Пятница, 29.11.2024, 02:27
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Современные правовые проблемы саморегулирования строительной сферы

Отдельной проблемой саморегулирования в строительной сфере остается механизм получения претендентом-организацией свидетельства о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства юридическими лицами в СРО.

В ГрК РФ закреплено, что на один вид допусков необходимо три специалиста с высшим или пять со средним техническим образованием, при этом не определено, на какой основе они должны трудиться.

Поэтому, по сути, фиктивные СРО оформляют совместителей-многостаночников, когда три "работающих" в десятках фирм специалиста в каждом "выполняют" по 41 виду проектных работ.

Актуальность изучения данного вопроса и предложения для его разрешения позволят исключить выдачу СРО допуска недобросовестным организациям свидетельств, что позволит минимизировать либо исключить некачественное выполнение подрядных работ фирмами-однодневками и повысить качество строительных работ.

Кроме того, нельзя не обратить внимание на вопрос обращения взыскания заказчика, в случае выполнения некачественных работ организацией-подрядчиком, к средствам компенсационного фонда СРО.

Компенсационный фонд саморегулируемой организации создается и функционирует в соответствии с законодательством Российской Федерации в области саморегулирования и является обязательным элементом функционирования системы СРО.

Компенсационный фонд служит для защиты интересов третьих лиц, пострадавших в результате некачественного выполнения работ членом СРО, если размер ущерба, причиненного потерпевшему, строительная организация член СРО самостоятельно выплатить не может.

Минимальный размер компенсационного фонда СРО (размер, меньше которого он не может быть) устанавливается законодательством и определяется в денежном выражении на каждого члена СРО. Саморегулируемые организации общим собранием участников (т.е. внутренней документацией СРО, учредительными документами, правилами и стандартами) могут устанавливать повышенные требования к размеру компенсационного фонда (больше установленных законодательством минимальных требований).

Требования к компенсационному фонду саморегулируемой организации варьируются от профессиональной и предпринимательской деятельности членов (участников) саморегулируемой организации, в зависимости от вида СРО. Устанавливаются следующие минимальные требования к размеру компенсационного фонда СРО, в зависимости от вида СРО.

1. Саморегулируемая организация в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства должна сформировать компенсационный фонд СРО на каждого члена СРО в размере не менее 1 млн. рублей, в случае если СРО предусматривает требование обязательного страхования членов (страхование гражданской ответственности перед третьими лицами членов СРО), размер взноса в компенсационный фонд может быть уменьшен с 1 млн. рублей до 300 тыс. рублей.

2. Существует следующая градация размера взноса в компенсационный фонд в зависимости от выполняемых по одному генеральному подряду работ (в более наглядном виде представлено в таблице N 1):

- 300 тыс. рублей при страховании (1 млн. рублей без страхования) при выполнении генподрядных работ на сумму не более 10 млн. рублей;

- 500 тыс. рублей при страховании (1,5 млн. рублей без страхования) при выполнении генподрядных работ на сумму не более 60 млн. рублей;

- 1 млн. рублей при страховании (3 млн. рублей без страхования) при выполнении генподрядных работ на сумму не более 500 млн. рублей;

- 2 млн. рублей при страховании (6 млн. рублей без страхования) при выполнении генподрядных работ на сумму не более 3 млрд. рублей;

- 3 млн. рублей при страховании (9 млн. рублей без страхования) при выполнении генподрядных работ на сумму не более 10 млрд. рублей;

- 10 млн. рублей при страховании (30 млн. рублей без страхования) при выполнении генподрядных работ на сумму до 10 млрд. рублей и более.

Таблица N 1

Минимальный размер взноса в компфонд СРО для допуска

к строительным работам

Стоимость работ по одному договору генподряда

Без требования к члену СРО о страховании его гражданской ответственности

С требованием к члену СРО о страховании его гражданской ответственности

Не более 10 млн. рублей

1 млн. рублей

300 тыс. рублей

Не более 60 млн. рублей

1,5 млн. рублей

500 тыс. рублей

Не более 500 млн. рублей

3 млн. рублей

1 млн. рублей

До 3 млрд. рублей

6 млн. рублей

2 млн. рублей

До 10 млрд. рублей

9 млн. рублей

3 млн. рублей

10 млрд. рублей и более

30 млн. рублей

10 млн. рублей

В таблице N 1 можно увидеть, как меняются требования законодательства (см. ч. 6 ст. 55.16 ГрК) к минимальному размеру взноса для строительной организации в зависимости: во-первых, от стоимости работ по одному договору генподряда и, во-вторых, от наличия требования о страховании членами СРО своей гражданской ответственности. Требования к компенсационному фонду строительного СРО определяются ст. 55.16 ГрК РФ.

Статистика судебных споров за период 2014 - 2015 годы в Республике Татарстан по вопросу строительного подряда позволяет утверждать о высоком (более 75%) проценте судебных споров, предмет требований которых связан с некачественными подрядными работами.

Судебно-арбитражная статистика в Российской Федерации по вопросу обращения взыскания заказчика к компенсационному фонду СРО, членом которого является подрядная организация, на сегодняшний день наглядно показывает, что фактически обращения взыскания с компенсационного фонда СРО не имеется.

Минстрой пока не поделился с СРО-общественностью информацией о сути поправок ГрК РФ, подготовленных ими на основе поручения вице-премьера Дмитрия Козака и представленных в правительство 31 декабря 2015 года. Поэтому о содержании этого судьбоносного для саморегулирования документа различные СМИ дают несколько противоречивую информацию. Минстрой фактически не представил предложения по отмене допуска к работам для членов СРО, не заключающих договоры подряда на конкурсной основе. Законопроект разработан с целью внести изменения в порядок размещения средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций стройиндустрии.

Внесение в ГрК РФ предложенных Дмитрием Козаком поправок может лишить СРО стройиндустрии значительной части их членов, а также приведет к сокращению числа и самих саморегулируемых организаций, поскольку их численность не будет соответствовать установленному законом минимальному уровню <116>.

--------------------------------

<116> Минстрой пока не выполнил поручение Козака по разгону саморегулирования? // http://www.all-sro.ru/news/minstroi-poka-ne-vipolnil-poruchenie-kozaka-po-razgonu-samoregulirovaniya-16144601 (дата обращения: 15.01.2016).

Обратим свое внимание к вопросу нормативного регулирования механизма выдачи СРО свидетельств о допуске к работам в строительной сфере.

Согласно п. 2 ст. 55.4 ГрК РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ саморегулируемая организация в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства может приобрести право выдачи свидетельств о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность <117> объектов капитального строительства, при условии ее соответствия следующим требованиям: объединение в СРО в качестве ее членов не менее ста индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц; наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее 1000000 рублей на одного члена такой организации, или если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности; наличие документов, предусмотренных частью 1 ст. 55.5 ГрК РФ.

--------------------------------

<117> Фархутдинов Р.Д. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в строительстве и его эффективность в условиях саморегулирования / Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2013.

При этом п. 8 ст. 55.5 ГрК РФ предъявляет минимально необходимые требования: наличие работников ИП, работников юридического лица, имеющих высшее или среднее профессиональное образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

ГрК (ст. 55.13) устанавливает, что проверка СРО деятельности своих членов должна осуществляться при приеме, а также в ходе участия в нем. Эта проверка необходима для определения соответствия участника СРО требованиям, правилам и стандартам СРО. Если саморегулируемая организация не заботится о своей репутации и ее мало волнует качественный состав своих членов, то проверка СРО осуществляется по минимальным требованиям, указанным в Законе о саморегулируемых организациях и ГрК РФ.

Если СРО стремится повысить качественный уровень своих участников и обеспечить качество выполнения работ, то цель проверки СРО значительно расширяется. На этапе вступления основной целью проверки становится отбор надежных организаций и привлечение их в состав участников СРО. На этапе участия основная цель проверки СРО заключается в обеспечении гарантии качества выполняемых работ со стороны членов саморегулируемой организации.

Достижение этих целей возможно за счет решения ряда задач, возникающих при проверке СРО деятельности своих участников.

Закрепление только именно на законодательном, а не локальном, уровне механизма проверки вступающих в СРО членов позволит, по нашему мнению, исключить вступление в СРО фирм-однодневок, "продажу допусков СРО за один день", допустив на рынок строительных услуг только добросовестных, квалифицированных и высокопрофессиональных участников.

При этом обратимся к саморегулированию в иных отраслях предпринимательской деятельности, к примеру - оценщиков и арбитражных управляющих.

Согласно п. 6 ст. 24 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ: требования к членству в саморегулируемой организации оценщиков устанавливает исчерпывающий перечень оснований, по которым физическому лицу может быть отказано в принятии его в члены СРО. Безусловным основанием для такого отказа является несоответствие лица обязательным требованиям, а именно наличие членства в другой СРО, отсутствие соответствующей профессиональной подготовки, наличие неснятой или непогашенной судимости определенной категории; основанием для отказа в приеме в члены СРО является также факт исключения ранее данного лица из членов иной СРО за нарушение требований вышепоименованного Закона.

В порядке п. 2 ст. 20 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" саморегулируемая организация арбитражных управляющих в строительной сфере и пути их решения в современных реалиях устанавливает иные, указанные выше обязательные условия членства в этой организации: наличие стажа работы на руководящих должностях не менее года и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее шести месяцев или стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее двух лет, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными саморегулируемой организацией (далее - стандарты и правила профессиональной деятельности); сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих; отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления; отсутствие судимости за совершение умышленного преступления.

СРО арбитражных управляющих предоставлено право в качестве условий членства в ней наряду с вышеуказанными требованиями устанавливать иные требования к компетентности, добросовестности и независимости арбитражного управляющего.

Анализ трех законодательств относительно вопроса "проверки" требования к претендентам на вступление в СРО в разных отраслях позволяет утверждать о наличии правовых проблем механизма проверки вступающих в СРО в строительной сфере.

В качестве критериев эффективности правового регулирования механизма вступления в СРО вышепоименованных отраслях предпринимательской деятельности предлагаем:

а) количество (наличие) судебных споров в арбитражных судах в связи с обращением к компенсационному фонду СРО с вопросами некачественного исполнения членами СРО работ и услуг;

б) количество арбитражных дел об исключении из членов саморегулируемой организации по решению саморегулируемой организации:

- в строительной сфере: NN А40-102998/11-104-853, А40-102984/11-62-923, А47-11714/2014;

- в сфере оценочной деятельности положений ст. 24.4 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" о порядке применения мер дисциплинарного воздействия в отношении членов СРО оценщиков арбитражных споров не имеется;

- сфера процедуры банкротства - арбитражных управляющих: NN А43-29832/2014 от 8 декабря 2010 г., 09АП-25064/2010-ГК <118>.

--------------------------------

<118> СПС "КонсультантПлюс".

Правовое регулирование деятельности оценщиков и арбитражных управляющих позволяет утверждать об эффективности применения ресурсов для "фильтрования" вступающих в СРО членов, с последующей правовой возможностью отозвать свидетельство о допуске.

Существуют особенности возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков работ по строительству (реконструкции, капитальному ремонту зданий, сооружений), если организация, выполнившая такие работы, заключила договор страхования гражданской ответственности. При причинении вреда в указанных обстоятельствах возмещение производится за счет средств страхователя и подрядчика (п. 4 ст. 60 ГрК РФ). И лишь при недостаточности этих средств, а также при отказе строительной организации удовлетворить требование о возмещении вреда наступает солидарная субсидиарная ответственность всех перечисленных выше субъектов, в том числе СРО.

За несоблюдение требований технических регламентов саморегулируемая организация может применить к своим членам меры дисциплинарного воздействия. А именно: предупреждение; вынесение предписания об обязательном устранении выявленных нарушений в установленные сроки; приостановление действия свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капстроительства, в отношении определенного вида или видов работ; прекращение действия свидетельства о допуске (ст. 55.15 ГрК РФ).

Крайняя мера за указанные нарушения - исключение из членов саморегулируемой организации - предусмотрена пп. 1 п. 2 ст. 55.7 ГрК РФ.

Если из компенсационного фонда были произведены выплаты, компания, по вине которой был причинен вред (даже в случае ее исключения из СРО), а также иные члены должны внести в фонд дополнительные взносы. Сделать это нужно в целях его увеличения до размера, установленного уставом саморегулируемой организации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня осуществления указанных выплат (п. 5 ст. 55.16 ГрК РФ).

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (11.03.2017)
Просмотров: 205 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%