Понедельник, 25.11.2024, 11:05
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Конституция РФ — основной источник аграрного права

Конституция РФ (принята 12 декабря 1993 г.) — Основной За­кон Российской Федерации, определяющий правовую основу го­сударства, принципы, структуру, главные характеристики государ­ственного строя, права и свободы граждан, форму правления и го­сударственного устройства, систему правосудия и другие основные устои жизни общества.

Конституция является определяющим источником аграрно­го права, как и любой другой отрасли российского права. Именно в Конституции содержатся главные нормы и принципы, являющи­еся основой для правового регулирования аграрных отношений.

Нормы Конституции имеют определяющее значение для орга­низации и деятельности сельскохозяйственных организаций, а так­же для иных субъектов аграрного права, в том числе для аграрного правотворчества. Эти нормы можно классифицировать по четырем основным группам.

К первой группе норм Конституции РФ относятся нормы, про­возглашающие права и свободы граждан в сфере предпринима­тельской деятельности.

Так, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражда­нина — обязанность государства (ст. 2).

В Российской Федерации гарантируется единство экономиче­ского пространства, свободное перемещение товаров, услуг и фи­нансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономиче­ской деятельности (п. 2 ст. 8). Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории со­ответствующей территории (п. 1 ст. 9). Общепризнанные принци­пы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федера­ции установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (п. 4 ст. 15). Каж­дый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34). Не допускает­ся экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34). Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и рас­поряжаться им как единолично, так и совместно с другими лица­ми (п. 2 ст. 35). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (п. 1 ст. 46). Ко второй группе норм Конституции РФ относятся нормы, устанавливающие формы собственности на землю и другие при­родные ресурсы, и порядок их использования.

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 2 ст. 8). Право частной собственности охраняется законом (п. 1 ст. 35). Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имуще­ства для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (п. 3 ст. 35). Право наследования гарантируется (п. 4 ст. 35). Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (п. 1 ст. 36). Владение, пользование и распоряжение землей и дру­гими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не на­рушает прав и законных интересов иных лиц (п. 2 ст. 36). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федераль­ного закона (п. 3 ст. 36).

Нормы права, закрепленные в пп. 2 и 3 ст. 36 Конституции име­ют особо важное значение для совершенствования правового регу­лирования аграрных отношений, так как в них нашли отражение принципы социальной функции собственности на земли сельско­хозяйственного назначения и верховенства федерального земель­ного законодательства, которые, к сожалению, в процессе осущест­вления земельной и аграрной реформ (особенно в первом периоде) не соблюдались.

В третью группу норм Конституции РФ входят нормы, регу­лирующие трудовые отношения и имеющие общий характер. Не меньшее, если не наибольшее, значение они имеют для сельского хозяйства с его многоплановой спецификой и нуждаемостью в кон­ституционных гарантиях и защите прав граждан, занятых в этой жизненно важной отрасли национальной экономики. Это относит­ся, по существу, ко всем правам, провозглашенным в ст. 37, а имен­но к правам:

а) свободно распоряжаться своими способностями к труду;

б) выбирать род деятельности и профессию (принудительный труд запрещен);

в) на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждения за труд без какой бы то ни было дис­криминации и не ниже установленного федеральным законом ми­нимального размера оплаты труда;

г) на защиту от безработицы;

д) на индивидуальные и коллективные трудовые споры с ис­пользованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку;

е) на отдых;

ж) на гарантированные установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый отпуск. Право, названное в п. «ж», относится лишь к работающим по трудовому договору, однако активно влия­ет и на установление локальными актами прав членов сельскохо­зяйственных кооперативов.

К четвертой группе норм Конституции РФ относятся нормы, устанавливающие систему государственных органов, их компетен­цию, в том числе в сфере природопользования и охраны окружаю­щей среды.

Конституцией РФ определены предмет ведения и компетен­ция федеральных органов и субъектов Федерации по вопросам, имеющим первостепенное значение для регулирования аграрных отношений. Как отмечалось ранее, условия и порядок пользова­ния главным средством производства в сельском хозяйстве — зем­лей — определяются на основе федерального закона. К ведению Российской Федерации отнесены также управление федераль­ной собственностью, установление основ федеральной полити­ки в экономической, экологической и других сферах, определе­ние правовых основ единого рынка, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство и др. (ст. 71).

К совместному ведению Российской Федерации и ее субъек­тов отнесены природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, имеющие первосте­пенное значение в агропромышленном комплексе. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимае­мые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов по­следние вправе осуществлять собственное правовое регулирова­ние, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (ст. 76).

Для аграрного права важное значение имеют положения Кон­ституции РФ о прямом ее действии и применении на всей террито­рии Российской Федерации (п. 1 ст. 15). Согласно давно сформиро­вавшейся правовой доктрине принципы и нормы права Конститу­ции действуют непосредственно, если: а) они не конкретизируются в иных отраслях права и б) в действующем законодательстве еще не отменены (не изменены) нормы, противоречащие конституци­онным установлениям.

Положение о прямом действии Конституции РФ подтвержде­но в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конститу­ции Российской Федерации при осуществлении правосудия»1.

За судами общей юрисдикции согласно ст. 120 Конституции РФ данным постановлением закреплена функция оценки законов и иных нормативных правовых актов с точки зрения их соответ­ствия Конституции РФ. Если такого соответствия при рассмотре­нии дел не установлено, то во всех необходимых случаях суд при­меняет Конституцию РФ в качестве прямого действия. Последова­тельное применение указанного правила может сыграть огромную роль в случаях ликвидации сельскохозяйственных кооперативов на основании их нечленства в ревизионных союзах, при реализа­ции соответствующих норм Федерального закона «О сельскохо­зяйственной кооперации» (1995 г.), противоречащих Конститу­ции РФ и гражданскому законодательству.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (11.03.2017)
Просмотров: 173 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%