Одним из важнейших направлений современной финансовой политики Российской Федерации является обеспечение надлежащего уровня финансирования наиболее приоритетных и значимых задач государства. Реализация уполномоченными органами финансово-правового механизма обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации предусматривает возможность создания бюджетных резервов, предназначенных для финансирования непредвиденных и чрезвычайных расходов, не предусмотренных бюджетом. Одной из правовых форм существования таких резервов являются резервный фонд Президента РФ и резервный фонд Правительства РФ.
Эволюция правового регулирования подобных фондов происходила в течение длительного времени. Истоки уходят в 20-е гг. XIX в., когда начали формироваться "запасные капиталы, из которых удовлетворялись экстраординарные расходы" <1>. "Расстройство денежного обращения и плохое состояние государственного кредита вынуждали прибегнуть к системе запасных фондов" <2>. Так, уже в первые годы своего управления Министр финансов России Е.Ф. Канкрин (1823 - 1844) развил и реализовал мысль об образовании особого военного фонда. Так, он отмечал, что "по отдаленности России от кредитных источников прочей Европы необходимо иметь запасной капитал на случай войны. Хотя праздное лежание такого капитала имеет важные неудобства, однако это оправдывается только необходимостью; ибо совершение выгодного займа у нас требует более времени, нежели где-либо; назначение и поступление особых военных налогов также потребовало бы много времени. Следовательно, без запасного военного капитала, с самого начала войны должно бы приступить к новым выпускам ассигнаций, т.е. к мере, гибельной для самого корня народного благосостояния" <3>. Далее Л.Н. Яснопольский отмечает, что данный военный капитал, сыгравший "крупную роль", имел чрезвычайное назначение <4> и "расходовался до конца и вновь пополнялся из разнообразных источников" <5>. Помимо общего бюджета и военных резервов, также формировались "фонды на случай возвышения стоимости хозяйственных заготовок" <6>. Чуть позднее, в 1860 г., был сформирован "особый фонд в руках Министра финансов" в размере 4% от суммы переданных государственному казначейству капиталов ведомств. В этот же период был создан также специальный фонд, содержащий "капиталы Комиссии погашения долгов", которые неоднократно, "благодаря плачевному состоянию финансов, отклонявшихся от своего назначения, употреблялись на подкрепление Государственного казначейства" <7>.
--------------------------------
<1> Яснопольский Л.Н. Очерки русского бюджетного права. I. Исторический обзор составления наших государственных росписей и бюджетная реформа Татаринова. М.: Изд. В.П. Рябушинского, 1912. С. 146.
<2> Там же.
<3> Цит. по: Яснопольский Л.Н. Указ. соч. С. 146.
<4> Впервые из него стали покрываться издержки в 1827 г. в войне с Персией и затем с Турцией.
<5> Как правило, он формировался за счет заимствований (из капиталов комиссии погашения долгов, из заемного банка) и средств государственного казначейства.
<6> Яснопольский Л.Н. Указ. соч. С. 146.
<7> Там же. С. 148.
Продолжая изучение бюджетных резервов, А.А. Исаев в своей работе "Государственный кредит", написанной в 1886 г., отмечал возможность существования "фонда государства", составление которого "прямо рассчитано на чрезвычайные потребности, и именно военного времени, когда могут иссякнуть все источники доходов" <1>. "Доставляя государству в такие эпохи значительные выгоды, фонд по самому характеру своему не должен быть употребляем на цели, не связанные с ведением войны; но хотя эта специальная цель и оправдывает его составление, однако достигается с его помощью далеко не в полном объеме" <2>.
--------------------------------
<1> Исаев А.А. Государственный кредит // Финансы и налоги: очерки теории и политики / Под ред. А.Н. Козырина. Т. 4. С. 390.
<2> Там же.
В советский период, в 1940 г., при формировании государственного бюджета СССР часть направлялась "на образование государственных резервов" <1>. Резервный фонд государственного бюджета СССР подлежал ежегодному формированию и находился в распоряжении СНК СССР и совнаркомов союзных республик. Назначение данного фонда заключалось в обеспечении Правительству Союза ССР и правительствам союзных республик возможности финансирования в процессе исполнения бюджета новых расходов, не учтенных в плане, вызванных непредвиденными обстоятельствами <2>. Данные фонды можно считать прообразами существующих ныне резервных фондов Президента РФ и Правительства РФ.
--------------------------------
<1> Финансовое право. М.: Юрид. изд-во НКЮ, 1940. С. 34.
<2> В 1940 г. резервный фонд был установлен в сумме 5 млрд. руб. (см.: Там же. С. 39 - 40).
В современных реалиях право на формирование резервных фондов принадлежит Российской Федерации (Резервный фонд, ФНБ) <1>, субъекту РФ (резервные фонды субъектов РФ), Президенту РФ (резервный фонд Президента РФ), исполнительным органам государственной власти (резервный фонд Правительства РФ, резервные фонды исполнительных органов власти субъектов РФ) и местным администрациям. Данная классификация представляется условной, поскольку все вышеуказанные резервные фонды формируются в составе бюджетов бюджетной системы РФ и соответственно принадлежат Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.
--------------------------------
<1> Более подробно правовой режим денежных средств Резервного фонда и ФНБ будет рассмотрен в следующем параграфе данной работы.
Право Президента РФ и Правительства РФ на формирование и использование на создание собственных резервных фондов обусловлено специальным статусом данных субъектов финансового права как главы государства и высшего исполнительного органа государственной власти соответственно и заключается в их обязанности по оперативному, своевременному и эффективному принятию решений в непредвиденных и (или) чрезвычайных ситуациях, требующих немедленного финансового обеспечения.
Что касается законодательных (представительных) органов власти и возможности создания ими резервных фондов, то до 1 января 2008 г. действовал прямой запрет на создание ими своих резервных фондов (ч. 2 ст. 153 БК в ред. от 02.11.2007), однако в последующем данная норма утратила силу <1>, что сделало потенциально возможным создание данных фондов вышеуказанными субъектами. При этом справедливо будет заметить, что специфика деятельности законодательных органов не соотносится с основной целью создания и функционирования резервных фондов - направлением денежных средств на финансирование непредвиденных, чрезвычайных (экстренных) ситуаций, повлекших расходы, финансирование которых не было запланировано в обычном режиме уполномоченными органами, в чьи обязанности входит их штатное финансирование, и не предусматривает возникновение чрезвычайных ситуаций, связанных с осуществлением законодательного процесса. Вследствие этого отмена данной нормы расценивается нами как приведение закона в соответствие с условиями объективной реальности. При этом законодательные (представительные) органы власти имеют возможность оказывать воздействие и на размер, и на порядок расходования средств, составляющих резервные фонды, как непосредственно при принятии и рассмотрении ежегодных закона о бюджете и закона об исполнении бюджета, так и опосредованно - контрольной деятельностью Счетной палаты РФ.
--------------------------------
<1> См.: Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации".
В соответствии с действующим законодательством резервный фонд Президента РФ формируется в составе федерального бюджета в размере не более 1% от утвержденных расходов. Формирование данного фонда происходит в рамках общего бюджетного процесса и осуществляется Минфином России и Правительством РФ. Так, например, в 2016 г. размер резервного фонда Президента РФ утвержден в размере 585200,0 тыс. руб. (см. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016 год").
Особенность формирования данного фонда заключается в том, что сам Президент РФ непосредственно не участвует в его формировании, в то время как исключительно он осуществляет расходование данного фонда в пределах объема средств, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете. Данное право Президент РФ реализует на основе предложений о расходовании средств резервного фонда Президента РФ, подготовленных Экспертным управлением Президента РФ (см. Указ Президента РФ от 20.08.2004 N 1086 "Об утверждении Положения об Экспертном управлении Президента Российской Федерации") <1>.
--------------------------------
<1> См.: СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3542.
Правовым основанием использования средств резервного фонда Президента РФ являются исключительно указы либо распоряжения Президента РФ (в отличие от иных бюджетных средств, использование которых осуществляется на основании закона о бюджете). Бюджетный кодекс устанавливает только два ограничения по использованию средств резервного фонда Президента РФ: первое обязывает использовать эти денежные средства только на финансовое обеспечение непредвиденных расходов <1>, а второе запрещает использование бюджетных ассигнований данного фонда на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности Президента РФ.
--------------------------------
<1> Предыдущая редакция (от 26.04.2007) ст. 81 БК предусматривала более широкую возможность использования средств резервного фонда Президента РФ и допускала еще и финансирование дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента РФ.
"Обеспечение непредвиденных расходов как цель для расходования бюджетных средств" - довольно неопределенная формулировка, позволяющая Президенту РФ использовать данные средства на неограниченный круг расходов, не предусмотренных законами о бюджете. Анализ нормативных актов Президента РФ позволяет выделить только социальное направление расходования бюджетных ассигнований из резервного фонда Президента РФ, предназначенных на поддержку школ, детских домов-интернатов, поликлиник и иных социальных учреждений <1>.
--------------------------------
<1> См.: распоряжение Президента РФ от 30.12.2015 N 423-рп "О выделении в 2015 году из резервного фонда Президента Российской Федерации денежных средств Минобрнауки России и Минтруду России" // СПС "КонсультантПлюс"; распоряжение Президента РФ от 28.12.2015 N 420-рп "О выделении в 2015 году из резервного фонда Президента Российской Федерации денежных средств Минобрнауки России и Минтруду России" // СЗ РФ. 2016. N 1 (ч. 2). Ст. 219; распоряжение Президента РФ от 21.11.2015 N 382-рп "О выделении в 2015 году из резервного фонда Президента Российской Федерации Минздраву России и Минтруду России средств на капитальный ремонт зданий" // Там же. 2015. N 48 (ч. 2). Ст. 6830; распоряжение Президента РФ от 27.10.2015 N 337-рп "О выделении из резервного фонда Президента Российской Федерации денежных средств Минздраву России для Кировского областного государственного казенного учреждения здравоохранения "Талицкий детский туберкулезный санаторий" // Там же. N 44. Ст. 6118; распоряжение Президента РФ от 10.06.2015 N 177-рп "О выделении в 2015 году из резервного фонда Президента Российской Федерации средств для учреждений социального обслуживания" // Там же. N 24. Ст. 3465; и др.
Что касается резервного фонда Правительства РФ, то он также формируется в составе расходной части федерального бюджета в размере не более 3% утвержденного федеральным законом о бюджете общего объема расходов. В 2016 г. размер резервного фонда Правительства РФ утвержден в размере 836000,0 тыс. руб. (см. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016 год").
Бюджетный кодекс в отношении средств резервного фонда Правительства РФ так же, как и в отношении резервного фонда Президента РФ, устанавливает границы его использования и допускает расходование средств фонда только на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Выделение бюджетных ассигнований осуществляется только на основании решения Правительства РФ.
Следует заметить, что в отличие от резервного фонда Президента РФ, порядок расходования которого не определен, использование бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ осуществляется на основании строго регламентированного порядка (см. Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 N 838 "Об утверждении Положения о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации") <1> и установленных правил (см. Постановление Правительства РФ от 15.02.2014 N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий") <2>.
--------------------------------
<1> См.: Рос. газ. 1997. 19 июля.
<2> См.: СЗ РФ. 2014. N 8. Ст. 809.
Таким образом, можно сделать вывод, что средства резервного фонда Правительства РФ могут расходоваться по двум направлениям. Первое направление - это обеспечение непредвиденных расходов и мероприятий федерального значения, финансирование которых не предусмотрено расходной частью федерального бюджета на соответствующий финансовый год. К данным мероприятиям относятся: государственная поддержка общественных организаций и объединений; проведение юбилейных мероприятий общегосударственного значения; изготовление государственных наград, юбилейных медалей; проведение встреч, симпозиумов, выставок и семинаров на высшем уровне по проблемам общегосударственного значения; выплата разовых премий и оказание разовой материальной помощи гражданам за заслуги перед государством; издание сборников нормативных актов и законодательства РФ; проведение ремонтных и восстановительных работ по заявкам органов государственной власти РФ; другие мероприятия, проводимые по решениям Президента РФ и Правительства РФ.
При этом средства из резервных фондов выделяются только в том случае, если средств, находящихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих эти мероприятия, недостаточно.
Как уже отмечалось, одним из негативных явлений, способных повлиять на сбалансированность бюджета, являются чрезвычайные ситуации, финансовое обеспечение которых и составляет второе направление расходования средств резервного фонда Правительства РФ. Так, в Постановлении Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" <1> установлено, что для ликвидации чрезвычайных ситуаций, помимо других ресурсов, создается и используется резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (п. 20). Под чрезвычайной ситуацией закон понимает обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст. 1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
--------------------------------
<1> См.: Рос. газ. 2004. 20 янв.
Расходование средств данного фонда осуществляется на основании распоряжений Правительства РФ, в которых указываются конкретное основание и сумма денежных средств, предназначенных для предупреждения либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций <1>. При этом, как показывает анализ нормативных правовых актов Правительства РФ, год наступления чрезвычайной ситуации не связывается с годом выделения денежных средств (см., например, распоряжение Правительства РФ от 26.12.2014 N 2705-р "О выделении Правительству Республики Мордовия бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий паводка, произошедшего в весенний период 2012 года на территории Республики Мордовия") <2>.
--------------------------------
<1> См., напр.: распоряжение Правительства РФ от 18.10.2014 N 2078-р "О выделении бюджетных ассигнований Правительству Республики Хакасия из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" // СЗ РФ. 2014. N 43. Ст. 5960; распоряжение Правительства РФ от 20.12.2014 N 2641-р "О выделении Правительству Волгоградской области из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение расходов, связанных с осуществлением компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористических актов" // Там же. 2015. N 1 (ч. 3). Ст. 370; распоряжение Правительства РФ от 17.03.2015 N 441-р "О выделении Правительству Ставропольского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение расходов по осуществлению компенсационных выплат физическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, совершенного 27 декабря 2013 года в г. Пятигорске Ставропольского края" // Там же. Ст. 1795 и т.д.
<2> См.: СЗ РФ. 2015. N 1 (ч. 3). Ст. 419.
Выделение денежных средств из фонда Правительства РФ требует обязательного наличия документов, обосновывающих размер бюджетных ассигнований, запрашиваемых из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, перечень и правила оформления которых устанавливают МЧС России и Минфин России (см. Указ Президента РФ от 11.07.2004 N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий") <1>.
--------------------------------
<1> См.: СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2882.
Выделение денежных средств из фонда Правительства РФ в соответствии с действующим правовым регулированием осуществляется: 1) на проведение аварийно-спасательных работ; 2) на проведение неотложных аварийно-восстановительных работ; 3) на развертывание и содержание в течение необходимого срока (но не более шести месяцев) пунктов временного размещения и питания для эвакуируемых граждан; 4) на оказание гражданам единовременной материальной помощи; 5) оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости; 6) на выплату единовременного пособия установленному кругу лиц; 7) на проведение федеральными государственными учреждениями судебно-медицинской экспертизы высокотехнологичных молекулярно-генетических исследований при проведении судебно-медицинской экспертизы биологических объектов, транспортировку биологического материала для проведения указанных исследований, а также эвакуацию и оказание гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти; 8) на проведение компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, для покрытия расходов на финансовое обеспечение установленных Правительством РФ определенных мероприятий.
При этом резервный фонд Правительства РФ является не единственным источником компенсации расходов, понесенных субъектами (пострадавшими) в результате чрезвычайной ситуации. Функционирование данного фонда находится в тесном взаимодействии с функционированием материального резерва РФ, основным предназначением которого является: обеспечение мобилизационных нужд Российской Федерации; обеспечение неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; оказание государственной поддержки различным отраслям экономики, организациям, субъектам РФ в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке; оказание гуманитарной помощи; оказание регулирующего воздействия на рынок (см. Федеральный закон от 29.12.1994 N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве") <1>.
--------------------------------
<1> См.: Рос. газ. 1995. 17 янв.
С учетом увеличения количества и масштабов природных и техногенных катастроф, стихийных бедствий, промышленных аварий, увеличения связанного с ними материального ущерба <1> в настоящее время в целях максимального обеспечения сбалансированности бюджета расходы на защиту населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их предотвращение и ликвидацию предусматриваются в федеральном бюджете на постоянной основе.
--------------------------------
<1> Подробнее см.: Порфирьев Б.Н. Государственное управление в чрезвычайных ситуациях. М., 1991.
Резервные части федерального бюджета Президента РФ и Правительства РФ являются по сравнению с иной частью бюджета самыми мобильными и динамичными, поскольку не подпадают под общие правила планирования расходов в рамках общего бюджетного процесса и могут быть переориентированы в иное направление расходования или с иного направления расходования по мере наступления непредвиденных и чрезвычайных ситуаций. Так, например, Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2016 год" предусматривает особенности исполнения федерального бюджета в соответствующий финансовый год и закрепляет, что основанием для внесения в 2016 г. изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета является распределение зарезервированных в составе данного Федерального закона бюджетных ассигнований в объеме до 2000000,0 тыс. руб., предусмотренных по подразделу "Резервные фонды" раздела "Общегосударственные вопросы" классификации расходов бюджетов на реализацию мероприятий по ликвидации последствий крупномасштабных стихийных бедствий, определенных решениями (поручениями) Президента РФ, на территориях субъектов РФ, по решениям Правительства РФ.
Использование (перераспределение) средств резервных фондов является основанием внесения изменения в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете в соответствии с решениями Министра финансов РФ (ч. 3 ст. 217 БК).
Расходование средств исследуемых нами резервных фондов осуществляется в рамках общей казначейской системы исполнения бюджета, осуществляемого Федеральным казначейством. Бюджетные ассигнования на образование резервных фондов Президента РФ и Правительства РФ подлежат отражению согласно бюджетной классификации по подразделу 0111 "Резервные фонды" (см. Приказ Минфина России "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации").
Следует отметить, что бюджетные ассигнования из резервных фондов Президента РФ и Правительства РФ относятся к чрезвычайным и внеплановым расходам и, по справедливому замечанию В.А. Лебедева, обосновывающего разделение расходов бюджета на обыкновенные и чрезвычайные, новые потребности всегда вызываются "ненормальным положением государства", требующим оперативного и своевременного реагирования, что и обусловливает возможность их влияния на обеспечение финансовой устойчивости Российской Федерации.
С учетом того, что рассматриваемые нами фонды образуются в составе федерального бюджета, на них распространяются все требования об отчетности их использования. Более того, при издании распоряжений о выделении средств из резервных фондов отдельно указывается на обязанность получателей данных средств предоставить отчеты об их использовании. Так, например, в распоряжении Президента РФ "О выделении в 2015 году из резервного фонда Президента Российской Федерации денежных средств Минобрнауки России и Минтруду России" закреплено, что Минобрнауки России и Минтруд России не только обеспечивают контроль за целевым назначением и эффективностью расходования выделенных средств, но и обязаны представить в Администрацию Президента РФ отчеты о расходовании выделенных средств. Однако следует заметить, что в большей мере это характерно для актов Президента РФ, принятых в отношении резервного фонда Президента РФ. В отношении отчета об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ сделана специальная оговорка в БК, которая закрепляет обязанность Правительства РФ отчет об использовании резервного фонда прилагать к годовому отчету об исполнении федерального бюджета (п. 7 ст. 81). Статья 264.10 БК дублирует данную обязанность и распространяет ее и на резервный фонд Президента РФ. Кроме этого, бюджетные ассигнования резервных фондов являются объектами финансово-бюджетного контроля, осуществляемого Счетной палатой РФ (см., например, представление Счетной палаты РФ от 29.12.2014 N ПР 14-370/14-03 "О результатах контрольного мероприятия "Проверка целевого и эффективного использования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, выделенных в 2012 - 2013 годах и прошедшем периоде 2014 года на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций в Кемеровской и Челябинской областях" в Правительстве Челябинской области") <1>.
--------------------------------
<1> СПС "КонсультантПлюс".
О важности и необходимости подобного рода фондов говорит и факт их создания на межгосударственном уровне. Так, Декретом N 3 Высшего государственного совета Союзного государства от 19.03.2015 <1> предусмотрено создание Резервного фонда Союзного государства. Правовой режим средств данного фонда в большей степени аналогичен правовому режиму резервного фонда Правительства РФ, и расходуется он на обеспечение непредвиденных расходов Союзного государства <2>.
--------------------------------
<1> См.: Рос. газ. (Союз. Беларусь - Россия). 2015. 19 марта.
<2> Средства Резервного фонда Союзного государства расходуются на финансирование непредвиденных расходов: по проведению встреч, симпозиумов и семинаров на высшем уровне по проблемам союзного значения; выплате разовых премий и оказанию разовой материальной помощи гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации за заслуги перед Союзным государством; изданию сборников нормативных актов и законодательства Союзного государства; проведению не относящихся к плановым ремонтных и восстановительных работ по заявкам органов Союзного государства; содержанию и размещению вновь образованных органов Союзного государства; другим мероприятиям, не предусмотренным в бюджете текущего года Союзного государства и утвержденным в установленном порядке Советом Министров Союзного государства (см.: Постановление Совета Министров Союзного государства от 29.10.2003 N 18 "О Положении о порядке формирования и расходования средств Резервного фонда Союзного государства" // Документы, принятые и одобренные на заседании Совета Министров Союзного государства (протокол заседания Совета Министров Союзного государства от 1 октября 2003 г. N 2). С. 57 - 60).
Проведенный анализ правового режима денежных средств резервных фондов Президента РФ и Правительства РФ позволяет выделить следующие особенности данных фондов денежных средств: резервные фонды Президента РФ и Правительства РФ, являясь частью федерального бюджета, имеют особые, внеплановые цели расходования - финансирование непредвиденных расходов, имеющих социальный и (или) представительский характер, а также расходов, связанных с предупреждением и (или) ликвидацией чрезвычайных ситуаций; резервные фонды Президента РФ и Правительства РФ уникальны, поскольку принадлежат только двум конкретным участникам бюджетного процесса - соответственно Президенту РФ и Правительству РФ и расходование денежных средств данных фондов находится в их усмотрении и ограничено только законодательно установленным целевым предназначением денежных средств; формирование данных фондов не закреплено за конкретными видами доходов федерального бюджета, они образуются на основе реализации законодательно закрепленного принципа общего (совокупного) покрытия расходов бюджета.
Таким образом, существование резервных фондов Президента РФ и Правительства РФ имеет важное стратегическое значение для обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации, которое проявляется в возможности противодействия последствиям различных вызовов, рисков (угроз), их минимизации и компенсации посредством задействования специальных финансовых резервов. Особо следует подчеркнуть, что данные резервные фонды в большей степени направлены на реализацию социальной функции государства (в отличие от иных источников обеспечения финансовой устойчивости Российской Федерации).
|