Общая теория права определяет правовые принципы как выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание (основы) и закрепленные в нем закономерности общественной
Правовые принципы должны быть реально выражены в самом праве. Те начала, которые еще не закреплены в правовых нормах, не относятся к правовым принципам, остаются лишь идеями (началами) правосознания, научными выводами2. Обычно принципы выступают в виде норм (норм-принципов). Будучи нормами права, принципы выполняют регулятивные функции.
Важнейшей чертой правовых принципов, признанных в общей теории и в аграрно-правовой науке3, является обладание ими рядом свойств, которые ставят их в один ряд с другими системообразующими факторами: предмет, метод правового регулирования общественных отношений, правовые презумпции.
В литературе принято подразделять принципы на общие и специфические (отраслевые). В числе общих признаны принципы: законности, справедливости, юридического равенства, социальной свободы и др.
Наличие специфических принципов в аграрном праве — один из решающих признаков выделения аграрного права в системе российского права, классифицирующий признак данной отрасли права. При этом в учебной литературе по аграрному праву4 к основным принципам аграрного права относятся:
право российских граждан на полноценное питание;
равенство участников аграрных правоотношений;
право добровольного выбора крестьянами форм и направлений трудовой и хозяйственной деятельности;
всемерная охрана и укрепление множественности форм собственности и базирующихся на них организационно-правовых форм хозяйствования;
расширение системы юридических гарантий для свободы аграрного предпринимательства;
закрепление за государством регулирующих функций в сфере аграрного предпринимательства;
органическая связь трудовой деятельности с природно-климатическими условиями аграрного предпринимательства, экологическая направленность этой деятельности;
хозяйственная и юридическая самостоятельность, материальная заинтересованность и ответственность сельскохозяйственных коммерческих организаций за результаты предпринимательской деятельности;
полнота правового регулирования аграрных отношений, непрерывность обновления аграрного законодательства, обеспечение законности деятельности всех участников рыночных аграрных отношений;
демократизация системы управления агропромышленным комплексом;
реальность и гарантированность субъективных прав участников аграрных правоотношений.
Отдельные из перечисленных принципов аграрного права перекликаются с высказанными ведущими учеными основными принципами предпринимательского права:
- свобода предпринимательской деятельности;
- юридическое равенство всех форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности;
- свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
- законность в предпринимательской деятельности;
- сочетание частных и публичных интересов в предпринимательском праве;
- государственное регулирование предпринимательской деятельности.
В. С. Мартемьянов называл более узкий круг правовых принципов:
- экономическая свобода;
- защита экономических интересов хозяйствующих субъектов и поощрение предприимчивости в хозяйствовании;
- государственное воздействие преимущественно на основе применения экономических мер и методов;
- конкуренция и защита от монополизма;
- законность.
При этом универсальным (интегрированным) принципом предпринимательского права признается свобода предпринимательской деятельности, которая объединяет несколько самостоятельных принципов (принцип свободы договора, дозволительный принцип, принцип свободы конкуренции).
В названных принципах предпринимательского права нет противоречий, но есть различия в некоторых сущностных акцентах.
Сходство принципов аграрного права и предпринимательского права естественно, ибо основная роль в сельском хозяйстве принадлежит субъектам аграрных правоотношений ~ сельскохозяйственным коммерческим организациям, осуществляющим предпринимательскую деятельность. Поэтому данные принципы являются межотраслевыми. Из них особо значим принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности и принцип сочетания частных и публичных интересов. Недооценка первого принципа в процессе приватизации в 1992-1993 гг. перерабатывающих, обслуживающих и снабжающих сельское хозяйство государственных предприятий в соответствии с либеральным выбором льгот приватизации, позволяющим их трудовым коллективам обладать контрольным пакетом акций, привела к становлению большей части этих предприятий локальными монополистами (подробнее см. в гл. IV учебника).
Нахождение оптимального соотношения частноправовых и публично-правовых начал в целях обеспечения социальной функции права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения все еще остается проблемой, хотя и в земельном законодательстве этот принцип закреплен.
В приведенном перечне основных принципов аграрного права первое место заняло право граждан на полноценное питание, которое не закреплено в аграрном законодательстве, и поэтому теоретически и практически нет оснований для возведения его в ранг правовых принципов (это право остается лишь идеей правосознания). Вместо него профессор М. И. Козырь в названной монографии обоснованно ставит принцип учета специфики (особенностей) сельскохозяйственного производства.
Следовало бы также «вытащить из тени» принцип экологизации правового регулирования сельскохозяйственной деятельности, так как в данной экономической сфере соблюдение правил охраны окружающей среды имеет особую социальную значимость. Этот принцип, безусловно, имеет самостоятельное значение.
Особое внимание следует обратить на сугубо специфический отраслевой принцип закрепления за государством регулирующих функций в сфере аграрного предпринимательства, поскольку в России, как и во всем мире, сельское хозяйство выполняет особую социальную роль в жизни общества и государства и его производственно-технологическая специфика (связь с биологическими объектами и зависимость от капризов природы) является объективно перманентно дотационной отраслью (даже в США и других странах - экспортерах сельскохозяйственной продукции). Этот отраслевой принцип детализирован в нормах-принципах ряда соответствующих институтов аграрного права.
В отраслевых специальных принципах особой значимостью обладает принцип органической связи трудовой деятельности с природно-климатическими условиями аграрного предпринимательства, поскольку выходит за рамки принципов института особенностей правового регулирования трудовых отношений в сельскохозяйственных организациях, затрагивая, например, принцип материальной заинтересованности и ответственности сельскохозяйственных коммерческих организаций в целом.
Изложенные основные принципы аграрного права в той или иной мере реализованы в законах и иных нормативных аграрно-правовых актах и в правоприменительной практике, кроме одного — принципа реальности и гарантированности прав участников аграрных правоотношений. Конституционное право оплаты труда всех категорий граждан на уровне не ниже установленного государством минимального размера заработной платы во многих сельскохозяйственных организациях (убыточных и низкорентабельных) не реализовано и долго еще не будет осуществлено (особенно с переходом минимума заработной платы на уровень одного или более прожиточных минимумов) в силу слабости их экономики. Тем не менее как научный постулат идея, которая должна быть воплощена в реалии, станет принципом будущего.
В науке аграрного права под принципами аграрного права понимаются выраженные в нормах права, регулирующих аграрные отношения, нормативно-руководящие идеи, положения, которые определяют содержание этой отрасли права, придают целостность, единство совокупности правовых норм, объединенных по предмету и методом регулирования в аграрном праве. В юридической науке признана также регулятивная роль принципов правовых институтов.
В аграрном праве, предметом которого является комплекс разных общественных отношений, принципы правовых институтов особенно важны. Так, в числе 11 принципов земельного права, закрепленных в ст. 1 ЗК РФ, отдельные из них относятся непосредственно и к аграрному праву:
- учет значения земли как основы жизни и деятельности человека (п. 1);
- приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве (п. 2);
- сочетание интересов общества и законных интересов граждан (п. 11).
С позиции аграрного права эти принципы означают прежде всего требование рационального использования земли, обеспечивающего удовлетворение потребностей общества, всего населения в продовольствии и в то же время сохранение плодородия земельных участков.
Для стабилизации землепользования сельскохозяйственных коммерческих организаций существенное значение имеют такие принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения, установленные п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июня 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», как:
- сохранение целевого использования земельных участков;
- преимущественное право субъектов Федерации или органов местного самоуправления на покупку земельного участка при его продаже (за исключением продажи с торгов);
- предоставление субъектам Федерации права установления момента приватизации и др.
В аграрном праве повышается значение института государственной поддержки, принципы которого выражены в принципах государственной аграрной политики, закрепленных ст. 5 Федерального закона от 26 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», а именно:
- доступность и адресность государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- доступность информации о состоянии аграрной политики;
- единство рынка сельскохозяйственной продукции и обеспечение равных условий конкуренции на этом рынке;
- последовательность осуществления мер государственной аграрной политики и ее устойчивое развитие.
Особое место в системе принципов институтов аграрного права принадлежит принципам сельскохозяйственной кооперации, установленным в ст. 2 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», в которых отражены достижения мировой теории и практики кооперации.
Можно выделить ряд специфических принципов и в институте особенностей правового регулирования трудовых отношений.
Современное аграрное законодательство заметно развивается в сторону закрепления принципов-норм не только в фундаментальных федеральных законах, определяющих содержание правовых институтов в целом, но и в ряде федеральных законов, входящих в состав того или иного правового института. Так, в Федеральном законе от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» (с изм. и доп.), являющемся составным элементом правового института государственной поддержки производителя сельскохозяйственной продукции, закреплены специальные принципы-нормы реструктуризации просроченной задолженности сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств.
|