Понедельник, 25.11.2024, 10:38
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Аграрные правоотношения

Понятия и особенности аграрных правоотношений. 1. В про­цессе сложной и многогранной деятельности сельскохозяйствен­ных коммерческих организаций, их объединений и других участни­ков производства сельскохозяйственной продукции, ее переработ­ки и реализации в соответствии с уставной праводееспособностью складываются различные по своей социально-экономической сущ­ности и юридической природе правоотношения. Центральное место среди них занимают аграрные правоотношения, представляющие собой правовую форму, выражающую и закрепляющую аграрные общественные отношения как экономическую категорию, разно­видность производственных отношений, складывающихся и разви­вающихся в процессе организации и ведения сельскохозяйственного производства. Право регулирует волевую, поведенческую сторону этих отношений.

Юридические нормы устанавливают рамки поведения людей, или, что означает то же самое, регулируют это поведение. Право, регулируя поведение людей, воздействует на их волю и тем самым оказывает воздействие на производственные отношения, закрепля­ет и развивает их в том направлении, которое обеспечивает сохра­нение, упрочнение и развитие данного общества.

Волевые аграрные отношения нельзя рассматривать в качестве самостоятельных, а тем более независимых от производственных отношений. Материальные и волевые аграрные отношения раз­виваются как единое и неразрывное целое, как различные сторо­ны единых общественно-производственных отношений. При этом аграрные отношения выступают одновременно в качестве волевой стороны и формы, в которой отражаются и проявляются производ­ственные отношения. Такое понимание позволяет раскрыть меха­низм воздействия аграрного права на экономику.

Придавая с помощью норм аграрного права аграрным волевым отношениям характер правовых, государство воздействует опреде­ленным образом на поведение людей — участников этих правоотношений, наделяя их соответствующими правами и возлагая на них обязанности в сфере организации и ведения сельскохозяйственно­го производства и распоряжения его результатами.

2. Основная особенность аграрных правоотношений, как от­мечалось в гл. I, состоит в том, что они не представляют собой единого целостного отношения, а составляют органический комп­лекс земельных, имущественных, трудовых и организационно-управленческих отношений, складывающихся в процессе сельско­
хозяйственного производства и учитывающих его специфику.

Специфика сельского хозяйства — основной объективный фак­тор, обусловливающий в конечном счете политическую заинтере­сованность государства в самостоятельном регулировании обще­ственных отношений в сельском хозяйстве, что, в свою очередь, проявляется в накоплении обширного аграрного (сельскохозяй­ственного) законодательства, а также в соответствующих принци­пах регулирования этих отношений.

3. Другим фактором должна стать забота государства о соци­альном развитии села, что получило юридическое закреплении в Законе РФ от 21 декабря 1990 г. № 438-1 «О социальном разви­тии села». Правда, в условиях поразившего страну экономическо­го кризиса основные положения этого Закона не были претворены
в жизнь.

В 2002 г. Правительство РФ утвердило федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2010 года», на реализа­цию которой, по данным Минсельхоза России, намечено выделить 178,7 млрд. руб.

Основными направлениями агропромышленной политики Правительства РФ на 2001-2010 гг., одобренными на заседании Правительства РФ 27 июля 2000 г., являются повышение качества жизни сельского населения, развитие социальной инфраструкту­ры села. Официально они признаны одной из стратегических за­дач агропродовольственной политики государства на ближайшую перспективу.

Решению задач будет способствовать создание в сельском хо­зяйстве равных с другими отраслями экономики условий полу­чения денежных доходов. Намечаются также освобождение сель­скохозяйственных предприятий от бремени затрат на социальную и инженерную инфраструктуру, возмещение расходов на содержа­ние социальных объектов, передаваемых в муниципальную соб­ственность, за счет региональных бюджетов и средств, предусмат­риваемых на эти цели в федеральном бюджете.

Для реализации задач обеспечения социального развития сель­ских поселений, направленного на постепенное улучшение условий жизнедеятельности сельского населения, расширение доступности социальных услуг на селе и повышение их качества, необходима го­сударственная поддержка в решении жилищной проблемы на селе, развитии сети сельских учреждений здравоохранения, общего об­разования, газификации, электрификации, дорожного строитель­ства, а также в обеспечении компьютерами общеобразовательных школ в сельской местности.

Для усиления социальной защиты сельского населения при­знано целесообразным законодательно установить правовой статус лиц, работающих на семейных подворьях, и условия их социально­го обеспечения и страхования в зависимости от характера личного хозяйства: потребительское или товарное, единственное (основ­ное) или подсобное место работы.

Большое внимание социальным проблемам современного села уделено и в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (в ред. от 3 декабря 2008 г.). Определяя в ст. 5 понятие государственной аграрной политики, Закон подчеркивает, что оно представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направ­ленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. При этом под устойчивым развитием сельских тер­риторий понимаются их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйствен­ной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, в том числе оплаты труда, рациональное ис­пользование земель.

Таким образом, спектр развития аграрных отношений в соци­альной сфере российского села достаточно широк..

Субъектами (участниками) аграрных правоотношений преж­де всего являются производители сельскохозяйственной продук­ции, обладающие соответствующей правоспособностью. Таковыми следует рассматривать все формы и виды сельскохозяйственных коммерческих организаций (сельскохозяйственные кооперативы, хозяйственные товарищества и общества, государственные сель­скохозяйственные предприятия и др.) и их объединений независи­мо от форм собственности, на которых они базируют свою деятель­ность; крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства граждан, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан; государственные, кооперативные и частные организации, призванные обслуживать сельскохозяйственное про­изводство.

Аграрные правоотношения возникают, прекращаются и из­меняются в силу различных обстоятельств, именуемых юриди­ческими фактами. Статья 8 ГК РФ устанавливает, например, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, пред­усмотренных законом и иными правовыми актами, а также из дей­ствий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотре­ны законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Так, в соответствии с Федераль­ным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной реги­страции прав на недвижимое имущество и сделок с ним»1 регистра­ции подлежат земельные участки, обособленные водные объекты, участки недр и иное имущество, связанное с землей: здания, сооруже­ния, жилые и нежилые помещения, леса и многолетние насаждения и др. Указанные виды имущества играют особо важную роль именно в аграрном секторе как основные средства сельскохозяйственного производства. Именно по поводу данных объектов у сельскохозяй­ственных коммерческих организаций возникают многочисленные и очень важные правовые отношения.

То же самое относится и к подлежащим государственной реги­страции различного рода обременениям при осуществлении права собственности и иных вещных прав: сервитутам, ипотеке, довери­тельному управлению, аренде, которые также имеют большое значение в качестве оснований возникновения, изменения и прекра­щения аграрных правоотношений.

По характеру происхождения юридические факты делятся на действия и события.

Под действиями понимаются такие юридические факты, в ко­торых выражено поведение людей или их коллективов. Действия (бездействие) могут быть правомерными, т. е. соответствующими требованиям закона, и неправомерными, т. е. противоречащими за­кону (правонарушения). Правомерные действия включают в свой состав юридические поступки, в силу закона вызывающие юриди­ческие последствия.

Основным видом аграрно-правовых (равно как и гражданско-правовых) актов являются сделки (договоры) — волевые действия граждан и (или) юридических лиц, направленные на достижение определенного правового результата, — установление, изменение или прекращение гражданами прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ).

Под событиями понимаются такие юридические факты, насту­пление которых происходит независимо от воли участников данно­го правоотношения (например, засуха, наводнение, землетрясение, пожар или иное стихийное бедствие).

Иногда для возникновения аграрного правоотношения необхо­дима совокупность юридических фактов, именуемая юридическим составом (например, при образовании крестьянского хозяйства требуется не только согласие членов семьи, но и решение местной администрации о предоставлении в собственность либо в аренду участка земли для ведения этого хозяйства).

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (11.03.2017)
Просмотров: 232 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%