; отсутствует принудительный способ исполнения финансовых требований (что говорит о приоритете публичных интересов над частными).

Таким образом, правовой режим иммунитета бюджета является особой разновидностью правового иммунитета и служит защитным механизмом на пути неэффективного расходования бюджетных средств, которое, в свою очередь, оказывает негативное влияние на обеспечение финансовой устойчивости Российской Федерации.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (11.03.2017)
Просмотров: 228 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%