Согласно российскому законодательству автором произведения признается только физическое лицо, своим творческим трудом создавшее произведение: "автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано" (ст. 1257 ГК РФ).
В ст. 1228 ГК РФ содержится специальное разъяснение: "Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие лично творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ" (п. 1 ст. 1228 ГК РФ).
С момента выражения произведения в какой-либо объективной форме именно у его автора возникает совокупность личных неимущественных и имущественных прав в отношении созданного им произведения. Несмотря на то что имущественные права на произведение могут переходить к иным лицам с момента их возникновения в силу положений ЗоАП или договора, "первоначальным" обладателем всей совокупности прав в отношении произведения в соответствии с российской доктриной авторского права только сам автор: "Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по основаниям, установленным законом" (п. 3 ст. 1228 ГК РФ).
Из правила о принадлежности непосредственно автору первоначальных прав на произведение существует только одно исключение: если охрана произведению предоставляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, то автор произведения определяется согласно положениям соответствующего иностранного законодательства. При этом "автором" может формально оказаться даже юридическое лицо.
Иногда отмечают, что в соответствии с положениями ГК РСФСР 1964 г. "авторами" в некоторых случаях могли признаваться также организации - юридические лица. Однако данное утверждение является ошибочным, поскольку ГК РСФСР 1964 г. упоминал только о возможности возникновения особых "авторских прав юридических лиц" (ст. 484-486 ГК РСФСР 1964 г.).
В соответствии с ГК РСФСР 1964 г. возникновение "первоначального" авторского права у организаций предусматривалось в трех случаях:
1) авторское право на научный сборник, энциклопедический словарь, журнал, периодическое издание в целом закреплялось за организацией, выпустившей их в свет самостоятельно или при посредстве какого-либо издательства (ст. 485 ГК РСФСР 1964 г.);
2) авторское право на кинофильм и телевизионный фильм принадлежало предприятию, осуществившему съемку (абзац первый ст. 486 ГК РСФСР 1964 г.);
3) авторское право на радиопередачи и телевизионные передачи принадлежало организациям, передавшим их в эфир (абзац четвертый ст. 486 ГК РСФСР 1964 г.; до 1992 г. такие передачи охранялись как объекты авторских прав).
Однако "авторские права юридических лиц" рассматривались ГК РСФСР 1964 г. как совершенно особые права, отличные от "прав авторов" (ст. 479 ГК РСФСР 1964 г.) и изначально ограниченные по своему объему. Так, согласно ст. 484 ГК РСФСР 1964 г. первоначальные авторские права юридических лиц признавались только "в случаях и пределах", установленных законодательством СССР и ГК РСФСР 1964 г. Подробнее этот вопрос рассмотрен в разделе, посвященном советскому периоду развития российского законодательства об авторском праве.
Наряду с термином "автор" в ГК РФ также широко используется понятие "правообладатель", содержание которого не раскрывается. Мало того, в различных случаях данный термин используется в совершенно разных значениях.
Очевидно, что когда речь идет о необходимости получения согласия (разрешения) от правообладателя, под ним понимается обладатель исключительных авторских прав на соответствующие способы использования произведения.
В некоторых случаях в ГК РФ под правообладателями понимаются также лица, которые вправе получать вознаграждение, например, в тех случаях, когда допускается использование без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения, т.е. вместо исключительных прав предоставляются только права на получение вознаграждения.
Кроме того, в отношении личных неимущественных прав правообладателями всегда будут только сами авторы, а в отношении некоторых имущественных прав, например права следования, - только авторы и их наследники.
Таким образом, в самом широком смысле в сфере авторского права правообладатель - это автор (его наследники), а также иные физические или юридические лица, получившие исключительные права на использование произведения по договору или по иному законному основанию. Однако, как уже отмечалось, в каждом конкретном случае значение слова "правообладатель" может быть установлено только из анализа соответствующего положения ГК РФ.
Также во многих случаях, когда в ГК РФ упоминается только "автор", на самом деле имеются в виду не только непосредственно сами авторы, но также и их правопреемники. Данный подход традиционен и для международных договоров в области авторских прав: например, в соответствии с п. 6 ст. 2 Бернской конвенции охрана произведения должна осуществляться "в пользу автора и его правопреемников".
В некоторых случаях произведения создаются в результате совместной творческой деятельности нескольких лиц, в результате чего авторские права на такой произведение возникают сразу у нескольких соавторов.
Соавторство возникает в том и только в том случае, когда произведение является результатом совместной творческой деятельности нескольких лиц. Обязательное условие для соавторства: наличие совместной творческой деятельности. Разумеется, такая деятельность не обязательно должна осуществляться соавторами, находящимися в одном месте. Произведение может даже состоять из имеющих самостоятельное значение частей, каждая из которых создана одним из соавторов, например, слова и музыка песни, написанной в соавторстве поэтом и композитором.
Однако к случаям соавторства часто ошибочно относят случаи совместного использования нескольких произведений, созданных различными авторами. Так, не подпадают под определение соавторства случаи, когда одно произведение создается на основании другого: например, музыка песни пишется на основе уже готовых слов или стихи сочиняются для уже существующей мелодии.
В то же время созданным в соавторстве может признаваться даже произведение, состоящее из отдельных частей, каждая из которых имеет собственного автора, например учебник, отдельные главы которого написаны разными специалистами. Определяющее значение при этом будет иметь наличие или отсутствие совместной творческой деятельности таких авторов.
Как уже отмечалось, непосредственно не участвовавшие в творческом процессе создания произведения, не признаются соавторами, даже если они оказывали автору техническое, организационное, материальное или иное содействие, не являющееся творческой деятельностью (п. 1 ст. 1228 ГК РФ).
В зависимости от того, могут ли отдельные части произведения, созданные каждым из соавторов, быть выделены из созданного в соавторстве произведения и использоваться отдельно друг от друга (например, слова и музыка песни, написанные в соавторстве композитором и поэтом, отдельные части литературного произведения, каждая из которых написана одним из соавторов, и т.д.) различают соответственно делимое и неделимое соавторство.
К случаям неделимого соавторства относится создание в результате творческого труда соавторов произведения, образующего неразрывное целое. Если часть произведения, созданная одним из соавторов, может использоваться отдельно, независимо от других частей такого произведения, то имеет место делимое соавторство.
Наличие делимого или неделимого соавторства влияет на диспозитивно предусмотренный ГК РФ порядок реализации прав соавторов.
Общий принцип состоит в том, что право на использование созданного в соавторстве произведения принадлежит соавторам совместно, а порядок его реализации может быть установлен соглашением между соавторами. Разумеется, заключение соглашения о порядке использования созданного в соавторстве произведения является правом, а не обязанностью соавторов, однако оно позволяет априорно урегулировать многие спорные вопросы, которые могут осложнить использование такого произведения в дальнейшем. Так, соавторы могут в заключаемом соглашении могут оговорить, что все права реализуются ими только совместно либо их реализация возлагается только на одного из соавторов, что вознаграждение за использование произведения делится между соавторами в определенных соглашением пропорциях, и решить многие другие важные для них вопросы.
Для тех случаев, когда соглашение между соавторами отсутствует, ГК РФ специально оговаривает различные последствия для случаев делимого и неделимого соавторства, исходя при этом из необходимости обеспечить возможности использования произведения, при этом в минимальной степени ущемляя права каждого из соавторов и не допуская злоупотребления правами со стороны кого-либо из соавторов.
Если имеет место делимое соавторство, т.е. каждый из соавторов является автором части произведения, которая может быть выделена из созданного в соавторстве произведения и может использоваться самостоятельно, то при отсутствии иного соглашения между соавторами каждый из них вправе самостоятельно использовать такую часть по своему усмотрению.
Например, автор слов созданной в соавторстве песни не обязан спрашивать согласия у автора музыки при публикации своих стихов, а автор музыки не обязан, если иное не предусмотрено договором между соавторами, делиться с автором слов вознаграждением, полученным за использование его музыки, если слова песни при этом не использовались.
Таким образом, при делимом соавторстве каждый из соавторов распоряжается использованием созданной им части произведения, а для использования произведения в целом требуется согласие всех соавторов.
При неделимом соавторстве отсутствие согласия одного из соавторов на использование произведения может приводить фактически к "парализации" прав всех остальных соавторов. В связи с этим законодательно предусматривается специальное правило, в соответствии с которым ни один из соавторов такого произведения не вправе без достаточных к тому оснований запретить его использование.
На практике соблюдение данного положения сталкивается со значительными трудностями, поскольку не установлен порядок его реализации. Следует предположить, что при отказе одного из соавторов разрешить использование созданного в соавторстве произведения, образующего одно неразрывное целое, такое разрешение может быть получено через суд.
Разумеется, оптимальным вариантом решения вопросов использования созданного в соавторстве произведения является заключение соглашения между соавторами, однако на практике такие соглашения обычно или отсутствуют, или содержат недостаточно подробные положения.
Согласно абзацу второму п. 3 ст. 1229 ГК РФ доходы от совместного использования созданного в соавторстве произведения должны распределяться между соавторами (их правопреемниками) поровну, если соглашением между ними не предусмотрено иное.
Наконец, каждый из соавторов вправе самостоятельно, по собственному усмотрению принимать меры в случае нарушения его прав независимо от того, имело ли место делимое или неделимое соавторство, согласен ли другой соавтор на принятие таких мер и т.д.
Из буквального толкования данного законодательного положения следует, что соавтор, например, при обращении в суд не обязан не только получать согласие от другого соавтора, но не обязан даже уведомлять такого соавтора о предъявляемых им претензиях, исковых требованиях и т.д., поскольку любой соавтор вправе защищать свои права независимо от других соавторов. Вместе с тем суд вправе принять меры для привлечения других соавторов к рассмотрению дела.
В отношении созданных в соавторстве произведений применяется особый порядок исчисления сроков действия исключительных прав на них (абзац второй п. 1 ст. 1281 ГК РФ), согласно которому исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и 70 лет считая с 1 января года, следующего за годом смерти такого последнего из оставшегося в живых соавтора.
|