1. Внутренними (внутрихозяйственными, корпоративными) являются правоотношения, основанные на членстве в колхозе, другом сельскохозяйственном кооперативе, в крестьянском хозяйстве либо личном подсобном хозяйстве, а также на трудовом договоре в государственных и иных формах организации сельскохозяйственного производства, складывающиеся по поводу организации использования земли, другого имущества и труда в процессе производственно-хозяйственной деятельности на этой земле.
Внутренние отношения между участниками и обществом с ограниченной ответственностью в целом, членами кооператива и кооперативом являются отношениями по внесению имущественных вкладов, а в акционерном обществе — по приобретению акций. Данные отношения по своей правовой природе являются обязательственными имущественными правоотношениями. Аграрные отношения внутри сельскохозяйственной организации возникают не только между организацией и ее членами (участниками) или работниками, но также между организацией и ее структурными (производственными) подразделениями, между сельскохозяйственной организацией и лицами, ведущими личное подсобное хозяйство, а во многих случаях между членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
По содержанию внутренние аграрные правоотношения представляют собой совокупность взаимных субъективных прав и обязанностей их участников, реализуемых в ходе ведения сельскохозяйственного производства.
Аграрное право — специализированная комплексная отрасль права. Ее специализация определяется прежде всего особенностями использования земли и труда на ней. Поэтому в сфере сельскохозяйственного производства в системе аграрных отношений в первую очередь должны быть выделены земельные и трудовые отношения как наиболее специфичные для этого производства. Конечно, не все земельные отношения, составляющие предмет регулирования земельного права, подлежат регулированию одновременно и нормами аграрного права.
Аграрное право регулирует преимущественно отношения по поводу организации и производственной деятельности всех сельскохозяйственных предприятий и объединений. При этом нормы земельного права выступают в качестве общих положений, исходных начал, принципов, которые специфически преломляются в нормах сельскохозяйственного права относительно хозяйственно-производственной деятельности по рациональному использованию сельскохозяйственных земель колхозами, совхозами, иными сельскохозяйственными предприятиями.
Комплексно-интеграционный подход к регулированию сельскохозяйственного землепользования в аграрном праве состоит прежде всего в регулировании этих отношений в неразрывной связи с трудовыми отношениями.
2. В сельском хозяйстве трудовые отношения «выступают, по существу, как сложные земельно-трудовые либо эколого-трудовые отношения, поскольку труд здесь — органическое использование природных качеств земли в процессе производственной сельскохозяйственной деятельности. В таком свойстве они в равной мере характерны как для колхозов, так и для совхозов, иных сельскохозяйственных предприятий независимо от формы собственности, лежащей в их основе».
Организационно-экономическая специфика трудовых отношений в сельском хозяйстве, обусловленная использованием земли в качестве основного и главного средства производства, требует унифицированного подхода в правовом регулировании этих отношений независимо от форм собственности и форм организации сельскохозяйственного производства, в рамках которых происходит трудовой процесс.
По характеру и содержанию трудовые отношения, складывающиеся в сельскохозяйственных коммерческих организациях, а также с участием иных работодателей (например, крестьянских (фермерских) хозяйств), подразделяются на отношения:
а) в сфере организации труда;
б) по соблюдению дисциплины труда;
в) в области оплаты труда;
г) в сфере охраны труда и соблюдения правил по технике безопасности и производственной санитарии.
В свою очередь, все эти отношения базируются на трудовом договоре и регулируются нормами трудового права, либо на членстве в колхозах и других сельскохозяйственных кооперативах. Специфика трудовых отношений в сельском хозяйстве учитывается и определяется нормами аграрного права.
3. Если земельные и трудовые отношения определяют специфику внутренних аграрных отношений, то их основу составляют имущественные отношения, складывающиеся и развивающиеся внутри данной сельскохозяйственной коммерческой организации.
По своей правовой природе и характеру внутрихозяйственные имущественные отношения весьма многообразны и в свою очередь могут быть подразделены на следующие виды:
а) непосредственно выражающие отношения собственности в сельскохозяйственном производстве в процессе владения, пользования и внутрихозяйственного распоряжения (управления) объектами этой собственности;
б) складывающиеся между сельскохозяйственными коммерческими организациями и их внутренними производственными под разделениями;
в) складывающиеся между сельскохозяйственной коммерческой организацией и гражданами в связи с ведением ими личных подсобных хозяйств;
г) деликтные внутрихозяйственные имущественные правоотношения.
Основную часть имущественных отношений сельскохозяйственных коммерческих организаций и других сельскохозяйственных товаропроизводителей составляют правоотношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением, принадлежащим им на праве собственности либо хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом.
Эти отношения складываются и развиваются не только как внутрихозяйственные, но и как внешние имущественные правоотношения сельскохозяйственных коммерческих организаций и других участников сельскохозяйственного производства.
В процессе осуществления аграрной реформы, особенно в связи с реорганизацией колхозов и совхозов в новые организационно-правовые формы хозяйствования, на селе возникли новые, неизвестные ранее имущественные отношения.
Так, в соответствии с п. 9 постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» все члены колхозов и работники совхозов, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный участок и имущественный пай. Размер земельного пая устанавливается в натуральном или стоимостном выражении. При среднем качестве земли земельный пай в натуральном выражении не должен превышать утвержденной в районе предельной нормы бесплатной передачи земли в собственность. Постановление допускало объединение земельного и имущественного пая в единый пай с указанием его стоимости и выдачу акций или иных свидетельств собственности. Была разрешена передача пая в качестве учредительного взноса в товарищество или в акционерное общество либо в качестве вступительного взноса в кооператив, а также продажа пая другим работникам хозяйства или хозяйству в целом.
Порядок определения земельной и имущественной долей (паев) и права владельцев по их использованию закреплены в разд. 2 (пп. 8-17) Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. (утратило силу с 27 января 2003 г.).
В соответствии с п. 5 Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»2 каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, выдается свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной Указом, с указанием площади земельной доли (пая) без выдела в натуре.
Собственники земельных долей (паев) без согласия других собственников имеют право продавать земельные доли (паи) другим членам коллектива, а также иным гражданам и юридическим лицам для производства сельскохозяйственной продукции. При этом члены коллектива имеют преимущественное право на приобретение земельных долей (паев) перед иными покупателями.
И все же, несмотря на наличие свидетельства о праве собственности на земельную долю, владелец этой доли становится реальным собственником земельного участка только в случае выхода из колхоза либо совхоза и предоставления участка в натуре. До этого данное лицо находится в обязательственных имущественных правоотношениях с сельскохозяйственным предприятием по поводу принадлежащего ему земельного и имущественного паев.
Придавая большое значение в плане наведения порядка в предоставлении гражданам и последующем распоряжении земельными долями и имущественными паями в ходе реорганизации сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) Правительством РФ постановлением от 1 февраля 1995 г. одобрены рекомендации по подготовке и выдаче Документов о праве на земельные доли и имущественные паи, а также Примерный пакет документов (материалов) по выдаче свидетельств на право собственности на земельные доли и о праве на имущественный пай.
Этими документами был конкретизирован порядок определения и выдачи гражданам земельных долей и имущественных паев в ходе реорганизации сельскохозяйственных предприятий, уточнен перечень лиц, имеющих право на получение земельных долей и имущественных паев, и определен судебный порядок разрешения споров, связанных с правом на получение земельной доли и определением площади земель, находящихся в общей собственности, а также споров, связанных с правом на получение имущественного пая и его размером.
4. Большой удельный вес во внутренних имущественных правоотношениях занимают правоотношения, складывающиеся между сельскохозяйственной коммерческой организацией в целом и ее производственными подразделениями в процессе внутрихозяйственной деятельности.
Эти внутрихозяйственные подразделения обладают определенными имущественными правами и несут обязанности, а следовательно, выступают в качестве субъектов внутренних имущественных правоотношений. Так, за коллективами внутрихозрасчетных подразделений сельскохозяйственной коммерческой организации закрепляются земельные участки, тракторы, машины, инвентарь, рабочий и продуктивный скот, постройки и другие средства производства и материальные ресурсы.
Деятельность внутрихозяйственных производственных подразделений нередко осуществляется на основе договоров, заключенных между подразделениями и организацией, в которых определяются взаимные обязательства по производству продукции (выполнению работ, оказанию услуг), материально-техническому обеспечению, устанавливаются уровни цен и условия расчетов, порядок реализации продукции, а также вознаграждения за конечные результаты работы. Указанные отношения могут регулироваться также локальными нормативными правовыми актами (положение о внутрихозяйственном расчете и др.).
5. В последние годы в Российской Федерации осуществляется курс на поддержание и более полное использование возможностей личного подсобного хозяйства граждан как важнейшего источника увеличения производства продовольствия. На современном этапе правоотношения между сельскохозяйственными коммерческими и личными подсобными хозяйствами (ЛПХ) граждан остаются важным видом внутренних имущественных правоотношений этих организаций. Нормами аграрного права предусмотрен ряд мер, направленных на увеличение производства сельскохозяйственной продукции в ЛПХ граждан. Они включают:
- обеспечение более полного использования приусадебных и иных свободных земель;
- содействие гражданам в строительстве жилых домов и хозяйственных построек;
- расширение продажи населению колхозами, совхозами и другими сельскохозяйственными организациями поросят, молодняка скота, птицы и кормов для их выращивания;
- проведение вспашки приусадебных участков и пр.;
- улучшение производственного обслуживания личных подсобных хозяйств различными сервисными организациями и предприятиями, включая потребительские кооперативы;
- обеспечение доступности кредитных ресурсов для граждан, ведущих личное подсобное хозяйство;
- увеличение производства и продажи населению средств малой механизации, леса, кирпича, посадочного материала плодово-ягодных культур, садово-огородного инвентаря, минеральных удобрений и ядохимикатов и т. п.;
- улучшение деятельности потребительской кооперации по закупке продукции личных подсобных хозяйств по ценам согласно договоренности, расширение и укрепление материальной базы рынков, т. е. создание необходимых условий для продажи излишков сельскохозяйственной продукции.
Сказанное свидетельствует и о существенном расширении и развитии этого важного вида внутренних имущественных отношений сельскохозяйственных коммерческих организаций с ЛПХ граждан.
Следует выделить и такой вид внутренних и внешних имущественных правоотношений, как правоотношения, связанные с охраной частной, государственной и муниципальной собственности и иных имущественных прав сельскохозяйственных коммерческих организаций (предпринимателей) и их членов (участников). Согласно Гражданскому кодексу РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (виндикация) (ст. 301). Кроме того, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, даже если эти нарушения и не связаны с лишением владения (ст. 305). В случае принятия закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков разрешаются судом (ст. 306). Эти положения в равной мере относятся как к внутренним, так и к внешним имущественным аграрным правоотношениям.
Весомую часть во внутренних аграрных отношениях сельскохозяйственных коммерческих организаций составляют организационно -управленческие отношения.
Укрепление демократических начал в управлении — важная гарантия успешной деятельности сельскохозяйственной организации.
Согласно ст. ПО ГК РФ высшим органом управления кооперативом (в том числе и сельскохозяйственным производственным кооперативом) является общее собрание его членов.
В кооперативе с числом членов более 50 человек может быть создан наблюдательный совет, который осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов кооператива.
Исполнительными органами кооператива являются правление и/или его председатель. Они осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива.
Членами наблюдательного совета и правления кооператива, а также председателем кооператива могут быть только члены кооператива. Член кооператива не может одновременно быть членом наблюдательного совета и членом правления, либо председателем кооператива.
Компетенция органов управления сельскохозяйственных производственных кооперативов и порядок принятия ими решений определяются законом и уставом кооператива.
Исключительная компетенция общего собрания членов кооператива определена п. 2 ст. 20 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».
Уставом кооператива к исключительной компетенции общего собрания может быть отнесено решение и иных вопросов.
Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания или наблюдательного совета, не могут быть переданы ими на решение исполнительных органов кооператива.
Член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием.
Эти положения Гражданского кодекса РФ были конкретизированы и развиты в Федеральном законе «О сельскохозяйственной кооперации», который во многом по-новому определил структуру и полномочия органов управления кооперативом, порядок избрания в исполнительные органы управления кооперативом и отзыва из него.
В частности, по-новому в данном Законе решен вопрос о кворуме при принятии решений на общем собрании. Кворум теперь должен составлять не менее 25% общего числа членов кооператива, имеющих право голоса (на общем собрании членов кооператива, лично присутствующих), но не менее 5 членов кооператива, в случае если число членов кооператива составляет менее 20; не менее 50% общего числа избранных уполномоченных (на собрании уполномоченных), но не менее 50 уполномоченных (п. 1 ст. 24).
Член кооператива, не внесший в установленном порядке паевой взнос, не имеет права участвовать в голосовании. Член кооператива не может участвовать в голосовании и при принятии решений об отстранении его от выборной должности, об освобождении от обязанностей перед кооперативом, а также в случае предъявления к нему исковых требований.
Общие принципы организации и управления иными, кроме производственных кооперативов, сельскохозяйственными коммерческими организациями регламентируются законодательством и уставом организации. Коммерческая организация самостоятельно определяет структуру органов управления и затраты на их содержание.
|