Понятия и особенности аграрных правоотношений. 1. В процессе сложной и многогранной деятельности сельскохозяйственных коммерческих организаций, их объединений и других участников производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации в соответствии с уставной праводееспособностью складываются различные по своей социально-экономической сущности и юридической природе правоотношения. Центральное место среди них занимают аграрные правоотношения, представляющие собой правовую форму, выражающую и закрепляющую аграрные общественные отношения как экономическую категорию, разновидность производственных отношений, складывающихся и развивающихся в процессе организации и ведения сельскохозяйственного производства. Право регулирует волевую, поведенческую сторону этих отношений.
Юридические нормы устанавливают рамки поведения людей, или, что означает то же самое, регулируют это поведение. Право, регулируя поведение людей, воздействует на их волю и тем самым оказывает воздействие на производственные отношения, закрепляет и развивает их в том направлении, которое обеспечивает сохранение, упрочнение и развитие данного общества.
Волевые аграрные отношения нельзя рассматривать в качестве самостоятельных, а тем более независимых от производственных отношений. Материальные и волевые аграрные отношения развиваются как единое и неразрывное целое, как различные стороны единых общественно-производственных отношений. При этом аграрные отношения выступают одновременно в качестве волевой стороны и формы, в которой отражаются и проявляются производственные отношения. Такое понимание позволяет раскрыть механизм воздействия аграрного права на экономику.
Придавая с помощью норм аграрного права аграрным волевым отношениям характер правовых, государство воздействует определенным образом на поведение людей — участников этих правоотношений, наделяя их соответствующими правами и возлагая на них обязанности в сфере организации и ведения сельскохозяйственного производства и распоряжения его результатами.
2. Основная особенность аграрных правоотношений, как отмечалось в гл. I, состоит в том, что они не представляют собой единого целостного отношения, а составляют органический комплекс земельных, имущественных, трудовых и организационно-управленческих отношений, складывающихся в процессе сельско
хозяйственного производства и учитывающих его специфику.
Специфика сельского хозяйства — основной объективный фактор, обусловливающий в конечном счете политическую заинтересованность государства в самостоятельном регулировании общественных отношений в сельском хозяйстве, что, в свою очередь, проявляется в накоплении обширного аграрного (сельскохозяйственного) законодательства, а также в соответствующих принципах регулирования этих отношений.
3. Другим фактором должна стать забота государства о социальном развитии села, что получило юридическое закреплении в Законе РФ от 21 декабря 1990 г. № 438-1 «О социальном развитии села». Правда, в условиях поразившего страну экономического кризиса основные положения этого Закона не были претворены
в жизнь.
В 2002 г. Правительство РФ утвердило федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2010 года», на реализацию которой, по данным Минсельхоза России, намечено выделить 178,7 млрд. руб.
Основными направлениями агропромышленной политики Правительства РФ на 2001-2010 гг., одобренными на заседании Правительства РФ 27 июля 2000 г., являются повышение качества жизни сельского населения, развитие социальной инфраструктуры села. Официально они признаны одной из стратегических задач агропродовольственной политики государства на ближайшую перспективу.
Решению задач будет способствовать создание в сельском хозяйстве равных с другими отраслями экономики условий получения денежных доходов. Намечаются также освобождение сельскохозяйственных предприятий от бремени затрат на социальную и инженерную инфраструктуру, возмещение расходов на содержание социальных объектов, передаваемых в муниципальную собственность, за счет региональных бюджетов и средств, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете.
Для реализации задач обеспечения социального развития сельских поселений, направленного на постепенное улучшение условий жизнедеятельности сельского населения, расширение доступности социальных услуг на селе и повышение их качества, необходима государственная поддержка в решении жилищной проблемы на селе, развитии сети сельских учреждений здравоохранения, общего образования, газификации, электрификации, дорожного строительства, а также в обеспечении компьютерами общеобразовательных школ в сельской местности.
Для усиления социальной защиты сельского населения признано целесообразным законодательно установить правовой статус лиц, работающих на семейных подворьях, и условия их социального обеспечения и страхования в зависимости от характера личного хозяйства: потребительское или товарное, единственное (основное) или подсобное место работы.
Большое внимание социальным проблемам современного села уделено и в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (в ред. от 3 декабря 2008 г.). Определяя в ст. 5 понятие государственной аграрной политики, Закон подчеркивает, что оно представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. При этом под устойчивым развитием сельских территорий понимаются их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, в том числе оплаты труда, рациональное использование земель.
Таким образом, спектр развития аграрных отношений в социальной сфере российского села достаточно широк..
Субъектами (участниками) аграрных правоотношений прежде всего являются производители сельскохозяйственной продукции, обладающие соответствующей правоспособностью. Таковыми следует рассматривать все формы и виды сельскохозяйственных коммерческих организаций (сельскохозяйственные кооперативы, хозяйственные товарищества и общества, государственные сельскохозяйственные предприятия и др.) и их объединений независимо от форм собственности, на которых они базируют свою деятельность; крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства граждан, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан; государственные, кооперативные и частные организации, призванные обслуживать сельскохозяйственное производство.
Аграрные правоотношения возникают, прекращаются и изменяются в силу различных обстоятельств, именуемых юридическими фактами. Статья 8 ГК РФ устанавливает, например, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Так, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»1 регистрации подлежат земельные участки, обособленные водные объекты, участки недр и иное имущество, связанное с землей: здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, леса и многолетние насаждения и др. Указанные виды имущества играют особо важную роль именно в аграрном секторе как основные средства сельскохозяйственного производства. Именно по поводу данных объектов у сельскохозяйственных коммерческих организаций возникают многочисленные и очень важные правовые отношения.
То же самое относится и к подлежащим государственной регистрации различного рода обременениям при осуществлении права собственности и иных вещных прав: сервитутам, ипотеке, доверительному управлению, аренде, которые также имеют большое значение в качестве оснований возникновения, изменения и прекращения аграрных правоотношений.
По характеру происхождения юридические факты делятся на действия и события.
Под действиями понимаются такие юридические факты, в которых выражено поведение людей или их коллективов. Действия (бездействие) могут быть правомерными, т. е. соответствующими требованиям закона, и неправомерными, т. е. противоречащими закону (правонарушения). Правомерные действия включают в свой состав юридические поступки, в силу закона вызывающие юридические последствия.
Основным видом аграрно-правовых (равно как и гражданско-правовых) актов являются сделки (договоры) — волевые действия граждан и (или) юридических лиц, направленные на достижение определенного правового результата, — установление, изменение или прекращение гражданами прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ).
Под событиями понимаются такие юридические факты, наступление которых происходит независимо от воли участников данного правоотношения (например, засуха, наводнение, землетрясение, пожар или иное стихийное бедствие).
Иногда для возникновения аграрного правоотношения необходима совокупность юридических фактов, именуемая юридическим составом (например, при образовании крестьянского хозяйства требуется не только согласие членов семьи, но и решение местной администрации о предоставлении в собственность либо в аренду участка земли для ведения этого хозяйства).
|